Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Ист.медицины

Кафедра организации здравоохранения,

Экономики и социальной работы

Тестовые вопросы

По истории медицины

Ставрополь 2014


УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Тестовые вопросы по истории медицины / под ред. проф. В.Н. Муравьевой . – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2014. – 53 с.

Составители: д.и.н. А.В. Карташев, доц. Л.Л. Максименко, к.м.н. А.А. Хрипунова, к.м.н. В.Б. Зафирова, О.О. Хорева, В.В. Зенин, А.С. Корольков, Р.С. Спевак.

Тесты составлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «История медицины» для направлений подготовки (специальностей): лечебное дело, педиатрия, стоматология. Предназначены для текущего контроля знаний студентов в ходе семинаров по всем темам дисциплины и промежуточного контроля на итоговом занятии (зачете).

УДК 390. 564.

© СтГМУ, 2014


История медицины как наука.

Медицина в период первобытно-общинного строя

Выберите 1 правильный ответ

Определение истории медицины

*1. история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2. история медицины – это наука о закономерностях развития врачевания

3. история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4. история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

Выберите 1 правильный ответ

1.2. В основу периодизации истории медицины положены

1. достижения в области естествознания

2. открытия в области медицины

3. смена правящих династий

4. знаменательные исторические даты

*5. социально-экономические формации

Выберите 1 правильный ответ

Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

*1. 99% 2. 90% 3. 85% 4. 80% 5. 75%

Выберите 1 правильный ответ

1.12. Одной из форм первобытной религии была вера в то, что человек может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. Она называлась

1. волшебство 2. Магия 3. колдовство

4. тотемизм 5. язычество

Выберите 1 правильный ответ

1.13. Суеверный страх человека перед грозной природой вызывал желание умилостивить ее. Человек стал покланяться земле, воде, огню, населяя природу своеобразными «духами». Такая форма религии называется

1. мистицизм 2. Язычество 3. тотемизм

*4. анимизм 5. христианство

Выберите 1 правильный ответ

На заре формирования человеческого общества создался особый класс людей, посвятивших себя врачеванию. Они назывались

1. зомби 2. Колдун *3. Шаман 4. Берегиня 5. факир

Выберите 1 правильный ответ

Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

*1. фетишизм 2. Тотеизм 3. Религия

4. астрология 5. анимизм

Выберите 1 правильный ответ

1.16. Для изгнания злого духа первобытные люди проводили «операцию»

1. кастрации *2. трепанации черепа

3. ампутации конечности 4. удаление зуба 5. кесарево сечение

Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

*1. животного происхождения *2. минерального происхождения

3. комбинированные 4. синтетические

*5. растительного происхождения

Выберите 1 правильный ответ

1.21. Средняя продолжительность жизни первобытных людей составляла:

1. 40-45 лет *2. 30-40 лет 3. 15-20 лет 4. 50-60 лет

Выберите все правильные ответы

История медицины подразделяется на

*1. общую 2. Всемирную *3. частную

4. личную 5. общественную

Выберите все правильные ответы

По костным останкам древних людей можно определить

*1. опухоли костей 2. Рахит 3. травмы

4. инфаркт миокарда 5. гепатит

Выберите все правильные ответы

Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом ее представлении

1. слабительные средства *2. Амулеты *3. заговоры

4. тотемы *5. трепанации черепа

Выберите все правильные ответы

В качестве медицинских инструментов в период первобытно-общинного строя использовались

*1. заточенный камень *2. острая рыбья чешуя

3. острые копья 4. Пинцет 5. ланцет

Выберите все правильные ответы

По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1. смены времен года

*2. изменения климатических условий

3. воздействия небесных сил

*4. воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

*5. естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

Выберите 1 правильный ответ

1.30. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения?

*1. тотемизм 2. Анимизм 3. Фетишизм 4. шаманизм

Основные черты медицины Древнего мира

(Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

Выберите 1 правильный ответ

2.1. Особенности медицины рабовладельческого строя:

1. применение наркоза 2. открытие лекарственных средств

*3. классовый характер медицины 4. общедоступная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.2. Анатомические знания в Древнем Египте получали при:

*1. бальзамировании

2. вскрытии трупов

3. изучении медицинских книг

4. вскрытии животных

Выберите 1 правильный ответ

2.3. Первый свод законов в эпоху рабовладения, содержавший правовые основы деятельности врачевателей:

*1. Законы Хаммурапи 2. Римское право

3. Аюр-Веда 4. Канон медицины

Выберите 1 правильный ответ

2.4. Самый распространенный метод лечения в Древнем Китае:

1. ритуальные танцы *2. лечение от противного

3. заговоры 4. хирургия

Выберите 1 правильный ответ

В Индии медицине обучались

1. в храмах

*2. в специальных школах типа университета

3. в медицинских школах

4. на дому у целителей

5. нигде, была только народная медицина

Выберите 1 правильный ответ

2.7. В какой стране Древнего мира лечили ртутью:

1. Египет 2. Вавилон *3. Индия 4. Китай

Выберите 1 правильный ответ

2.9. Какой метод лечения применялся в Древнем Китае при натуральной оспе:

1. вакцинация *2. вариоляция

3. оперативное вмешательство 4. кровопускание

Выберите 1 правильный ответ

«Предмет математика» - Введение спецкурсов повышает интерес к математике. Трудности при изучении учебного материала.(21%). Среднее арифметическое результатов по математике 5-11 КЛАССЫ (1 полугодие): Результаты опроса среди учащихся 9 класса (в %). Внеклассная работа по математике. Обществознание. 12. Построение графиков сложных функций.

«Описание предмета» - Лыжники. В описании выделяют 3 части: «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Тренировка лыжников. Тема урока: Вопросы: Словарик. Цели: Описание. Типы речи. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». План. Стили речи. Лыжные соревнования.

«Признак предмета» - Предмет. Выполни действия, сохранив общий признак каждой группы. Раскрась: большой клубок – синим цветом, средний – зеленым, маленький – красным. Назовите основные правила техники безопасности, которые следует соблюдать находясь в кабинете информатики. Пиктограммы.» и «Гимнастика для рук». С какими признаками предметов вы сегодня познакомились?

«Учебные предметы» - Учебный предмет “Технология (Труд)”. «Обществознание». Экспертиза и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения. «Естествознание». Рекомендуется введение 1 часа/нед. из часов школьного компонента – 11 класс. «История». Проведения факультативных и элективных курсов по выбранному профилю или углублению.

«Счёт предметов» - Счет предметов. Работа в парах. Посчитай.

«Интеграция предметов» - Интеграция биологии и информатики. Учитель математики и информатики Кузнецова Елена Ивановна. Использование Интернета. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях интеграции. Всероссийская дистанционная олимпиада "Кенгуру". Проект математики и технологии. Интеграция математики и информатики Проектные работы учащихся.

5. Тестовые задания:

01. Определение истории медицины:

1) история медицины – это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

2) история медицины – это наука о происхождении научных знаний медицины

3) история медицины – это наука о происхождении практических медицинских навыков

4) история медицины – это наука об изучении народных средств врачевания

02. В основу периодизации истории медицины положены

1) достижения в области естествознания

2) открытия в области медицины

3) знаменательные исторические даты

4) социально-экономические формации

03. Возникновение медицины связано

1) с появлением первого человека

2) с возникновением болезней

3) с оказанием взаимопомощи

4) с повышенным травматизмом

04. Первоисточниками являются:

1) впервые найденные памятники древних цивилизаций

2) письменные свидетельства очевидцев или участников произошедших в прошлом событий

3) реконструкции происходивших событий, на основании имеющихся описаний

4) первые исследования на историческую тему

05.историческое событие знаменующее окончание эпохи Древнего Мира и начало эпохи Средневековья

1) падение Римской империи

2) рождение Иисуса Христа

3) появление Византии

4) первый крестовый поход

06. историческое событие, которое принято считать границей между Новым временем и Новейшей историей

1) Великая октябрьская социалистическая революция

2) окончание Первой мировой войны

3) начало Великой отечественной войны

4) первый полет человека в космос

07. Сколько периодов принято выделять в периодизации мировой истории:

08. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Древнего мира:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

09. Процесс историко-эволюционного формирования человеческого общества:

1) антропогенез

2) социогенез

3) этногенез

4) биогенез

10. Общественный строй, соответствующий периоду медицины Средневековья:

1) первобытнообщинный

2) рабовладельческий

3) феодальный

4) капиталистический

11. В основу периодизации истории медицины положена:

1) гражданская периодизация

2) статистические данные

3) специальная периодизация

4) классификация болезней

Тема №2: Медицина эпохи первобытнообщинного строя.

5. Тестовые задания:

01. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:

1) аппендэктомия

2) кесарево сечение

3) удаление катаракты

4) пластические операции

02. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:

03. Первые хирурги первобытнообщинного строя:

1) женщины

2) пастухи

4) охотники

04. при зашивании ран использовали муравьев

1) аборигены Африки

3) аборигены Бразилии

05. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:

1) эпоха праобшины

2) эпоха первобытной общины

3) эпоха классообразования

4) эпоха матриархата

06. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:

1) тотемизм

2) анимизм

3) фетишизм

4) шаманизм

07. Древнейшими людьми являются:

1) неандертальцы

2) кроманьонцы

3) палеоантропы

4) архантропы

08. Врачевание в эпоху праобщины было:

1) культовым

2) магическим

3) коллективным

4) осуществлялось специалистами

09. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:

1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад

2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.

3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.

4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад

10. Наиболее древним из критериев человека является:

1) развитая кисть

2) прямохождение

3) высокоразвитый мозг

4) общественные отношения

11. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»

1) кастрации

2) трепанации черепа

3) ампутации конечности

4) удаление зуба

12. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была

1) семейная медицина

2) классовая медицина

3) эмпирическая медицина

13. По костным останкам древних людей можно определить

1). возраст человека

2) атеросклероз

3) гепатит

4) инфаркт миокарда

14. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате

1) смены времен года

2) изменения климатических условий

3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)

4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека

15. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет

16. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:

1) история

2) биология

3) археология

4) палеопатология

17. Прародиной человека считается:

3) Атлантида

4) Америка

18. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось

1) демократическим

2) классовым

3) доклассовым

4) коммунистическим

19. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется

1) мистицизм

2) язычество

3) тотемизм

4) анимизм

20. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества

1) животного происхождения

2). минерального происхождения

3) растительного происхождения

4) синтетические

21. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была

1) космическая

2) демоническая

3) гуморальная

4) реалистическая

22. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется

1) фетишизм

2) тотемизм

3) религия

4) анимизм

23. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были

2) колдуны

4) берегини

24. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается

2) земледелие

3) рыболовство

4) собирательство даров природы

25. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:

1) эмпирическое врачевание

2) приемы устрашения духа болезни

3) оперативное лечение

4) поклонение тотемам

26. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:

1) эмпирические

2) рациональные

3) иррациональные

4) конкретные

Медицина, 2004. - 270 с.

Ответы на тестовые задания.

Тема №1.

прав. Ответ

Тема №2.

№ вопроса

прав. Ответ

№ вопроса

прав. ответ

1. Назовите последовательно основные историко-археологические периоды культуры первобытного общества: а) неолит; б) мезолит; в) верхний палеолит; г) средний палеолит.

2. К какому периоду культуры первобытного общества относится усовершенствование техники обработки камня (сверление и полирование), создание керамических изделий, начало ткацкого производства, выделение скотоводческих племен – первое общественное разделение труда: а) мезолит; б) неолит; в) энеолит.

3. Как называется вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов: а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм; г) магия.

4. В конце неолита (6 – 4 тыс. до н. э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. Выберите правильный ответ: а) пирамиды; б) дольмены; в) зиккураты; г) мастабы.

5. Культура первобытного общества имела свою мораль, религию, искусство, куда входили:

а) представления о кровно-родственной связи между родом и священным животным;

б) вера в существование души у каждой вещи;

в) система табу;

г) признание сверхъестественной силы неодушевленных предметов;

д) ритуальный танец;

е) объекты поклонения (тотемы, фетиши, предки, старейшины);

ж) формы мифологического творчества;

з) колдовство;

и) обрядовое действо;

к) наскальные изображения.

Какие из вышеперечисленных культурных ценностей можно отнести:

1) к первобытной морали; 2) к первобытной религии; 3) к первобытному искусству;

6. Назовите имена фараонов, построивших три величайшие Египетские пирамиды в Гизе: 1) пирамиду высотой 146,6 метра; 2) пирамиду высотой 143 метра; 3) пирамиду высотой около 70 метров. Фараоны: а) Рамзес II ; б) Микерин (Менкаур); в) Джосер; г) Хеопс (Хуфу); д) Тутанхамон; е) Хефрен (Хафра); ж) Эхнатон.

7. Назовите имя зодчего, астронома, врача, построившего в XXVIII веке до н. э. ступенчатую пирамиду фараону Джоссеру в Саккаре. Зодчие: а) Хемиун; б) Инени; в) Имхотеп; г) Аменхотеп.

8. Определите истоки реалистического скульптурного портрета в Древнем Египте. 1) Желание передать потомкам реальное изображение портретируемых. 2) Стремление скульптора продемонстрировать свое мастерство и умение точно передать черты портретируемого. 3) Религиозные воззрения, связанные с верой в загробную жизнь и наличием у человека его двойника.

9. Канонические требования, предъявляемые к рельефным изображениям, четко определяли сочетание профиля и фаса различных частей фигуры человека. Обозначьте, каким образом (в фас или профиль) изображались: а) голова; б) плечи; в) глаза; г) ноги; д) грудь. Примечание: профиль обозначается цифрой – 1, а фас – 2.

10. Кому из богов построены знаменитые фиванские храмы в Карнаке и Луксоре: а) Осирису; б) Гору; в) Амону; г) Исиде; д) Анубису?

11. Назовите имя единственной женщины – фараона Древнего Египта: а) Нефертити; б) Хатшепсут; в) Раннаи; г) Нофрет.

12. Когда в Месопотамии появились первые города-государства? а) 4-3 тыс. лет до н. э.;

б) XXVII - XX вв. до н. э.;

в) XIX - VII вв. до н. э.

13. Назовите основной материал для письма в Древней Месопотамии: а) папирус; б) глина; в) известняк; г) песчаник.

14. Почему зиккураты (храмовые башни) шумеров состояли, как правило, из трех ступеней (платформ). Выберите правильный ответ:

а) Чтобы лучше было видно святилище бога;

б) чтобы при разливе рек не затопило святилище; в) в соответствии с существовавшей божественной триадой ; г) исходя из строительных возможностей того времени.

15. Назовите имя ассирийского царя, основавшего в VII веке до н. э. в столице Ниневии одну из крупнейших библиотек того времени:

а) Навуходоносор; б) Ашшурбанипал; в) Саргон Древний; г) Набопаласар.

16. В культурное достояние Древней Месопотами входят: а) клинопись,

б) законы Ур-Наму,

в) Вавилонская башня,

г) стела царя Хаммурапи,

д) висячие сады Вавилона,

е) создание солнечного и лунного календаря,

ж) символические названия 12 созвездий,

з) создание боевых колесниц,

и) ворота богини Иштар,

к) поэма «Сказание о Гильгамеше,

л) создание 400 километрового «Канала королей»,

м) «Стела коршунов» царя Эанатума.

Назовите культурные достижения, относящиеся к периоду Нововавилонского царства.

17. Рельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:

а) Дворец в Кноссе;

б) «Царская вилла» в Агиа-Триаде;

в) крепость в Тиринфе;

г) дворец-крепость в Микенах.

18. Культура Древней Греции охватывает периоды: эгейский, гомеровский, архаики, классики и эллинизма. Один из этих периодов характеризуется как время расцвета городов-полисов, развития архитектуры и возникновения системы ордеров, появления лирики и Олимпийских игр. Укажите этот период.

19. Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;

б) от названия материала;

в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;

г) от имени мастера этого ремесла;

д) от названия одного из гончарных изделий.

20. Научные открытия античной Греции связаны с именами 1) Архимеда, 2) Евклида, 3) Пифагора, 4) Аристарха Самосского, 5) Гиппократа, 6) Алкмеона и других выдающихся личностей.

Укажите, кто из вышеперечисленных ученых, являлся автором:

а) гипотезы о вращении шарообразной земли вокруг оси и о движении ее вокруг солнца; б) изучения свойств целых чисел и доказательства теоремы геометрии; в) труда под названием «Элементы», где изложены положения планиметрии; г) вычисления значения числа «пи»; д) создания клинической медицины и одного из вариантов врачебной клятвы; е) теории, утверждающей, что центром психической деятельности является мозг.

21. В греческой скульптуре VIII-VI вв. до н. э. появляются фигуры могучих обнаженных юношей, девушек в нарядных одеждах с таинственной улыбкой на лицах. Как назывались: 1) фигуры обнаженных юношей; 2) фигуры девушек в нарядных одеждах?

Ключи к заданиям

1. д, в, б, а.

5. 1) в, е; 2) а, б, г, з; 3) д, ж, и, к.

6. 1) г; 2) е; 3) б.

9. а) 1; б) 2; в) 2; г) 1; д) 2.

16. в, д, и, л.

18. Период архаики.

19. в (от предместья Афин – Керамики, славившегося гончарами)

20. а-4, б-3, в-2, г-1, е-6.

21. 1) конец 3-2 тыс. до н. э.вв. до н. э.вв. до н. э.вв. до н. э. 5) конец 4-1 вв. до н. э.

Но если это так, возникает вопрос, как и когда появился указанный элемент. Некоторые этнографы считали представления о сверхъестественных свойствах предметов особой формой религии - фетишизмом.

Но и в этом случае спрашивается, как и когда возникла такая форма. Третьи утверждают, что подобные представления - подвид анимистических верований. Если согласиться с таким утверждением, то надо объяснить, как возник этот подвид, какова его роль в развитии и генезисе анимистических воззрений. Существуют ученые, которые придерживаются мнения, что вера в «чувственно-сверхчувственные» предметы - составная часть магии.

Такое мнение все равно не исключает, а даже предполагает решение вопроса о том, как возникли подобные представления о чудесных предметах. Другими словами, вопрос о происхождении верований в «чувственно-сверхчувственные» предметы, о месте этих верований в истории религии поставлен этнографической наукой, и нет оснований уклоняться от попыток его решить.

«Символы богов»

Проблема объяснения предметов культа, религиозных «символов богов», «инсигний» и т. д, - одна из важных проблем современной этнографии. О том, в какое затруднение попадает этнограф при анализе так называемых идолов, материальных объектов культа, можно судить по следующему примеру.

Автор одной из работ о религии полинезийцев, К. Ганди, считает различные палочки, куски дерева, пользующиеся почитанием у полинезийцев, «символами божеств». Как и почему эти «божьи палки» (так они называются на туземном языке) стали почитаться, его мало интересует. «На Таити развился обычай заменять красным пером или связкой красных перьев разные изображения божеств».

Такая «замена» несколько удивляет самого исследователя, но он выходит из затруднения следующим образом: «В этом смысле они являются символами богов, но, вероятно, более точно следует говорить о них, как о талисманах божественной силы» 42. Ганди видит, что эти красные перья, с одной стороны, ничем не отличаются от только что указанных палок, деревяшек или, как он их называет, «резных изображений богов», с другой стороны, красные перья очень мало могут «изобразить» богов, к тому же считают, что «их] присутствие приносит достаточную гарантию помощи, и на море, когда приближается буря, их держат по направлению горизонта, откуда дует буря, и именем божеств, которые они изображают, призывают бурю уйти обратно».

Если так дело обстоит с инкарнацией (воплощением) полинезийских божеств, то не менее ярко проступает значение материальных предметов в культе духов предков; каждый из них имеет свою инкарнацию в виде деревьев, камней и т. д. Далее выясняется, что и «животное является родом материализации» богов. Ганди приводит сказание маори, по которому боги «имеют способность принимать видимость земли, ветра, воздуха, пресмыкающихся, крыс, молний, облаков, собак, людей й многих; Других вёщей. Все это „зародыш богов» (god germs)».

Итак, различные материальные предметы и явления природы, по воззрениям маори, оказываются «зародышами» богов; это некое материальное «зерно» нематериальных духов и богов.

Тот круг явлений в религии, который характерен для поли-пезийских верований, встречается этнографу па каждом шагу. Интересно вспомнить, как подходили к анализу подобных верований такие старые этнографы, как, например, Ф. Ратцель.

В почитании материальных предметов он видел характерную черту африканских религиозных верований. «Бесчисленные предметы могут быть фетишами, - писал Ратцель, - обыкновенная форма фетишей, которую носят, например, странники или путники, есть красный, кругловатый сверточек ткани, к которому пришито жрецом сильное „лекарство», по большей части кусочки растения… Кроме того, это обыкновенные рога антилопы…

Затем шкурки, завязанные самым различным образом, корни, шарики из помета животных, кости, зубы, желчные камни и все, что может им встретиться; всем этим они обвешивают себя. Различные качества этих волшебных предметов соответствуют разнообразным целям». «Кроме деревьев, увешанных черепами, на дворах встречаются древесные ветви, к которым привешено известное число камешков или шлаков на бечевках; стебли тростника с травой и пучками перьев часто также служат „кугурами».

Но и в открытых местах, на всех дорогах, в поле и в лесу попадаются странные вещи, играющие роль „кугуров». Можно подумать, что здесь только что играли дети. Это - старые выдолбленные жернова, скрученные усики растения (issus), травяные жгуты, ветви и пр., сложенные вместе; маленькие возвышения из утоптанной земли, украшенные деревом, соломой и камешками, старые кухонные горшки или простые черепки с продетою в них палкою; ветви и кучки листьев, скрученные или сплетенные в виде венка; куски старых циновок и плетений, приколоченные к земле маленькими колышками».

В хижине на Золотом Берегу, по словам одного путешественника, которого вспоминает Ратцель, «лежит на полу деревянный обрубок или камень или же рыбий скелет, а быть может, и барабан или нечто другое, не имеющее ни ценности, ни смысла… В углах навалены всевозможные глиняные черепки, рядом с ними буйволовы и козьи рога, раковины и птичьи перья, служащие волшебными средствами или охраной от колдовства в качестве амулетов».

Ратцель спрашивает: «Почему все негры в Африке оказывают такое предпочтение рогам, что их колдуны в большом коли честве обвешивают себя ими, а их верховные жрецы, т. е. короли, хранят в них самые страшные средства? Откуда исходит почти комическое поклонение горшкам у даяков и альфуров? Все, кажущееся необычайным, находит себе место в собрании редкостей, которыми обвешаны шея и пояс кафрского колдуна.

Благодаря замечательному совпадению, первый большой алмаз на мысе Доброй Надежды найден был в кожаной сухмке на шее колдуна! Почитание камней широко распространено, но обыкновенно воздается большим стоячим глыбам. Впрочем, фетишем в Африке может сделаться каждый камень, и его, обмотав пестрыми лоскутками, носят па шее.

У музгусов длинные жерди, у сандехов бесформенные чурбаны из дерева, утыканные гвоздями, на горе Камерун базальтовые столбы играют роль идолов».

Ратцель отмечает, что так создаются «самыми запутанными путями отношения между бесчисленными душами и всевозможными предметами, в которых они имеют пребывание». Он ищет объяснения этих запутанных связей между духами и бесчисленными предметами в том, что «воображение, тревожно ищущее опоры в окружающем, с прихотливостью, в которой проявляется возбуждение, хватается за предметы, часто совершенно недостойные того».

«Воображение» и «боязливое возбуждение», как результат бессилии дикаря в борьбе с природой, действительно имеет место в качестве основы этой веры в сверхъестественные свойства предметов.