Доврачебная помощь при укусах животных змей ядовитых насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. При укусе паукообразных насекомых

В летнее время человека могут укусить пчела, оса, шмель, змея, а в некоторых областях - скорпион, тарантул или другие ядовитые насекомые. Ранка от таких укусов небольшая и напоминает укол иголкой, но при укусе через нее проникает яд, который в зависимо­сти от его силы и количества либо действует сначала на область тела вокруг укуса, либо сразу вызывает общее отравление.

Укусы ядовитых змей опасны для жизни. Обычно змеи кусают человека в ногу, когда он на них наступает. Поэтому в местах, где водятся змеи, нельзя ходить босиком. Укусы змейнаиболее опасны, когда яд попадает в кровеносный или лимфатический сосуд. При внутрикожном попадании яда ин­токсикация нарастает в течение 1-4 ч. Токсичность яда зависит от вида змеи. Яд кобры самый опасный для человека. При прочих равных условиях отравление протекает более тяжело у детей и женщин, а также у лиц в состоянии алкогольного опьянения.

Симптомы : жгу­чая боль в месте укуса, две глубокие колотые ранки, краснота, отечность, точечные кровоизлияния под ко­жей, пузырьки с жидкостью, некротические язвы, головокружение, тошнота, потливость, одышка, тахикардия,. Через полчаса нога может увеличиться в объеме почти вдвое. Одновременно с этим появляются признаки общего отравления: упадок сил, мышечная слабость, головокружение, тошнота, рвота, одышка, сла­бый пульс, падение АД, обморок, коллапс.

Первая помощь :

§ выше укушенного места необходимо наложить жгут или
закрутку для предотвращения попадания яда в остальные ча­сти организма (только при укусах кобры на 30-40 мин);

§ укушенную конечность нужно опустить и попытаться выдавить из ранки кровь, в которой находится яд;

§ немедленно начать интенсивное отсасы­вание ртом в течение 10-15 мин яд из раны (предварительно сдавить складку кожи в области куса и «открыть» ранки) и сплевывать содержимое; оттянуть кровь вместе с ядом из ранки можно с помощью медицинской банки, стакана или рюмки с толстыми краями. Для этого в банке (стакане или рюмке) надо несколько се­кунд подержать зажженную лучинку или ватку на палке и за­тем быстро накрыть ею ранку;

§ обеспечить неподвижность пораженной конечности (лангета или фиксирующая повязка); покой в положении лежа при транспортировке в лечебное учреждение; обильное питье;

§ положить на рану холод (пузырь со льдом); промыть рану 10 %-ным раствором марганцовокислого калия, ввести в ранку 0,5 % адреналина, димед­рол, в/м 1 мл 1% р-ра; 500-1000 ЕД специфи­ческой сыворотки в/м, доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

!Нельзя высасывать кровь из ранки ртом, если во рту могут быть царапины или разрушенные зубы, через которые яд проникнет в кровь того, кто оказывает помощь.

! Нельзя делать разрез в месте укуса; давать алкоголь во всех видах.

Укусы насекомых (пчел, ос, шмелей ) приводят к появлению как местных симптомов, так и признаков общего отравления, а также могут вызывать аллергическую реакцию организма. Единичные их укусы особой опасности не представляют. Если в ранке осталось жало, его нужно осто­рожно удалить, а на ранку положить примочку из нашатыр­ного спирта с водой или холодный компресс из раствора марганцово-кислого калия или просто холодной воды.

Укусы ядовитых насекомых очень опасны. Их яд вызыва­ет не только сильные боли и жжение в месте укуса, но иногда и общее отравление. Симптомы напоминают отравление змеи­ным ядом. При тяжелом отравлении ядом паука каракурта через 1 -2 дня может наступить смерть.

Симптомы: ограниченная местная болевая воспалительная ре­акция: чувство жжения, боли, покраснение, отечность (особенно при ужалении в лицо и шею). Общетоксические явления отсутст­вуют. Слабо выражены озноб, тошнота, головокружение, сухость во рту. Если общетоксические явления выражены сильно, то это говорит о повышенной чувствительности организма к ядам насекомых и развитию аллергических реакций, которые могут служить причиной смерти.

Неотложная помощь: жало пчелы быстро удалить и яд выдавить из ранки; положить холод на место укуса; смочить, закапать в место укуса галазолином, спиртом, валидолом; принять внутрь антигистаминные препараты: димедрол, супрастин, пипольфен; горячее питье; при развитии астматического синдрома использовать кар­манный ингалятор; при развитии полной асфиксии - трахеотомия; вызвать «скорую помощь».

От укуса бешеной собаки, кошки, лисицы, волка или другого животного человек заболевает бешенством. Место укуса обычно кровоточит незначительно. Если укушена рука или нога, ее нужно быстро опустить и постараться вы­давить кровь из раны. При кровотечении кровь некоторое время не следует останавливать. После этого место укуса промывают кипяченой водой, накладывают на рану чистую повязку и немедленно отправляют больного в медицинское учреждение, где пострадавшему делаются специальные при­вивки, которые спасут его от смертельной болезни - бешен­ства.

1. Укусы животных.


Если пострадавшего укусила домашняя здоровая собака или кошка и рана небольшая, то ее промывают и накладывают стерильную повязку. Обширные раны тампонируют стерильными салфетками.

Если укусы получены от неизвестной собаки или кошки или другого животного, необходимо обратиться у лечебное учреждение, ибо укус бешеных животных представляет большую опасность для жизни .

2. Укусы змей.


По механизму действия яды змей подразделяются на три группы:


- яды, свертывающие кровь, вызывающие местную отечность и отмирание тканей (яды щитомордника, обыкновенной гадюки, гюрзы и т.д.);

- яды, действующие на нервную систему, вызывающие паралич мускулатуры, угнетение дыхания и сердечной деятельности (яды морских змей тропических вод, кобры и т.д.);

- яды, действующие одновременно на свертываемость крови и нервную систему, вызывающие местную отечность и отмирание тканей (яды австралийских аспидов, гремучих змей).

При укусе кобры или других змей этой группы возникает боль, чувство онемения в зоне укуса, распространяющаяся на всю конечность и тело. У пострадавшего появляются головокружение, обморочное состояние, рези, чувство онемения в области лица и языка, нарушается глотание. Быстро развивается восходящий паралич, начинающийся с нижних конечностей (неустойчивая походка, невозможно стоять на ногах, а потом полный паралич).
Нарушается ритм работы сердца. Если яд попадает в кровеносные сосуды, то смерть наступает через 15 – 20 минут.

При укусе змей семейства гадюк на месте укуса видны глубокие колотые раны, покраснения и отек, кожа лоснится, становится багрово-синюшной, могут образоваться пузыри и язвы. Характерно возбуждение, сменяющееся слабостью, головокружением, тошнотой и рвотой, может развиться шок.

При оказании первой помощи с самого начала необходимо обеспечить покой пострадавшего. Можно интенсивно отсосать яд ртом (если нет раны во рту ). Это может делать сам пострадавший или посторонний. Продолжительность отсасывания – 10-15 минут с постоянным сплевыванием содержимого .

Прижигание раны недопустимо.

Наложение жгута допустимо лишь при укусе кобры, но не более чем на 30 – 40 минут.

3. Укусы насекомых.


Множественные укусы пчел и ос могут представлять опасность для человека, а тем более для ребёнка.

Происходит отек тканей, повышается температура, появляется резкая головная боль, возможны судороги.

При оказании первой помощи необходимо наложить холодный компресс на место укуса, дать выпить стакан сладкого чая, 1 грамм ацетилсалициловой кислоты, таблетку димедрола, затем обратиться к врачу.


Известны сотни видов ядовитых змей и насекомых. Наиболее известные в нашей стране ядовитые змеи - гадюка, гюрза, эфа, кобра. Встречающиеся ядовитые насекомые - пчела, оса, шмель, овод, тарантул, каракурт, скорпион.

Укусы ядовитых змей и насекомых оказывают на организм укушенного местное и общее действие. Местное действие связано с нанесенной инфицированной ранкой и воздействием яда, слюны и других веществ, попавших в рану с укусом. Общее действие зависит от токсичности и количества попавшего в организм яда, места укуса (укусы головы более тяжелые) и скорости поступления яда в кровь укушенного. Общее действие проявляется признаками интоксикации, нарушениями функций поражаемых ядом систем организма и наличием или отсутствием аллергической реакции организма на поступившие чужеродные вещества. Распространение яда первоначально происходит по лимфатическим путям и усиливается при мышечных движениях.
Яды животного происхождения содержат различные белки, ферменты, неорганические вещества. Яды различны по составу и действию на организм. Яд гадюк разрушает эритроциты, стенки тонких кровеносных сосудов, белки, способствует тромбообразованию. Яд кобры преимущественно поражает нервную систему и может вызвать паралич дыхательного центра.
Местные признаки укуса: ранка, боль, припухлость. При укусах змей из семейства гадюковых на месте укуса могут быть кровоизлияния и пузыри с геморрагической жидкостью.

Общие признаки укуса: головокружение, слабость, тошнота, рвота, потливость, одышка, сердцебиение. Могут быть обморок, коллапс, а также возбуждение и судороги. Для укуса кобры характерны нервно-мышечные расстройства и остановка дыхания. После укуса каракурта отмечаются сильная головная боль, сильные боли в месте укуса, в области живота, поясницы, груди, обильное слюнотечение, возможна остановка дыхания. Укус скорпиона вызывает мучительные боли, распространяющиеся по ходу нервного ствола, подергивания и судороги отдельных групп мышц.
Аллергические реакции могут проявляться в виде крапивницы, бронхоспазма, анафилактического шока.
Первая медицинская и доврачебная помощь начинается с обеспечения неподвижности укушенной части тела. В первые минуты после укуса змеей можно попытаться отсосать яд из ранки. Для замедления всасывания яда на место укуса приложить холод, укушенную часть тела иммобилизировать, а при укусах кобры на конечность выше места укуса наложить жгут на 30-40 минут. При укусах пчелами, осами, шмелями осмотреть ранку на наличие жала и удалить его. Ранку промыть 1 % раствором перманганата калия, на ранку наложить асептическую повязку. При угнетении дыхания провести искусственную вентиляцию легких, дать кислород. При сильных болях ввести противоболевое средство. Для уменьшения интоксикации рекомендуются введение жидкости и дача мочегонных средств. При укусах гадюк дать теплое ощела- чивающее (1-2 чайные ложки пищевой соды на литр воды) питье. Показано введение средств, стимулирующих кровообращение - кофеина, кордиамина, эфедрина и других; антигистаминных препаратов - димедрола, пипольфена; глюкокортикостероидов.
Противокаракуртовую сыворотку при укусах каракурта вводят под кожу дробно в межлопаточную область в количестве 30- 70 мл. При тяжелых формах интоксикации сыворотку медленно вводят в вену.
«Антигюрза» - сыворотка против яда гюрзы (противозмеиная сыворотка) нейтрализует яд гюрзы и яды змей семейства гадюко- вых. Вводят под кожу при легкой степени отравления в количестве 500 ME, при тяжелой степени отравления - в количестве 1500-3000 ME. Выпускается в ампулах по 500 ME в объеме 2-
5 мл. Для профилактики анафилактической реакции сначала вводят 0,1 мл сыворотки, через 10-15 минут - 0,25 мл, а затем при

отсутствии реакции - всю остальную дозу. Сыворотка «Антигюрза» положительно зарекомендовала себя при укусах не только гадюковых змей, но и при укусах кобры, каракурта и скорпиона.
При укусе кобры вводят сыворотку против яда среднеазиатской кобры. Сыворотка выпускается в ампулах по 10 мл.

План урокаОБЖ

Тема урока: Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых

Класс: 6

Цель урока: Изучение нового материала и формирование умений и навыков по поведению при укусе змей и насекомых, оказанию первой доврачебной помощи при укусах змей и насекомых

Форма занятия: групповая, индивидуальная. (Занятие проходит в форме объяснительно-иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

(Планируемые результаты)

I . Организационный момент.

II . Постановка проблемы, её решение.

Определение цели и задачи урока.

III . Основная часть.

IV . Фзкультминутка. (в середине урока)

V . Выступление групп

VI . Рефлексия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли сегодня присутствуют, на уроке.

Учитель. – Для того, чтобы определить что мы с вами сегодня будем изучать на уроке. Я вам предлагаю решить небольшой кроссворд.

Учитель: И так ключевое слово, у вас какое получилось?

Дети: Укус!

Учитель: Давайте вместе с вами определимся с целями нашего урока!

Дети: На сегодняшнем уроке мы будем знакомится с укусами насекомых и змей!

Учитель. Только ли укусы насекомых нас интересуют?

Дети: Нет, еще мы должны знать, как оказывать первую помощь при укусах.

Учитель: Да ты права, мы с вами научимся оказывать первую помощь при укусах змей и насекомых и в конце урока закрепим сегодняшнюю тему тестированием.

Учитель: Для того, чтобы узнать как оказывать первую медицинскую помощь при укусах нам нужно разделиться на группы. С помощью материала(нарезки текста с ПМП, симптомами укуса, что запрещается при делать при укусах) который вы видите на столах вам нужно выделить основное и составить памятки по такому плану: симптомы укуса, оказание первой мед. помощи, что запрещается делать при укусах.

Учитель: Время для выполнения вам 10 минут, после этого каждая группа представляет свою памятку.

Пальчиковая гимнастика

А у нашей внучки маленькие ручки,

А на ручках пальчики – девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут, их по имени зовут:

Пальчик Саша, пальчик Маша,

Миша Гриша и Степан,

Пальчик Женя, пальчик Феня,

Таня, Ваня и Роман.

Вот какие пальчики –

Девочки и мальчики.

Учитель: И так, вы выполнили задание, теперь я вас прошу показать ваши памятки, но и объяснить.

Учитель: Ребята для того, чтобы закрепить нашу сегодняшнюю тему и получить оценку предлагаю вам выполнить небольшой тест. После чего вы можете сами себя оценить, на сколько, вы поняли тему нашего урока.

Учитель: Сегодня вы получили новые знания, благодаря которым теперь вы сможете оказать ПМП самому себе и близких.

Домашнее задание

Учащиеся сдают рапорт о присутствующих на уроке

Учащиеся разгадывают кроссворд, правильные ответы записывают на доску (где заранее подготовленный кроссворд)

Учащиеся записывают в тетрадях, тему урока.

Учащиеся выполняют задания на листах формата А3, с помощью различных картинок и нарезок из текста.

В ходе защиты учащиеся объясняют, почему они сделали именно так. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест

Коммуникативные и личностные УУД

Познавательны, коммуникативные УУД

Регулятивные коммуникативные и познавательные УУД

Познавательные, регулятивные УУД

Коммуникативные, личностные и познавательные УУД

Познавательные, личностные УУД

Укусы насекомых (пчёл и ос) сопровождаются местной реакцией организма, а при повышенной чувствительности к пчелиному яду даже один или несколько укусов могут вызвать тяжелую аллергическую реакцию по типу анафилактического шока.

Симптомы: сильная боль в месте укуса; сначала побледнение кожи, затем покраснение и отек в месте укуса; при повышенной чувствительности к пчелиному (осиному) яду возможно развитие анафилактического шока (головная боль, тошнота, рвота, астматические явления, тахикардия, снижение артериального давления).

Первая помощь

1. Удалить жало пчелы (осы). Обработать место укуса спиртом.

2. Наложить на пораженное место холод. Обеспечить обильное питье.

3. Дать внутрь супрастин (фенкарол), при необходимости анальгин.

ПРИМЕЧАНИЕ. При многочисленных укусах пчелами (осами), развитии анафилактического шока срочно вызвать скорую медицинскую помощь.

Профилактика: для защиты жилых помещений окна следует закрывать сетками, плотно прикрывать двери, при необходимости – применять химически активные средства (инсектициды).

При укусах ядовитых змей змеиный яд попадает в кровь, поражает нервную систему и может вызвать смерть от паралича дыхательного центра. На людей змеи первыми нападают, как правило, когда их потревожат (заденут, наступят). Последствия зависят от вида змеи, времени года, возраста и, особенно, от места укуса. Укус в голову и шею протекает значительно тяжелее, чем в конечности.

Симптомы: боль, чувство жжения, гиперемия, нарастающий отек в месте укуса; головокружение, головная боль; мышечная слабость, сонливость; тошнота, рвота; учащение пульса, снижение АД; в тяжелых случаях – судороги, потеря сознания; угнетение, а затем и остановка дыхательной и сердечной деятельности.

Первая помощь

1. Обеспечить пострадавшему полный покой в горизонтальном положении.

2. Обработать место укуса спиртовой настойкой йода и наложить повязку.

3. Конечность иммобилизовать шиной или подручными средствами.

4. Положить холод на место укуса. Обеспечить обильное питье пострадавшему.

6. Срочно вызвать скорую медицинскую помощь.

ПРИМЕЧАНИЕ. Не следует проводить разрезы (прижигания) места укуса, отсасывать ртом яд, накладывать жгут.

Профилактика: необходимо соблюдать меры предосторожности при нахождении в лесу, предварительноисследуя место отдыха; при сборе грибов, ягод ноги и руки должны быть максимально защищены обувью, одеждой.

28.Особенности строения и функций органов пищеварения у де­тей.

Полость рта у новорожденных детей и детей раннего возраста относительно небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно больших размеров, но короткий и широкий.


Слюнные железы у новорожденного и ребенка первых 3–4 месяца жизни недостаточно дифференцированы. Поэтому слюны выделяется мало, что обуславливает сухость слизистой оболочки полости рта. На 3–4 месяце жизни слюнные железы становятся вполне развитыми, и в этом возрасте у детей наблюдается постоянное слюнотечение, объясняется это тем, что слюны выделяется достаточное количество, а способность глотать её ещё полностью не выработалась.

Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого, и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, сухая в связи с тем, что слизистые железы почти отсутствуют. Желудок расположен в левом подреберье и только выход его – пилорус – вблизи срединной линии. До 1 года положение желудка горизонтальное, после 1 года, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. Слизистая оболочка желудка относительно толще, чем у взрослого. Вместимость желудка у доношенного новорожденного составляет 30–35 мл, возрасте 3 месяцев – 100 мл, 1 года – 250 мл. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности.

Желудочный сок у ребенка имеет такой же состав, как и у взрослого человека, т.е. он содержит соляную кислоту и ферменты.

Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого. Длина кишечного тракта у грудного ребенка в 6 раз превышает длину тела (у взрослого в 4 раза). Слизистая оболочка кишечника сильно развита, обильно снабжена кровеносными сосудами, богата клеточными элементами, нежна, с большим количеством лимфатических узлов и ворсинок. В то же время слабо развиты подслизистая ткань, мышцы, поперечные складки и несовершенны в строении нервные сплетения. Все это вместе взятое обуславливает легкую ранимость желудочно-кишечного тракта.

Отличительной и важной особенностью кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость её стенок.

Толстый кишечник является главным органом всасывания железа, фосфора, щелочей, воды, сахара, хлоридов, кислот и некоторых лекарственных средств. Продолжительность кишечного переваривания при искусственном вскармливании – около 2 суток.

Печень у новорожденных и детей грудного возраста является относительно большим органом. Вес её у новорожденных составляет 4 % веса всего тела (у взрослого 2 %). Печень ребенка очень богата кровеносными сосудами, соединительнотканных элементов в ней мало, дольки её выражены не резко. Функциональная деятельность печени многообразна, но у детей раннего возраста недостаточна.