Проблема развития ууд. Всероссийский конкурс "формирование ууд как требование фгос". Основные виды универсальных учебных действий

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова


Ключевые слова

дошкольное образовательное учреждение, универсальные учебные действия, познавательная деятельность, pre-school educational establishment, universal study actions, cognitive activity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной деятельности дошкольников через формирование у них умения учиться. Последнее осуществляется на основе развития у индивида универсальных учебных действий, характеризующихся авторами в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Делается вывод о том, что сформированность у ребенка комплекса универсальных учебных действий обеспечивает ему возможность овладения умениями и навыками для реализации основных видов деятельности.

Текст научной статьи

Поступление ребенка в первый класс знаменует его переход к следующему возрастному периоду, начало нового, большого пути, предполагающее кардинальное изменение в образе жизни не только самого юного гражданина, но и всех членов семьи. Налицо новые требования и новые обязанности, связанные с целым рядом ограничений, оставляющих гораздо меньше места для детской беззаботности и беспечности. Став школьником, ребенок активно овладевает новой для него деятельностью - учебной, которая увлекает его, приносит радость и чувство удовлетворения, способствует формированию желания и умения учиться. В данной связи чрезвычайно важным представляется формирование у детей еще до поступления в школу познавательных интересов, всемерно способствующих активизации их способностей. Познавательная деятельность ребенка требует особого научно-практического интереса, ибо в ходе ее реализации осуществляется формирование у него интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, характера и способностей, происходит становление психических процессов: восприятия, произвольного внимания, мышления, памяти, воображения, речи. Именно через данную деятельность осуществляется и обогащение его социального опыта, познание окружающей действительности, овладение знаниями, умениями и навыками, что и составляет основу формирования его личности. Вот почему развитие познавательной деятельности служит главным орудием подготовки ребенка к школе . Неотъемлемой составляющей развития познавательной деятельности дошкольников является воспитание у них познавательных интересов как важного фактора формирования личности каждого ребенка. Правильность подхода к решению этой сложной и многоаспектной проблемы служит залогом продуктивности образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Определяющее значение в организации познавательной деятельности дошкольников имеет формирование у них умения учиться через реализацию определенного комплекса универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающего им возможность саморазвития и самосовершенствования путем усвоения знаний через практическую деятельность, путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта Комплекс универсальных учебных действий реализуется в педагогическом процессе образовательного учреждения посредством четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного . Охарактеризуем их более подробно в контексте учебно-воспитательного процесса ДОУ. Состав личностных действий представлен такими их видами, как самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая оценка. Самоопределение дошкольника представляет его внутреннюю позицию, выражающуюся в его личностном, профессиональном, жизненном определении. Ребенок размышляет над тем, каков он есть, каким желает стать, что он может и знает, к чему стремится и т.д. Смыслообразование выражается в постижении будущим школьником значения, смысла и мотивации учебно-познавательной деятельности. Нравственно-этическая оценка предполагает формирование у ребенка способности соотнесения своих поступков с действующими в социуме морально-этическими нормами и правилами. В качестве основных предпосылок личностных универсальных учебных действий следует указать развитие у детей умений: 1) осознания своих возможностей и качеств, 2) соотнесения своих поступков с принятыми нравственными принципами, 3) ориентировки в системе социальных ролей и межличностных отношений. Немаловажным является воспитание таких необходимых свойств личности, как познавательная и социальная мотивация, адекватная самооценка, терпимое отношение к чужой точке зрения, комплекс нравственных ориентиров (уважительного отношения к окружающим, любви к близким, к большой и малой родине, бережного отношения к природе и т.д.). В качестве основных видов регулятивных универсальных учебных действий выступают целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Данные УДД находят выражение соответственно в формировании у дошкольника умения планировать свои действия исходя из поставленной задачи, предвидеть результат своей работы, контролировать собственные действия, видеть и исправлять указанные ошибки, осуществлять оценку правильности или неправильности совершаемых или наблюдаемых поступков. Блок познавательных универсальных учебных действий представлен такими их видами, как умение ребенка ориентироваться во времени и пространстве, пользоваться правилами, инструкциями и алгоритмами, оценивать результаты своих действий. Информационные познавательные УУД предполагают развитие у дошкольников умений пользования школьными принадлежностями, работы с книгой и ориентировки по условным обозначениям в ней, работы с иллюстрациями. Логический характер познавательных УДД обеспечивается овладением дошкольниками на элементарном уровне следующим рядом операций: классификацией, анализом, синтезом, сравнением, обобщением, сериацией, исключением лишнего, установлением причинно-следственных связей, а также моделированием. В числе коммуникативных универсальных учебных действий выделяются уме-ния, связанные с взаимодействием и сотрудничеством дошкольников со взрослыми и сверстниками, организацией совместной деятельности в парах или труппах, ведением монолога и диалога, ответами на вопросы, использованием вербальных и невербальных средств общения и построением высказываний, понятных для собеседника. Главные предпосылки формирования описанных действий представлены опре-деленным комплексом возможностей и умений, состоящих в развитости мелкой мото-рики рук, осуществлении действий по правилу или образцу, сохранении заданной цели и удерживании поставленной задачи в ходе всего выполнения работы, удерживании внимания при слушании короткого текста или рассматривания репродукции, готовно-сти к выбору интересного для себя рода занятий из нескольких предложенных и вы-полнению работы по инструкции взрослого. Не менее важными являются, на наш взгляд, и такие предпосылки, как стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать партнера по общению, положительное эмоциональ-ное отношение к процессу взаимодействия и сотрудничества, четкое формулирование собственного мнения, собственной позиции. В качестве основных средств становления у дошкольников рассматриваемых действий выступают задания, требующие в элементарной форме что-либо объяснять, проверять, доказывать, оценивать, придумывать, выбирать, сравнивать, подбирать, находить закономерности, определять верность или неверность утверждений, догадываться, наблюдать, делать выводы и т.д. Такие задания направлены на выполнение дошкольниками разнообразных учебных операций, способствующих развитию умения ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению. Анализируя те или иные объекты, дошкольники выделяют в них существенные и несущественные детали, выявляют сходные и различные элементы, сравнивают, классифицируют, рассуждают, обобщают и на этой основе конструируют довольно простые суждения о наблюдаемых объектах, об их сущности, их структурах, признаках и пр. В результате систематического осуществления работы по формированию у дошкольников универсальных учебных действий выпускник ДОУ должен обладать следующими характеристиками: в контексте личностных УУД: сформированностью основных физических качеств и потребностью в двигательной активности, соблюдением действующего комплекса правил, призванных обеспечить здоровый образ жизни; любознательностью и активностью; эмоциональной отзывчивостью; наличием первичных представлений о себе, о членах семьи, о социуме; в контексте регулятивных УУД: способностью управления собственным поведением и планирования своих действий с опорой на первичные ценностные представления, соблюдение функционирующих в обществе поведенческих правил и норм, владение элементарными основами учебной деятельности; в контексте познавательных УУД: способностью к решению адекватных дошкольному возрасту интеллектуальных и личностных проблем, предполагающих творческое использование полученных знаний в решении или преобразовании способов решения поставленных задач, проектирование собственного замысла и его воплощения в рисунках, рассказах, постройках и пр.; в контексте коммуникативных УУД: владением способами взаимодействия с ровесниками и взрослыми, обеспечивающими правильное примение средств коммуникации (вербальных и невербальных), выбор и изменение стиля общения в соответствии с обстоятельствами. Таким образом, сформированность у дошкольника необходимой совокупности УУД обеспечивает ему широкие возможности для овладения речевыми, изобразительными, музыкальными, трудовыми и другими умениями и навыками как прочной базой оптимальной реализации главных видов деятельности.

Проблема формирования универсальных учебных действий

магистрант, 1 курс, ТГУ

Волкова Александра Александровна

д-р пед. наук, профессор ТГУ

Руденко Ирина Викторовна

г. Тольятти

Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» -- выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного начального образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» .

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  • 1. мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);
  • 2. учебную цель;
  • 3. учебную задачу;
  • 4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью .

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разработанную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

  • 1. личностный;
  • 2. регулятивный;
  • 3. познавательный;
  • 4. коммуникативный.

Представим характеристику универсальным учебным действиям.

  • 1. Личностные действия сформируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
  • 2. Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования -- развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности. учебный иностранный самостоятельный школьник
  • 3. Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают
  • ·общеучебные действия;
  • ·логические действия;
  • ·действия по постановке и решению проблемы.
  • 4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и заданий для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универсальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий -- масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Таблица 1. Универсальные учебные блоки

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

личностные

  • -- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;
  • -- проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);
  • -- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

регулятивные

  • -- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;
  • -- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;
  • -- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;
  • -- контрольные задания, в том числе тестового характера

познавательные

  • -- формулировка познавательной задачи самими учащимися;
  • -- организация проектной деятельности учащихся;
  • -- подготовка устного и письменного речевого высказывания;
  • -- формулирование проблемы (главной идеи) текста;
  • --извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;
  • --преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;
  • -- составление таблиц, схем-моделей;
  • -- замещение буквы звуком;
  • -- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;
  • --самостоятельное достраивание

выражение/предложения/диалога/текста с

восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

  • -- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;
  • -- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

коммуникативные

Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Список литературы

  • 1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.
  • 2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.
  • 3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.
  • 4. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

Государственное образовательное учреждение

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Направление 050400

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология и педагогика

начального образования

квалификация бакалавр

форма обучения заочная

Курсовая работа

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников

Научный руководитель:

Выполнила:

ИРКУТСК 2014

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий…………………………………………………………………6
1.1. Формирование умения учиться и формирование общих учебных умений, как целей начального общего образования………………………… ....6

1.2. Универсальные учебные действия как предполагаемый результат начального общего образования на современном этапе………………………..9

1.3. Пути формирования универсальных учебных действий у младших школьников……………………………………………………………………… 12

Выводы по Главе I ……………………………………………………….... 16

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий младших школьников …………………………………….. 18

2.1. Методики констатирующего эксперимента ………………………… 18

2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента …………..24

2.3. Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников……………………………………………………………29

2.4. Описание результатов контрольного эксперимента ……………....35


Выводы по Главе II ………………………………………………………... 42

Заключение ……………………………………………………………….. 44

Литература …………………………………………………………..……. 47

Введение

Актуальность работы. Чтобы быть востребованным на сегодняшний день, требуется проявление инициативности, умение по-своему взглянуть на проблему, творческая активность в любой деятельности, самобытность, автономность, уникальность. Все это черты самоактуализирующейся личности. Стремление к самоактуализации должно стать основной потребностью и мотивом человеческой деятельности, тогда идеалом будет личностная и профессиональная индивидуальность, желание реализовать себя, тем самым, изменяя и окружающий мир в сторону созидания.

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка . На смену его трактовке как вызревание заложенных в человек способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего их активное и успешное включение в учебную деятельность , становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству.

Основной целью начального общего образования, отраженной в Федеральным государственным образовательным стандартом, выступает формирование умения учиться, а одним из результатов данной ступени образования является сформированность универсальных учебных действий.

Цель исследования: изучить состояние сформированности универсальных учебных действий младших школьников и разработать программу по формированию универсальных учебных действий.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.

Предмет исследования: методы и приемы формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Исходя из цели, определены задачи исследования:

1. Проанализировать специальную литературу и раскрыть сущность понятия и вопрос о формировании универсальных учебных действий.

2. Изучить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

3. Составить и апробировать программу по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

4. Оценить эффективность экспериментальной работы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что универсальные учебные действия младших школьников можно формировать с помощью оценочной деятельности .

Методологической основой работы явились системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (,), идеи и положения личностно-деятельностного (, и др.), системного (, и др.), компетентностного (, и др.) подходов.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики : наблюдение, беседа и эксперимент; методики:


1. Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

2. Методика «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» (по,)

3. Методика «Проба на внимание» (и)

4. Методика «Кто прав?» ().

База исследования : МКОУ «СОШ №12 села Шаманка». В исследовании приняли участие учащиеся 2 класса в количестве 16 человек.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I . Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий 1.1. Формирование умения учиться и формирование общих учебных умений, как целей начального общего образования

В процессе образования развитие учащихся осуществляется с различных сторон: общекультурной, личностной и познавательной, благодаря чему дети приобретают умение учиться.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования начальная школа призвана формировать умение учиться, а также способности организовывать свою деятельность. Организация деятельности включает в себя умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками .

Такие ученые, как, и др., умение учиться считают универсальной характеристикой личности. Умение учиться определяет степень обученности, развития произвольно-познавательных процессов, воспитанности. Формирование умения учиться происходит в течение всей школьной жизни ребенка, но начальной школе отводится основная роль в развитии данного умения. Это обусловлено тем, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым к умениям и навыкам, приобретаемым в процессе учебной деятельности .

Саморазвитие личности определяется умением учиться, самостоятельно расширять границы своих возможностей, определив пределы собственных умений, знаний, способностей, выходить за эти пределы, указывает. Умение учиться включает в себя рефлексивные действия, помогающие опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостает для ее решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться; а также продуктивные действия, помогающие найти ответ на второй вопрос самообучения: как присвоить недостающие знания .

отмечает в своих трудах, что отделение известного от неизвестного, знания от незнания обеспечивается определяющей рефлексией - центральным новообразованием учебной деятельности младших школьников . Таким образом, первым условием развития умения учиться у детей младшего школьного возраста является целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности. Эту же точку зрения поддерживают, и др. авторы .

Освоение младшими школьниками всех составляющих учебной деятельности, куда относятся познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебные действия и операции, по мнению, определяет умение учиться. Умение учиться позволяет детям более эффективно усваивать знания, умения и навыки .

Общие учебные умения, отмечают в своих исследованиях и, являются универсальными для различных учебных предметов способами получения и применения знаний, обладающими свойством широкого переноса действия, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для конкретной учебной дисциплины . Они применимы при решении любых задач, независимо от их содержания .

Стоит отметить, что в дидактике не представлено четкое определение понятию «общие учебные умения и навыки». Более того, различные исследователи, такие как, и др., обозначают их разными терминами: «специальные умения», «надпредметные умения», «универсальные способы получения и применения знаний», «базовые умения учебной деятельности», «первичные умения», «способы учения», «обобщенные умения», «навыки учебного труда» и т. п. В образовательных стандартах также не представлена трактовка понятия «общие учебные умения и навыки», однако рассматривается его структура .

Общие умения и навыки определяет как совокупный компонент образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.

Общие умения являются основой учебной деятельности и применимы ко всем школьным предметам. Данные умения реализуются в практике и теории, являются своего рода регуляторами и способствуют эффективности всей учебной деятельности .

Ряд исследователей, среди которых, и др., пытались в своих трудах дать точное определение понятию «общие учебные умения и навыки» и классифицировать .

Волкова Александра Александровна

магистрант, 1 курс, ТГУ, г. Тольятти

Руденко Ирина Викторовна

д-р пед. наук, профессор ТГУ, г. Тольятти

E-mail:

Идея новомодных и популярных универсальных учебных действий не нова. «Учусь учиться!» - выражение, которое можно встретить во многих классах общеобразовательных учреждений. Термин «Универсальные учебные действия» есть не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознатель­ного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется как совокупность спосо­бов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного началь­ного образования выделяется формирование универсальных (мета­предметных) учебных действий, обеспечивающих младшим школьни­кам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к самораз­витию и самосовершенствованию.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметные области, в том числе и «Литературное чтение», и «Иност­ранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возмож­ность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» .

Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признаётся сегодня всеми ведущими психологами и дидактами, такими как: М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова.

Формирование умения учиться, или способность к самостоятель­ной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноцен­ное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1.мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

2.учебную цель;

3.учебную задачу;

4.учебные действия и операции (ориентировка, преобразо­вание материала, контроль, оценка и самооценка).

Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельнос­ти младших школьников при овладении иноязычной речевой деятель­ностью .

Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапред­метный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую не успешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

При выделении универсальных учебных действий, опираются на концепцию развития универсальных учебных действий, разрабо­танную на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготс­кий, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

1.личностный;

2.регулятивный;

3.познавательный;

4.коммуникативный.

Представим характеристику универсальным учебным действиям.

1. Личностные действия сформируют у учащегося нравст­венную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориента­цию. На наш взгляд, данная сфера является ведущей в Программе формирования универсальных учебных действий. Личностные учеб­ные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.

2.Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организа­цию его учебной деятельности. Важнейшая задача начального образо­вания - развитие способности учащегося к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки. Как известно, ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.

3.Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают

·общеучебные действия;

·логические действия;

·действия по постановке и решению проблемы.

4.Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнёров по общению или деятельности.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятель­ности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Целесообразно привести примеры тех видов упражнений и зада­ний для учащихся, через выполнение которых, на наш взгляд, будут формироваться, и развиваться вышеперечисленные блоки универ­сальных учебных действий. Педагоги не должны оставлять без внима­ния процесс планомерного формирования и развития универсальных учебных действий. Примеров заданий - масса, но остановимся лишь на некоторых из них.

Таблица 1.

Универсальные учебные блоки.

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное УУД

личностные

На этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

Проведение физминуток (установка на здоровый образ жизни);

Задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы повёл себя ты на его месте?»

регулятивные

Составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по чтению;

Составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

Задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

Контрольные задания, в том числе тестового характера

познавательные

Формулировка познавательной задачи самими учащимися;

Организация проектной деятельности учащихся;

Подготовка устного и письменного речевого высказывания;

Формулирование проблемы (главной идеи) текста;

Извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;

Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

Составление таблиц, схем-моделей;

Замещение буквы звуком;

Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

Самостоятельное достраивание

выражение/предложения/диалога/текста с

восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетений, предложений);

Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;

Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

коммуникативные

Организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

В заключении, хотелось добавить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспе­чит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение предметными линиями, как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Список литературы:

1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. М.: Просвещение, 2010. 125 с.

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.: ил.

3. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов [и др.] М.: Просвещение, 2010. 220 с.

4. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

3

1 ФБГОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

2 ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет)

3 Нижегородское МБОУ «Лицей №8»

Статья посвящена проблеме изучения направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализу приёмов и средств, которые использовались для этого. Было проведено наблюдение и анализ уроков в четвёртых, пятых и шестых классах с точки зрения развития универсальных учебных действий обучающихся. Результаты наблюдения показали, что на каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими. Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы, примеры которых даны в статье.

универсальные учебные действия – ууд

личностные ууд

регулятивные ууд

познавательные ууд

коммуникативные УУД

приёмы развития ууд.

1. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 220 с.

2. Мамонова Е.Б., Суворова О.В. Особенности развития УУД (универсальных учебных действий) обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС / Е.Б. Мамонова, О.В. Суворова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: http://www.?id=24454 (дата обращения: 12.06.2017).

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. (Стандарты второго поколения).

4. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у учащихся. 5–9 классы. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития, сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.

5. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 235 с.

6. Мамонова Е.Б., Персонова А.А. Особенности становления универсальных учебных действий (УУД) пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено /Е.Б. Мамонова, А.А. Персонова // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4). – URL: psykaf417.esrae.ru/ru/10-92 (дата обращения: 09.06.2017).

Работа по новому федеральному образовательному стандарту, вступившему в силу с 2010 года, предполагает накопление определённого опыта по использованию в учебной деятельности приёмов и средств, направленных на развитие универсальных учебных действий - УУД.

Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» . Реализацию системно-деятельностного подхода как раз и обеспечивает развитие универсальных учебных действий в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия представляют собой общие умения, которые помогают учащимся осваивать знания из разных областей науки. Выделяют 4 категории таких умений. Личностные УУД , включают в себя внутреннюю позицию школьника , которая помогает глубже проникать в суть изучаемых явлений; объективную самооценку школьника , предполагающую уверенность в себе и преодоление различных препятствий и затруднений; мотивацию учебной деятельности , которая ориентирует обучающего на познавательную сторону учебной работы; нравственно-этическую ориентацию , которая предполагает уважительное отношение к себе, к окружающим, к обществу, природе, миру в целом. Регулятивные УУД помогают организовывать деятельность, удерживать её цель, планировать действия, результат, учитывать ошибки, возникающие по ходу работы, осуществлять коррекцию своей деятельности. Познавательные УУД направляют обучающихся при постановке и решении учебных проблем, а также дают возможность применять логические операции при решении учебных и внеучебных задач. Коммуникативные УУД помогают ученикам грамотно, развёрнуто высказывать свою точку зрения, формулировать вопросы и ориентироваться в ответах, а также уметь налаживать сотрудничество с людьми .

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
  • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
  • универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся .

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Цель

Целью данной работы является изучение направленности урока на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД и анализ приёмов и средств, которые использовались для этого. В качестве методики изучения использовался протокол наблюдения за развитием УУД на уроке, разработанный Мамоновой Е.Б. на основе психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у учащихся, рекомендованного Министерством образования , .

Количество наблюдаемых уроков: 17 (5 в 6-х, 8 в 5-х классах и 4 в 4-х классах).

Результаты исследования и их обсуждение

Внимание развитию внутренней позиции школьника уделялось не на всех уроках. Внутренняя позиция актуализируется, когда ученик осознанно, ответственно и с пониманием относится к выполняемым заданиям. Например, учителя использовали такие приёмы: изложите своё мнение, понимание того или иного вопроса; обоснуйте своё мнение. Интересным и многофункциональным было задание: «Дайте определение этому понятию с двух позиций, как ученик начальной школы и как пятиклассник. Что нового вы узнали об этом понятии?» Данное задание затрагивает не только внутреннюю позицию школьника, но и мотивационную сферу - ученик понимает, что он продвигается вперёд, ему становится интересно, что будет дальше; сферу самооценки - он оценивает прошлые и новые знания; осуществляет контроль над своими знаниями и корректирует их; познавательную сферу - анализирует, сравнивает, делает выводы. Такое многофункциональное задание является простым для применения и эффективным для развития УУД обучающихся. Также способствуют осознанию изученного материала и стимулируют развитие внутренней позиции школьника такие вопросы, как: что показалось наиболее интересным, что трудным, что удивило и т.д. Таким образом, актуализировать внутреннюю позицию можно простыми средствами, при этом знания, полученные на уроке, перейдут на более глубокий уровень понимания.

Развитие самооценки происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего на уроках применялась итоговая оценка, при которой оценивание происходит в конце выполнения учебных задач. Чаще всего оценивание происходило по критерию правильности выполнения и общего настроения на уроке. На одном уроке в начальной школе учитель предложила 2 критерия для самооценки - правильность и сложность, третий критерий ученики должны были выбрать сами и оценить себя. На уроках важно стимулировать развитие разных видов самооценки и расширять критерии оценивания. Для этого, как образец оценки, педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку в таких формулировках, как интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д. Развитию мотивационного компонента уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Желание учиться, интерес к знаниям - центральные составляющие учебного процесса. Развитие мотивационной сферы стимулировали на уроке такие приёмы, как связь знаний с личным опытом, использование проблемных задач, творческих заданий, групповая работа, например, по исправлению ошибок друг друга. Выявление связей с другими учебными предметами, динамичность урока - много заданий, вопросов, оценок; использование провокационных неоднозначных вопросов, совместные обсуждения. Элементы игры на уроке, работа по цепочке, использование наглядности; применение невербальных знаков и индивидуальных письменных досок. Интересным оказалось использование на уроке мобильного телефона - ученика попросили найти информацию об авторе цитаты, которая использовалась на уроке. Таким образом, мотивационной сфере важно уделять особое внимание и в дальнейшей учебной деятельности.

Такой компонент личностных УУД, как нравственно-этическая ориентация, на просмотренных уроках не был затронут. Обсуждение нравственного выбора чаще применяется на уроках литературы, истории, обществознания. Но нравственные проблемы могут быть затронуты и на других уроках. Например, обсуждение того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д.

Развитие регулятивных УУД происходило на каждом из просмотренных уроков. Чаще всего использовались такие компоненты регулятивных УУД, как учебные действия, и контроль и самоконтроль. В учебных действиях использовались рефлексивные действия, действия на выбор оптимального варианта решения, действия контроля и оценки и т.д. Часто использовался взаимоконтроль, анализ ошибок, отслеживание правильности устного ответа одноклассника, устная проверка, проверка примеров на доске, высказывание аргументов с опорой на подсказку, проверка и взаимопроверка правильности выполнения, с отметкой на полях «+», «-». Также достаточно часто отрабатывался на уроках такой компонент регулятивных УУД, как коррекция - представлен был исправлением ошибок при устных или письменных ответах, групповое исправление типичных ошибок класса, составленных учителем. В 75% случаев применяются и оценка, чаще всего итоговая - оценка по заявленным критериям, взаимооценка, оценка аплодисментами. В 60 % случаев использовалось и планирование - давался готовый план, в начальной школе использовались памятки с алгоритмом действий; совместно с классом составлялся алгоритм, выполнялись задания по словесной инструкции, составлялся план решения задачи; ученики составляли план работы группы, осуществлялся подбор вопросов по пройденному материалу, было составление схемы ответа, составление с классом плана урока. Отработка постановки цели также использовалась в большинстве уроков. Чаще ученики сами формулировали цель, опираясь либо на ключевые слова, либо на дополнительное задание. Иногда цель формулировал учитель, один раз цель в конце урока поставили на следующий урок. И только в 30 % случаев в конце урока были подведены итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели. Реже других, только в 10 % случаев, на уроках применялись прогнозирование и саморегуляция. Умения саморегуляции актуализировались при самостоятельном составлении закономерности, при выборе оптимального способа выполнения деятельности, при оценке и выборе наиболее трудных и интересных моментов, при самостоятельной организации деятельности для выполнения трудных заданий, при самостоятельном подведении итогов урока. Прогнозирование применяли, делая прогноз на время выполнения задания, на успешность выполнения самостоятельной работы, на доступный для самостоятельного выполнения уровень сложности. Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития регулятивной сферы.

Как показало наше исследование становления учебных действий при переходе из начальной школы в среднее звено, в начальной школе учитель, хорошо зная каждого ученика, осуществляет постоянный внешний контроль над ним, находясь при этом в тесном контакте с родителем учащегося. Среднее звено предъявляет другие требования к самостоятельности и организованности обучающегося. Важно, чтобы ребёнок сам планировал свою работу, учитывал возможные трудности, прогнозировал результат, корректировал свою работу по ходу её выполнения. Таким образом, ученики из тепличных условий начальной школы попадают в более жёсткую атмосферу среднего звена, не всегда принимая новые условия и требования. Переключение с учебной сферы на сферу общения и эмоциональная несдержанность также выступают факторами снижения уровня развития УУД школьников .

На 60 % просмотренных уроков реализовывался компонент познавательных УУД «постановка и решение проблемы». Школьники постепенно продвигались в решении проблемы, опираясь на алгоритм, рассуждали о проблеме, самостоятельно ставили проблему. Давали определение научному понятию, создавали алгоритм действий, самостоятельно вывели формулу, самостоятельно сформулировали правило. То есть данный компонент подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

На каждом из просмотренных уроков происходило развитие логических действий. Школьники анализировали, синтезировали, сравнивали, действовали по аналогии, комбинировали, обобщали, делали промежуточные и итоговые выводы. Чаще всего такие действия совершались на высоком темпе умственной деятельности, переключаясь с одного действия на другое.

Развитию коммуникативных действий уделялось внимание на каждом из просмотренных уроков. Чаще развивались способности, связанные с высказыванием своего мнения и речевые действия. Реже развивались способности к кооперации с окружающими, которые актуализируются только в групповой работе. Развитие навыков общения происходило при устных ответах, высказывании своего мнения, развёрнутом ответе, при устном представлении письменного задания, обосновании этапов решения задачи, рассуждении на заданную тему. Кооперативные коммуникативные действия были затронуты, когда обучающиеся работали в парах или группах. Совместно представляли результаты своей работы, договаривались о том, кто представит эти результаты, распределяли роли в группе. Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитие речевых действий происходило во время отработки специфического языка того или иного предмета - лингвистического, математического и т. д.; формулирования вопросов и ответов; проговаривания алгоритма действий; составления рассказа; объяснения способа решения; составления задания; формулирования определений; организации дискуссий; комментирования своих действий; письменной формулировки ответа на вопрос.

Выводы

На каждом из просмотренных уроков были задействованы все УУД или отдельные их элементы, но их развитие происходит неравномерно. Отдельные компоненты УУД развиваются более активно. Например, много внимание уделяется развитию учебной мотивации, познавательным логическим действиям, действию контроля и самоконтроля, речевым действиям. Меньше уделяется внимание становлению нравственно-этической ориентации, прогнозированию, постановке и решению проблемы, кооперации с окружающими.

Важно стимулировать развитие каждого компонента личностных учебных действий, использовать новые приёмы. Развитие нравственно-этической ориентации, которая не была задействована на просмотренных уроках, возможно при обсуждении того, как один учёный заимствовал эту идею у другого. Или грамотная речь - это показатель уважения к собеседнику или нет? Или обсуждение ситуативных моментов урока, связанных с моральным выбором - списывание, подсказка, насмешки, ошибки, обиды на оценку и т.д. Педагогу можно чаще использовать развёрнутую качественную оценку, как пример оценки, в таких формулировках, как: интересный подход, грамотно изложено, чёткое выступление, точная формулировка, неординарная мысль, творческий подход, быстрая работа, высокая активность, аккуратное исполнение, позитивный взгляд, уважительное отношение, тонкое чувство юмора и т.д.

Систематическая работа в начальной школе по развитию регулятивных УУД предполагает готовность обучающихся в среднем звене к отработке каждого компонента учебных действий, поэтому важно использовать всё многообразие средств для развития каждого компонента регулятивной сферы. Важно также подводить итоги, достигнута ли цель. Смысл в отработке данного компонента регулятивной сферы не только в формулировке цели, но и в её достижении, в анализе трудностей, возникших на пути к достижению цели.

Отработка логических действий в познавательных УУД представлена более широко. Но умению ставить и решать проблему важно уделять не меньшее внимание, так как оно включает в себя и логические действия в том числе. То есть умение решать проблему подразумевает решение сложных познавательных задач, к которым нужно быть готовым, и для эффективного решения которых необходим высокий уровень развития регулятивных УУД.

Так как групповая работа требует подготовки и затратная по времени, важно включать в урок элементы такой работы, чтобы она была привычна, кроме того, группирование со сверстниками раскрывает возрастные возможности обучающихся. Развитая коммуникативная сфера предоставляет широкие возможности для самореализации обучающегося.

Таким образом, на каждом современном уроке важно развивать все универсальные учебные действия, используя разнообразные средства и приёмы.

Библиографическая ссылка

Сорокоумова Е.А., Мамонова Е.Б., Суворова О.В., Персонова А.А., Петрова О.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ УУД (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26565 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»