Исторические типы брачности. Эволюция типов брачности в Европе и России. Исторические формы брака Исторические типы брачности

Брачность - это процесс образования супружеских пар в населении.

Бракоспособное население - это совокупность мужчин и женщин,

потенциально способных вступить в брак, то есть не состоящих в браке

и находящихся в возрасте старше брачного совершеннолетия.

Безбрачие - отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума.

Развод -это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда.

Консенсуальный брак - брак, в котором мужчина и женщина сожительствуют друг с другом, но юридически не оформляют свой брак. Информация о наличии таких браков собирается в процессе проведения переписи населения или социологического обследования на основе самоопределения мужчин и женщин. Обязательным условием признания такого брака является проживание супругов в совместном домохозяйстве,

  1. Исторические типы брачности.

Выделяются страны с так называемым европейским ( для которого характерны болепоздние браки и более высокая доля безбрачия в населении. Высокий воз-раст вступления в брак был особенно характерен для мужчин, так как им необходимо было накопить первоначальный капитал для создания семьи, то есть создать экономическую базу для формирования нового домохозяйства). Европейский тип можно разделить на западноевропейский и восточноевропейский. В странах с западноевропейским типом брачности существенная доля населения не вступает в брак на протяжении всей жизни: доля окончательного безбрачия равна в среднем по странам

  • 15% для мужчин и 17% для женщин (это страны Франция, Голландия, Германия, Швеция, Испания, Финляндия). А в восточноевропейских странах не состоящих в браке практически нет (Босния, Болгария, Россия, Румыния, Сербия). В возрастах 20–24 года в европейских странах около
  • 75% женщин еще не замужем, тогда как в восточноевропейских странах в этой возрастной группе 75% женщин уже состоят в браке.

Азиатский (с низкой долей безбрачия, низким возрастом вступления в брак для женщин), и Латиноамериканским типами брачности (с высокой долей фактических браков, консенсуальных).

Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачия скорее можно отнести к азиатскому. По темпам изменения характеристик брачности выделяют также так называемый японский тип брачности: значительный и быстрый рост возраста вступления в брак

Семью в исторической перспективе можно рассматривать и с точки зрения типологии отношений в ней. В семье есть три типа отношений: отношения порождения (родители – дети), отношения кровного родства (сиблинги – одно слово для обозначения сыновей и дочерей), отношения свойства (муж – жена).

Исходя из типов отношений С. И. Голод (1998) конструирует три идеальных исторических типа семьи:

патриархальный (или традиционный);

детоцентристский (или современный);

супружеский (или постсовременный).

Такая классификация подчеркивает изменение внимания к тем или иным отношениям на протяжении исторического периода. Отказ от сватовства (когда родители подбирали молодым пары) и появление избирательности в предбрачный период предопределило возникновение новой семейной стратегии – супружеской. В этом случае общение супругов не ограничивается ритуализированным набором безличных отношений, свойственных патриархальной семье. Кроме физической интимности есть потребность в душевной близости. При этом появляется ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи.

Одна из распространенных классификаций брачности – подразделение семьи на европейский и азиатский типы.

В XVI веке в европейских странах начинает проявляться тенденция к повышению брачного возраста. Исследователь этой тенденции английский демограф Дж. Хаджнал (1979) назвал новый тип брачности европейским . Его характерными чертами являются поздний возраст вступления в брак и высокий уровень безбрачия. Имеющиеся данные о населении Европы в XVI–XVII веках свидетельствуют о том, что средний возраст вступающих в брак женщин составлял 25 лет, а мужчин – 28 лет. Эта тенденция существовала до начала XX века, то есть практически 400 лет. Сопоставляя данные разных источников, Дж. Хаджнал установил, что европейский тип брачности был характерен для государств, расположенных западнее воображаемой линии Санкт-Петербург – Триест в Европе, и для стран Северной Америки, то есть для США и Канады.

Таким образом, данный тип брачности свойственен большинству европейских стран, за исключением Болгарии, России и Сербии. Промежуточное положение занимали Венгрия и Греция. Господствующий в Европе тип брачности был тесно связан с особенностями социально-экономического развития этих территорий, а также со спецификой протестантской этики. При европейском типе брачности с момента наступления зрелости до заключения брака проходит достаточно длительный период времени. Так, в возрасте от 20 до 30 лет человек может работать с максимальным напряжением. Он здоров и не обременен заботой о детях. Это наиболее благоприятный период, когда есть возможность делать денежные накопления и карьеру. Следовательно, поздний брак способствует росту материального благосостояния, и люди вступали в брак в более зрелом возрасте, поскольку необходимым условием бракосочетания было достижение определенного жизненного стандарта.

Вот характерные черты европейского типа брачности (Хаджнал, 1979. С. 16):

Относительно более поздний возраст вступления в брак – для мужчин 28–39 лет, для женщин – 21–29 лет, что объясняется потребностью создать материальную базу семьи;

Относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам: для мужчин – 9–15 %, для женщин – 11–18 %;

Меньшее количество детей (в среднем пять-семь), рождаемых с большими интервалами (два-четыре года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.

Азиатский тип брачности, сохранившийся в России, обусловлен преобладанием крестьян среди населения и принадлежностью семьи общине. В этом случае отец мог при жизни не выделять наделы сыновьям. Это вело к тому, что браки заключались рано, но не нуклеарная семья решала свои проблемы, а глава патриархальной семьи или его жена.

В Советском Союзе при нерешенности жилищной проблемы новая семья также продолжала жить на территории родительской, но уже не из-за желания патриарха не давать наделы детям, а в силу отсутствия возможности для новой семьи обзавестись собственным жильем. В этом случае не родители, а бабушки и дедушки обеспечивали экономический уровень семьи и воспитывали детей.

Исторические иллюстрации семейных групп

Дохристианские отношения в браке

Практически невозможно составить последовательное историческое описание семьи из-за неравномерности ее описания в различные исторические эпохи в разных странах. Во многих случаях данных о быте людей в конкретный период времени недостаточно. Письменные источники с древности были предназначены не для описания повседневной жизни людей, а для фиксации важных государственных событий или для хозяйственных нужд. Именно поэтому многие доступные описания следует воспринимать как иллюстративные.

Как бы ни были разнообразны теоретические представления о происхождении семьи, реальные примеры не вписываются в них. Для изучения студентами предлагаются исторические свидетельства, характеризующие семью на разных этапах ее развития. Выбранные примеры не охватывают всю историю земного шара (для этого потребовалось бы многотомное издание). Они позволяют лишь проанализировать с психологической точки зрения отношение к семье в рамках европейской традиции. Это именно та семья, с которой с большой вероятностью будет работать психолог в нашей стране.

Первые сведения о семьях, создаваемых в ранних цивилизациях, мы получаем из сохранившихся документов. Важнейшим подобным источником являются законы шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.). Эти законы были найдены в 1901 году французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках в Сузах – столице Эламского царства, восточного соседа Вавилонии. Некогда эламский царь вывез в качестве трофея в Сузы стелу с начертанными на ней законами. Базальтовая стела оказалось разбитой на три части.

Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках, что позволило ученым восстановить все тексты (Сборник, 1996).

Система законов Хаммурапи представлена в таком виде:

Суд (ст. 1–5);

Собственность (ст. 6–124);

Брак и семья (ст. 126–195);

Преступления против личности (ст. 196–214);

Договоры найма (ст. 215–282).

Вот некоторые пункты законов Хаммурапи, которые, судя по всему, существовали достаточно долго и были приняты не только в Вавилоне.

§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит (письменного) договора, то эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, (то) должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.

§ 130. Если человек изнасилует жену человека, не познавшую мужчину и жившую в доме своего отца, и возляжет на ее лоно, а его схватят, (то) этого человека должно убить; эта женщина останется свободной (от ответственности).

§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, (то) она должна произнести клятву богам и может вернуться в свой дом.

§ 137. Если человек вознамерится покинуть наложницу, родившую ему детей, или бесплодную (женщину), (то) должно вернуть этой женщине ее приданое, а также дать ей отрезок поля, сада и (движимого) имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда она вырастит детей, должно выдать ей из всего данного ее детям долю, подобную (доле) одного (сына) – наследника, и затем ее может взять замуж любимый ею муж.

Этот текст, как представляется, нужно понимать следующим образом. Если жена бесплодна, она должна найти мужу наложницу, чтобы у того остались наследники. Следует отметить, что эти законы противоречат представлению об инфантициде в древности. Дети представляли собой богатство. Они были хранителями имущества, которое нарабатывала семья. Многие законы регламентируют, каким образом жена предоставляет наложницу и как наложница должна вести себя.

В России, как и везде, издавна существовала традиция ранних браков. Но в Западной Европе она была изжита не менее четырех веков назад. С середины второго тысячелетия здесь стал распространяться новый, отличный от традиционного тип брачности, названный Дж. Хаджналом «европейским». Одной из его главных отличительных черт было позднее вступление в брак и высокая доля лиц, никогда не женившихся и не выходивших замуж. К началу ХХ века во многих странах Западной Европы 70-80 процентов женщин в возрасте 20-24 года не были замужем, и даже к 30 годам доля незамужних достигала 40, а иногда и 50 процентов. Неженатых мужчин в этих возрастах было еще больше. Хаджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе. // Брачность, рождаемость, семья за три века - М.: Статистика, 1979. - 16 с.

В России же, в ее нынешних границах, к началу ХХ столетия почти безраздельно господствовала традиционная ранняя и почти всеобщая брачность.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что к возрасту 50 лет почти все мужчины и женщины состояли в браке: доля никогда не состоявших в браке к этому возрасту составляла 4% для женщин и 5% для мужчин.

Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет. Но европейская часть Российской империи включала в себя прибалтийские губернии и некоторые другие районы со значительным протестантским и католическим населением, у которого тип брачности был близок к европейскому. Если же говорить о собственно России в границах близких к современным, то доля ранних браков была еще большей -- в брак вступали сразу по наступлении социально признаваемого возраста совершеннолетия, который во второй половине XIX в. находился для девушки в интервале 13-16 лет, для юноши -- 17-18 лет. Вишневский А.Г., Тольц М.С. Эволюция брачности и рождаемости в советский период. // Население СССР за 70 лет. / Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский - М.: Наука, 1988 - 75 с.

В целом на рубеже XIX и XX веков по показателю среднего возраста вступления в первый брак Европейская Россия, даже с учетом западных и северных губерний с их более поздней брачностью, была гораздо ближе к самым отсталым аграрным восточноевропейским странам, таким, как Болгария, Румыния, Сербия, или к Японии и другим странам Азии, нежели к странам Западной Европы и Северной Америки (табл. 1).

Таблица 1. - Расчетный средний возраст вступления в первый брак в некоторых странах мира, рубеж XIX и XX веков* Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Страна, год

Страна, год

Швеция, 1900

Италия, 1901-1905

Нидерланды,1900-1904

Англия и Уэльс, 1901

Польша, 1900

Германия, 1900

Европейская Россия, 1897

Бельгия, 1900

Япония, 1920

Чехия, 1900

Болгария, 1900

Франция, 1901-1905

Румыния, 1899

Испания, 1900

Сербия, 1900

Канада, 1911

* Расчетный средний возраст вступления в брак (SMAM -- Singulate Mean Age at Marriage), оцениваемый на основе возрастного распределения женщин, никогда не состоявших в браке. Методика расчета предложена Дж. Хаджналом (См.: Patterns of First Marriage. Timing and Prevalence. United Nations. N.Y., 1990. P. 323-327).

Источник: Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Между тем, как это ни покажется странным, за 100 лет никаких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Правда, в России в 1930-х -- 1950-х годах наблюдалось повышение возраста вступления в брак, а поколения женщин 1910-1930 годов рождения характеризовались повышенной, по сравнению с предшествующими поколениями, долей никогда не состоявших в браке к концу жизни. Однако это было временное отступление от традиционной модели брачности, тогдашнее сближение российских характеристик брачности с наблюдаемыми в западных странах было вызвано не столько эволюционными процессами, сопровождавшими общую модернизацию российского общества, сколько кризисными проявлениями избранного способа модернизации и специфическими условиями жизнедеятельности поколений, переживших коллективизацию, репрессии, голод и войну.

Приводимые в таблицах 2 и 3 данные, основанные на так называемых таблицах брачности, позволяют проследить изменение модели брачности в России за 100 лет.

брачность демография россия

Таблица 2. - Некоторые характеристики вступления в первый брак для условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Накопленная доля вступивших в первый брак к возрасту, %

Доля никогда не состоявших в браке к возрасту 50 лет, %

1897, М.С. Тольц

Европейская часть Империи

1925-1928, Ю.А. Корчак-Чепурковский

1949-1959, Л.Е. Дарский

1965-1968, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1975-1978 Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1980-1984, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

1989-1993, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, русские

Таблица 3. - Возраст вступления в первый брак условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Сред. возр. для вступив. в брак до 50 лет

Сред. возр. для вступив. в брак до 30 лет

Медианный возраст*

Модальный возраст**

Европейская часть Империи

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

Россия, русские

  • * Возраст, к которому половина женщин вступает в первый брак.
  • ** Возраст, в котором наибольшее число женщин вступает в первый брак.

Как видим, в начале 1990-х годов, как и сто лет назад, более 30% девушек вступало в брак в возрасте до 20 лет, более 80% к 25 годам хотя бы один раз выходили замуж. Половина всех девушек вступала в первый брак к возрасту 21 год (медианный возраст), а наиболее часто встречаемый возраст замужества, в соответствии с таблицей брачности за 1989-1993 годы, составлял 19 лет (модальный возраст), т.е. соответствовал наиболее распространенному возрасту невесты на территориях преимущественного проживания православного населения во второй половине XIX века (по таблице брачности для населения Европейской России за 1897 год, включавшей, как уже говорилось, территории с западноевропейским типом брачности, модальный возраст первого брака был равен 20 годам).

Таким образом, в России социальная норма, определявшая возраст первого замужества как 18-22 года, удержалась на протяжении жизни целого ряда поколений, несмотря на гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие за это время в российском обществе. Более того, вероятность вступить в брак до 20 лет, т.е. сразу же по достижении официального брачного возраста (18 лет), в начале 1990-х годов даже была несколько выше, чем в конце XIX века! Вследствие этого оценки среднего возраста замужества для женщин, вступивших в брак до 30 лет, медианного и модального возрастов первого брака оказываются к концу XX века чуть ниже, чем в конце XIX века или в первых десятилетиях XX века.

В результате освоения материала главы студент должен: знать

  • демографические понятия, связанные с брачностью;
  • основные причины повышения разводимости; уметь
  • выбирать необходимые методы оценки брачности и разводимости для реализации поставленных задач;
  • решать задачи, связанные с оценкой брачности и разводимости; владеть
  • системой показателей оценки брачности и разводимости;
  • навыками поиска информации, необходимой для оценки брачности и разводимости.

Основные понятия брачности

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

Вступление в брак - индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной.

Под формами брака понимают конкретные вариации брачных союзов, в которые вступают или вступали мужчины и женщины. Среди форм брака различают моногамию (однобрачие) и полигамию (многобрачие).

Моногамия , или моногамное супружество , - брак одного мужчины с одной женщиной.

Полигамия , или полигамное супружество , - брак одного мужчины с несколькими женщинами (полигиния , или многоженство) или брак одной женщины с несколькими мужчинами (полиандрия , или многомужество). Специальные историко-этнографические исследования показали, что полигамия в истории имела гораздо более широкое распространение, чем моногамия. По данным американского социолога Дж. Мердока, число культур с преобладанием полигамии почти в 4 раза превышает число тех культур, где преобладала моногамия. Наиболее распространенная форма полигамии - полигиния, практикующаяся в странах, население которых исповедует ислам. Полиандрия существует у некоторых народов Индии и Тибета, преимущественно в виде фратернальной полиандрии - брака одной женщины с несколькими братьями.

Современная тенденция состоит в том, что распространенность полигамии снижается, на смену ей приходит моногамия. Во многих мусульманских странах, где религиозная мораль допускает и поощряет полигинию (многоженство), последняя запрещена законом или ограничена.

В настоящее время все большее распространение получает серийная моногамия (последовательная моногамия), т.е. повторные, главным образом послеразводные, браки мужчин и женщин. Серийная моногамия отражает нарастание институционального кризиса семьи, последствия которого столь угрожающе проявляются в современной динамике демографических процессов.

Брачность - это процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимое™ брак определяет воспроизводство брачной структуры населения.

Демографическое значение брачности:

  • тесно связана с воспроизводством населения;
  • важнейший демографический фактор рождаемости, формирования семьи и изменения семейной структуры населения.

Основные количественные характеристики процесса брачности:

  • доля лиц в каждом поколении когда-либо вступавших в брак или доля не вступавших (безбрачие);
  • возраст вступления в первый брак;
  • доля лиц, вступавших в повторный брак после развода и после овдовения (степень компенсации разводимое™ и овдовения);
  • интервал между разводом (овдовением) и повторным браком.

На уровень брачности влияют:

  • господствующие ценности данного общества;
  • юридические факторы (особенно закрепление в правовых нормах установленного в данном обществе минимального брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет);
  • допустимость разводов и их процессуальная сложность.
  • религиозные нормы, например целибат (обязательный обет безбрачия по религиозным соображениям), степень их распространенности.

Источниками информации о брачности служат: результаты статистической обработки записей актов гражданского состояния, данные переписей населения и специальных обследований .

Заключение брака - один из основных параметров брачности, а прекращение брака - разводимое™ и овдовения. В демографии каждый такой факт рассматривается как демографическое событие и как изменение брачного состояния, а последовательность таких фактов в поколении - как демографический процесс.

В российском законодательстве брак регламентируется Семейным кодексом РФ от 1995 г. № 223-ФЗ. Юридические последствия вызывает лишь брак, зарегистрированный в предусмотренном законом порядке

(в отличие от фактического брака, церковного брака). Большое значение при заключении брака имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов - общности или раздельности семейного имущества. Кроме того, предусматривается заключение специального брачного договора.

С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи, с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Для демографии брак интересен как предусловие создания семьи и рождения детей.

Демография интересуется наличием действительных и эффективных брачных (супружеских) отношений независимо от того, зарегистрирован ли брак в соответствии с принятыми в той или иной стране правилами и законами или нет, т.е. фактическим браком.

В семейном праве под фактическим браком понимается официально не зарегистрированный брак, сожительство , т.е. совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых людей, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различны. Можно выделить следующие типы сожи- гельств и сожительствующих :

  • «эмоционально захваченные», но еще не готовые к браку;
  • собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;
  • живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);
  • рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку.

Демографию интересует и юридическая форма брака, поскольку с этим

понятием связано такое явление, как внебрачная рождаемость.

Наличие или отсутствие официальной регистрации брачных отношений, юридического их оформления - важный индикатор состояния семьи как социального института. В последние десятилетия наблюдается рост числа случаев отказа от официальной регистрации брака, распространение сожительств. Это свидетельствует об углубляющемся кризисе семьи, о деградации семейных ценностей, в результате чего обостряется общественное неблагополучие и распространяются девиантные формы социального поведения. Дело не только в увеличении во многих странах мира (в том числе и в России) числа и доли внебрачных рождений, хотя это само по себе порождает многочисленные социальные проблемы, связанные в первую очередь с неполноценной социализацией детей из так называемых материнских семей. Возможность жить в сожительствах, без легализации брачных отношений разъедает в сознании многих ценность законного брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормативных форм совместной жизни .

Брачное состояние - это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны.

  • 1) лица, никогда не состоявшие в браке;
  • 2) лица, состоящие в браке и живущие в нем;
  • 3) вдовые и не вступившие в новый брак;
  • 4) разведенные и не вступившие в новый брак;
  • 5) лица, состоящие в браке, но не живущие вместе;
  • 6) лица, не состоящие в браке, но живущие вместе;
  • 7) случаи, которые невозможно классифицировать.

Данные основные категории брачного состояния выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую, совокупность таких переходов - процесс воспроизводства брачной структуры населения , которое в демографии рассматривается как составная часть воспроизводства населения.

Распределение населения по категориям брачного состояния необходимо при изучении брачности, прекращения брака, формирования и развития семьи, а также процессов рождаемости и смертности. Брачное состояние лица определяется при переписи или обследовании населения по принципу самоопределения (т.е. со слов опрашиваемых)

Исторические типы брачности в Европе

Заметим, что не только разный исторический период времени был «стартом» для развития европейского типа брачности в разных частях Европы, но и распространение определенного типа брачности в той или иной части Европы менялось со временем, порой кардинально. Например, европейский тип брачности после Второй мировой войны сменился неевропейским, а затем вновь население Северо-Западной Европы вернулось к европейскому типу брачности. Как отмечает Ван де Каа , изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов стали началом второго демографического перехода: растет уровень безбрачия и средний возраст вступления в брак как следствие распространения индивидуалистически ориентированной системы ценностей и изменения норм поведения. Например, суммарный коэффициент первой брачности женщин и мужчин для большинства европейских стран в середине 1960-х гг. был близок к 1, а в середине 1980-х гг. - был около 0,5-0,6 для стран Северной и Западной Европы. Средний возраст вступления в первый брак в 1984 г. был равен 26,1 лет в Дании и 27,3 в Швеции. Позже такие изменения стали происходить в Южной и Восточной Европе.

В связи с развитием второго демографического перехода возникают новые критерии классификации типов брачности, и теперь развитые регионы можно классифицировать по возрасту вступления в первый брак и по доле состоящих в браке .

Таблица 1. Типы брачности в шести развитых регионах мира

Возраст вступления в первый брак

Брачность

Разводимость

Консенсуальная брачность

Низкая

Высокая

Восточная Европа

Западная и Северная Европа

Южная Европа, Восточная Азия

Согласно исследованиям М. Митерауэра и К. Казера , основой для единой европейской модели формирования домохозяйств во всей Западной и Центральной Европе, а также на незначительной территории Восточной Европы, стала система землевладения, основанная на неделимом наделе. Система подразумевает наличие одной супружеской пары в усадьбе, откладывание брака до получения наследства, частый переход надела из рук в руки вследствие повторных браков вдов, отход старшего поколения от дел и передача главенствования в семье молодым, наем работников в зависимости от нужд домохозяйства и т.п. По мнению М. Митерауэра и К. Казера, эта система землевладения распространилась на территориях к западу от Эльбы вследствие германской колонизации в Средние века. На этих территориях встречаются смешанные типы брака и домохозяйств, а также система родства и наследования.

Крестьянское сообщество было неоднородным и состояло из двух социально экономических групп: «полные» крестьяне владели большими фермами со средним размером участка примерно в 1,5 стандартного надела, мелкие владельцы были по социально-экономическому статусу ниже крестьян и владели участком в 0,5 стандартного надела.

С одной стороны, снижение репродуктивных установок населения может приводить к европейскому типу брачности, как к «способу» контроля рождаемости в условиях отсутствия эффективных и массовых средств контрацепции (так называемый «старый мальтузианский тип брачности» ).

С другой стороны формирование европейского типа брачности может быть обусловлено недемографическими мотивами, и снижение рождаемости могло быть лишь одним из последствий изменения в моделировании брачности.

На наш взгляд, социально-экономические и институциональные факторы оказывают более серьезное влияние на формирование типов брачности, чем демографические. Социально-экономические и институциональные факторы могут влиять на формирование типов брачности опосредованно через демографические факторы, изменяя половозрастной состав населения, структуру домохозяйств и прочее.

Влияние структуры домохозяйств на типы брачности

В Западной Европе в период раннего средневековья социальная стратифицикация была закреплена законодательно, и это влияло на брачность. Судя по материалам Сен-Жерменского и Реймского полиптиков, правовое деление зависимых крестьян оказывало существенное влияние на формирование супружеских пар. Юридические градации зависимого населения могли служить сдерживающим фактором при заключении брачных союзов, что в первую очередь сказывалось на женской части этого населения (несмотря на некоторое уменьшение действия этого фактора в середине IX в., судя по данным Реймского полиптика) .

Во владениях монастырей Северной Галлии определенное сдерживающее влияние на брачность могла оказывать и специфика половозрастного состава зависимого населения, связанная с численной нехваткой женщин брачного возраста.

Особенностью семейной структуры во владениях каролингских монастырей являлось значительное число неполных крестьянских семей (в частности, не вступивших в брак), что несколько отличает брачную ситуацию здесь от традиционного типа.

Таким образом, материалы каролингских описей дают основания говорить о существовании в зависимом населении церковных сеньорий элементов обоих типов брачности - традиционного и «европейского». Можно предположить, что постепенное изменение некоторых условий (в частности, уменьшение разницы в численности между полами, утверждение малой семьи и др.) еще на этапе развитого феодализма могло способствовать формированию именно «европейского» типа брачности. Иными словами, истоки такой брачной ситуации следует искать в особенностях социально-экономического и демографического развития феодальной эпохи. Условия же, сложившиеся здесь в период разложения феодальных отношений и генезиса капитализма, лишь ускорили этот процесс и довели его до логического завершения.

Теперь рассмотрим структуру домохозяйств в Центральной Европе в период позднего средневековья. Типы семей в Центральной Европе были традиционные или промежуточные. Интересные результаты в изучении семейных структур дало исследование М. Шолтычека, где он обращает внимание на соотношение числа нуклеарных и сложных семей в крестьянском сообществе Буяков, где была относительно высока доля ремесленников. В этой сельской местности, по классификации Хамела-Ласлетта, 2/3 семей были нуклеарными, а оставшаяся треть представляла собой сложные домохозяйства (расширенные и составные) . В отдельные годы в некоторых деревнях была зарегистрирована довольно высокая доля сложных домохозяйств, что могло «отражать потенциальную способность домохозяйств к расширению и переходу от простых форм к более сложным под влиянием демографических, социальных и институциональных факторов, специфических для каждой деревни» .

В Буякове наблюдались разные типы переходов в семейных структурах, а именно, переход от нуклеарного домохозяйства к расширенному и обратный переход - от расширенного к нуклеарному. Это могло быть продолжение совместного проживания двух и более брачных пар, но с передачей функций главы одному из детей; превращение домохозяйства в расширенное после смерти одного из родителей; прямой переход к нуклеарной семье при образовании младшим поколением отдельного домохозяйства .

Следует также отметить две другие особенности семейных структур в Буякове в позднем средневековье :

  1. Наличие института услужения. Неженатые и незамужние молодые слуги составляли 12,9% от общего населения.
  2. Наличие квартирантов , которые составляли 3% населения прихода.

В качестве основного вывода следует отметить, что исторические типы брачности и формирования семей в разных регионах Европы в разные периоды средневековья были весьма многообразны. Наличие признаков «европейского» типа брачности, по классификации Дж. Хаджнала, наблюдалось уже в ранние периоды средневековья в Западной Европе. Для Центральной Европы такая «переходность» была характерна в эпоху позднего средневековья.

Второй основной вывод: типы брачности во многом определяются социально-экономическими и институциональными факторами, действующими на данной территории в определенный момент времени.

Следующим этапом работы в направлении изучения исторических типов брачности в европейском населении может стать классификация и ранжирование по значимости социально-экономических и институциональных факторов, влияющих на преобладание того или иного типа брачности. Кроме того, интересно посмотреть на взаимосвязь динамики рождаемости и брачности в историческом европейском населении, чтобы, ответить на следующие вопросы:

  • что первично - изменения в рождаемости или изменения в брачности;
  • обеспечивал ли европейский тип брачности снижение рождаемости или рождаемость снижалась вследствие удлинения интервалов между рождениями и отказом от рождений в определенном возрасте или при достижении желаемого числа детей;
  • http://www..html
    Иванов С.Ф. Новое лицо брака в развитых странах.
    Шолтычек М., op.cit.
    Lesthaeghe, R. and J. Surkyn. 2004. "When history moves on: The foundations and diffusion of a second demographic transition" Paper presented at the seminar on "Ideational perspectives on international family change", Population Studies Center, Institute for Social Research (ISR), University of Michigan, Ann Arbor. C.I.
    Блонин В.А., op.cit.
    Там же. с. 25.
    Шолтычек М., op.cit., с.244-245.
    Там же, с.250.
    Шолтычек М., op.cit., с.252-253.
    Там же, стр. 253-254.