Аравийская цивилизация. Возникновение ислама Зарождение первых государств на аравийском полуострове

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Возник ислам.

Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в их интересах. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.

Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. А теперь история создания государства.

Мухаджиры(переселенцы в Медину(Ясриб) и омейяды(мекканский род)- конфликты. Омар являлся посредником. Он предлагает стать заместителем Мухамеда- Абу Бакра.

Абу -Бакр нашел выход из тупика, осуществляя внешние захваты.

4 праведных пророка : Абу-бакр(632-34), Омар(634-44), Осман(644-56), Али(656- 661).

Можно заним. политической деятельностью, внешними захватами, барьба с вероотступниками. Полит. и идеолог. функции совмещены. Появл-ся соц. расслоение: Род хашимитов, мухаджиры и амсары(жители ясриба) , мухаджиры- совершившие хиджру(переселились в Медину из Мекки), омейяды.

Расширение территории...

633-751 - арабские завоевание. 633- иран, 634- Палестина(Византия),

Цель завоевания: прервать караванский путь, пустить через Аравию, ликвидация внутр. противоречий, внедрение ислама.



602-628 война Византией и Ираном. Борьба между монафизитами и христианами. В Палестине местное население поддерживало арабов.

640г. тер. была завоеванна. --Византии - Африка. - Ливия.

647- на тер. Магриба (Мароко, Алжир, Тунис).

641. - на тер. Армении, захват. г. Двин, уводят 40 тыс. рабов.

636 г. Рустам собрал войско, лугерь у кадиси арабы победили.

Осман окружил себя омейядами, его противники группируются вокруг Али.

Шииты- сторонники Али - течение в исламе, идея передача власти потомкам пророка по мнении Али.

656 - в Медину приходят представители 3 провинции куфа, Басера, Египет. Требую отозвать правителей Мерван помошник Османа, направился в провинции, чтобы казнить представителей. но они вернулись в Медину и убили пророка) . Али 4-ый пророк, омейяды отказались принять избрарания и сосредоточ. вокруг муавийя. гражданская война. Переговоры между Али и Муавийя. От Али отходят противники переговоров(хприджиты отколовшееся).

В выборах участие приним. все мусульмане.

мусульмане делились : суниты, шииты, хариджиты.

661 - хариджиты нападают на Али и убивают его. Затем верхушка становится в Дамаске. 661-680 Муавийя халиф.(столица Дамаск,)

Внешние захваты:

Запад Африки, 696- карфаген, 711- Испания, 741- потерпели поражения от Византии.

Арабы подписывают договоры.

751 разбили китайцев, происходит переселение арабов: Куфа, Шираз(Персия), Рамла(Палестина). В Ираке, Сирии - арамеи. Арабский язык официальный. происходит распространение ислама.

СЕГУНАТ АСИКАГА(1336-1573).

В 1333г феодал Асикага захватил столицу-Киото и поставил туда Годайго. 2-ой феодал захватил НиттуК власти пришли благодаря тому,что Асикага предал императора и посадил на трон своего ставленника. Годайго пишет Нитта и 50 лет получает название «Войсна Северной и Южной династии».Это 2-ой Сегунат. Второе название-Муромати. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу.Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране - периода «воюющих провинций».При нем были введены налоги для бедных феодалов(зерном). Запущен процесс ликвидации сёйпов. Феодалы превращаются в князей(Даймё). Община укрепилась и вооружилась. Петиционные крестьянские восстания.(требования крестьян-снижение налогов,прекращение произвола самураев.Расцвета восстания достигают во 2-0й половине 15в-«Эпоха воюющих провинций». Все петиционные восстания заканчивались одинаково: лидера звали в столицу и казнили. Экспорт из Японии-в основном-в Китай(медь,шелк,вооружение).В период Муромати португальцы заключили первый договор с местным населением(могли приезжать для торговли раз в год.).При Муромати каждый князь должен был иметь резиденцию, а если уезжает в княжество-должен оставлять в заложники семью.Ода Набунако-первый объединитель Японии,сторонник христианства, выгнал последнего Асикага из столицы в 1573г.

СЁГУНАТ ТОКУГАВА.

После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство Одо Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 г. титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя - Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность.При Иэясу Император и его приближённые потеряли возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро.Городской совет старейшин - родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри - своеобразных камергеров правителя.В крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя - гундай.Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладали огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой.Городское население занимало последние ступени в социальной системе эпохи Токугава. К ним относятся прежде всего «ко» - ремесленники, и «сё» - торговцы. Рост внутренней торговли, развитие транспорта и сообщений между различными провинциями привело к росту старых городов и к возникновению новых - центров политической и экономической жизни.Мощные кабунакама (профессиональные объединения купцов) и ремесленный союзы (дза) превратили Осаку в главный экономический центр, получивший название дайдокоро, что значит «кухня» страны. В Осаке был главный рынок Японии, где концентрировалось продукция со всей страны (рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани, лакированные изделия, фарфор, бумага, воск и др.) Всё более широкое распространение получали деньги. Происходит специализация регионов по производству того или иного вида товаров: северный и юго-западный Кюсю производил фарфор и хлопчатобумажные ткани, район Киото и Нара - парчу, шелковые ткани, саке, изделия из металла и лака, район Нагоя и Сэто - керамику и фарфор, Нагано - сырье для шелкопрядства и т. д. Таким образом, складывавшийся единый рынок способствовал объединению страны на экономическом уровне. В XVII веке в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, что свидетельствовало о грядущем завершении феодальной эпохи. Что же касается ремесленников, то их положение отличалось большей суровостью, нежели положение купечества. Если купцы наращивали экономическую мощь и постепенно начинали влиять на политические события, то у ремесленников сохранялось зависимое положение. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и передавали профессиональные навыки по наследству. Правительство вводило различные ограничения в их деятельность, тщательно следило за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.В этот период в городском населении формируется новое сословие - интеллигенция, вызывающее наибольшие опасения у верховной власти, которая всячески препятствовала развитию этого слоя.С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианство. Иэясу поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам- разрешил торговать определёнными товарами только через конкретные порты (политика сакоку). Постепенно вводились все большие репрессии против христиан.Сёгунат запретил торговлю с Испанией в 1624г,а в 1629 г. были казнены тысячи христиан. Наконец, в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.Вассалы владели наследуемой землёй, несли военную службу и присягали их господину. В связи с недовольством населения Японии контактами с иностранцами по всей Японии начались выступления против представителей Запада. Пытаясь восстановить мир в стране, сёгунат попытался закрыть порты для иностранных судов. Ответом на это стала разрушительная бомбардировка Нагасаки. На какое-то время Токугава удалось одержать верх в борьбе против объединенных войск крупных феодалов. Однако в битвах при Фуёими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунатской коалицией в январе 1868 года он потерпел поражение.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 26.11.2013 15:22 Просмотров: 5951

Саудовскую Аравию называют «Страной двух мечетей», так как здесь находятся Мекка и Медина – два главных священных города ислама.

Ме́кка – центр паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети).

Мечеть Аль-Харам и Кааба

Медина – второй священный город ислама после Мекки. Здесь присутствует святыня пророка Мухаммада у мечети пророка, известная как купол пророка, или «зелёный купол», построенный рядом с домом пророка Мухаммада. В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Мечеть пророка Мухаммада

Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России).

Государственная символика

Флаг - утверждён 15 марта 1973 г. Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада - посланника Его».
Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.

Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии. Мечи символизируют два рода, которые основали современную Саудовскую Аравию: род Аль Сауд и род Аль Шейх.

Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Форма правления - абсолютная теократическая монархия (форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. В настоящее время такая форма правления установлена в трёх странах: Святой Престол – город-государство Ватикан, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней).
Глава государства – король.
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Эр-Рияд.

Официальный язык - арабский

Валюта - саудовский риал

Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.
Территория – 2 149 000 км².
Население – 26 939 583 чел.
Государственная религия – ислам.
Административное деление – 13 провинций.
Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.
Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.

Правительство страны объявило, что лихачество, которое повлечет в случае ДТП смерть человека, будет рассматриваться как предумышленное убийство и караться отсечением головы.

Образование – к концу XX в. в Саудовской Аравии установилась система, предоставляющая всем гражданам бесплатное образование – от дошкольного до высшего. В стране существует 8 университетов, более 24000 школ и большое количество колледжей и прочих образовательных учреждений. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Правительство предоставляет студентам все необходимое для учёбы: литературу и даже медицинское обслуживание. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах, главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.
Климат – крайне засушливый.

Культура

Культура прочно связана с исламом. Пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве (намазу). Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.
Ислам запрещает употребление свинины и алкоголя. Традиционная пища: цыплята-гриль, фалафель, шаурма, люля-кебаб, кусса махши (фаршированные кабачки), пресный хлеб (хубз). Практически во все блюда обильно добавляют различные специи и пряности.

Фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями

Главные напитки – кофе и чай. Распитие часто носит церемониальный характер. В чай обычно добавляются различные травы. Арабский кофе славится своей традиционной крепостью. Его пьют маленькими чашками, часто с добавлением кардамона. Арабы пьют кофе очень часто.
Одежда: национальные традиции и каноны ислама – мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка (дишдаша́). Традиционный головной убор – гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт – накидку из верблюжей шерсти.

Женщины в абайе

Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову – хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней – брюки или длинное платье).

Девочка в хиджабе

Общественные театры и кинотеатры запрещены. Домашнее видео весьма популярно. Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Положение женщин в стране

У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её опекуна. Опекун принимает решения от лица женщины: разрешение путешествовать, заниматься бизнесом, учиться в университете или колледже, работать. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или опекуна. Существует специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
Мужчины пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава). В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы. Женщинам запрещено водить машину. В 2013 г. женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у них.
Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста.

Природа

Флора

Большая часть страны – обширное пустынное плато. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке – Руб-эль-Хали (араб. «пустая четверть») с барханами и грядами в северной части до 200 м. На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники.

Цветок верблюжьей колючки

Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Миндальное дерево

Фауна

Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц.

Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих

Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи. Из птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. В береговых низменностях размножается саранча.
В Красном море и Персидском заливе наблюдается более 2000 видов кораллов, особенно ценится чёрный коралл. 39,64 % площади страны занимают 128 охраняемые территории. В середине 1980 гг. был организован Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козёл.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии

Мадаин-Салих

Комплекс археологических объектов, который включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н. э), а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли.

Эд-Диръия (город)

Дворец Саада ибн-Сауда в Эд-Диръия

Известен тем, что из него происходят Саудиты – правящая династия Саудовской Аравии. С 1744 по 1818 год Эд-Диръия была первой столицей саудитов.

Другие достопримечательности Саудовской Аравии

88 % населения Саудовской Аравии сосредоточено в городах. Крупнейший город и столица королевства, политический, культурный и научный центрЭр-Рияд .

Современные здания в Эр-Рияде

В городе много небоскрёбов, разрабатываются и другие грандиозные проекты. Высочайшее здание города, а также всего королевства Бурдж аль-Мамляка – 99-этажный небоскрёб. В небоскрёбе размещены магазины, обсерватория на высоте 297 метров, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.

Джидда

Второй по величине город в стране. Население 3 400 000 чел. Одна из достопримечательностей Джидды – могила Евы. Согласно мусульманской традиции, почитается как захоронение Евы. По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.
Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.

Могила Евы, фото 1894 г.

В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб.

Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира. Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м. Песок преимущественно силикатный, от 80 до 90 % составляет кварц, остальное – полевой шпат, крупицы которого, покрытые окисью железа, окрашивают пески в оранжевый и красный цвет.

Чёрный камень

Это восточный краеугольный камень Каабы, древнего каменного здания, которому мусульмане молятся в центре Великой мечети в Мекке. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая восходит ко времени Адама и Евы.
Камень почитался в Каабе в языческие доисламские времена, за 5 лет до первого откровения пророка Мухаммада. С тех пор он был разбит на ряд фрагментов и теперь закреплён в серебряной оправе. Он отполирован руками миллионов паломников. Исламская традиция считает, что он упал с неба, чтобы показать Адаму и Еве, где строить жертвенник. Хотя учёные описывают его как метеорит.

Мусульманские паломники борются за шанс поцеловать Черный камень

Гора Арафат

Это гранитный холм к востоку от Мекки. Он также известен как гора Милосердия. Согласно исламской традиции, холм является местом, где исламский пророк Мухаммад сказал прощальную Нагорную проповедь к мусульманам, которые сопровождали его на хадж в конце его жизни. Холм высотой 70 м.
Паломники проводят здесь целый день, умоляя Аллаха простить их грехи и молятся о будущем. Они также собирают камни для забрасывания камнями сатану.

Национальный музей Саудовской Аравии

Основан в 1999 г. Экспонаты находятся в восьми выставочных залах, или галереях:
Человек и Вселенная
Арабские королевства
Доисламская эпоха
Миссия Пророка (здесь иллюстрируются жизнь и миссия пророка Мухаммеда. На одной из стен есть большая родословная пророка).
Ислам и Аравийский полуостров
Первые и вторые Саудовские Штаты
Объединения
Хадж и две священные мечети (основным экспонатом в этой галерее является большая модель Мекки и ее окрестностей).

Нассиф Дом

Музей и культурный центр, в котором проводятся специальные выставки и лекции историков.

История

Древняя история

Здесь находится историческая родина арабских племён. Арабы ассимилировали население южной части полуострова – негроидов.
С начала I в. до н. э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, здесь возникли древнейшие транзитные города Хиджаза – Мекка и Медина. В начале VII в. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам. В 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину), который стал центром зарождающегося арабского государства.

Мавзолей Мухаммеда

Ислам

Не все местные иудеи сразу приняли ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер.
В 632 г. со столицей в Медине был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря).

Средние века

К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Первое Саудовское государство

Зарождение государства началось в 1744 г. в центральном регионе Аравийского полуострова в результате объединения правителя города Ад-Дирийя Мухаммада ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдуль-Ваххаба. Этот союз положил начало правящей по сей день династии Саудов. Первое Саудовское государство просуществовало 73 года – через некоторое время оно подверглось давлению со стороны Османской империи. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили слабую армию Имама Абдаллы.

Второе Саудовское государство

Через 7 лет (в 1824 г.) было основано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними врагами Саудов – династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.

Третье Саудовское государство

В 1902 г. 22-летний Абд аль-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, а в 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи, которая ввела свои войска, но потерпела поражение. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд, а в 1920 г., используя материальную поддержку англичан, окончательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 января 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии.

Первый король Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Сауд
В 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты огромные нефтяные месторождения, но началась Вторая мировая война, и их разработка началась лишь в1946 г., и к 1949 г. нефть стала источником богатства и процветания государства.
Первый король Саудовской Аравии вел достаточно изоляционистскую политику. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь 3 раза, хотя в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств.
Преемником Абдель Азиза стал его сын Сауд.

Король Сауд

Внутренняя политика его не была достаточно продуманной. Это привело к тому, что в стране произошёл государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала.

Фейсал, будучи радикальным политиком, внес огромный вклад в развитие страны. При нём возрос объём нефтедобычи, был проведён ряд социальных реформ в стране, создана современная инфраструктура. Но в 1973 г. он спровоцировал на Западе энергетический кризис, потребовав возвращение Иерусалима и сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок.
Но через 2 года его застрелил собственный племянник. При короле Халиде внешняя политика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. – Абдалла.
4 октября 2011 г. произошли волнения в Восточной провинции, населенной в основном шиитами. Саудовские власти считают, что напряженность нагнетается из-за рубежа, в основном Ираном.

Саудовская Аравия

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский хали-фат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возника-ли военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и при-соединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продол-жалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское го-сударство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Афри-кой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обес-печивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем северо-африканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становле-ния арабского государства. Сам Мохаммед, по преданию, был вы-ходцем из племени курейшитов, которые осуществляли на протя-жении нескольких поколений подобные охранные функции вдоль караванных маршрутов.

Мохаммед уверовал в свою великую миссию примерно в соро-калетнем возрасте, после первого общения с богом Аллахом. Он, в частности, провозгласил, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мо-хаммед Пророк его». Свою проповедническую деятельность он вна-чале развернул в своем родном городе Мекке, но под угрозой пре-следований жрецов местного языческого культа и недовольной его возвышением аристократии Мохаммед был вынужден удалиться с единомышленниками в соседний город Медину (бывший Ясриб) С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование «хиджра» (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число при-верженцев и уже в 630 г. сумел вновь поселиться в Мекке, жите-ли которой к тому времени прониклись его верой и учением. Но-вая религия получила название ислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему по-луострову и за его пределами. В общении с представителями дру-гих религий - христианами, иудеями и зороастрийцами - после-дователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах че-канилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед - посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».


К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники - абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» - преемник, за-меститель), - пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634- 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а за-тем и Египет. На востоке Арабская держава расширилась за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столе-тия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дваж-ды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата - Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей «Тысячи и одной ночи», а также его сын аль-Мамун. Естественно, в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными а к заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции. Под последними понимались посреднические операции и услуги, связанные с транспортировкой, складированием, перепродажей товаров и ростовщичеством.

Как и в предыдущие исторические эпохи, важная роль отво-дилась способам усвоения наследия и опыта высокоразвитых древ-них культур и цивилизаций. В прошлом греки переняли письмен-ность у финикийцев и некоторые философские построения у вос-точных мудрецов (египетских, месопотамских, возможно, индий-ских). Спустя 10 веков античное греко-римское наследие облегчило становление арабо-мусульманской культуры, которая на протяже-нии нескольких столетий продолжала ту культурную работу, ко-торая была прервана по тем или иным причинам в греко-латинс-ком мире.

В средние века ознакомление с арабской наукой стало, по обобщению академика В.В. Бартольда, «одним из главных преиму-ществ западноевропейского средневекового мира перед византий-ским...» Арабо-мусульманский мир в ходе усвоения и переработки античного наследия выдвинул на общественную арену таких выда-ющихся мыслителей и деятелей, как Фараби, Авиценна (980-1037), ибн Рушд (лат. имя Аверроэс, р. 1126) и ибн Халдун (XIV в.).

Ибн Халдун жил в Северной Африке и попытался (единственный в арабской литературе!) перейти от повествовательной истории к прагматической (утилитарной научной) с целью установить и опи-сать законы всемирной (в данном случае в рамках Арабского ха-лифата и его окружения) социальной истории. Он рассматривал ис-торию как «новую науку», а основной областью исторических пе-ремен считал не изменения политических форм, как в свое вре-мя древние греки, а условия хозяйственной жизни, которые ока-зывают сильное влияние на переход от сельской и кочевой жиз-ни к городскому быту и нравам.

Характерно при этом, что для арабского историка во всем мире и его истории существовали в качестве значительных толь-ко культурные заслуги мусульман в целом. Таким образом, исто-рически новую культуру мусульманских народов он ставит выше всех других, но отмечает ее упадок и предсказывает ее гибель. В своих соотечественниках арабах он видел только кочевников, Разрушителей культуры. По его обобщению, арабы не достигли никаких успехов ни в искусствах, за исключением поэзии, ни в государственной жизни. Даже при выборе места для постройки го-родов они будто бы руководствовались только потребностями кочевой жизни, вследствие чего основанные арабами города быст-ро приходили в упадок.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

Поиски проповедниками - ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Развитие арабского общества подчинялось основным - закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным зиммиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками - эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов). Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифата считалось завоевание территории, не заселенной мусульманами, путем «священной войны». Принимать участие в ней должны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызывала ряд военных реформ конца VII - середины VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое целое. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние становится настолько велико, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей.

Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. В результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифата была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.

Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.

В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:

1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;

3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.

Для мусульман Коран - живое слово Аллаха, и поэтому он содержит вечную Истину.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.

Шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка.

Важнейшим источником Шариата считается Коран - священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священное придание»), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» из них всецело зависел от усмотрения судий.

Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласие мусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола. В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли, решение кади.

Аравия в начале VII века


Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.

В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.

Традиционный «башенный» дом в горных районах Аравийского полуострова

С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии - Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники - Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.

В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.

В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.

Пустыня Руб аль-Хали, Аравийский полуостров


В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.

В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение - ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 - 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.

В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.

После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.

Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) - Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд - будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии - о протекторате.

В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.

С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.

В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.

В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.


Литература:

. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии М., 1967.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Котлов Л. Н. Йеменская Арабская Республика. Справочник. М., 1971.
Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. Пер. с араб. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973.
Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград, 1966.
Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введение и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984.

Североаравийские племена и государственные образования . На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.