Статьи сознательное родительство святое материнство. Осознанное материнство: быть или не быть? Осознанное материнство и отцовство

Осознанное материнство.

Очень часто родители в сердцах восклицают: «Ну откуда взялось это в ребенке? Почему он такой?..» Сегодня, наконец, у каждого из нас появилась возможность разобраться в истоках. Уже не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе внутриутробного периода, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени определяют направления его дальнейшего развития.
Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.
Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Многие женщины инстинктивно чувствуют, что это - правда. В некоторых странах иных культур издревле существовала практика воздействия на плод со стороны матери. Например, в Японии беременные женщины старались смотреть только на красивые предметы, чтобы ребенок стал артистичным, восприимчивым к прекрасному. Позже понятия дородового воздействия были отброшены, как "бабушкины сказки". Однако последние научные исследования подтвердили эту теорию. В наши дни интерес к пренатальной и перинатальной психологии непрерывно растет.

Беременная женщина, ожидающая первого ребенка, уверенна в том, что когда родится малыш, она сделает для него все самое лучшее, будет учить его и воспитывать, и он вырастет удивительным, уникальным, гениальным ребенком на гордость маме и всем близким. Это же так просто, растить детей! Для этого только следует слушать свой материнский инстинкт, все же справляются с этой почетной обязанностью - быть мамой! А когда на руках у женщины оказывается этот маленький долгожданный кулечек, мама оказывается в растерянности - что бы она с ним не делала, он постоянно кричит, плохо набирает вес, травмирует соски, плохо спит, беспокоится, болеет, в общем - одни неприятности. Появляется масса вопросов - почему он постоянно просится на ручки, не хочет спать в своей новой красивой кроватке, как почистить нос, обработать пупок, что одеть, как пеленать, колики, срыгивания и это только начало… Советы окружающих часто противоречивы, порой навязчивы. И нарастают раздражение, злость и паника. И мама начинает думать: "Где же счастливое материнство? Как же женщины все это терпели? Родить второго ребенка - никогда! Материнство - это мука!" Такой вывод может сделать молодая мама. Но если ее обучили уходу за новорожденным малышом, она не испытывает никаких трудностей, и ее материнство действительно становится счастливым. Тем самым ожидаемым комфортным состоянием, к которому стремится каждая мать.
Еще несколько десятилетий назад опыт ухода за младенцем передавался от матери к дочери и вопроса о правильности или неправильности приемов ухода просто не возникало. В традиционном деревенском укладе молодую мать, родившую первого ребенка, обязательно обучали премудростям ухода, посвящая этому очень много времени. Вначале это делала повитуха, а затем к обучению подключались старшие родственницы, вырастившие не одного ребенка. Сегодня эта преемственность утрачена, и поэтому наши современные мамы думают и гадают, как им правильно ухаживать за ребенком и кого лучше слушать. В этой ситуации родившая женщина может быть введена в новую для нее роль матери только за счет специального обучения.

Грудное вскармливание, являющееся одной из самых важных составляющих материнского поведения тоже не осуществляется само по себе. Чтобы женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обучении. Все знают, что грудное молоко полезно, что ребенка необходимо кормить именно им. Все это знают теоретически. Ни одна беременная женщина не сомневается в том, что новорожденного ребенка следует кормить грудью и не настраивается на искусственное вскармливание. Однако, после рождения ребенка молодая мамочка сталкивается с первыми трудностями, связанными с грудным вскармливанием, и постепенно переходит на смеси. Не зная о недостатках искусственного вскармливания и преимуществах естественного, молодая мама примерно в 1,5-2 месяца переходит на кормежку из бутылки. По данным Минздрава РФ и Госкомстата в России к исполнению ребенку 3 месяцев бросают кормить грудью 45% женщин, к 6 месяцам — еще 32%, а к году всего 14% женщин сохраняют грудное вскармливание.
«Молоко матери особенное. Не найдется двух матерей, имеющих одинаковое молоко. Не найдется и двух детей, которым необходимо одинаковое молоко. Ваше молоко подходит именно Вашему ребенку. Молоко каждой матери имеет свойство, называемое биологической специфичностью, т.е. оно уникально, имеет такой состав, который обеспечивает рост и выживание конкретного малыша. В Англии исследователи разделили 300 недоношенных младенцев на 2 группы: получавших и не получавших материнское молоко. Дети, получавшие материнское молоко в первые 4-5 недель жизни, в возрасте от 7 до 7,5 лет, когда проходили тест на интеллектуальное развитие, в среднем получали на 8,3 балла больше. Как грудное молоко воздействует на развитие мозга, еще не вполне понятно, но ученые считают, что в этом процессе большую роль играют гормоны и факторы роста, которых нет в детских смесях, а также некоторые жиры, которые способствуют структурному развитию нервной системы. В грудном молоке имеется 400 питательных веществ, отсутствующих в смесях. Обеспечить хорошее умственное развитие Вашего ребенка Вам поможет Ваше молоко — лучшее молоко для развивающегося мозга. Грудное вскармливание действительно имеет множество преимуществ!»
Уильям Серзом и Мартой Серз, вырастившие восьмерых своих детей.
Довольно часто женщины жалуются, что у них пропадает молоко от бытовых проблем, неустроенности, стресса или нервного напряжения. Оказывается, такой причины нет. Исследования убедительно доказали - если женщина ХОЧЕТ КОРМИТЬ, она будет это делать в любом случае. Так что в "отсутствии" молока виноваты, как правило, сами женщины, не желающие кормить своего малыша грудью или выполняющие неграмотные рекомендации. Мамы, познакомившиеся с основными принципами правильно организованного грудного вскармливания еще до рождения ребенка, не сталкиваются со многими бедами, с которыми сталкиваются неподготовленные матери.
Как правильно приложить ребенка к груди? Как часто кормить малышей? Давать ли им воду и другие виды питания? Что делать, если воспалились соски, возникла боль в груди? Как справиться с избытком или недостатком молока? Как правильно вводить новые продукты в рацион ребенка? Как завершить грудное вскармливание?
Если молодую мать знакомят с основными правилами и обучают приемам грудного вскармливания, она успешно кормит ребенка грудью как угодно долго и благополучно прекращает лактацию в физиологические сроки.

Гарина Светлана
врач-педиатр, неонатолог

В чем заключается осознанное материнство ?

Как наладить контакт с ребенком? Как получать радость от взаимного общения?

Было бы здорово, если бы с этой информацией девочек знакомили еще в школе.

Скольких бы проблем удалось избежать.

Начнем с вопроса: Зачем рожать детей? Огромное количество женщин, даже не задают себе этого вопроса. Обычно мотивы примерно такие:

— так получилось, «залетели». В планах этого не было, все произошло случайно;

— в браке должны родиться дети, пришло время;

— иногда в браке наступает усталость и скука в отношениях, таким образом, супруги хотят оживить отношения;

— порадовать своих родителей, так как те хотят внуков;

— многие хотят в своих детях прожить свое детство: «Когда-то мне не хватило любви, заботы, игрушек, образования, путешествий. Я дам это своим детям». «У меня не получилось, я все сделаю, чтобы получилось у моих детей».

— многие женщины хотят выйти замуж с помощью ребенка, а кто-то хочет удержать мужчину в семье;

— в обществе считается, что женщина неполноценна, если она не родила, многие начинают относиться к ней с жалостью, единственное, что может спасти ее положение — это рождение ребенка.

— в обществе принято иметь детей. На супружескую пару часто оказывают воздействие близкие, супругов подозревают в болезнях, в ущербности. Многие рожают именно под давлением общества, чтобы быть как все и снять эту ущербность с себя;

— другие рожают ради «стакана воды в старости»;

— чтобы нескучно было первому ребенку;

— у многих рождением детей подменяется смысл жизни;

— сегодня ребенок, также является возможностью решить вопрос с жильем и с ипотекой. В небольших городах, если у семьи есть однокомнатная квартира, родив второго, можно купить с помощью материнского капитала двухкомнатную.

Вот интересно вы хотели бы стать таким ребенком, которого завели, чтобы расплатиться с ипотекой?

За всеми этими мотивами рождения ребенка стоит решение каких-то проблем.

Может ли ребенок быть средством решения проблем? Обычно с появлением ребенка проблемы только увеличиваются. И ни о каком счастливом материнстве речь не идет, так как рождение было средством достижения других целей. Некоторым сложно будет себе в этом признаться, но это так.

Да, да сначала мы рожаем ради ипотеки, ради мужчины или «для себя», а потом думаем, как сделать ребенка счастливым. Отправляем его на пять кружков, желательно на те, на которые не удалось пойти нам самим, покупаем ему компьютеры и телефоны. На все это нужны деньги, и мы пашем на работе с утра до вечера, занимаясь чужими делами, в это время наш ребенок нуждается в нашем общении. Потом он становиться агрессивным, неуправляемым, и мы вообще не можем с ним найти контакт.

Можно ли что-нибудь исправить?

Чтобы материнство стало радостным, а ребенок счастливым, рождение ребенка должно стать самоцелью и осознанным процессом.

И путь к осознанному материнству, вы удивитесь, лежит через принятие себя как женщины .

Только женщина, которая согласилась со своей женской природой и приняла решение построить партнерские отношения с мужчиной, может прийти к осознанному и счастливому материнству.

Принятие себя как женщины и признание важной роли мужчины в жизни – основная задача женщины.

Вот что пишет Берт Хеллингер: «Партнерские отношения обладают преимуществом перед отцовством и материнством. Несомненно, партнерские отношения ориентированы на детей, но дети – это лишь продолжение партнерских отношений. Силы для материнства женщине дает поддержка мужа, которая позволяет ей отдавать свое внимание детям. Самые счастливые моменты для детей – это моменты, когда дети видят в родителях пару».

Как я писала уже не раз, отношения и климат в семье зависят полностью от женщины, это ее главная ответственность. Подробнее я писала об этом в статье « ». Главная работа женщины – это ее муж, отношения, дети, дом. Вот, где должна прикладывать свои силы женщина, а не сбегать от этого на работу.

Знаете, мы часто упрекаем мужчин, в том, что они смотрят телевизор, не работают и пьют пиво. Так они уклоняются от своих обязанностей. Женщина тоже часто уклоняются от своих обязанностей, сбегая на работу, чаще даже на нелюбимую. При этом сдавая детей на нянь, на бабушек, а хуже в детские сады. И пусть ребенок будет орать, вопить, мы его будем отрывать от себя и засовывать в детский сад, а то вдруг он будет необщительным. Пусть он будет болеть 3 раза в месяц, не спать ночами. Нам же надо работать, а то мы тоже не будем спать ночами и повесимся, если не уйдем из дома. Так женщины и говорят. И бегут на работу.

С ребенком нужно разговаривать, задавать вопросы, которые касаются его самочувствия и мировосприятия, мама должна уметь слушать ребенка, отслеживать его чувства, помогать ему.

На это нужно не только время, но и энергия, искренняя заинтересованность. Этим невозможно заниматься после работы в 20-21 час, обычно дети в это время начинают готовиться ко сну.

Важно всегда быть в эмоциональном контакте с ребенком, чувствовать его. И это нельзя делать только по выходным или в отпуске. Многие дети закрыты, они напоминают мальчиков Каев из сказки «Снежная королева». Их сердца превратились в лед, а им нет еще и 8-10 лет, потому что с рождения они видят кого угодно, а не маму.

В Москве появилась даже социальная реклама на билбордах. Большой плакат, на котором мальчик в очках вяжет. Подпись такая: «Весь в няню? Проводите больше времени с детьми».

Часто единственным и верным другом для ребенка становится телефон, компьютер или телевизор. Вы знаете, что это замена материнской энергии?

А где же мама? А она на работе. Очень занята.

Первое чем мы, женщины должны заняться – это своим женским счастьем. А оно возможно только в паре с мужчиной и в партнерских отношениях. Тогда рождение ребенка действительно становится продолжением любви мужчины и женщины. И это желание идет из души, а не от головы!

Такой ребенок будет свободным и счастливым, ему не нужно будет решать мамины проблемы и заполнять ее одиночество и делать ее счастливой, он сможет строить свою собственную жизнь.

А вам не нужно будет думать, как его сделать счастливым.

Татьяна Дзуцева

Вконтакте

Планирование семьи… Как много споров велось вокруг этого словосочетания. У многих оно ассоциировалось с рациональным подходом и расчетом. Давайте разберемся, что значит планирование семьи. Это значит - крепкая, дружная семья, это значит - здоровые, счастливые дети, это значит - желанные дети, рожденные в оптимальное для семьи время, это значит - счастливые семьи. Итак, решите для себя, а вы за планирование семьи?

Осознанное родительство? «А какое оно еще бывает?» - спросите вы. Представьте себе, что Вас попросили вспомнить сегодняшнее утро. Вероятно, ответы будут стандартны: встал, умылся, оделся, позавтракал, отправился на работу (отвел ребенка в д/с)… Т. е. все идет по накатанной колее - родился, учился, женился, родили ребенка… Ведь многие вещи мы делаем стереотипно, автоматически. «А почему вы хотите ребенка?» - часто приходится спрашивать на консультации. И часто слышишь растерянное: «Ну как же… Ну есть квартира, дача, работа, в браке уже год-два… Ну чтоб жизнь полнее была… Ну чтоб в старости одной не остаться...» Т. е. не осознаны мотивы, толкающие семью на рождение малыша. А ведь это очень важно. Приведу пример: женщина говорит: «Рожу ребенка для себя». Мать, боящаяся, что взрослый ребенок покинет ее, не будет в ней нуждаться, старается его контролировать, опекать, и в результате чадо вырастает несамостоятельным, легко попадающим в зависимость, не способным строить свою судьбу. Такая мать затем будет вести борьбу за влияние на сына (дочь) с супругой (супругом). Можно привести много мотивов и, как следствие, сценариев воспитания, а значит и сценариев жизни.

Таким образом, осознанное родительство - это ответственность перед ребенком, которая ни в коем случае не допускает планирование беременности с целью решения проблем родителей. Необходимо откровенно ответить себе на следующие вопросы: что значит для меня иметь ребенка? Сочетается ли рождение и воспитание малыша с тем образом жизни, который я веду? Готова ли я отдать наиболее творческую часть жизни - как минимум 18 лет, чтобы отвечать за ребенка и посвятить себя заботам о его благополучии? Хотела бы я, чтобы мой ребенок достиг того, что я не смогла? Ожидаю ли я, что он спасет меня от одиночества, укрепит семью? Мой ребенок будет идеальным?

Ребенок не рождается тем «белым листом», на котором родители напишут все что угодно. Еще до рождения малыш проходит путь в 38-40 недель (9 месяцев), он уже, может быть, необычным способом вошел в семью. Он реагирует на самочувствие родителей, особенно матери, если она волнуется, то «дитя» начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее и пытается «понять», что же именно...«(Т. Верни «Скрытая жизнь ребенка до рождения».) Находясь в материнской утробе, ребенок гримасничает, сосет пальчик, двигается, моргает, улыбается. А. И. Брусиловский пишет: «У 28 -недельного плода наблюдается мимика в ответ на разные вкусовые ощущения - морщится на соль и горькое, выражает удовольствие на сладкое… Он не только двигает ручками, ножками, но и глотает, делает сосательные, хватательные движения». То есть младенец в утробе ведет необычно «насыщенную» жизнь.

Недаром разные религии, народы создавали своды законов для матерей, супружеских пар, общества, которые обеспечивали наилучшие условия для жизни и развития. Беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, духовными упражнениями, созерцанием красивых видов природы, цветов. Рекомендовалось принимать только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Тогда считалось формирование внутреннего мира ребенка, его психики, идет наиболее благоприятно. К младенцу относились весьма уважительно, а не как к существу примитивному. Известно много обрядов и ритуалов, связанных с маленькими детьми. Христианство приравнивало крещенного младенца к ангелу Божьему.

В жизни человека очень важен период от зачатия до 3-х лет жизни, поскольку в это время родители закладывают сценарий будущей жизни ребенка. И будет ли это трагедия, драма, роман, комедия, будет ли это человек, не любящий себя, неуверенный в своих силах, обреченный на неудачи, или же будет счастливым во многом зависит от мамы и папы. А, значит общаться с малышом, воспитывать его можно и нужно начинать еще во время беременности.

К сожалению, многие мужчины, собираясь или уже став отцами, считают, что беременность, уход за новорожденными - исключительно удел женщины. Это мнение ошибочно. Немецкий ученый Х. Никкель доказал, что активное участие отца в подготовке к родам уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующееся в триаде «отец-ребенок-мать», способствует тому, что новорожденный весел, доброжелателен, рано начинает улыбаться. А хорошие взаимоотношения с отцом, установившиеся до родов, сохраняются и в дальнейшем.

Находясь внутри мамы, ребенок слышит музыку, узнает голоса матери и близких людей, реагирует на вкусовые пристрастия мамы, даже различает яркий свет через брюшную стенку матери. Любящие родителя стараются понять его, установить с ним контакт при помощи поглаживания, речи, считаются с тем, что он восприимчив к вкусу напитков, пище, к музыке, даже к освещению.

Таким образом, еще во время беременности закладываются некоторые черты характера, темперамента, особенности психики: эмоциональности, интеллекта, ряд вкусовых пристрастий. или воспринимает состояния родителей как эталонные, на которые следует равняться. Влияние отца преобладает в нечетные лунные месяцы беременности (4недели), а матери - в четные. Готовиться к беременности нужно и физически и духовно. Многое зависит от влияния генетических факторов и физического здоровья женщины. Необходимый запас витаминов и других нужных веществ не накапливается за 1 день, да и созревание яйцеклетки происходит в течение 1 месяца, значит как минимум, за 1 месяц до планируемой беременности следует исключить все вредные вещества (никотин, алкоголь, консерванты) и насытить свой рацион экологически чистой, богатой белками, витаминами, микроэлементами пищей. Все тоже самое относится и к отцам, ведь созревание сперматозоидов длится неделями. Нервные перегрузки ослабляют физическое здоровье, снижают иммунитет. Планировать беременность следует в спокойное, благоприятное время. Считается, что меньший риск получения ослабленного потомства у первородящих женщин до 28 лет.

Минимальный допустимый срок между родами 2 года. За это время восстанавливаются ресурсы материнского организма. С точки зрения психоанализа рождение второго ребенка, когда первенцу от 3-х до 5-ти лет неблагоприятно, т. к. именно в этом возрасте проявляется влечение к родителю другого пола. В широком смысле - это модель формирования эмоциональных отношений в зрелом возрасте (в браке) с партнером противоположного пола. Неизбежное переключение внимания и заботы матери на вновь появившегося ребенка задевает чувства мальчика. В этом возрасте он не может понять чувство долга, обязанности матери. Выражением ревности будет чувство обиды на нее, неустойчивость настроения, капризность, временами грусть, печаль. У первенца в этом возрасте возможны заострение страхов одиночества и темноты, др. невротических симптомов, т. к. беспомощность и беззащитность уравнивают его в правах с младшим и компенсирует недостающее внимание матери. Если первенец - девочка, то опасность для психического здоровья меньше, поскольку ее чувства обращены на отца, главным образом. В этом случае проблемы могут возникнуть лишь, если вторым ребенком оказался долгожданный мальчик или отец менее привязан к дочери из-за негативных отношений с ее матерью. Когда такая девочка вырастает, она становится особенно чувствительной к недостатку внимания со стороны мужа и ревнивой к мужу.

Когда старшему исполнилось 5 лет, расширяется круг его интересов, общение, он не замыкается на семейной среде, а девочка, идентифицируясь с матерью, скорее воспримет появление младшего как свойственное функции матери, а значит рождение второго ребенка в это время более целесообразно.

Таким образом, успехи медицины, психологии, педагогики дают возможность создать крепкую семью, родить здорового ребенка и быть счастливым.

Ламтева Галина Леонидовна, врач психотерапевт

В поиске ответа на вопрос: Зачем же люди стремятся стать родителями и продолжать род? Бессмысленно обращаться к папам и, в особенности, к мамам. Такой интерес считается некорректным, ведь это так очевидно! И настолько естественно, что родители не задают этот вопрос даже себе самим.

Давайте поинтересуемся, что говорит на этот счет наука. Обратимся к психологии. Потребность иметь детей считается социально-психологическим свойством социализированного индивида. Другими словами, именно социализация и жизнь в обществе сформировали в нас потребность становиться родителями. А что касается биологической составляющей? Тут данные исследований расходятся. Одни утверждают, что в нас изначально заложен инстинкт зачатия, вынашивания, вскармливания и заботы о потомстве. Другие, напротив, указывают на чисто социальное происхождение этого феномена.

Тем не менее, ежедневно на свет появляются тысячи малышей, по всему Земному шару. И это прекрасно! Но какие эмоции и чувства овладевают мамами в этот момент? Какие страхи и переживания остаются не высказанными, уступая место «очевидности» факта рождения ребенка? И какие последствия это может повлечь для матери и ее только что рожденного малыша? Давайте попробуем в этом разобраться!

За безусловным принятием материнской роли, подчас, скрывается целый ряд неприятных последствий . Которые могут стать травмирующими как для мамы, так и для ребенка. К примеру, нежелание выходить из привычной «среды обитания» , неуверенность в том, что можно быть успешной в большом и пугающем Мире. Такие установки толкают женщину закрыться в собственном мирке, но для этого ей нужен повод. И тут на помощь приходит роль матери, безусловно принимаемая и одобряемая обществом, а ребенок становится своеобразным щитом, защищающим маму. И, казалось бы, в этом нет особой трагедии. Но дело в том, что внутренние переживания женщины никуда не уходят. Они остаются с ней на долгие годы, накапливаются; переносятся и проецируются на ребенка.

Или пример, в котором женщина становится многодетной мамой, в попытке уйти от страха одиночества . Ведь сложно испытывать такие переживания, когда вокруг тебя бурлит жизнь. У детей всегда находятся новые радости, трудности, события, ситуации. Но правда в том, что все эти хлопоты и заботы отбрасывают ее от истинного осознания Себя.

Не менее распространенной является ситуация, в которой родители, не достигшие особого успеха в жизни, перекладывают эту миссию на своих детей. Такой ребенок, буквально с рождения обречен следовать предписанному сценарию. Его мнения и интересы учитываться не будут.

Во всех этих примерах мы видим, как родитель, пытаясь излечить себя, надеясь, стать более целостным и гармоничным, обрекает ребенка на зависимую, лишенную собственного выбора жизнь. В итоге и сам родитель не обретает гармонии, ее достижение таким путем лишь иллюзия.

Что же касается главного вопроса нашей статьи: быть или не быть осознанному материнству? Я говорю быть! В идеале, материнство начинается даже не в момент зачатия ребенка, оно начинается с замысла и осмысления этого факта. Тут так же важно не забывать о своем индивидуальном опыте, обращаться к нему и переосмыслять его. Осознанно подходя к каждому этапу, можно получить максимум счастья и удовольствия от процесса беременности, появления на свет и взросления ребенка. Ведь на каждом из этих этапов мы взаимодействуем с ним и уже строим отношения. Пусть в период беременности только с образом ребенка, но это не менее важно! Повторюсь, что такой является идеальная картина происходящего.

А как стать осознанной мамой, если ребенку 2 или даже 22 года? Возможно ли это? Конечно, возможно. Для этого придется вернуться назад и обратиться к своему опыту и переживаниям. С какими мыслями и чувствами вы подходили к материнству? Что оно представляет для вас? Что кроется в вашем детском опыте. Порой для переработки этой информации требуется помощь специалиста, ведь материнство довольно сложный и многогранный феномен. Тем не менее, именно осознанность материнской роли принесет вам максимальный комфорт, внесет спокойствие и понимание в ваши взаимоотношения с ребенком.

Пожалуй, к осознанному материнству стоит стремиться, дабы открыть новую сторону своей личности. Увидеть собственную новую красоту. Стать счастливой в своем новом предназначении. И именно такая мама способна заложить надежный фундамент полноценной, здоровой, успешной и радостной жизни для своего ребенка. Ведь только с внутренней гармонии начинает устанавливаться гармония с Миром!