Гуру нанак дев число 13. Гуру Нанак Джаянти – день рождение гуру Нанака. Официальная точка зрения

Родился Нанак 15-го апреля 1469-го, в деревушке близ современного Лахора, Пакистан (Lahore, Pakistan). Отец его, Мехта Кальян дас Беди (Mehta Kalyan Das Bedi), был учетчиком урожая, работавшим на местного мусульманского землевладельца Рая Булара Бхатти (Rai Bular Bhatti). У Нанака была старшая сестра, Биби Нанаки (Bibi Nanaki) – кстати, позже также ставшая чрезвычайно важной в духовных кругах персоной.

После свадьбы Нанаки перебралась к мужу, в Султанпур (Sultanpur); за ней последовал и Нанак, чрезвычайно привязанный к старшей сестре. Жизнь в Султанпуре сильно повлияла на становление юноши; особо важную роль сыграла работа в правительственной организации.

Необычные способности проявились у Нанака сравнительно рано – уже в 5 лет он активнейшим образом интересовался духовными материями. В 7 лет мальчика отправили в деревенскую школу; там Нанак поражал всех – от одноклассников до педагогов – своей необычайной мудростью и проницательностью. О юном Нанаке рассказывали многое – так, некто видел, как дикая кобра своим раздутым капюшоном прикрывала голову спящего мальчика от палящего солнца.

В полной мере таланты Нанака раскрыли его сестра и местный землевладелец Ваш Хуньян (Dev Vash Hunjan); именно по их совету мальчик отправился в путешествие. Считается, что в 1499-м 30-летнему Нанаку было видение; юноша пропал – и многие были уверены в том, что он утонул в реке во время утреннего купания. Вернулся Нанак через три дня – и с этого момента он начал проповедовать новую религию.

Точного описания всех похождений Нанака не существует; чаще всего адепты сикхизма рассказывают о четырех его путешествиях. В общей сложности Нанак прошел несколько тысяч километров. Во время первого путешествия он отправился на восток, в Бенгалию (Bengal) и Ассам (Assam), во второй раз дорога повела его на юг – в Тамилнад (Tamil Nadu). В третий раз Нанак отправился на север – в Кашмир (Kashmir), Ладак (Ladakh) и Тибет (Tibet), в четвертый – на запад, в Багдад (Baghdad), Мекку (Mecca) и Медину (Medina). Довольно много времени Нанак провел в Аруначал-Прадеше (Arunachal Pradesh).

Гуру Нанак женился на Мате Сулакхни (Mata Sulakhni) примерно в 16 лет; брачная церемония прошла в Батале (Batala). Мата подарила Нанаку двоих сыновей – Шри Чанда (Sri Chand) и Лакшми Чанда (Lakhmi Chand).

В многочисленных прочтениях учений Нанака можно выделить целый ряд общих принципов. Первым таким принципом является божественная сущность – в той или иной степени имеющаяся практически во всех религиях. По Нанаку, сущность эта была неким бесформенным, неразрушимым и бессмертным Создателем, лежащим за гранью человеческого понимания. Нанак не раз акцентировал внимание на опасностях самовлюбленности и призывал посвящать всю свою жизнь служению Богу. Практиковать учение Нанака предполагалось тремя способами. Во-первых, сикхи должны были делиться с нуждающимися; во вторых, им следовало зарабатывать на жизнь исключительно честным трудом, не прибегая к обману или эксплуатации. Наконец, верующие должны были регулярно медитировать на имя Божье и воспевать его специальными мантрами.

Гуру Нанак обрел просветление в 1496 году и тогда же создал эпическую поэму , которая повествует о его глубоком переживании Бога и явлении всего творения, как оно есть. Его первым заявлением после просветления было, «Нет индийца, нет мусульманина». Он просто сказал, что по своей сути все одинаковы. Во времена Гуру Нанака это стало очень радикальным утверждением, т.к. люди различных культур были враждебно настроены друг к другу.

Индийское общество олицетворяло индийскую культуру, а мусульмане придерживались семитской культуры. Мусульмане были завоевателями и занимали высшие посты и должности. Индийцы носили статус неприкасаемых и людей второго сорта. Индийцы презирали и ненавидели своих завоевателей-мусульман, а те считали индийцев неверными. В индийском же обществе царила кастовая система, и идея равенства изжила саму себя.

Знакомая картина? Основная истина, которую провозгласил Гуру Нанак – о человеческом равенстве, – лежит в основе непростых социальных перемен, которые мы пытаемся осуществить и в наше время. Подумайте об этом. Если мы допустим, что каждый по своей сути такой же, как любой другой, многие проблемы просто исчезнут. Это подразумевает не просто возлюбить своего ближнего как самого себя, а означает, что твой ближний – это ты сам. Гуру Нанак осознавал глубинную связь, объединяющую всех живых существ, и учил, что все мы сотворены из одной энергии. Нет существенных различий между богатым и бедным, христианином и мусульманином, ученым и необразованным, молодым и стариком, мужчиной и женщиной. Все суждения, разделяющие нас и идущие от ума, должны исчезнуть. И в то время не могло быть более важного социально значимого заявления.

Гуру Нанак жил во времена, когда в индийском обществе царили неразбериха и сумятица. Повсеместно были распространены коррупция, подлость и предательство. Честь, правосудие, положение в обществе – все это покупалось и продавалось. Гуру Нанак открыто высказывал свое мнение о правящем классе, у которого не было ни стремления к справедливости, ни порядочности. Вот как он выразительно описывает те времена: «Кали Юга – это кинжалы, короли и убийцы. Дхарма обрела крылья и исчезла. Луна истины никогда не была видима в темной ночи фальши и лжи». Гуру Нанак резко осуждал коррумпированное управление, «нет никого, кто бы ни брал или ни давал бы взяток. Даже король вершит правосудие в зависимости от того, как намазана его рука».

Самые тяжелые времена в жизни Гуру Нанака были связаны со вторжением в Индию империи Моголов в 1521 году. Гуру очень эмоционально описывает страдания людей во времена вторжения. Самые лучшие стихи вошли в его широко известное произведение «Бабур Вани». По сути, Гуру Нанак был первым индийским святым, который прямо осуждал эксплуатацию. В те темные времена религиозной и культурной разделенности он высказал новые революционные идеи, чтобы поддержать в каждом человеке уверенность в себе, и собрать людей вместе как равных.

Гуру Нанак родился в семье высокой касты. Но он общался со всеми. Он жил и ел вместе с мужчинами и женщинами из низших каст и классов. В то время это было неслыханно, как с точки зрения религии, так и общественного уклада. Консервативная индийская кастовая система была подкреплена священными писаниями, наряду с религиозным оправданием существования касты неприкасаемых и «грязных» людей. Очень показательным стало то, что первым компаньоном Гуру стал Мардана – мусульманин низшего сословия. Подношения, которые получал Гуру во время странствий, раздавались бедным. Излишки еды собирали и передавали на общую кухню, где все могли питаться вне зависимости от своего статуса. Этот институт общей кухни, или лангар , больше чем что-либо еще, помог установить равенство классов, каст и полов. Все сидели за одним столом и беседовали. Короли и брахманы ели рядом с золотарями и нищими. Принимали всех абсолютно одинаково.

Будь чист и Истина откроется тебе.
Превыше всего имей в своем сердце любовь к Богу
И не вреди чувствам Его созданий.


"Гуру Нанак не является монополией только сикхов или одной Индии. Он принадлежит всему человечеству. Он принадлежит миру, и мир принадлежит Ему. Он засвидетельствовал славу Бога, единство людей, единство закона - закона товарищества и любви людей. Он пришел примирить все религии и все веры. Он пришел привести в гармонию все священные писания мира. Он пришел, чтобы провозгласить общечеловеческим языком учения не только древней Индии, но единую мудрость, которая так красноречива в учениях всех пророков, апостолов, мудрецов и провидцев; чтобы показать, что во всех храмах, алтарях и таинствах человека сияет одно пламя любви. Самой сутью послания Гуру Нанака была любовь к Богу и любовь к человеку.

Гуру Нанак пришел в критическое время в истории Индии. В то время страна, раздираемая междоусобной борьбой, быстро попадала в руки моголов. Индусы и мусульмане непримиримо боролись друг с другом. Само подобин религии выродилось в фанатизм, а дух человеческий был задушен и заглушен обрядами, ритуалами, верованиями и церемониями; расцвели кастовость и неприкасаемость. Люди утратили веру в себя. В благословенное имя религии творились зверства теми, кто был полон ненасытности, жадности, вожделения и аморальности. Несправедливость и ненависть были обычным делом. Как правители, так и подданные утратили всякий стыд и приличия.

В этот мрачный момент истории появился Нанак, чтобы привести в порядок дом и придать форму судьбе миллионов индийцев. Он стал проповедовать во имя Бога, ничего не требуя для себя, а жаждая лишь служить людям и спасти их от деградации и осуждения на вечные муки. Он молил Бога о милости: "О Господи, весь мир охвачен незримыми огнями. Спаси мир в этот мрачный час! Возвысь их до Себя. Возвысь их любыми способами, какими Ты можешь!"

(Из книги Сан Кирпал Сингха "Джап Джи. Послание Гуру Нанака").


Нанак родился 15 апреля 1469 года в маленькой деревушке Талванди (Сейчас - Нанкана Сахиб) в 40 милях к юго-западу от Лахора (ныне в Пакистане) и принадлежал к касте браминов. Его отец, Мехта Калу из племени Веди Кхатри, был деревенским патвари (служащим налогового управления, регистрирующим земельные владения). Древнее жизнеописание Гуру Нанака, "Джанам Сакхи", рассказывает нам об обстоятельствах Его рождения.

Когда до конца ночи осталось 1,5 стражи (стража = 3 часа), у ворот Калу раздался Звук, не извлеченный ударом (мистический Звук Музыки Сфер). Боги, сиддхи, натхи, йоги, герои и аскеты выразили почтение родившему Святому: "Воплотившийся Высший Дух пришел спасти мир. Ему должно оказывать почтение". Прямо ночью Калу пригласил семейного жреца с просьбой составить натальную карту (расположение планет в момент рождения) по случаю рождения сына. Расспросив акушерку о точном времени рождения и о том, какой звук первым издал ребенок, жрец сказал: "Слушай, Калу! Если бы он родился в полночь, то стал бы великим торговцем. Но он родился в следующую стражу, когда ночь уже была на исходе. Эта ночь была очень важной точкой времени. Над его головой мне видится зонтик - знак царственности. Покажи ребенка". Осмотрев его, пандит сказал: "Он родился в благоприятный момент. Этот человек - великий святой, он пришел в твой дом. Такого особенного святого раньше не было. Был Шри Рам Чанд. Был Господь Кришна, которым поклоняются индусы. Но этому будут поклоняться как индусы, так и мусульмане. Имя его прогремит на Земле и в Небесах. Деревья и травы будут повторять: "О Нанак, Нанак!". Океан даст ему доступ к себе. Он будет мысленно читать Волю Всевышнего. Кроме Высшего Господа он не будет признавать никого. О Калу, какое горе, что я не увижу величия, которого он достигнет!"

Когда Нанак подрос, он начал играть с мальчиками, но интересы его не совпадали с их интересами. Его интересовал Лишенный Формы. В 7 лет он начал говорить о Шастрах и Ведах. Он понимал все, о чем говорил. Все питали к нему доверие. Индусы говорили: "Родилось божество". Мусульмане говорили: "Родился святой человек Бога". Отец привел его к учителю. Тот написал ему буквы на дощечке и дал мальчику. Нанак читал один день. На вопрос учителя: "Почему ты молчишь, почему не читаешь?", он ответил: "О учитель, а ты сам прочел все то, что даешь читать мне?". "Я прочел все", - ответил учитель. Нанак сказал: "О учитель, при чтении этих слов люди попадают в ловушки. Все это вздор" и произнес стих. Пандит удивился и выразил почтение Нанаку, как совершенному человеку: "Что придет тебе на ум, то и делай!". Нанак оставался дома, но не работал. Он встречался со святыми людьми. Калу поражался, что Нанак так ведет себя.

В 9 лет на Нанака был надет браминский шнур. Кроме пенджаба и хинди, он научился читать на персидском. Он не открывал своих мыслей никому. Вскоре отец велел ему пасти буйволов. Нанак ложился на краю поля и впадал в транс, а буйволы свободно паслись. На третий день они испортили посевы на соседнем поле. Хозяин потребовал возместить ему ущерб. Калу ответил: "Ничего у тебя не испорчено, о брат. Ну и что, если буйвол украл что-то с твоего поля? Бог благословил это поле". Староста сказал Калу: "Если вы считаете его сумасшедшим, зачем посылаете его на работу одного?" Калу ответил: "Господин, что мне делать, он и вправду сумасшедший". Тут заговорил Нанак: "Господин, ничего из собственности этого человека испорчено не было, он говорит неправду. Пошли своих людей, пусть они посмотрят. Ни одна травинка не сорвана и не вытоптана". Староста послал проверить. И что же они увидели? Ни одна травинка не оказалась испорченной.

Однажды в мае Нанак вышел из дома пасти буйволов. В жаркий полдень он лег под деревом отдохнуть и пригнал туда же буйволов. Пока он отдыхал, черная змея раскрыла свой капюшон над его головой. Староста, возвращавшийся домой с поля, увидел спящего мальчика и черную змею, стоящую над ним. Староста остановился и заметил, что тени от других деревьев ушли, а тень того дерева, под которым спал Нанак, осталась неподвижной, укрывая его. Он подумал: "Если мальчик жив, тогда он - какой-нибудь пророк, но если он надышался дыханием змеи, тогда он мертв". Нанака разбудили. Увидев, что над его головой стоит староста, мальчик сложил руки, приветствуя его. Староста обнял Нанака и поцеловал его в голову, проявив к нему большое почтение. Он сказал: "Смотрите друзья, я уже видел удивительную вещь и снова вижу сегодня. Этот мальчик не простой, на нем благодать Божья". Староста позвал Калу и сказал ему: О Калу, не считай этого мальчика просто своим сыном. Он - преданный Высшему Господу! Не говори своему сыну: "Будь проклят!". Он - великий человек, а моя деревня - жертвоприношение ему! Ты, Калу, в чьем доме родился такой сын, был осчастливлен". Но Калу сказал: "Это знает только Бог" и пошел домой.

Нанак отказался делать любую работу. Он держался только общества факиров и не разговаривал больше ни с кем. Вся его семья горевала, они решили, что Нанак все же сошел с ума. Все попытки убедить Нанака, заставить его обрабатывать поле, пасти скот или работать в магазине кончались ничем. Нанак молчал. Три месяца он лежал в трансе, не ел и не пил ничего. По настоянию семьи Калу привел врача. Когда тот взял Нанака за руку, Нанак отдернул ее, поднялся и сел со словами: "О врач, что ты делаешь?" - "Я изучаю болезнь, возможно, она в твоей душе". Нанак засмеялся и произнес стих: "Говори брат "Вахе Гуру""

Отец решил отправить Нанака в Султанпур к Джайраму, за которым была замужем сестра Нанака. Джайрам устроил его работать кладовщиком. Отмеряя зерно, Нанак доходил до числа 13 ("Тера", что означает также и "твой") и впадал в транс, повторяя: "Тера, тера. Я Твой, Господи, я твой". Несмотря на это, Нанак прослужил там два года и был отмечен похвалами ха свою честность. Отец, по совету Джайрама, решил женить Нанака в возрасте 18 лет, чтобы заставить его уделять больше внимания мирским делам. У Нанака было двое сыновей - Шри Чанд и Лакшми Дас. Девять лет Нанак прослужил на службе у наваба.

Однажды утром Нанак пошел искупаться на реку Баин, впал в транс и не выходил из воды три дня. Тут он ощутил, что стоит перед троном Наивысшего, который приказал ему тотчас же заняться своей Божественной Миссией. После этого, когда Нанак пришел домой, он раздал все, что имел, бедным, и кто бы ни спрашивал, что он обрел, он отвечал: "Нет ни индуса, ни мусульманина".

Отныне Нанак, теперь в возрасте 27 лет, занялся своей всеобщей Миссией - наставлением и спасением мира. Он взял с собой мусульманина Мардану. Мардана играл на ребеке, а Нанак пел людям свои трогающие сердце гимны на языке, на котором говорили окружающие. Иногда он ходил по Пенджабу, обращая в свои взгляды индусов и мусульман.

В Саидпуре он остановился в доме плотника Лало и этим навлек гнев высококастовых индусов. Нанак отказался прийти к одному из них, Бхаго, на праздник в честь его предков и был приведен туда силой. "Ты не пришел есть со мно, а ел с шудрой, что ты за человек?" - спросил его хозяин. Нанак ответил: "В твоем хлебе - кровь бедных, а хлеб Лало, заработанный им в поте лица своего, сладок, как молоко". Нанак сдавил в своих руках хлеб из обоих домов - из хлеба Лало сочилось молоко, а из хлеба Бхаго - кровь. Лало был первым уполномоченным миссионером Нанака.

Имя Нанака прогремело не только по всему северу, югу, востоку и западу Индии, но также далеко за ее пределами - в Аравии, Месопотамии, Цейлоне, Афганистане, Бирме и Тибете. Он потратил более 30 лет своей жизни, чтобы пешком пересечь все эти страны. На своем пути он был однажды плохо принят в одной деревне. Эту деревню он благословил со словами: "Да будете вы процветать здесь". В другой деревне знакам внимания, оказанным ему, не было границ. "Эта деревня, - молился он, - должна рассеяться". Когда Мардана спросил его об этих странных высказываниях, Нанак ответил: "Те, кто принял нас плохо, пусть процветают и будут там, где они есть, чтобы они не загрязняли других своим непочтительным поведением. А если те, кто принял нас хорошо, рассеются, своим примером они сделают и других тоже добродетельными и воспитанными".

В последние годы жизни Гуру поселился со своей семьей в Картапуре как фермер, где к нему присоединились также некоторые из его последователей. Именно в Картапуре была впервые основана бесплатная кухня, и каждый, кто приходил повидать Гуру Нанака, принимался на ней независимо от касты, веры, пола и статуса в жизни. Он освободил не только бедных и униженных, но также и женщин, сделав их равноправными как в общественных делах, так и в духовных.

Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya , означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом(1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт.Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.

Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.

В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.

Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.

Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо -мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе)

Жизнь Гуру Нанака

Нанака родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею "священной нити". Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.

После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанака несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный День произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.

"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".

Нанака странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновала в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанака женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1491 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.

"Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны".
"Бог един и не имеет имени и формы. В мире идет постоянная борьба между светлым и темным началом, и такая же борьба идет и в душе каждого человека."
"Человек не рождается свободным, он рожден для того, чтобы обрести свободу".
"Если твои деяния дают духовный рост и ты познал Бога в форме Истины в своем сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом".
"Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения".

Развивая принципы своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для свои последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", он организовал духовную обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.

Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру".

Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру. Прожив 70 лет, Нанака скончался 22 сентября 1539 года в Картарпуре. Произошло последнее великое чудо. Его последователи стали спорить у его смертного одра, как его похоронить. Однако внезапно они обнаружили, что его тело превратилось в букет из тысячи цветов, сияющих светом и красотой.

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Гуру Нанак - основатель сикхизма

Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15 века. Слово «сикх» возникло от палийского слова sikkha или санскритского sissya, означающего «ученик». Сикхи считают себя учениками 10-и гуру, начиная с Нанака и заканчивая Гобиндом Сингхом (1666-1708). Больше всего сикхов живёт в шт. Пенджаб, в Дели и в других частях Индии.

Нанак родился 15 апреля 1469 в семе Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. Кго отец Мехта Калу был патвари - чиновником правительства, производящим расчёт доходов от земель. Он работал на мусульманского землевладелца Рай Буллара. Мать Нанака носила имя Мата Трипта, у него была также старшая сестра Биби Нанки.

Сикхская традиция рассказывает, что однажды Нанак пропал, и уже все стали считать, что он утонул, когда ходил купаться утром на реку Кали Бейн, но через три дня он снова появился, и на все вопросы отвечал только одно: "Там нет хинду, там нет мусульман" (на пенджаби: na ko hindu na ko musalman"). С этого момента Нанак стал распространять своё учение, и считается, что это было началом сикхизма. Он совершил четыре больших поездки, преодолев много тысяч километров, точный его маршрут служит предметом споров. Первая поездка проходила в Бенгал и Ассам, вторая - в Цейлон через Тамиль Наду, третья - на север в Кашмир, Ладак и Тибет, а последняя - в Багдад и в Мекку.

Нанак женился на Сулакни, дочери Мулчанда Чона, торговца рисом из города Батала. У него было два сына. Старший сын Шри Чанд стал аскетом, погруженным в себя. Младший сын Лакшми Дас был полностью погружен в мирские заботы. Нанак считал, что оба сына не могут перенять у него статус гуру.

Священным Писанием сикхов является книга «Ади Грантх», написанная десятью гуру. В данной религии подчеркивается единство Бога, как высшего существа. Для определения Всевышнего используются имена, заимствованные, как у индусов, так и у мусульман. Бог является имперсональным (Ниргун) и личностным (Саргун). Имперсональный аспект Божества бесформен и не достижим для человека. Когда он открывается через Свое Творение, Он становится относительным и личностным.

Целью жизни отдельного человека является единение и слияние с высшей душой. Основные препятствия на духовном пути - 5 пороков: вожделение, гнев, алчность, привязанности и эгоизм. Специфика сикхской медитации состоит в определенном синтезе йогического самоуглубления и бхактической любви. Бог ищется каждым сикхом в глубинах собственной души.

В достижении спасения сикхизм отвергает все посты, ритуалы и обычаи. Он отвергает самоистязание, затворничество и отречение. Сикхизм не признает поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, картинам и т.д. Только Один Бог, бесформенный, должен прославляться.

Как уже упоминалось, основателем и вдохновителем данной религии считается Гуру Нанак, который родился в 1469 г. В деревне Раи Бхои ди Таванди (65км. От Лахора, в настоящее время территория Пакистана). Скорее всего, Нанак с юности близко познакомился с верованиями мусульман и индусов и приобрел некоторые познания в Коране и брахманических шастрах.

Относительно жизни Нанака существует множество легенд, в которых сказочные элементы переплетены с реальными событиями. Так, в Джанамсакхи рассказывается, что он уже в 7 лет проявил свои чудесные способности, попросив школьного учителя объяснить ему значение букв алфавита. Когда учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак подробно описал ему значение каждой буквы, раскрыв глубокую истину относительно человека и Бога и способа реализации Бога в понятиях алфавита. В Султанпуре Нанаку было первое видение Бога, в котором он получил право на призыв к человечеству. Это событие также описано в Джанамсакхи. Однажды утром Нанак пришел к реке, чтобы совершить омовение. Во время купания он исчез в воде и оставался там трое суток. В течение этого времени Нанак имел видение Божественного присутствия и ему было поручено проповедовать Божественное имя (Нам) во всем мире. Когда Нанак появился через 3 дня, он провозгласил: «Нет индусов, нет мусульман». Это означало, что нет различий между людьми различных вероисповеданий.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов. Он назначил первого своего ученика Ангада своим преемником.

Проникновение ислама в Индию привело к возникновению в 15-16 вв. своеобразной индо-мусульманской культуры. Индо-мусульманский синтез затронул религию, философию, поэзию и литературу, музыку и живопись. Сикхизм, в свою очередь, явился определенным синтезом воззрений движения бхакти (индийских вайшнавов) и суфиев (мистического направления в исламе).