Рассказ о незнайке какой он. Всё о Незнайке. Невежество легко превращает людей в грубых и жестоких зверей

Время на чтение: 3 мин

Невежество – это черта личности, отражающая уровень недостаточности знаний, образования или общей отсталости и неразвитости в сфере культуры, коммуникаций, норм морали и общечеловеческих понятий. Слово невежество обязательно отражает действенный аспект, т.е. относится к поведенческому компоненту и может проявляться только при активности личности. Пассивный недостаток культуры или знаний невозможно приравнять к невежеству, поскольку в этом случае будет отражать только уровень осведомлённости, а не внутреннюю культуру человека или общества.

Данное понятие может одинаково актуально использоваться для характеристики одного индивида или определённой группы лиц (вплоть до сотенных масштабов), касаться как одного комментария или поступка, так и целой линии поведения, распространяемой на всю жизнь. Невежество людей относительно исторических эпох имеет различную степень своей проявленности, что напрямую зависит от главенствующих ценностей. Но не только общее мировое направление диктует распространение этой черты, но также и социальный уровень группы, где личность проводит больший временной промежуток или где она формировалась.

Важно понимать, что невежество нельзя чётко закрепить за какими-то социальными слоями или возрастными особенностями, поскольку для возникновения подобного качества необходимо сочетание нескольких факторов. Так человек высокой эрудиции, интеллекта и кругозора может быть невежественнее с культурной стороны и точно так абсолютно необразованный человек может проявлять высокий уровень культуры воспитания и взаимодействия.

Значение слова

Узнавать, что такое невежество можно отталкиваясь от самого слова, дословно описывающее отсутствие у человека вежливости, а соответственно и внутреннего понимания, как стоит себя вести с другими людьми. Одним из крайних проявлений данной черты является агрессивное поведение, направленное на разрушение любых результатов культурной, духовной или интеллектуальной деятельности, что приравнивается к и даже преследуется в законодательном порядке.

Относится невежество не только к отношениям человека к каким-то изобретениям, но также и уровню знаний в любой узкоспециализированной области.
В прямом понимании невежество всегда используется, как отсутствие осведомлённости, невозможность оперировать понятиями или неспособность понять собеседника в данной теме. Когда человек самостоятельно признаёт своё невежество, то это говорит о высоком уровне критичности, а соответственно о низком уровне невежества. Истинное проявление данного качества начинается тогда, когда сама личность не способна оценить своё отсутствие знаний, а требует удовлетворения от участия в подобных беседах.

Невежды не способны не только к созиданию чего-то нового, но также и к принятию ответственности за негативные события собственной жизни, что мотивирует разрушительное поведение. Такого человека может сильно раздражать чужое счастье или успех только на основании того, что они не в силах понять все приложенные человеком усилия для собственного благополучия, а видят только результат.

Невежество всегда обладает излишней уверенностью или даже , являющейся заменой любому знанию и должному поведению. Такие люди считают, что чем авторитетнее они себя проявят, тем выше покажутся в глазах окружающих, поэтому стараются выражать своё мнение даже в сферах, в которых не имеют ни малейшего понятия.

Проблема невежества

Сначала культурную и интеллектуальную сторону невежды выявить было довольно просто – это всегда был тот, кто вёл себя недостойно и не проявлял должного уровня знаний в тех областях, где ориентировались все. Такая черта считалась приемлемой для определённого класса и считалась критически недопустимой среди более высоких сословий. Со временем, когда нормы морали стали примерно одинаковы по всему миру, а знания обрели доступность, изменилось как проявление, так и отношение к невежеству. Данное поведение стало больше порицаться окружающими, но при этом меньше оцениваться самими невеждами.

Оценить наличие невежества можно только со стороны, поскольку сам невежественный человек настолько глубоко лишён понимания, как необходимо взаимодействовать, что не способен критически оценить свой уровень. Эта проблема является очень актуальной среди специалистов низкого уровня, которые авторитетно дают свои заключения, берутся за самые сложные случаи и проекты, абсолютно не соответствуют уровнем знаний и навыков ситуации. Однако такие люди не в силах понять свою некомпетентность именно вследствие недостаточности знаний, благодаря которым расширяется картинка сознания и есть внутренняя критика.

Обратная сторона данного процесса преследует тех, кто постоянно совершенствуется, расширяет свой кругозор. Для них всё большее открытие информации говорит лишь о мизерности их знаний, они всё чаще боятся совершить ошибку, поскольку постоянно учитывают множество параметров, уверены в том, что не компетентны во всех сферах. Данная проблема является актуальной, поскольку получается, что отсутствие невежества у хороших специалистов и высокоразвитых людей не даёт им активно менять этот мир и привносить в него новое.

С течением времени рушатся механизмы, препятствовавшие распространению невежества, и начинается очередная общественная . Подобные своеобразные витки человечество проходит всю свою историю, то повышая, то снижая общие показатели невежества среди среднего населения. Это включает и постоянную необходимость в реформировании системы образования и в обновлении не только методик обучения, но и самих знаний.

Социальный строй и культурное развитие общества, проходя через кризисы своего представления о роли человечества и устройства государства, начинает рушиться по многим параметрам, одни из которых – уровень культуры. Когда прежние догмы перестают действовать, система образования мотивировать и захватывать, когда общество перестаёт видеть дальнейшую цель в развитии, то автоматические механизмы провоцируют кризис. Наиболее сильные кризисы возможны через разрушение прежних парадигм, и иначе чем через повальное невежество такого добиться невозможно. Опять выходит, что нельзя оценить данное человеческое проявление исключительно как негативное или позитивное, т.к. через негативные проявления оно провоцирует общие процессы эволюции.

Примеры невежества

Проявление невежества возможно в двух направлениях – интеллектуальном (выражается в недостатке знаний об основных законах и инновациях) и культурном (отсутствие воспитания, тактичности).

Примером интеллектуального невежества могут быть высказывания человека, не актуальные последним изменениям. Это сравнимо с попытками доказывать, что земля имеет форму диска или объяснять физическое восстановление после принятия какого-либо настоя не влиянием витаминов и веществ растения, а тем, что исцеление даровано духами цветка.

Стремясь скрыть своё интеллектуальное несоответствие, люди часто употребляют термины и сложные научные слова, надеясь выглядеть более значимо в глазах других. Но поскольку истинного понимания сложных понятий нет, а значение сложных терминов из научной области не известно для тех, кто знает, о чём идет речь всё высказывание невежды может звучать как бессмысленный набор слов. Не только употребление слов, но также ссылки на известные фамилии и теории без знания того, чем занимался человек или на основании чего базируется научное развитие, относятся также к невежеству.

Культурное невежество может проявляться в полном игнорировании или незнании правил этикета. Такой человек чавкает за столом, ставит локти на скатерть и широко раздвигает ноги. Сюда же можно отнести фамильярное отношение, обращение к старшим по имени, с высокомерием. Характерно для таких людей отсутствие культурного вкуса и способности оценить старания других. Даже в тех моментах, когда комплименты делаются ради того, чтобы поднять настроение другому, такой человек скажет правду. Вместо того чтобы позволить рисунок или написанные стихи, он может их резко раскритиковать, даже не постаравшись понять, что именно хотел сказать человек, какие его внутренние болевые глубокие переживания выражают данные произведения.

Варианты культурного невежества проявляются в том, чтобы пройти грязной обувью по коврам или не снять шляпу в помещении. То, как человек проявляет себя на концертах – встаёт и уходит, громко разговаривает и не выключает телефон, критикует представление громко, прямо во время игры актёров. Но это нарушение культуры и этикета касается не только моментов, когда этого требует ситуация, ведь понятие внутренней культуры проявляется во всём. Общение с близкими и умение сгладить конфликт, попытки не будить человека и вести себя максимально тихо, умение говорить правду, не облекая её в обидные слова и способность промолчать в понимании, что не всегда есть необходимость эту правду высказывать – это всё то, что является ежедневным и бытовым проявления отсутствия невежества.

В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.

Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).

В описании сказочной страны автором наложены табу на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают, они существуют всегда как объективная реальность), а также на понятия романтической или плотской любви (допускается лёгкий флирт). Кстати, возможно именно по этой причине «Незнайка» гораздо более популярен среди мужской половины читателей, ведь в бессознательном женской половины львиную долю инстинктов составляют инстинкты продолжения рода.

КАКОГО РОСТА НЕЗНАЙКА

Помимо расплывчатого определения «с небольшой огурец», при внимательном изучении книги мы можем узнать совершенно точный рост Незнайки. Сначала заглянем в главу шестнадцатую «Незнайки в Солнечном городе» и узнаем, что высокий коротышка Калигула (осёл) был ростом в 9,5 ногтей.

«Ноготь - эта такая мера длины в стране коротышек. В переводе на наши меры ноготь равняется одному сантиметру с четвертью. Помножив девять с половиной на сантиметр с четвертью, каждый может узнать, какого роста был этот Калигула».

Но это рост не самого Незнайки, а гораздо более высокого коротышки. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим исчерпывающее описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки.

«Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький».

Предположив, что писатель не осложнял книгу выдумыванием несуществующих или нерасшифрованных единиц измерения, приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

Вторая книга загружена (в хорошем смысле) подробными описаниями всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы (1958 год!). В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

В третьей книге техника уже, как говорится, на грани фантастики. Коротышки строят космический корабль и отправляются на Луну. Ввиду того, что полёт Гагарина состоялся в 1961 году, а «Незнайка на Луне» вышел в 1964-м, легко догадаться, что именно натолкнуло писателя на столь необычный в сказочном отношении шаг.

Но, как выясняется, мысль о космических полётах не давала покоя писателю ещё задолго до полёта Гагарина. Вот фрагмент из ответа Носова на анкету «Литературной газеты»:

«...В 1955 году буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики...».

Что это за планы были, остаётся для нас загадкой. Вообще-то в своих интервью Носов иногда допускал конъюнктурные, впоследствии ничем не подтверждённые высказывания. Например, обещал написать книгу о Ленине.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

В трёх книгах о Незнайке перед нами разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики - к полному коммунизму (минуя развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм.

В Солнечном городе (гл.24) Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «...Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»... И т.д.

Да, при такой экономике жить трудно. Зато на Луне товарно-денежные отношения очень похожи на наши - там капитализм. Роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Побывав вместе с Незнайкой на Луне, даже какая-нибудь подслеповатая бабушка отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица, что такое рыночные отношения, в конце концов. Из этой книжки можно узнать, как Пончик стал миллионером и почему разорился. Как Незнайка хотел бежать с деньгами вкладчиков, но его самого надули компаньоны.

В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК

Лучшими иллюстрациями к «Незнайке» библиофилами признаются работы художников А. Лаптева и Г. Валька. Хорошими признаются также современные издания с рисунками Евг. Козлова (стилизованы под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованы под Валька). Поскольку в книгах такого рода для максимального восприятия визуальный ряд значит не меньше, чем смысловой, постарайтесь не испортить себе или младшему брату впечатление от книги халтурными или просто безобразными рисунками.

В начале 70-х вышла серия кукольных м/ф о Незнайке, которую, к счастью, давно уже не показывают. Делали эти фильмы люди, ясное дело, выросшие ещё до появления книги и ознакомившиеся с ней по необходимости. Фильм, как следствие, не получился, а когда на ТВ пришло поколение носовских читателей, м/ф показывать перестали. На слуху у публики остался один только дурацкий мотивчик о кузнечике...

ПОЧЕМУ НЕЗНАЙКА НЕ СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ?

Как только студия Диснея в 30-х годах произвела на свет Микки Мауса, вся американская промышленность стала работать на возведение этого мышонка в культ. Сувенирные фигурки, изображения на всех мыслимых предметах, включая школьные тетради, участие в парадах его ростовых кукол и т.п. - всё это работало на экономику, благосостояние и авторитет Америки.

Незнайка родился если и там, где надо, то точно не вовремя. Никто в советской России не был заинтересован в популяризации своего, может быть единственного, национального сказочного героя. Идеологическая загруженность и культ вождя были главным и едва ли не единственным постулатом педагогической науки. Даже кондитерские изделия назывались тогда повсеместно «Октябрь», «Аврора» и т.п.

Говорят, что известная питерская арт-тусовка во главе с С. Курехиным своим графическим символом выбрала изображение Незнайки, как единственного незаимствованного у иностранцев героя. И действительно, вспомним, что даже наш любимый «Буратино» пересказан с итальянского «Пиноккио», а «Волшебник Изумрудного города» - с американского «Волшебника страны Оз».


Эльфы (бруны) Кокса, ставшие рекламной маркой фирмы «Кодак»

Незаимствованного? А как же Кокс и Хвольсон? - скажете вы. А всё нормально. Ни одно произведение искусства не возникало из ничего. К тому же литература Носова настолько выше, качественнее примитивной графомании предшественников, что говорить об этом просто смешно. Не забудем также, что Палмер Кокс был художником, карикатуристом (несомненно, талантливым, выдающимся для своего времени), но не писателем.


Палмер Кокс (1850)

ПОЧЕМУ СКАЗОЧНЫЕ КОРОТЫШКИ ДОСТОЙНЫ ЛЮБВИ

А между прочим, в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств, чем в иных героях из «серьёзной» литературы, не говоря уж о Микки Маусе. Незнайка хоть и дурит в своей обычной жизни, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает друга (Козлика); по ночам его мучает совесть за проступки; он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши.

Все эти носовские крошечные человечки - «взрослые», обладающие забавной детской непосредственностью, в сущности, богоугодны. «Будьте как дети» - говорится в Священном Писании. И коротышки из сказочной страны не фарисействуют и не лицемерят с именем Бога на устах, они вообще о Нём ничего не знают... А это незнание ещё более увеличивает ценность хороших поступков или побуждений, так как они вроде как и не «идут в зачёт».

Если не очень сложно, подумай над этим, читатель. А на досуге раскрой какую-нибудь книжку Николая Носова.

ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

Если книги о Незнайке написаны Носовым от третьего лица, то большая часть рассказов и повестей - от первого. Стремясь во всём подражать кумиру (в смысле - Носову, а не Незнайке), автор данной работы также переходит на повествование от первого лица.

Когда я прочитал все на свете книги и принялся перечитывать те, что особенно полюбились и запомнились, из самых разных писателей у меня выстроился определённый хит-парад, первое место в котором, к некоторому моему удивлению, занял детский писатель Николай Носов.

С определённого возраста к чтению детских книг возникает дурацкий психологический барьер, который может отрезать человека от любимых произведений на всю жизнь. Действительно, когда учишься в старших классах и хочется поскорее стать взрослым, читать детские книжки вроде бы как-то уже и неловко, нецелесообразно. Да и девочки могут подумать, что ты какой-нибудь умственно отсталый дурачок. (При этом считается совсем не стыдным и даже модным читать замороченную иностранную «Алису» или «Хоббитов».) Но когда ты становишься на самом деле взрослым и от этих детских комплексов ничего не остаётся (их место занимают другие), вернуться к этим книжкам оказывается безумно интересно. Тем более что детские книжки пишут вовсе не дети, а вполне взрослые и прошедшие через всё на свете люди.

То, что Носова любят, наглядно доказал мне недавний жизненный опыт. Более месяца, из номера в номер, я давал в газету объявление о желании купить сочинения этого писателя. То, что он есть едва ли не в каждом доме, мне доподлинно известно. Однако никто, за исключением двух одиноких пенсионеров, не пожелал расставаться с этими книжками. При этом отыскалась редкая, узкоспециальная техническая книжка, которая также значилась в моём объявлении без надежды на успех. Так вот эта книга нашлась, а Носова никто не захотел продавать. Даже не интересовались ценой. И эта относительная неудача меня нисколько не расстроила, она меня обрадовала.

Тут кстати сообщу, что лучшие носовские издания - это зелёный трёхтомник 1969 года и жёлтый четырёхтомник 1979-го. В трёхтомнике иллюстрации А. Лаптева и Г. Валька имеются в полном объёме, а в четырёхтомнике их крайне мало, но зато есть 4-й том, в котором содержатся самые последние произведения Носова, написанные для взрослых, а также масса полезных сведений в комментариях. Настоящим носовским фанатам рекомендую иметь оба.

Что касается иллюстраций, то если в повестях и рассказах они решающего значения не имеют (лучшие - И. Семёнова), то в «Незнайке» знатоками признаются ТОЛЬКО иллюстрации Алексея Лаптева («Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе») и Генриха Валька («Незнайка на Луне»). Цветные картинки А. Борисенко (не путать с А. Борисовым!), стилизованные под Валька, в самом последнем подарочном издании «Библиополиса», тоже хороши. (Это довольно дорогие книжки, но если есть деньги, надо брать.) Цветные и подарочные это хорошо, но всё-таки самые первые чёрно-белые рисунки Лаптева так замечательно вписываются в ткань повествования, что, хотя и всё- последующие иллюстраторы плясали от Лаптева, ничего лучшего уже не придумали.

Издатели и иллюстраторы, как волшебники и как многие обыкновенные люди, делятся на добрых и злых. Всем, например, известны иллюстрации к «Волшебнику Изумрудного города» Л. Владимирского, без которых эту книжку и читать-то не интересно. Но мне доводилось видеть издания этой книги с какими-то безобразными уродцами в стиле «чёрного» поп-арта. Доводилось также видеть на полках магазинов старой и новой книги «Незнаек» в таком исполнении, что я шарахался от них, как конь от гудящей электрички. Валяется у меня где-то сборник рассказов Носова в современной блестящей обложке с иллюстрациями, стилизованными почему-то под современность. Видеть это очень тяжело, товарищи. Это всё равно как если бы то же самое проделать с «Томом Сойером», допустим. А представьте, что возьмёт кто-нибудь в руки эту книжку Носова, написанную в 30-х годах и стилизованную под 80-е, лет этак через сто... И возникнет у него тогда, мягко выражаясь, недоумение.

Три включённые в первый том собрания сочинений Н. Носова повести носят, как бы это сказать, производственный характер. В самом лучшем смысле этого слова. В «Весёлой семейке» (1949) Коля (рассказчик) и Мишка делают инкубатор и пытаются вывести из яиц цыплят. «Дневник Коли Синицына» (1950) о том, как ребята в каникулы разводят пчёл. «Витя Малеев в школе и дома» (1951) тоже, можно сказать, «производственная» повесть, так как учёба для школьника - то же производство. И она тоже написана от имени рассказчика (Вити Малеева). Кроме того что учатся в школе, ребята в этой повести дрессируют щенка.

Всё, чем занимаются в носовских повестях ребята, описано не «с пятого на десятое», а подробно, с толком, с расстановкой, со знанием дела. Вероятно, автору помогли знания, полученные им во время работы на студии учебных фильмов. «Производственная тема» удобна автору тем, что не надо придумывать какой-то специальный замысловатый сюжет: характеры и обстоятельства сами собой нанизываются на историю создания самодельного инкубатора или пасеки. Кроме того это надёжная защита от идеологической цензуры, которая обвиняла Носова в «бессодержательности» некоторых его рассказов. Уж очень цензуре не нравилось, что Носов каким-то непостижимым образом, выходя рекордными тиражами, уклонялся от конкретного изъявления своей гражданской позиции по отношению к правящему режиму.

По сценариям Носова ставились пьесы в театрах, снимались мультипликационные и художественные фильмы. Всего х/ф по Носову при его жизни было поставлено девять, сам я отчётливо помню только три: «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и «Дружок» (1966). Эти добротные картины иногда показывают по ТВ. Другие коробки с лентами стоят, видимо, за давностью лет так далеко и высоко, что редакторам неохота карабкаться на полку и поднимать пыль. А вот книги Носова совершенно точно пыли не собирают; их переиздают из поколения в поколение, читают и перечитывают.

Борис КАРЛОВ, апрель 1996 г., газета «Пять углов»

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Коротко об интересном.

Ошибочное понимание Невежества

Обычное понимание Невежества это недостаток знаний, необразованность, отсталость, некультурность. Это заблуждение и неправильное понимание: Порочность невежества не в отсутствии знаний, а в нежелании их получить

Человек не может знать всё. Самые невежественные люди на свете это как раз те кто все знают поверхностно и остановились в развитии и самопознании. Пример: человек безразличен к науке Астрологии и если знания о ней для него не нужны ему в данный момент, не мешают его личностному росту и развитию, значит перед нами простое отсутствие знаний.

Проявления и свойства Невежества

Начало невежества начинается от удара внешними обстоятельствами или событиями жизни. Это бывают, как семейные трагедии, внешние воздействия в виде случайных трагичных событий, просчетов в бизнесе и многих других. Невежество развивается постепенно. Недовольство внешним миром — «Вся жизнь – говно, все люди – твари и солнце – светит тускло».
На втором уровне, человек начинает убеждать себя, что надо от жизни брать все: «Пей, гуляй, веселись».
На третьем уровне, человек начинает всеми доступными ему средствами удовлетворять свои животные инстинкты и потребности такие как секс, еда, сон. Когда отключен разум, становятся востребованными все животные чувства, инстинкты и эгоизм.

В большей части, невежество свойственно женщинам.

Уровень личностного развития таких женщин — , Хабалка, однако они пытаются своим всегда доказывать, что это не так. Ради похоти своих желаний, невежество, идет на уничтожение чужого мнения и своей силы воли. Будучи безответственным, Невежество, всегда во всех своих неприятностях винит других людей, плюет в глаза, винит других.

Невежество ненавидит все и отрицает все то, что требует напряжения, усилия, изменения своей точки зрения. Невежество очень часто использует стандартные и удобные фразы и глумливо заявляет – «Меня учить не надо», «Я буду жить, как хочу», «Пусть пашет папа Карло», «От работы кони дохнут», На остальных невежеству наплевать. Последний вид разрушающего Невежества — это проявления социального, массового демократического Невежества — «Никто никому ничего не должен!». Заключается он в уходе общества от нормальной линии развития и стремящейся в Анархию и Хаос.

Гласность и демократия, вседозволенность и переходят в Анархию взглядов и разрушениях в головах. Насаждаемое извне, понятие Самодостаточность, отсутствие основных целей и ценностей в обществе, правильных установок, стержня человека, понятий в головах людей, приводит к социальному развалу. Материально зло и нищета взглядов, точат изнутри. Большему разрушению подверглись женщины. Их алчность, повальное впрыгивание в автомобили, оставление семьи — ведет к разрушению общества через семейные ценности.

Невежество легко превращает людей в грубых и жестоких зверей!

Подавление Совести и внутренних упреков

Невежество каждую секунду уничтожает в себе , это тот нравственный закон который внутри нас. Когда разрывается связь сознания и основные установки внутреннего Я и совести, человек теряет моральную ориентацию. Невежество – безнравственно, это антипод совести и истинному знанию.
Простой пример деградации когда женщина изменяет мужу. Измена, это начало невежества, жена может начать деградировать, препятствие на пути верности нарушено. Можно найти множество женщин, не изменявших мужу, но практически не реально найти женщину, изменившую только раз. Переступив черту, подавив , придумав оправдание, Невежество, диктует женщине новый принцип жизни, бери от жизни сейчас, где разврат, блуд, предательство своего мужчины, там и пьянство с наркотиками.

Когда женщина нарушает верность мужу, тем самым она запускает механизм невежества, а дальше по наклонной плоскости – к

Невежество не любит упреков в свой адрес, огрызаясь зверем, и ругаясь матом. Если невежеству прозрачно намекнуть, что так жить нельзя, можно услышать в свой адрес массу нелицеприятных слов. Многоэтажный мат способен свалить любого крепкого мужчину. Женщин в этом случае называют Хабалка. Невежество предпочитает матерную речь и ночь. Днем оно отсыпается, а ночью живет. Бывают и вежливые люди с полным Невежеством.

Дальше человек срастается со своими пагубными привычками, становится зависимым от своего образа жизни. Невежество, уже не может жить без алкоголя, сигарет, разврата и в этом случае полностью уничтожает сила Невежества. После еще одной ступени вниз,ради временного удовольствия Невежество готово отдать жизнь. Например, наркоман выбирает смертельный вариант. Полное равнодушие к самому себе, разум отключен, лишь бы еще раз получить кайф. Какими качествами личности нужно обладать, чтобы скатиться в пропасть невежества?

Основные этапы — > > > > Невежество >Тупоумие >

Все начинается с . Человек не может из-за нее воспринимать разумом входящую информацию. Он никого не способен выслушать, понять и принять новую мысль. Любая мысль воспринимается им в штыки и отвергается. Чужое мнение вызывает раздражение и Злость. Далее Гордыня перерастает в одну из своих форм – Высокомерие. Если раньше он не хотел никого и ничего слушать, то сейчас он считает себя лучше других, а поэтому имеет право возвышаться Следующий шаг – Тщеславие: «Я самый лучший. Лучше уже не бывает. Венец мироздания».

Следующая стадия – Гнев. Человеку в невежестве кажется, что его недооценивают, не уважают, обходят вниманием и почестями. Он гневается: «На каждом шагу попадаются эти жалкие бездари со своими глупыми идеями, назойливо пытающиеся доказать свою правоту. Слепцы. Неужели они не понимают всю свою ущербность и никчемность? Карлики». Гнев требует выхода. Если есть возможность, человек в невежестве срывает гнев на окружающих, подчиненных, членах семьи. На этой стадии он еще способен управлять гневом.

От гнева до жестокости один шаг. Это следующая стадия процесса невежества. Человеком овладевает желание «крушить, ломать и рвать на части» всех несогласных с ним людей. И, наконец, на последней стадии – полном невежестве, жизнь проходит в полубессознательном состоянии. Например, жена и муж пьют, дебоширят, дерутся, мирятся, спят, забывают о вчерашнем, и потом опять пьют. Одним словом, животное существование в человеческом обличье.

Не знать Незнайку невозможно. Если даже судьба обошла вас стороной, не подарив встречу со сказочной трилогией Николая Николаевича Носова, герой с таким именем наверняка известен хотя бы понаслышке. Впрочем, зачем доверяться слухам, когда мы готовы предоставить вполне конкретную и достоверную информацию?

Итак, Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. И хотя там живёт множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый музыкант Гусля, именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому.

Во-первых, потому что, увидев хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пёстрый и яркий наряд и нестандартное, можно даже сказать, агрессивное поведение выделяют его в любой толпе.

Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй.

И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, почему-то именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.

Вот и спросите - почему? А мы ответим - из-за обаяния! Да! Того самого обаяния, что делает коротышку неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательское сердце.

К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и отнюдь не лишён талантов.

Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит, на наш взгляд, только о своеобразии художественного дара.

Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры:

Подумать только, какая сила воображения, какая экспрессия!

Сравните эти поэтические строки хотя бы с виршами поэта Цветика:

Гениально, конечно, особенно последние две строки. Но ведь Цветик профессионал, тогда как Незнайка сделал лишь первые шаги на поэтическом поприще.

А какая у нашего героя широта интересов! Едва он отложил в сторону кисти и краски, ещё в воздухе носились отзвуки его поэтических опытов, а он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые - были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но… И ещё раз повторим - но! - все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.

Вот такой он, Незнайка, разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно, даже как-то поразительно похожий буквально на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

Собственно, в этом и состоит, как сейчас говорится, главная «фишка» Николая Николаевича Носова. Ведь его Незнайка, по сути своей, - квинтэссенция мальчишеского характера и поведения. А потому ошибки и промахи героя, его проказы и проступки, его выдумки и фантазии не только без труда воспринимаются маленькими читателями, но великолепно «примеряются» на себя. Причём «костюм» героя оказывается любому читателю впору, подтверждая тем самым поразительное мастерство закройщика.

Главный герой Носова - незнайка

Малыш Незнайка - без сомнения, большая удача Н.Н.Носова. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя - «незнайки». Витя Малеев и Коля Синицын из повестей, Мишка и Коля из рассказов - это мальчишки, которые пока мало что знают и умеют, но стремятся всё испробовать, узнать и сделать. Чаще всего с весьма сомнительным результатом.

Вообще, «“незнайство”, связанное с детской наивностью» (С.Сивоконь), Н.Н.Носов использует и обыгрывает виртуозно, заставляя его служить в своих произведениях (реалистических и сказочных) и главным двигателем сюжета, и основным источником комического. Хотя сейчас речь, конечно, не совсем о том. Вернёмся лучше к нашему герою.

Итак, Незнайка у Н.Н.Носова - герой вполне закономерный. И всё-таки его появление кажется странным. Ведь до начала 1950-х годов Носов сочинял реалистические рассказы и повести. За одну из них - «Витя Малеев в школе и дома» - он даже получил в 1952 году Сталинскую премию. И вдруг почему-то - сказка. Странно!

А ничего странного здесь нет.

Кое-что из истории создания «Незнайки»

Середина XX века - время далеко не самое светлое и для литературы вообще, и для литературы детской в частности.

Даже обласканная властью повесть о Вите Малееве довольно часто подвергалась нападкам за то, что мир школьников в ней изображён совершенно оторванным от жизни всей страны и, следовательно, он умышленно «сужен и обеднён» . Где, спрашивалось в критических статьях, пионерская организация, где направляющая роль вожатых и учителей? И ведь на самом деле ничего этого в книжке Носова не было. Ну, что здесь прикажете делать писателю? Ломать себя? Или сменить направление? Вот разве что в сказке можно пренебречь пионерской организацией. А герой, непоседа и фантазёр, он и там приживётся.

Когда впервые у Н.Н.Носова возникла мысль написать сказку о государстве коротышек, сказать трудно. Достоверно известно только, что в том же 1952 году, направляясь с делегацией советских писателей в Минск на юбилей Якуба Коласа, Носов целую ночь напролёт проговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым (в то время редактором журнала «Барвинок»). Именно ему Носов поведал о замысле «Незнайки». Говорят, Чалый буквально влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания, опубликовать их в своём журнале. Предложение было принято, а слово сдержано. Так что впервые сказка была напечатана в журнале «Барвинок» в 1953-54 гг. на двух языках - русском и украинском (в переводе Ф.Макивчука) - под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с подзаголовком «сказка-повесть». Незамедлительно она появилась и отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка» (М.: Детгиз, 1954).

Вторая часть - «Незнайка в Солнечном городе» - увидела свет в 1958 году сначала в журнале «Юность», а потом была издана книжкой (М.: Детгиз, 1958).

И, наконец, третий роман-сказка «Незнайка на Луне» впервые был опубликован в журнале «Семья и школа» в 1964-66 годах. Отдельное же издание появилось через год (М.: Дет. лит., 1967).

Вот так для своего постоянного места жительства Незнайка получил целых три книги Н.Н.Носова, а сам писатель за предоставление герою столь уютного обиталища - Государственную премию РСФСР им. Н.К.Крупской. Это радостное событие произошло в 1969 году.

Был ли у Незнайки прототип?

На самом деле - был ли прототип у Незнайки?

Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.

Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова - Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он - непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий как мячик. Так что кое-что Незнайка мог позаимствовать и у Петра Николаевича.

Хотя от своего создателя, самого Н.Н.Носова, герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз говорили, что Незнайка - мастер присочинить.

Этот дар у него, несомненно, от Николая Николаевича. Или, скажем, пристрастие к шляпам с широкими полями. Ну, то, что Незнайка без своей шляпы никуда, - ясно. Но вот Носов…

На одной из самых удачных его фотографий он как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней - единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто разительным. На ней у маленького Коки (в начале прошлого века имя Николай уменьшали либо до «Коки», либо до «Ники») глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы носовской трилогии.

Однако, по словам писателя, жизненный прототип Незнайки - это просто «ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном предмете сколь-нибудь долгое время, - в общем, со всеми хорошими задатками… и недостатками…» (Н.Н.Носов. О себе и своём творчестве).

Это что касается «жизненных прототипов». Но, оказывается, были у Незнайки и совсем даже не жизненные прототипы.

Незнайка - в прошлом Мурзилка да к тому же ещё и эльф

Станислав Рассадин в книге, посвящённой творчеству Н.Н.Носова, пишет, что Николай Николаевич рассказывал ему о прочитанной в детстве сказке А.Хвольсон «Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков», воспоминания о которой натолкнули его на мысль о Незнайке.

Эта книжка на рубеже веков была весьма популярна. Героями её были малютки эльфы с забавными именами (Мурзилка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа, Дедко-Бородач), а основу сюжета составляли их путешествия по миру и всевозможные дорожные приключения.

Впервые Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году в сказке «Мальчик - с пальчик, девочка - с ноготок». Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон (18..-1934), а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса.

Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182 рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898-м, 1902-м и 1915-м.

После революции 1917 года книжка А.Б.Хвольсон не переиздавалась ни разу, и о ней вскоре забыли. Поэтому и о родстве героев А.Б.Хвольсон и Н.Н.Носова почти никто не знал.

Но вот недавно, в начале 1990-х годов, сказку о Мурзилке напечатали снова:

Хвольсон А.Б. Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах. - М.: ПолиКом, 1991. - 222 с.: ил.

Хвольсон А.Б. Приключения Мурзилки и лесных человечков: В 27 рассказах / Худож. В.Костылева, М.Гончаров. - Ижевск: Квест, . - 147 с.: ил.

И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на Незнайку. Он такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и различия. Мурзилка, например, заправский денди. Фрак или длинное пальто, цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль - непременные составляющие его каждодневного костюма. Так что пристрастие Незнайки к вызывающе ярким тонам в одежде неприятно поразили бы утончённый вкус Мурзилки.

Но это отличие чисто внешнее, а что касается сути… Вот с этой самой сутью значительно сложнее. Хотя характер Мурзилки или, как его называют друзья, «Пустой головы» вполне схож с характером его литературного потомка, выписан Незнайка куда более детально и объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен и условен, то у Носова это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Поэтому, наверное, над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

Мурзилка Хвольсон статичен. Он совершенно не меняется на протяжении всей книжки. Зато характер и внутренний мир Незнайки претерпевают существенные перемены, которые Носов изображает «тщательно и весьма достоверно психологически» (Ст.Разумневич). Если в первой части Незнайка легкомыслен и беззаботен, во второй любознателен и совестлив, в третьей - он почти приближается к образу типичного положительного героя любого приключенческого романа, становится «храбрым, находчивым, удачливым, а иногда, увы, чересчур сентиментальным» (И.Васюченко).

Правда, задумывая своего Незнайку, Н.Н.Носов совсем не хотел углубляться в «психологические дебри». «Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я назвал коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его» (из письма Н.Н.Носова Ю.С.Пухову). В принципе, этот замысел был блестяще реализован применительно ко всем персонажам сказочной трилогии. За исключением Незнайки. Он не мог не меняться, иначе утратил бы и внутреннюю достоверность образа, и симпатии читателей.

Но вернёмся к Мурзилке. Почему же «позаимствовав» у Хвольсон образ героя, хотя и несколько трансформировав его, Носов пренебрёг его именем? Да потому что в середине XX века имя это было уже весьма «раскручено» популярным детским журналом. А сам Мурзилка стараниями художника А.М.Каневского из лесного эльфа превратился в забавное лохматое существо в беретике.

Кстати, ещё немного о трансформации имени. Когда в 1924 году журнал утверждали, Мурзилкой назвали собаку, деревенскую дворняжку. А в 1950-е годы на киноэкранах нашей страны шли мультфильмы, в которых крошечный мальчик-репортёр (тоже по имени Мурзилка) из газеты «Пионерская правда» обличал пороки, побеждал великанов и летал в космос.

Так что имя для своего героя Носову пришлось искать другое. И в этом ему помогли всё те же малютки эльфы Хвольсон, один из которых, Незнайка, был братом Знайки и полным его антиподом. В развитии сюжета дореволюционной сказки этот персонаж принимал незначительное участие, поэтому в компании братцев эльфов терялся совершенно.

К слову сказать, эльфы А.Б.Хвольсон имеют очень небольшое сходство с фольклорными эльфами, которые обитают в сказках и легендах многих народов мира. Чтобы уяснить, до какой степени они несхожи, мы адресуем наиболее любознательных граждан к книгам, которые подробно расскажут и об эльфах, и о других представителях чрезвычайно обширного «маленького народца» - гномах, карликах, троллях, цвергах, лепрехунах и т.д. и т.п. Кстати, среди сказочного миниатюрного населения есть и наши доморощенные. Вы, например, слышали о лесавках или боли-бошках? Даже леший, оказывается, может уменьшаться до размеров небольшой травинки. Но мы не будем утомлять вас фольклорными изысканиями и ограничимся лишь списком популярной литературы.

Маленький список книг о маленьких существах

Аппензеллер Т. Гномы / Пер. В.Шартова. - М.: ТЕРРА, 1996. - 144 с.: ил. - (Зачарованный мир).

Булычёв Кир. Фантастический бестиарий. - СПб.: КN, 1995. - 264 с.: ил.

Заяц В. Привидения и духи. - М.: Эгмонт Россия, 2002. - 160 с.: ил. - (Тайны планеты Земля).

Каневский А. Монстры и чудовища. - М.: Эгмонт Россия, 2002. - 160 с.: ил. - (Тайны планеты Земля).

Мифологический бестиарий: От Алкоста до Ягила. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 240 с.: ил.

Феи и эльфы. - М.: ТЕРРА, 1996. - 144 с.: ил. - (Зачарованный мир).

Если кто-то захочет припасть к самым истокам, то фольклор разных народов мира обеспечит любого желающего массой впечатлений и находок.

А казачок-то засланный!

Что же касается эльфов Анны Борисовны Хвольсон, то они больше напоминают героев комиксов, чем своих фольклорных собратьев. И это вполне естественно. Слышали ли вы, дорогие соотечественники, что генеалогические корни нашего «рассейского» Незнайки ведут не куда-нибудь, а в далёкие Соединённые Штаты Америки.

Некто С.Червонный из Харькова не поленился провести библиографические изыскания, результатом которых явились следующие данные.

Во-первых, сказки о приключениях Мурзилки - не плод изысканной фантазии А.Б.Хвольсон, а некое сочинение на заданную тему. Тема же была изначально подсказана рисунками американца Палмера Кокса.

Во-вторых, этот самый Палмер Кокс (1840-1924), как оказалось, стоял у истоков создания первых комиксов, которые начали печататься на последних страницах американских журналов со второй половины XIX века. Ранним примером этого жанра является серия рисунков П.Кокса «The Brownies», изображавших маленьких человечков.
В-третьих, с 1887-го по 1918-й год Палмер Кокс выпустил более десятка книжек-комиксов о приключениях крошечных героев. Он же являлся автором текстов к своим рисункам.

Наконец, в-четвёртых, российское издательское Товарищество М.О.Вольф (между прочим, поставщик Его Императорского Величества) «воспользовавшись заграничными рисунками Кокса, поручило А.Хвольсону (интересно, почему в начале прошлого века, а рецензия, строки из которой мы цитируем, появилась в шестом номере «Педагогического сборника» за 1900 год, фамилия дамы склонялась? Непорядок!) составить к ним текст, напечатало и то, и другое в журнале «Задушевное слово», а потом выпустило отдельным изданием».
Так-то вот!

Возможно, для кого-то эти факты станут большим потрясением и разочарованием - наш, мол, Незнайка, подобно Буратино и Волшебнику Изумрудного города, на самом деле вовсе даже не наш. Мы же полагаем, что это лишь очередное подтверждение лелеемой нами мысли о том, что всё - «всехнее», а идеи и образы свободно путешествуют по миру, связывая человечество в единое целое.

И ещё о прототипах

Что же до литературных прототипов, то есть у Незнайки ещё один, уже наш, коренной, российский. Для наглядности сразу же приведём цитату. Нет, две цитаты. Чтобы сравнить.

Первая:
«- Скажите, пожалуйста, кто это придумал на воздушном шаре летать?

- Это я, - ответил Незнайка…

…Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, да придумай». Я говорю: «Мне, братцы, уже надоело придумывать. Сами придумывайте». Они говорят: «Где уж нам! Мы ведь глупенькие, а ты умный. Что тебе стоит? Придумай!» - «Ну ладно, - говорю. - Что с вами делать! Придумаю». И стал думать…

Думал я три дня и три ночи, и что бы вы думали? Придумал-таки! «Вот, говорю, братцы: будет вам шар!» И сделал шар. Про меня поэт Цветик… есть у нас такой поэт… стихи сочинил: «Наш Незнайка шар придумал…» Или нет: «Придумал шар Незнайка наш…» Или нет: «Наш шар придумал Незнайка…» Нет, забыл! Про меня, знаете, много стихов сочиняют, не упомнишь их все». (Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Гл. XIII. Разговор за столом).

Вторая:

«Анна Андреевна . Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно и в журналах помещаете?

Хлестаков. Да, и в журналах помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений. Женитьба Фигаро, Роберт Дьявол, Норма. Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях…» (Н.В.Гоголь. Ревизор. Действие III. Явление VI).

Прерывать столь упоительный диалог жалко, но приходится. Ведь даже этих строк вполне достаточно для выявления несомненного сходства двух героев. Распространяться же о мальчишеской хвастливости и безалаберности Ивана Александровича Хлестакова и о «хлестаковстве» Незнайки, пожалуй, не стоит - всё более чем очевидно. К слову, Н.В.Гоголь был любимым писателем Н.Н.Носова, и в носовских произведениях часто встречаются реминисценции и ассоциации, заставляющие вспомнить великого русского классика XIX века.

И ещё о литературных родственниках

Но есть у Незнайки и его друзей коротышек ещё одна весьма многочисленная родня - «маленькие человечки»: Мальчик-с-пальчик Ш.Перро, Дюймовочка Х.К.Андерсена, Пиноккио К.Коллоди и его брат-близнец Буратино А.Н.Толстого… В принципе, этот ряд можно продолжать и продолжать. Но лучше заглянуть на нашем сайте в раздел «Парад героев» и найти целый список книг об этих маленьких человечках. Впрочем, рассуждать об их родственных взаимосвязях мы тоже не собираемся. Тогда бы наши рассуждения затянулись надолго, а результат свёлся к минимуму. И так ясно, что все эти литературные малыши возникли по одной-единственной причине - маленькому читателю необходим маленький герой, с которым он мог бы себя отождествить.

Собственно, это всё, что мы хотели сказать о прототипах. Но, коль скоро зашла речь о крошечных размерах наших героев, наверное, стоит их уточнить.

Какого же роста был Незнайка?

В первых же строках первой книги трилогии мы читаем: «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец».

Но «огурец» всё-таки слишком расплывчатое определение. За конкретикой мы обратимся уже к третьему роману-сказке Н.Н.Носова «Незнайка на Луне». И в девятой главе вышеупомянутого романа обнаружим исчерпывающие сведения.

Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста… (заметим в скобках, что обмер Незнайки происходит в полицейском отделении, куда тот попал почти сразу же по прибытии в государство лунных коротышек) Измеряем окружность вашей головы… Вот так…

Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая… Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь две с половиной единицы, то есть коротенький».

Исходя из «стандартности» лунных единиц, читатели, следовательно, могут узнать, что рост Незнайки - 72 мм (как у небольшого, но и не маленького огурчика), нос - всего 2,5 мм, зато окружность головы - аж 30 мм! Это ж сколько мыслей может поместиться в такой черепной коробке!

А теперь от общих измерительных параметров перейдём к внешнему виду нашего героя.

Кто подарил Незнайке зрительный образ?

Если вот так прямо поставить вопрос «кто?», можно получить столь же прямой ответ - Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965). Это ему Незнайка впервые позволил себя нарисовать. И портрет получился настолько схож с оригиналом, что все последующие «портретисты» лишь повторяли и обыгрывали созданный А.М.Лаптевым образ.

Выполненные пером и акварелью рисунки А.М.Лаптева не просто украсили первые две части носовской трилогии, они, как точно заметил в рецензии на «Приключения Незнайки и его друзей» Юрий Олеша, подчеркнули «её лёгкость, её радостный, летний, мы бы сказали, полевой колорит» . В той же самой рецензии, строчку из которой мы только что процитировали, Ю.Олеша заметил, что вся книжка напоминает хоровод: «целый хоровод приключений, шуток, выдумок» . Эта ассоциация возникла у рецензента, без сомнения, благодаря иллюстрациям А.М.Лаптева. Они многофигурны и невероятно подвижны. Изображения постоянно «меняют места, конфигурацию, врезаются в текст, пересекают его по диагонали» (Л.Кудрявцева), не давая нашему глазу оторваться от великолепного, яркого, разнообразного хоровода забавных и милых коротышек. Иллюстрации Алексея Михайловича «нежные, лиричные, хрупкие… с трогательной теплотой и вместе с тем подкупающей «серьёзностью», всамделешностью» (А.Лавров) подробно, шаг за шагом, рисуют мир маленьких человечков. И эти существа у Лаптева хотя и напоминают детей (они по-детски одеты, у них детские повадки), «но никак не дети, не пародия, не шарж на ребёнка, и не куклы, а сказочные человечки» (Л.Кудрявцева).

Так об иллюстрациях А.М.Лаптева и созданных им образах говорили профессионалы. Мы же, на правах дилетантов, позволим себе заметить следующее. На наш взгляд, планета коротышек Н.Н.Носова - это модель представления детей о взрослом мире, где любое занятие и работа - всего лишь игра, где нет вопросов рождения и смерти, где нет разделения на взрослых и детей, где есть просто люди, увиденные с позиций и глазами ребёнка. Нам кажется, что А.М.Лаптеву невероятно точно удалось передать в своих иллюстрациях этот взгляд. Его рисунки даже чем-то напоминают детские. Быть может, своей бесхитростностью.

Третью, последнюю часть носовской трилогии иллюстрировал уже Генрих Оскарович Вальк (1918-1998). Вальк - один из самых ранних иллюстраторов Н.Н.Носова. Первая книжка писателя - сборник «Тук-тук-тук» - вышла в 1945 году с рисунками Генриха Валька, лёгкими, непринуждёнными, несущими едва заметный оттенок журнального юмора. Для молодого тогда художника-карикатуриста этот сборник стал первой детской книжкой в его профессиональной деятельности. «Так началось, - писал сам Г.О.Вальк, - наше многолетнее содружество с Николаем Николаевичем» . И продолжал: «Мне посчастливилось проиллюстрировать почти все его рассказы, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого его «Незнайку на Луне».

Генрих Вальк сохранил лаптевский образ Незнайки и окончательно его канонизировал.

Остальным же персонажам, согласно носовскому (вполне сатирическому) повествованию, «художник придал черты гротесковости, а иногда и карикатурности» (Л.Кудрявцева).

Ни один из последующих иллюстраторов сказочной трилогии не может пока конкурировать с этими признанными мастерами. Хотя поклонники Незнайки благосклонно относятся к современным изданиям с рисунками Евг.Козлова (стилизованными под Лаптева) и А.Борисенко (стилизованными под Валька).

Издание же трилогии конца 1970-х годов с рисунками А.Борисова, увы, так и не нашло горячих приверженцев.

Как Незнайка стал раскрученным брэндом

Обретя стараниями художников свой зрительный образ, Незнайка смело шагнул за страницы родной книжки. Все те полстолетия, которые прошли с момента появления сказки Н.Н.Носова, Незнайку можно было встретить где угодно. В мультфильмах (зайдите сюда , если хотите уточнить каких) и на сценах театров, на эстраде и в детской периодике, на радио и телевидении, на карнавалах (кстати, костюм Незнайки - беспроигрышный и очень недорогой вариант) и викторинах. Есть игрушки «Незнайка», конфеты «Незнайка» и всякая прочая всячина. Даже в экзотической Японии известный кондитер Мацуо Кокадо позаимствовал имя и образ носовского героя для своей вкусной продукции. А уж на родине… Поговаривают, что известная арт-компания во главе с Сергеем Курёхиным (Африка, Тимур Новиков и др.) выбрала в те памятные годы своим графическим символом изображение Незнайки, как единственного не заимствованного у иностранцев героя (вот ведь как промахнулись!). Правда, информацию эту мы так и не смогли проверить, но и не смогли от неё отказаться - уж больно хороша. Остаётся лишь адресовать самых въедливых к статье Б.Карлова, откуда мы её почерпнули (см. библиографию).

Итак, за последние пятьдесят лет Незнайка стал настоящим брэндом, который используется всеми, кому не лень. Вероятно, именно поэтому внук Н.Н.Носова Игорь Петрович решил взять фамильное дело в свои руки.

И в настоящее время пристально отслеживает «халявщиков» и, главное, трудится над созданием всевозможных продолжений сказки своего деда. Книги И.П.Носова печатают и раскупают, но, чтобы нас не упрекнули в их рекламе или антирекламе, мы ограничимся лишь констатацией этого факта.

О мультфильмах

Мультфильмы про Незнайку шли на экранах нашей страны с начала 1960-х годов. Недавно появился мультик «нового поколения» - вполне качественный международный продукт «Незнайка на Луне». Режиссёр А.Люткевич не только разглядел в романе Н.Н.Носова и иллюстрациях Г.О.Валька идеальную мультипликационную историю, но и воплотил её в экранную жизнь.

А сейчас на студии «Центрнаучфильм» снимается полнометражный анимационный фильм «Незнайка и Баррабас», где будут задействованы и носовский герой, и герои книжек Анны Хвольсон и Палмера Кокса.

Синдромом Незнайки страдают малыши и философы

Право, это было бы забавно, как всё, что связано с весёлым носовским героем, если бы «синдром Незнайки» не являлся профессиональным термином, употребляемым в педиатрической практике. Совсем по научному заболевание называется так - синдром нарушенного внимания. Именно он часто является причиной «плохого» поведения детей. Жизнь таких малышей и их родителей в большинстве случаев становится весьма тяжёлой, так как повышенная импульсивность, невнимательность и гиперактивность заболевших совершенно не укладываются в традиционные схемы поведения в обществе. Правда, синдром Незнайки хоть и тяжёлое заболевание, но специалисты утверждают, что оно, к счастью, лечится.
Однако своеобразным синдромом Незнайки страдают не только дети, но и величайшие философы.

Чтобы пояснить эту мысль придётся заглянуть в такие глубины истории, что аж дух захватывает. V век до нашей эры, Афины.

Некто, желая узнать ответ на мучивший его вопрос: «Кто из эллинов самый мудрый?», - обратился за разъяснениями к Дельфийскому оракулу. И получил ответ: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Философ, которому передали ответ, произнёс тогда ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Я знаю, что ничего не знаю». Вот так, без комментариев.

А ещё говорят, что Сократ был невысоким, коренастым человеком с огромной головой и небольшим курносым носом. Какое странное совпадение!

Библиография - источник информации к размышлению

Бегак Б. Город Солнца и город Луны // Бегак Б. Дети смеются. - М.: Дет. лит., 1979. - С. 140-153.

Бегак Б. Странствия продолжаются // Бегак Б. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 77-88.

Жизнь и творчество Николая Носова: Сб. - М.: Дет. лит., 1985. - 256 с.: ил.
Очень хороший сборник, отлично составленный и весьма разнообразный. Здесь представлены статьи Ю.Олеши, В.Катаева, Л.Кассиля (какие имена!), посвящённые Н.Н.Носову. Воспоминания о писателе близких и друзей. Заметки самого Николая Николаевича о своём творчестве. Солидная библиография. Нас особенно порадовали два материала: статья Л.Кудрявцевой «Этот ребёнок - я сам» (об иллюстраторах книг Н.Н.Носова) и воспоминания Генриха Валька.

Карлов Б. «Я знаю только то, что ничего не знаю», - сказал Сократ, но он не знал Незнайку: Всё о Незнайке // Пять углов. - 1996. - № 19. - С. 8-9.
Эта статья Бориса Карлова подарила множество фактов, идей и ассоциаций, отталкиваясь от которых мы выстроили наш материал о носовском герое.

Лавров А. Художник А.Лаптев // Детская литература. - 1969. - № 1. - С. 39-45.

Медведева Н. Кто первый познакомил наших детей с Мурзилкой? // Детская литература. - 1993. - № 7. - С. 42-43.

Первик А. Мир фантастических существ в советской детской литературе // Детская литература 1984: Сб. - М.: Дет. лит., 1984. - С. 181-190.

Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Детская литература. - 1999. - № 2-3. - С. 4-7.

Рассадин Ст. Николай Носов: Крит.-биогр. очерк.- М.: Дет. лит., 1961. - 79 с.: ил. - (Дом дет. кн.)

Репьева И. Носов, отец Незнайки // Учительская газета. - 2002. - № 1. - С. 24.

Самоделова С. Полувечный Незнайка // Московский комсомолец. - 2003. - 24 ноября. - С. 10.

Червонный С. Мурзилка, старший брат Незнайки // Книжное обозрение. - 1995. - № 20. - С. 24-25.

От имени всех коротышек -

Незнайка

НЕЗНАЙКА - герой сказочной трилогии Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). «Его прозвали Н. за то, что он ничего не знал». В своей яркой голубой шляпе, канареечных брюках и оранжевой рубашке с зеленым галстуком, он любил целыми днями слоняться по улицам, сочинять разные небылицы и всем их рассказывать. Н. - самый известный коротышка сказочного Цветочного города. Фантазер и хвастун, непоседа и забияка, Н. в центре всех увлекательных, а порой опасных приключений и происшествий на Земле с ее городами-утопиями и на Луне, где царят жестокие законы капиталистического мира. У Н., по словам автора, есть жизненный прототип. Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, любознательностью и в то же время с неусидчивостью, со всеми хорошими задатками и недостатками. В зависимости от воспитательных задач, которые Носов преследует в трилогии, меняется внутренний мир Н.: от беззаботности и чудаковатости в первой части к увлеченной любознательности и совестливости - во второй, до проявления дружеского самопожертвования и ностальгии по земному счастью в «лунных» обстоятельствах, когда Н.-малыш становится «взрослым» человечком. Образ Н. продолжает традиции прославленных литературно-сказочных персонажей - Чиполлино, Пиноккио, Буратино, Мурзилки.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - - -