Как отсрочить оплату ндс. Как отсрочка платежа влияет на ндс. Технологическое оборудование и запасные части

В целом ряде случаев организация может перенести установленный срок уплаты налога и сбора на более поздний срок, экономя при этом не на сумме налога, а на стоимости привлечения денежных средств.

Правовые основы

Право имеющие

С ледует обратить внимание, что не каждая организация вправе перенести установленный срок уплаты налога. Статьей 62 НК РФ определены обстоятельства, исключающие такую возможность. Так, компания не сможет отсрочить дату уплаты налога, если в ее отношении:

  • возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
  • имеются достаточные основания полагать, что она воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Если вышеперечисленное организацию и ее должностных лиц не касается, можно подумать о получении отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  • 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382.

  • 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

При этом если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (см.Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Деятельность ЗАО «Актив» носит сезонный характер. Поэтому компания получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. сроком на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 12,5 процентов годовых.

За пользование отсрочкой организация заплатит:

300 000 руб. × 12,5% × 1/2 × 6 мес. : 12 мес. = 9 375 руб.

Если бы фирма не получила отсрочку и задержала уплату налога на 6 месяцев (180 дней), то ей пришлось бы заплатить пени в сумме:

300 000 руб. × 12,5% × 1/300 × 180 дн. = 21 600 руб.

По решению Совета директоров Банка России с 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Длительность

Отсрочка или рассрочка предоставляются на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). По решению Правительства РФ уплата федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может быть продлена до трех лет.

И уж в совершенно особых случаях, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ на срок до пяти лет.

Следует обратить внимание, что отсрочку или рассрочку можно получить по одному или нескольким налогам.

Порядок оформления

Правила предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита утверждены приказом ФНС России от 21.11.2006 г. № САЭ-3-19/798@. Так, чтобы изменить срок уплаты налогов, компания и предприниматель должны подать в уполномоченный орган следующие документы:

  • заявление (см.Пример 2);
  • справку налогового органа по месту учета о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
  • справку налогового органа по месту учета о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых и инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
  • обязательство, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора;
  • копию устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
  • баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором он обратился по поводу изменения срока уплаты налога;
  • поручительство, предусмотренное статьей 74 НК РФ, если основаниями для отсрочки или рассрочки федеральных налогов служат: угроза банкротства, невозможность единовременной выплаты налога в силу имущественного положения или если производство и реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер (заверенную в установленном порядке копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем - региональных и (или) местных налогов);
  • непосредственно документы, подтверждающие наличие оснований на получение отсрочки или рассрочки.

Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

  • по федеральным налогам (НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль и т.д.) - ФНС России;
  • по региональным и местным налогам (налог на имущество и транспортный) - территориальные налоговые инспекции;
  • по налогам, которые платят на таможне, - Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения.

Судебно-арбитражная практика

Требование о предоставлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (следует отметить, что решением ВАС РФ от 21.01.2008 г. № 14430/07 данный подпункт признан не соответствующим НК РФ и недействующим).

Не стоит также забывать, что копию соответствующего заявления компания и предприниматель в течение пяти дней должны направить в налоговый орган по месту своего учета.

В течение месяца после получения заявления уполномоченный орган принимает решение об отсрочке (рассрочке) уплаты налога или об отказе в этом, согласовав его с финансовыми органами.

По ходатайству компании уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы фискальной задолженности. В течение пяти дней со дня принятия решения его копия представляется в налоговый орган по месту учета организации.

При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать компании в отсрочке или рассрочке, в пределах суммы причиненного ей ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного ею госзаказа.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть указаны:

  • сумма задолженности;
  • налог, по уплате которого предоставляются отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, в решении фиксируется дата, с которой оно вступает в силу. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до момента вступления в силу решения включаются в сумму задолженности.

Если же чиновники отказали компании в отсрочке или рассрочке, они должны мотивировать свое решение.

Тем не менее каким бы ни было решение, уполномоченный орган должен направить его в трехдневный срок после принятия в адрес организации и налогового органа по месту ее учета.

Следует отметить, что при возникновении разногласий по вопросам предоставления отсрочки или рассрочки суды часто встают на сторону бизнеса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога, незаконно (постановления ФАС Уральского округа от 21.01.2008 г. № Ф09-11304/07-С3 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 г. № Ф09-2507/08-С3).

Тем более, что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК РФ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 г. № А19-11457/07-Ф02-9913/07).

Свернуть Показать

Роман Стасюк, адвокат:

«После принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств орган налоговой службы по месту регистрации организации заключает с ней договор о рассрочке (отсрочке). В документе должны быть указаны название и вид платежа, коды бюджетной классификации, сумма рассроченного (отсроченного) налогового обязательства, срок рассрочки (отсрочки), сроки уплаты отмеченных сумм, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, условия действия принятого решения и заключенного договора.

Срок действия договора начинается с даты его заключения. С этого момента пеня на рассроченные (отсроченные) суммы не начисляется. В соответствии с пунктом 3.9 Порядка рассрочки и отсрочки, если договор заключается позднее дня принятия соответствующего решения, то такое решение является основанием для отмены пени и штрафных санкций, начисленных за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период от начала действия рассрочки (отсрочки) до даты подписания договора.

В случае внесения в договор изменений или дополнений они должны быть утверждены подписями и печатями должностных лиц участников договора».

Свернуть Показать

Ирина Мирошниченко, налоговый аудитор ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:

К сожалению, практика показывает, что нормы НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право и возможность получить в тяжелой финансово-экономической ситуации послабление (рассрочку, отсрочку) по уплате налогов, на самом деле не действуют или действуют далеко не всегда. Возможно, когда речь идет о крупнейших предприятиях и суммах в миллиарды рублей, этот механизм можно заставить работать. В случаях, касающихся средних предприятий, не приближенных к чиновникам, это маловероятно. Рассмотрим реальную ситуацию, с которой столкнулась организация, пожелавшая получить рассрочку по уплате НДС в связи с невозможностью зачесть в счет предстоящих платежей сумму налога, подлежащую к возмещению.

Согласно старой редакции статьи 176 НК РФ разница, возникшая по итогам налогового периода между суммой вычетов и общей суммой налога и подлежащая возмещению, направлялась в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Зачет инспекторы производили самостоятельно. По истечении трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, возвращалась налогоплательщику по его письменному заявлению (см. Пример 3).

Пример 3

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. Организация написала заявление о том, чтобы эту сумму направили в зачет уплаты налога в следующих периодах. Это позволило избежать налоговой проверки. В следующем месяце (квартале) компания рассчитала к уплате налог в размере 1 500 руб. Тогда вместе с подачей налоговой декларации по НДС организация написала заявление с просьбой учесть сумму налога к возмещению за прошлый период в счет уплаты налога за текущий период. Таким образом, за текущий период компании оставалось оплатить только 500 руб.

Это было очень удобно и организациям, и налоговым инспекциям.

С вступлением в силу в 2007 году Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ ситуация изменилась: теперь после сдачи налогоплательщиком декларации инспекция при проведении камеральной проверки оценивает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. В течение семи дней по итогам проверки, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Пример 4

Свернуть Показать

По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1 000 руб. После подачи декларации начинается камеральная проверка с истребованием документов по НДС за этот период, которая проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. То есть если декларация за 1 квартал 2009 г. предоставлена 20 апреля, то проверка будет проводиться до 20 июля 2009 г. и раньше не закончится. Плюс 7 дней на вынесение решения. В то же время 20 июля - это крайний срок для представления декларации и уплаты НДС за II квартал 2009 г.

Таким образом, если во II квартале компания рассчитала налог к уплате в размере 1 500 руб., то получить зачет суммы, подлежащей возмещению по итогам I квартала, она не успеет и вынуждена будет заплатить исчисленную сумму полностью.

Сложилась такая ситуация, при которой налогоплательщик фактически может направить сумму налога, исчисленную к возмещению, на исполнение своей обязанности по уплате налога только через квартал (см. Пример 5).

Пример 5

Свернуть Показать

Компания, импортирующая сырье для пищевой промышленности, в I квартале 2008 года создала складские запасы (закупила больше, чем планировала реализовать в первом квартале, чтобы удовлетворить возрастающий к лету спрос). Таким образом, в первом квартале у компании по расчету НДС образовалась сумма к возмещению из бюджета.

После подачи декларации налоговая инспекция начала камеральную проверку с истребованием всех необходимых документов. Стали проводиться встречные проверки поставщиков и покупателей, сверки таможенных деклараций с таможней. Стало очевидным, что проверка затягивается и зачет до срока наступления платежа за II квартал компания получить не успеет.

Сумма налога к уплате (без зачета) за II квартал предполагалась весьма существенная, поэтому организация решила получить возможность рассрочить уплату НДС за II квартал на три месяца.

В качестве основания для получения рассрочки компания посчитала подходящим «угрозу банкротства в случае единовременной выплаты налога» (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Компания приложила к заявлению финансовую отчетность, график движения денежных средств, копии договоров, из которых следовало, какие платежи и в какие сроки должны быть совершить, а также документы об имуществе, которое может стать предметом залога (в данном случае товар в обороте). Копии заявления и документов компания направила в свою налоговую инспекцию по месту учета.

Поскольку решение о предоставлении рассрочки принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления, компания одновременно подала ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности.

По согласованию с УФНС организация подала весь пакет документов в ФНС через них и стала ожидать развития событий. Конечно, достаточно много времени ушло на то, чтобы прийти к решению о запросе рассрочки, подготовить и отправить документы в ФНС. В итоге к 20 июля, когда наступил срок уплаты налога за II квартал, компания не получила решения ни о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате НДС, ни даже о временном приостановлении уплаты суммы задолженности.

Таким образом, организация оказалась в ситуации, которую предвидела и опасалась: не сумев воспользоваться ни возмещением по I кварталу (т.к. решение по камеральной проверке еще не было принято), ни отсрочкой по уплате налога (т.к. не было принято решение ФНС), ей пришлось отвлечь значительные средства из оборота для уплаты НДС за II квартал.

В конце концов, уже в августе 2008 г. компания получила решение налоговой инспекции об успешном завершении камеральной проверки с подтверждением суммы НДС к возмещению из бюджета. После подачи заявления на возврат данной суммы на расчетный счет и нескольких звонков с напоминанием уже в октябре компания вернула свои деньги. А ФНС все-таки ответило отказом на просьбу о рассрочке по причине того, что необходимости в ней уже нет.


Уплата НДС в 2018 году года должна быть проведена в регламентированный срок. В противном случае контролеры начислят пени за несвоевременное перечисление налогов. Чтобы избежать неприятностей, нужно вовремя рассчитать сумму и составить платежное поручение в адрес фискального органа. Приведем контрольные сроки уплаты НДС в 2018 году.

Общее правило по срокам для НДС

Налогоплательщики уплачивают исчисленный за квартал НДС (сумму из строки 040 разд. 1 декларации по НДС) ежемесячно тремя равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Если сумма исчисленного НДС не делится на три равные части, то в большую сторону округляется платеж по последнему сроку уплаты (Информационное сообщение ФНС от 17.10.2008).

Сроки уплаты НДС в 2018 году

Мы разделили налогоплательщиков на 4 группы, чтобы было проще сориентироваться в сроках внесения платы в бюджет:

Группа 1: налогоплательщики и налоговые агенты кроме фирм, указанных во 2 пункте нашего списка.

К примеру, за 1 квартал 2018 года такие плательщики НДС должны внести причитающуюся к уплате сумму в срок до 25.04.2018 включительно. Общую величину налога допускается разбить на части и перечислять по 1/3: в апреле, мае и июне не позднее 25-х чисел этих месяцев. Подробнее о том, как платить НДС таким налогоплательщикам можно прочитать в п. 1.1 ст. 174 НК РФ.

Пример:

НДС к уплате за 3 квартал 2018 г. – 185 260 руб. При делении суммы на три получается 61 753,33 руб. (185 260 руб. / 3).

Уплатить НДС нужно в такие сроки:

  • не позднее 25.10.2018 – первый платеж 61 753 руб.
  • не позднее 26.11.2018 – второй платеж 61 753 руб.
  • не позднее 25.12.2018 – третий платеж 61 754 руб.

Группа 2: налоговые агенты, купившие продукцию или работы у лиц, которые не должны и не состоят на налоговом учете на территории России.

Такие налогоплательщики НДС вносят плату в тот самый день, когда произошла фактическая оплата за приобретенные товары или услуги (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Группа 3: неплательщики НДС, которые тем не менее выставили счет-фактуру с НДС на основании требований ст. 173 НК РФ.

Срок уплаты НДС, например, за 1 квартал 2018 года для них - 25.04.2018 включительно. Разбивать сумму на 3 части в данном случае нельзя.

Группа 4: импортеры продукции из ЕАЭС и прочих стран.

Для них есть 2 правила:

  • При импорте из стран ЕАЭС налог уплачивают не позднее 20 числа месяца, когда товары приняты на учет. Это правило вытекает из норм Договора о ЕАЭС (п. 19 Приложения № 18).
  • При импорте из других стран платить НДС нужно сразу на таможне при уплате прочих таможенных платежей, не дожидаясь окончания отчетного периода по НДС.

Вот таблица со сроками:

Отсрочка уплаты НДС: возможна ли?

Законодатель продумал и закрепил схему отсрочки платежа по налогам. То значит, что заплатить НДС позже возможно на законных основаниях. Давайте посмотрим, на какое число сместится тогда уплата НДС за 2 квартал 2018 года, если к 25 июля у нас не будет достаточной суммы для расчета с бюджетом.

Правила отсрочки платежей в бюджет закреплены в ст. 64 НК РФ. Алгоритм един для всех налогов, в том числе и НДС: можно оформить рассрочку или получить отсрочку платежа. Если существуют веские основания, уплату можно отсрочить на период до года. Вносить платежи разрешается поэтапно.

ВАЖНО: отсрочить платеж по федеральным налогам в федеральный бюджет можно на срок до 3-х лет, это же правило действует в отношении страховых взносов.

Веским считается основание, по которому текущее финансовое положение налогоплательщика не позволяет ему сейчас уплачивать налоги:

  • Ущерб в результате стихийных бедствий.
  • Несвоевременное зачисление бюджетных ассигнований.
  • Угроза банкротства.
  • Сезонный характер производства.
  • В связи с отсрочкой, предусмотренной законодательством Таможенного союза.
  • Нехватка средств для уплаты сразу всех налогов, сборов и штрафных санкций, предъявленных ФНС налогоплательщику по результатам налоговой проверки.

Чтобы использовать свое право на отсрочку (рассрочку) платежа по НДС, следует составить соответствующее заявление (п. 5 ст. 64 НК РФ) и приложить документы-основания.

Импортерам важно знать, что в некоторых случаях при ввозе товаров налог на добавленную стоимость можно уплачивать не сразу, а частями в течение определенного периода времени. Когда и как это можно сделать — рассказывает специалист по таможенному декларированию, директор компании «Юртэкс-Нар»

— Изменение срока уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, производится в виде отсрочки или рассрочки, которая предоставляется в отношении товаров, которые будут помещаться под процедуру выпуска для внутреннего потребления (таможенная процедура, когда товары находятся на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их использованию).


Директор компании «Юртэкс-Нар »

Отсрочка (рассрочка) по уплате ввозного НДС может предоставляться в следующих случаях:

1. Рассрочка по Декрету от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему». Срок — 1 год.

2. Рассрочка на основании президентского Указа от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь». Выдается на срок не более 5 лет, но не более срока действия договора лизинга.

3. Рассрочка (отсрочка) в соответствии с законом от 10 января 2014 года № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Срок предоставления — 2 месяца.

Важно! Единственная рассрочка, за пользование которой не взимаются проценты и не требуется обеспечение уплаты — рассрочка, предоставляемая при ввозе технологического оборудования и запасных частей по Декрету № 16. Эта рассрочка наиболее востребована среди импортеров.


Технологическое оборудование и запасные части

Рассрочка предоставляется при ввозе на территорию Беларуси товаров, в отношении которых выполняются следующие условия:

  • Товары классифицируются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402−8408, 8410−8431, 8433−8443, 8444 00, 8445−8448, 8449 00000 0, 8450−8466, 8468, 8471−8475, 8477−8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504−8508, 8514−8517, 8523, 8528−8531, 8535−8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00000 0, 8605 00000, 8608 00000, 9010−9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030−9032
  • Применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере ноль процентов.

Рассрочка предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям на один год.

Ежемесячно декларант обязан уплачивать 1/12 часть рассрочки и оформлять в таможне корректирующую декларацию на товары с учетом уплаченной части суммы НДС.

Рассрочка предоставляется непосредственно при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Погашается рассрочка каждый месяц без взимания процентов за ее использование.

Если уплата части НДС в установленный срок не произведена и корректировка ДТ не предоставлена, таможенный орган выносит решение о взыскании таможенных платежей, а также пени за каждый календарный день просрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка. За непредоставление КДТ (корректировка декларации на товар) в срок установлена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа — до 20 базовых величин.


Важно! За пользование рассрочкой при ввозе товаров, являющихся объектами международного лизинга, а также 2-ух месячной рассрочкой в соответствии с Законом № 129-З необходимо уплачивать проценты, а также в их отношении предоставляется обеспечение уплаты. Уплата таможенных платежей может обеспечиваться следующими способами:

  • Деньгами
  • Банковской гарантией
  • Поручительством
  • Залогом имущества (ст. 86 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщик имеет право выбрать любой из этих способов обеспечения, но наиболее востребованным является банковская гарантия.

Банковскую гарантию вправе давать только те банки, которые включены в соответствующий реестр Государственного таможенного комитета Беларуси.

Предметы договоров международного лизинга

Основанием является Указ № 465. В соответствии с ним, при ввозе товаров, являющихся предметами договоров международного лизинга, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по заявлению лизингополучателя предоставляется рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость на срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.

Рассрочка предоставляется при условии обеспечения уплаты налога на добавленную стоимость. За предоставление рассрочки взимаются проценты, начисляемые на непогашенную сумму рассрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты НДС, — за каждый день срока, прошедшего с даты начала действия рассрочки (для первого взноса НДС) либо с даты уплаты предыдущего взноса (для второго и последующего взносов). Погашение рассрочки и уплата процентов производятся одновременно в течение срока действия рассрочки ежеквартально равными долями.


Отсрочка (рассрочка) по закону № 129-З

В соответствии с этим законом, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления плательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) уплаты НДС сроком на 2 месяца в следующих случаях:

  • Причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
  • Задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный им государственный заказ
  • Ввоз скоропортящихся товаров
  • Осуществление поставок в рамках международного договора
  • Ввоз юридическими лицами, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, или поставка для указанных организаций сельскохозяйственной техники по перечню, определяемому правительством, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц)
  • Ввоз товаров, в том числе и сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке. Для предоставления таможенным органом отсрочки или рассрочки уплаты налогов под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с ТН ВЭД отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Проценты по пользованию этой рассрочкой начисляются на сумму налога, по уплате которого были предоставлены отсрочка или рассрочка, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, до дня прекращения обязанности по уплате таможенных налогов в размере 1/360 ставки рефинансирования НБРБ, действовавшей в соответствующие периоды фактического пользования отсрочкой или рассрочкой уплаты за каждый день пользования. Суммы процентов уплачиваются одновременно с платежами, вносимыми в счет погашения рассрочки (отсрочки). Расчет процентов производится по каждому периоду.

Важно! Для получения отсрочек по ввозимым объектам международного лизинга и в соответствии с законом № 129-З плательщик должен обратиться с заявлением в таможенный орган, в котором будет осуществляться декларирование товаров. Заявление подается с документами, подтверждающими наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов.


В заявлении указываются следующие сведения:

  • Сведения о плательщике
  • Наименование товаров
  • Реквизиты внешнеторгового договора
  • Основания для предоставления отсрочки или рассрочки
  • Сумма налога, в отношении которой запрашиваются отсрочка или рассрочка
  • Срок, на который запрашиваются отсрочка или рассрочка
  • График поэтапной уплаты сумм налога, если в его отношении запрашивается рассрочка
  • Информация об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 107 настоящего Закона, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.

Сюда относятся: неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; возбужденное производство по делу о банкротстве; возбужденное в отношении физлица, являющегося ИП либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами; в случае неполного предоставления соответствующих сведений и документов.

Одновременно с заявлением таможенному органу представляются документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов либо об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления.

Это решение наряду с другими данными содержит график поэтапной уплаты налога.

Не стоит забывать, что при нарушении сроков погашения отсрочек (рассрочек) уплачиваются пени, а плательщик, в том числе и его руководитель, могут быть привлечены к административной ответственности по части 9 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Важно соблюдать установленные сроки и вовремя производить уплату необходимых платежей, а также оформлять в таможне необходимые документы.

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня. Т.е. по общему правилу налог уплачивают по 1/3 от суммы начисленного налога за квартал без сдачи каких-либо документов в налоговую инспекцию. Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), инспекция по заявлению налогоплательщика может предоставить рассрочку уплаты налога. К заявлению о предоставлении рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.

К заявлению о предоставлении рассрочки, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.Как перечислить НДС в бюджет

Общий порядок

Сумму НДС, рассчитанную по итогам квартала, перечисляйте в бюджет равномерно в течение следующих трех месяцев. Сроки уплаты – не позднее 25-го числа каждого из этих месяцев. Например, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за I квартал, нужно перечислить равными долями в сроки не позднее 25 апреля, 25 мая и 25 июня.

Если 25-е число попадает на нерабочий день, то НДС заплатите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, например, 25 апреля 2015 года приходится на субботу, поэтому последний день уплаты первой части (доли) НДС за I квартал – 27 апреля 2015 года.

Внимание: новые сроки перечисления НДС в бюджет распространяются в том числе и на платежи за IV квартал 2014 года

Новые сроки уплаты НДС – до 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, – установлены Законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ . Этот документ вступил в силу с 1 января 2015 года и применяется в отношении всех платежей по НДС, сроки которых наступают после этой даты. Таким образом, новые правила действуют и в отношении налога за IV квартал 2014 года. Первый платеж по НДС за этот период надо перечислить в бюджет не позднее 26 января 2015 года (т. к. 25 января приходится на воскресенье). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 декабря 2014 г. № 03-07-15/67246 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 января 2015 г. № ГД-4-3/122 .*

2. Налоговый Кодекс РФ

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:*

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные впункте 5.1 настоящей статьи .

5.1. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в , прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 2 пункта 2 настоящей статьи , заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи , устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 4 пункта 2 настоящей статьи , прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному вподпункте 5 пункта 2 настоящей статьи , прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

5.2. В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

5.3. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается уполномоченным органом в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса .

7. Пункт утратил силу со 2 сентября 2010 года - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ . - См. предыдущую редакцию .

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном

Чем Минфин аргументирует новую точку зрения. Что важно включить в договор при предоставлении отсрочки платежа. Как покупателю и продавцу отражать проценты в налоговом учете.

До недавнего времени Минфин России утверждал, что проценты за отсрочку платежа, которые продавец товара получил от покупателя, облагаются НДС (Письма от 31.10.2013 N 03-07-14/46530, от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 29.12.2011 N 03-07-11/356 и от 29.11.2010 N 03-07-11/457). Чиновники объясняли это тем, что получение процентов связано с оплатой реализованных товаров (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Ведь продавец предоставляет покупателю отсрочку не по самостоятельному договору, а в рамках договора купли-продажи товара.
Теперь ведомство считает, что проценты за отсрочку оплаты не включаются в базу по НДС (Письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-05/68784, от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). В мае 2015 г. чиновники выпустили еще одно Письмо с такими же выводами (Письмо Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303). Посмотрим, какие аргументы они приводят.

Подводя к выводу о неначислении НДС на сумму процентов за отсрочку платежа, ведомство ссылается на судебную практику

Все письма Минфина России с новой точкой зрения содержат одинаковые аргументы. Несколько писем совпадают буквально слово в слово (Письма Минфина России от 21.08.2014 N 03-07-11/41787 и от 18.08.2014 N 03-07-11/41207). Различается лишь описание ситуации. Но самое удивительное заключается в том, что чиновники обосновывают свои выводы ссылками не на НК РФ или другие акты законодательства, а на судебную практику. Причем не самую свежую.
Логическая цепочка начинается с Постановления ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 01.11.2012 N ВАС-14084/12). Из него взят вывод, что проценты, начисленные на сумму, в отношении которой продавец предоставил покупателю рассрочку, являются платой за коммерческий кредит (подробнее читайте во врезке на с. 82).

Читайте на e.rnk.ru. Суды всегда были против начисления НДС на проценты по коммерческому кредиту
Постановление ФАС Поволжского округа от 07.08.2012 N А12-542/2012, на которое ссылается Минфин России, не единственное по данному вопросу. Более того, в нем рассмотрена не очень распространенная ситуация. Речь идет о предоставлении рассрочки при покупке имущества, находящегося в муниципальной казне.
Непонятно, почему ведомство выбрало это судебное решение. Неясно и то, что подвигло чиновников перечитать Постановление почти трехлетней давности именно сейчас. Подробнее о более свежей арбитражной практике и аргументах судов читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Как сейчас налоговики и суды относятся к вопросу исчисления НДС с сумм, связанных с реализацией" // РНК, 2014, N 11.

Далее ведомство привело выдержку из совместных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ. В них указано, что к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг. К отношениям по коммерческому кредиту применяются нормы Гражданского кодекса о договоре займа (п. 2 ст. 823 ГК РФ). Следовательно, проценты, взимаемые за предоставление коммерческого кредита, являются платой за пользование денежными средствами (п. 12 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998).
Проценты по займам освобождены от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому Минфин России пришел к выводу, что проценты, полученные продавцом от покупателя за предоставление отсрочки или рассрочки по оплате товаров, НДС не облагаются.

Минфин не объяснил, что он понимает под коммерческим кредитом

Чиновники уклонились от разъяснения термина "коммерческий кредит". Хотя сами его широко используют. Они указали, что разъяснение норм, терминов и понятий Гражданского кодекса не входит в их компетенцию (Письма Минфина России от 21.05.2015 N 03-07-05/29303 и от 30.12.2014 N 03-07-05/68784).
Ранее ведомство указывало, что обязательства по коммерческому кредиту не образуют отдельного договора. Они входят в состав иных обязательств, составляющих соответствующий договор. То есть коммерческий кредит представляет собой не самостоятельную сделку заемного типа, а условие, содержащееся в возмездном договоре. Например, в договор купли-продажи, аренды, подряда или перевозки может быть включено условие об отсрочке или рассрочке оплаты за реализованные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Только при наличии этого условия у сторон договора возникают кредитные обязательства (Письма Минфина России от 17.02.2015 N 02-02-09/7180 и от 19.09.2012 N 02-11-04/3810).
Если в договоре имеется условие об оплате товара, работы или услуги через какое-то время после получения их покупателем, это не считается коммерческим кредитом. Предоставление кредита в форме отсрочки или рассрочки платежа должно быть прямо предусмотрено в договоре купли-продажи или возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Более того, стороны должны прописать все существенные условия:
- ставку процентов за пользование коммерческим кредитом. Если ставка не установлена, проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России на день уплаты суммы долга (п. 1 ст. 809 ГК РФ);
- сумму, на которую начисляются проценты;
- период, за который предусмотрено взимание процентов. Например, стороны могут договориться, что проценты уплачиваются начиная с 11-го дня с момента отгрузки товаров. Только с этого дня возникнут отношения по коммерческому кредиту. Начисление процентов прекращается со дня, следующего за днем окончательного расчета за приобретенный товар, работу или услугу.

Проценты за просрочку оплаты, взысканные продавцом с покупателя, являются санкцией и поэтому не облагаются НДС

Важно не спутать проценты за отсрочку или рассрочку платежа с начислением процентов за несвоевременную оплату по договору. Договор может предусматривать оба вида процентов. Ведь они уплачиваются по разным основаниям.
Взимание процентов за просрочку предусмотрено ст. 395 ГК РФ. Эти суммы представляют собой ответственность за неисполнение договорных обязательств. Сторона, нарушившая срок оплаты, уплачивает их независимо от того, предоставлялся коммерческий кредит или нет.
Минфин России считает, что штрафы, пени, неустойки или иные санкции за несвоевременную оплату не облагаются НДС (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). Ведь эти суммы не являются элементом ценообразования (подробнее об этом читайте во врезке ниже). Значит, продавец товара, работы или услуги, взыскавший с покупателя проценты за нарушение срока оплаты, не включает их в базу по НДС.

Читайте на e.rnk.ru. Как определить, является ли неустойка частью цены
Минфин России делит штрафные санкции за нарушение условий договоров на являющиеся элементом ценообразования и не являющиеся таковым (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333). По мнению чиновников, если санкция представляет собой скрытую часть цены, получатель должен начислить на нее НДС. Ведь штрафная санкция напрямую связана с оплатой реализованных товаров, работ или услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Санкция не облагается НДС, только если она не является элементом ценообразования.
Ведомство не разъяснило, как на практике подразделять штрафы, пени, неустойки по этому признаку. Подробнее о возможных формулировках в договорах и налоговых последствиях читайте на сайте e.rnk.ru в статье "На какие штрафы по договорам Минфин разрешает не начислять НДС" // РНК, 2015, N 6.

Ранее чиновники требовали начислять НДС на любые штрафы, пени и санкции, которые продавец получил от покупателя (Письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-11/311, от 18.05.2012 N 03-07-11/146 и от 16.08.2010 N 03-07-11/356). Ссылались на то, что санкции связаны с оплатой товаров, работ или услуг. Такие суммы увеличивают базу по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Но и по этому вопросу Минфин России изменил свою точку зрения. Опять же из-за судебной практики.
Ведомству пришлось учесть выводы Президиума ВАС РФ (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07). Судьи пришли к выводу, что штрафные санкции по договорам представляют собой ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поскольку эти суммы не связаны с оплатой товаров, работ или услуг, они не облагаются НДС. Минфин России признал этот факт (Письма от 30.10.2014 N 03-03-06/1/54946 и от 04.03.2013 N 03-07-15/6333).

Продавец включает проценты по коммерческому кредиту в налоговые доходы, даже если покупатель их не заплатил

Для продавца проценты, которые ему должен уплатить покупатель за отсрочку или рассрочку платежа, являются доходом. При расчете налога на прибыль всю сумму процентов по коммерческому кредиту продавец включает во внереализационные доходы (п. 6 ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 23.03.2010 N 03-03-06/1/169).
Доходы в виде процентов отражаются в налоговом учете на последнее число каждого месяца, за который их начислили (абз. 1 п. 6 ст. 271 и абз. 3 п. 4 ст. 328 НК РФ). Неважно, какой срок для уплаты установлен в договоре. Кроме того, для признания дохода не имеет значения, уплатил покупатель проценты или нет. С этим согласен Минфин России (Письма от 17.09.2012 N 03-03-06/2/108, от 15.06.2011 N 03-03-06/1/345, от 20.12.2010 N 03-03-06/1/791 и от 16.08.2010 N 03-03-06/1/549).
Значит, безопаснее не включать в договоры условие о возможности предоставления коммерческого кредита, если стороны не планируют его использовать. Ведь при наличии такого гипотетического условия налоговики могут потребовать, чтобы продавец включил сумму процентов во внереализационные доходы. Даже если коммерческий кредит не предоставлялся и никакие проценты не начислялись и не уплачивались.
В месяце, в котором покупатель полностью рассчитался за приобретенные товары, работы или услуги, коммерческий кредит считается погашенным. Поэтому проценты за этот месяц продавец включает в доходы не на последнее число месяца, а на дату окончательного расчета по основному договору (абз. 3 п. 6 ст. 271 НК РФ).

С 2015 года покупатели признают расходы в виде процентов за отсрочку или рассрочку платежа
в полном размере, без нормирования

При расчете налога на прибыль проценты за пользование коммерческим кредитом покупатель включает во внереализационные расходы. Он отражает их по тем же правилам, что и проценты по другим видам долговых обязательств (пп. 2 п. 1 ст. 265 и ст. 269 НК РФ).
С 1 января 2015 г. нормирование этих затрат отменили (подробнее читайте во врезке ниже). Значит, всю сумму процентов по коммерческому кредиту, которые начислены за месяц, покупатель включает в налоговые расходы (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). В том числе и по тем коммерческим кредитам, которые он получил еще до начала 2015 г. Это подтверждает Минфин России (Письма от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27735 и от 13.01.2015 N 03-03-06/1/69460).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
С 2015 г. практически заново переписали ст. 269 НК РФ, которая регламентирует налоговый учет расходов в виде процентов по займам и кредитам. Разъяснений контролеров по применению новых правил пока немного. Да и многие письма, выпущенные ими до 2015 г., сохраняют актуальность. Например, проценты по кредиту, израсходованному на приобретение основного средства, по-прежнему не включаются в его первоначальную стоимость (Письма Минфина России от 10.03.2015 N 03-03-10/12339, от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24671 и от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21757).
Как и раньше, рискованно признавать в налоговых расходах проценты по займам и кредитам, которые организация использовала для выдачи беспроцентного займа другой компании (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2005 N 20-12/12463). Но можно смело включать в расходы проценты по займам и кредитам, которые организация направила на возврат ранее полученного займа или погашение задолженности по налогам (Письма Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/125 и от 22.01.2007 N 03-03-06/1/19, ФНС России от 04.02.2010 N 3-2-09/15 и УФНС России по г. Москве от 05.10.2010 N 16-15/104054@).
Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Какие разъяснения налоговиков по учету процентов по кредитам остаются актуальными и в 2015 году" // РНК, 2015, N 8.

Единственное исключение - проценты по коммерческому кредиту, признанному контролируемой сделкой. Эти проценты отражают в налоговом учете по особым правилам. Их по-прежнему учитывают в пределах норматива (абз. 3 п. 1, п. п. 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 269 НК РФ). Но коммерческие кредиты, являющиеся контролируемыми сделками, это редкое явление.
Покупатель признает расходы в виде процентов на те же даты, на которые продавец отражает их во внереализационных доходах. То есть на последнее число каждого месяца пользования коммерческим кредитом (абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ). Не имеет значения, перечислил покупатель эти проценты продавцу или еще нет.
Проценты за тот месяц, в котором покупатель погасил задолженность за приобретенные товары, работы или услуги, он включает во внереализационные расходы не на последнее число месяца, а на дату ее погашения (абз. 3 п. 8 ст. 272 НК РФ).

Расходы на страхование коммерческого кредита признавать в налоговом учете рискованно

Покупатель и продавец, договорившиеся о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате товара, вправе застраховать риски, связанные с этим. Прежде всего, риск невозврата коммерческого кредита. Особенно если его сумма значительна или отсрочка предоставлена на длительный срок.
Минфин России считает, что расходы на страхование коммерческого кредита нельзя учесть при расчете налога на прибыль (Письмо от 19.11.2008 N 03-03-06/1/639). Ведь этот вид страхования не является обязательным. Кроме того, он не упоминается в перечне видов добровольного страхования, расходы на которое можно признать в налоговом учете. Этот перечень является закрытым (п. 1 ст. 263 НК РФ).
Значит, взносы по договору добровольного страхования коммерческого кредита безопаснее не включать в налоговые расходы. Неважно, у кого они возникли - у покупателя (заемщика) или продавца (кредитора). Тем более что Налоговый кодекс содержит запрет на учет расходов на те виды добровольного страхования, которых нет в закрытом перечне (п. 6 ст. 270 НК РФ).