Могло ли движение луддитов остановить промышленную революцию. «Восстание луддитов»: народ против промышленной революции. Луддиты XX века

В статье рассказывается о том, что такое луддист, чем занимались последователи подобного общественного движения и есть ли они в наше время.

Техника

XX век интересен и тем, что во время него развитие научно-технического прогресса шло невиданными, гигантскими темпами. Если заглянуть в глубь истории, то ничего подобного никогда не было. Наблюдается и в последние годы. По мнению некоторых ученых, совсем близок тот день, когда наступит настоящая

Все мы привыкли пользоваться достижениями науки и техники, однако так было далеко не всегда, и в некоторые времена люди откровенно противились новым изобретениям, которые облегчали им жизнь, или же боялись их, считая неугодными. Примерно так было и в первой четвери XIX века в Англии, когда там зародилось движение последователей Неда Лудда, сами же они себя называли луддистами, или луддитами. Что это такое, мы и разберем.

Определение

Луддист - это человек, который выступал против развития научно-технического прогресса. Существовали они в первой воловине XIX века в Англии и нескольких других странах. Правда, протестовали они не из-за идеологических или религиозных мотивов, все было проще: новые ткацкие и прядильные станки заменяли сотни рабочих рук, что, само собой, не нравилось рабочим. Так что луддист - это человек, который остался без работы в результате замены его станком или иным технологическим устройством.

Началось все с Неда Лудда, которому приписывали уничтожение Правда, доподлинно неизвестно, существовал ли такой человек на самом деле. Но его последователям это не мешало. Занимались они тем, что ломали различные станки, машины и прочие агрегаты, которые постепенно вытесняли низкоквалифицированных рабочих на различных предприятиях.

Распространение

В 1811 году это движение перекинулось на всю Англию, луддисты ломали шерстяные и хлопкообрабатывающие фабрики. Но правительство быстро и жестко подавило их.

Позже был введен закон, согласно которому уничтожение или порча машин, как и любой другой индустриальный саботаж, наказывалась смертной казнью, и придерживаться идей луддизма стало смертельно опасно. Правда, рабочим все равно не оставалось выбора, и они протестовали дальше. Что, впрочем, логично, ведь луддист - это, как правило, низкоквалифицированный работник, и ему сложно было найти работу.

Многие из протестующих были отправлены в Австралию, другие же вовсе казнены. И какое-то время английские войска занимались подавлением луддистких восстаний активнее, чем сопротивлялись Наполеону.

В наше время луддист - это человек, который противится достижениям науки и прогресса. Правда, сейчас их часто называют «нео-луддитами» или «нео-луддистами». К слову, в официальном употреблении встречаются обе разновидности этого слова.

(Luddites) - условное наименование участников выступлений в Англии в конце 18 - нач. 19 вв. против внедрения в пром-сть машин и капиталистич. эксплуатации. Среди Л. были ремесленники, рабочие домашней пром-сти, пролетарии, стоявшие на различных ступенях политич. и клас. сознательности. Движение началось ок. 1760 в Шеффилде и Ноттингеме и было вызвано массовым разорением ремесленников и резким ухудшением положения пролетариата в результате конкуренции машин, роста безработицы и нищеты. С развитием пром. переворота выступления Л. учащаются. Первые акты разрушения машин отмечаются в Англии на рубеже 60-х и 70-х гг. 18 в. Само назв. Л., как полагают, произошло от имени легендарного ремесленного подмастерья Неда Лудда (Ned Ludd), к-рый в этот период разрушил свой вязальный станок в знак протеста против произвола хозяина. С конца 70-х гг. 18 в. бунты против введения механич. хлопкопрядилен развернулись в Ланкашире и др. графствах. Особой остроты движение достигло в 1811-13, когда рабочие, доведенные до крайней нищеты, совершали организованные нападения на фабрики и разрушали машины, особенно ткацкие станки. Выступления Л. были направлены против машин, с которыми Л. связывали ухудшение качества изделий и снижение зарплаты. Участников движения поддерживало местное население. Разрушая машины, Л. не прибегали к насилию над людьми или кровопролитию. В 1812 пр-во лорда Ливерпула ввело закон, каравший смертной казнью за разрушение машин. Движение Л. было временно подорвано в результате суд. процесса в Йорке (1813) и пром. оживления 1813-15, но вновь усилилось в 1816-17 и в 1818-20. Центр движения был по-прежнему в Ноттингеме, но оно распространилось почти по всей Англии, впервые охватив также часть Шотландии. Репрессии правительства и улучшение экономич. условий положили в нач. 30-х гг. конец движению Л.

Лит.: Васютинский В., Разрушители машин в Англии (Очерки истории луддитского движения), М.-Л., 1929; Черняк Е. Б., Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII - нач. XIX в., М., 1962; его же, Демократическое движение в Англии. 1816-1820, М., 1957; Thompson E. P., The making of the English working class, L., 1963; Pellew G., Life and correspondence of the right honourable H. Addington, v. 1-3, L., 1847; Hammond J. L. and B., The skilled labourer. 1760-1832, L., 1919; Darvall F., Popular disturbances and public order in regency England, L., 1934; Hobsbawm E. I., The machine breakers, "Past and present", 1952, No 1.

  • Политология. Словарь.

  • - условное наименование участников выступлений в Англии в конце 18 - нач. 19 вв. против внедрения в пром-сть машин и капиталистич. эксплуатации...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в Англии так назывались разрушители машин в фабричных городах, особенно в Шеффильде, в 1811 и 1816 г., по некоему Лудду, который около середины XVIII в. жил близ Лейчестера и однажды в припадке бешенства ворвался в дом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - утвердившееся в литературе наименование участников первых стихийных выступлений рабочих против внедрения машин и капиталистической эксплуатации в Великобритании...

    Большая Советская энциклопедия

  • - участники первых стихийных выступлений против применения машин в ходе промышленного переворота в Великобритании...

    Большой энциклопедический словарь

  • - лудди́ты мн. Участники первых стихийных рабочих восстаний в Англии 2-й половины XVIII - начала XIX вв., направленных против применения машин...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - лудд"иты, -ов, ед. ч. -"...

    Русский орфографический словарь

  • - В Англии, партия, стремившаяся уничтожением машин доставить больший заработок рабочим, страдающим от их распространения...

    Словарь иностранных слов русского языка

"ЛУДДИТЫ" в книгах

Новые луддиты

Из книги Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам автора Пенн Марк

Новые луддиты Вам когда-нибудь хотелось разбить свой компьютер о стену? Если оно возникло из-за того, что вы не смогли выполнить какую-нибудь сложную задачу, например, присоединить двухмегабайтную презентацию PowerPoint или загрузить цифровые фотографии, не переупорядочивая

4. Луддиты XX века

Из книги Могущество и бессилие компьютера автора Кочетков Геннадий Борисович

4. Луддиты XX века Компьютеризация позволяет быстрыми шагами двигаться вперед в развитии производительных сил. Но в антагонистическом обществе это неизбежно приводит к обострению противоречий между трудом и капиталом и в конечном счете прогресс обращается против

Луддиты

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Луддиты Луддиты (Luddits) – в Англии так назывались разрушители машин в фабричных городах, особенно в Шеффильде, в 1811 и 1816 г., по некоему Лудду (Ludd), который около середины XVIII в. жил близ Лейчестера и однажды, в припадке бешенства, ворвался в дом и разрушил вязальный станок.

Луддиты

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

ЛУДДИТЫ

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 2 автора Бурлака Андрей Петрович

ЛУДДИТЫ Одна из немногих рок-групп, возникших в стенах питерского Педагогического института им. Герцена, ЛУДДИТЫ собрались вместе в начале зимы 1969 года, когда ее будущие участники занимались на первом курсе. Их лидером стал студент филологического отделения Юрий

Современные луддиты: на чём основан страх новых технологий и как его преодолеть Влад Недонин

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 178 автора Журнал «Компьютерра»

Современные луддиты: на чём основан страх новых технологий и как его преодолеть Влад Недонин Опубликовано 20 июня 2013 В начале эпохи промышленного переворота английские рабочие уничтожали станки из опасения, что те лишат их профессии. Называвшие

Основная примета нашего времени - ярко выраженная технофилия. С тех пор как широкополосный интернет стал хлебом насущным, определённая часть человечества пребывает в перманентной эйфории, каждый день узнавая о последних достижениях технологической революции. Экзоскелеты, наномембраны, криптовалюты и прочие 3D-принтеры формируют ультрапрогрессивную повестку, придавая душевных сил прокрастинирующим клеркам и неопределившимся подросткам (последние теперь точно предпочтут изучение кодинга гаражной группе). И тем не менее посреди этого цифрового прекраснодушия нет-нет да находятся любители подгадить в кашу: инвайронменталисты, техноскептики, религиозные фундаменталисты и иже с ними.

Сейчас любого, кто убеждённо вещает о негативных аспектах технологического прогресса, принято называть луддитом или неолуддитом, но это грубое замещение общего частным: с тем же успехом вы можете назвать среднестатистического любителя футбола хулиганом, а атеиста - сторонником теории естественного отбора. В отличие от упомянутых в конце предыдущего абзаца категорий, настоящие луддиты имеют (точнее, имели) практическое основание для прямого действия - технологический прорыв нивелировал их профессиональную ценность и уничтожал рабочие места.

История луддизма

Предположительно, дело было так: в 1779 году работник ткацкой фабрики под Лестером Нед Лудд в припадке ярости размозжил молотком две чулочновязальные машины. То ли его разозлили обвинения начальства в лености, то ли проблемы в личной жизни, но так или иначе Луд, как бывает, обрушил весь свой гнев на беззащитную технику - допотопные чулочновязальные машины, сыгравшие важнейшую роль в механизации производства. Случай получил огласку в прессе и разошёлся в народе, а когда годы спустя рабочие ткацких предприятий завели моду ломать машины, повелось шутить: «Это Лудд всё сломал!». В следующем веке самоорганизовавшиеся активисты промышленного саботажа всерьёз водрузили на знамя имя «Короля Лудда» или «Генерала Лудда».

По иронии судьбы, Нед Лудд почти наверняка не имел в виду ничего такого, однако помимо самого акта разрушения есть и ещё один аспект, действительно роднящий его со своими «последователями» - они проецировали свою агрессию и недовольство на машины, в то время как реальные причины их проблем крылись в другом. Конечно, эволюция техники позволила предпринимателям заменять квалифицированный персонал на, говоря современным языком, операторов устройства и сокращать зарплаты. Но жёсткая экономия в те годы была обусловлена тяжелой политической ситуацией - речь идёт о разгаре наполеоновских войн.

Так или иначе в 1811 году работники ткацкого предприятия в Ноттингеме сожгли прядильни и другие элементы фабричной машинерии. Вскоре этот жест стали повторять недовольные пролетарии из других регионов севера Англии. В период с 1811 по 1813 год было уничтожено более 1000 машин, особенно активно луддиты действовали в графствах Ноттингемпшир, Йоркшир, Ланкашир и Чешир.

Чёткой организации луддиты не имели, обычно всё зависело от локальных лидеров - где-то это были полноценные военизированные отряды с присягой, упражнениями в стрельбе и строевой на загородных торфяниках, где-то просто стихийные погромщики. Конфликтовали луддиты всё же не только с машинами - задокументированы случаи нападения на торговцев, фабрикантов и чиновников, а также столкновения с самой британской армией. В какое-то время на борьбу с разбушевавшимися работягами было брошено даже больше солдат, чем на сопротивление Наполеону на Пиренейском полуострове.

Какое-то время на борьбу с разбушевавшимися работягами было брошено даже больше солдат, чем на сопротивление Наполеону на Пиренейском полуострове.


В конечном итоге королевская власть подавила движение самым жёстким образом. В 1812-м парламент принял новую, ужесточённую версию закона о наказании за промышленный саботаж - отныне акты уничтожения машин карались смертной казнью. Около 60–70 рабочих было повешено, гораздо больше - отправлены в тюрьму или далёкие колонии. Как водится в таких случаях, под горячую руку правосудия попалось немало невиновных, а лорд Байрон даже осмелился публично раскритиковать подобное закручивание гаек.

Отдельные вспышки насилия против машин ещё наблюдались в 1816–1817 годах, но вскоре движение рабочих приобрело более мирную и эффективную форму - в Великобритании стали возникать тред-юнионы.

Неолуддизм

Термином «неолуддизм» в ХХ веке решили обозначать скептицизм практически любого рода в отношении технического прогресса. В эпоху химического оружия, ядерных катастроф, фармаскандалов и глобального потепления только ленивый не задавался вопросами о степени влияния технологий на жизнь человека или не призывал быть ближе к природе - от философов уровня Хайдеггера и Маркузе до карикатурного Эла Гора или одиозных хиппи-активистов. Когда технология играет такую огромную роль в жизни человечества, немудрено, что ей посвящается и огромное количество противоречивых рефлексий.

Нашлось место и прямым последователям тактики британских рабочих. Главным из них, конечно, стал Тед Качинский. Вундеркинд из Чикаго, зачисленный в Гарвард в 16 лет и ставший старшим преподавателем Беркли в 25. Спустя несколько лет он уволился, уехал жить в хижину без электричества и проточной воды, а с 1978-го по 1995-й разослал почтой 16 бомб. Мишенями Качинского стали, разумеется, никакие не фабрики, а университеты и научные центры, потому что именно учёных Унабомбер (кличка, данная Теду ФБР: «University and airline bomber») считал ответственными за индустриальный прогресс.

Похоронил дело Качинского его собственный манифест, под угрозами дальнейших терактов напечатанный в The New York Times и Washington Post. Родной брат узнал уникальный стиль письма Теда, остальное было делом техники. В настоящее время Унабомбер отбывает восемь пожизненных заключений в Колорадо, являясь кумиром каждого второго прогресс-скептика. Кстати, «Индустриальное общество и его будущее» Качинского - действительно небезынтересный документ, вполне доступный в сети. Весьма крупными кусками из него копипастил для своего манифеста другой известный заключённый - Андерс Брейвик.

Мишенями Качинского стали, разумеется, никакие не фабрики, а университеты и научные центры, потому что именно учёных Унабомбер (кличка, данная Теду ФБР: «University and airline bomber») считал ответственными за индустриальный прогресс.


Будущее луддизма

Неолуддиты всех мастей и степеней образованности активно критикуют развитие цифровых и биологических технологий, и в этом нет ничего плохого - в век технофилии всегда стоит лишний раз напомнить и об обратной стороне прогресса. Гораздо интереснее будет увидеть возрождение настоящего, пролетарского луддизма. Темпы развития технологий таковы, что уже сейчас большая часть заводских служащих, мягко говоря, не являются жизненно важными элементами производства, но это только начало. Разработки заточенных на ВПК американских компаний уже сейчас приводят к тому, что лётчиков проще заменить на операторов беспилотных устройств, а львиную долю пехотинцев и матросов достойно сменят роботы.

Весь прошлый год мы читали о 3D-печати, и это немного надоело, но факт остаётся фактом - массовизация этой технологии похоронит половину лёгкой промышленности и лишит работы огромное количество людей. Кстати, угроза актуальна далеко не только для работников физического труда или военных - искусственный интеллект определённо придёт к способности освоить и большинство беловоротничковых профессий, это лишь вопрос времени.

Подобные тектонические сдвиги просто не могут не породить ощутимое противодействие. Возможных исходов - множество, но что-то подсказывает, что среди миллионов оказавшихся за бортом технической революции найдётся тот, кто поднимет в воздух знамя Короля Лудда.

Формой борьбы рабочих в начале XIX в. часто было уничтожение машин и фабричных зданий. Участники этого движения называли себя луддитами, по имени легендарного рабочего Лудда, который будто бы первым разбил станок. Некоторые рабочие, видя, что введение машин приводит к безработице и голоду, считали именно машину виновником своих бедствий. Неграмотные и отсталые, они не понимали, что источник их бед лежал не в самой машине, а в капиталистическом строе и что бороться надо против капиталистического применения машин, а не против них самих.

Часть луддитов не питали ненависти к машинам. Разрушая их, они просто наносили удар по собственности капиталистов, надеялись заставить их пойти на уступки. Особенно широкий размах движение луддитов приобрело в 1811 – 1812 гг.

Напуганные предприниматели требовали от правительства защиты. Парламент принял закон о смертной казни за порчу машин. Движение луддитов было беспощадно подавлено войсками.

Возмущенный этим, знаменитый английский поэт Джордж Байрон писал:

Не странно ль, что если является в гости

К нам голод и слышится вопль бедняка, –

За ломку машины ломаются кости,

И ценятся жизни дешевле чулка?

А если так было, то многие спросят:

Сперва не безумцам ли шею свернуть,

Которые людям, что помощи просят,

Лишь петлю на шее спешат затянуть?

Производительные силы и производственные отношения

Капиталисты имеют возможность присваивать результаты труда рабочих (эксплуатировать их) потому, что рабочие не имеют собственности на орудия и предметы труда. Орудия труда и предметы труда называются средствами производства. К средствам производства относятся также земля, залежи полезных ископаемых, леса и т. д., поскольку они являются предметом труда. При капитализме только буржуазия является собственником средств производства, а рабочие обладают только рабочей силой.

Решающее влияние на развитие общества оказывает усовершенствование орудий труда – от первобытной палки-копалки до сложнейших современных инструментов и машин. Изготовление и применение орудий труда зависит от людей с их умениями и знаниями, приемами труда. От орудий труда и рабочей силы людей, т. е. от производительных сил общества, зависит не только производительность труда, но и отношения между общественными классами в процессе производства, или производственные отношения. Последние зависят, прежде всего от того, в чьих руках основные средства производства. Так, в рабовладельческом обществе рабовладельцы являются собственниками и средств производства, и рабов, т. е. рабочей силы. При феодализме крупные землевладельцы присваивают себе результаты труда зависимых крестьян.

В капиталистическом обществе владельцы основных средств производства – буржуазия – присваивают большую часть результатов труда рабочих (пролетариев), эксплуатируют рабочих.

Когда собственность на средства производства принадлежит эксплуататорам, они заставляют работать на себя трудящихся, присваивают плоды их труда и занимают господствующее положение в обществе. Но если собственность на средства производства принадлежит трудящимся, является общенародной, то трудящиеся сами становятся хозяевами своей жизни, они сами решают вопросы производства и распределения продуктов.

Выступление луддитов в районе Ноттингема

Из английского журнала 1812 г.

В конце января (1812 г.) они (т. е. луддиты) переправились через реку Трент, вошли в селение Редзингтон и сломали там 14 станков, оттуда они направились в Клифтон и разрушили там все станки, оставив в целости только 2. Клифтонские власти в страхе послали извещение в Ноттингем и просили прислать эскадрон гусар. Там собрали сколько могли людей, и они выехали в Клифтон с наивозможной скоростью; одна часть их пустилась в погоню за луддитами, а другая осталась сторожить все переправы через Трент с полным убеждением, что луддитам не удастся ни за что скрыться. Но разрушители машин были настолько организованы, что нисколько не растерялись...

Васютинекий В. А. Разрушители машин в Англии. – М., 1929.


Луддиты считали своим предводителем некоего Неда Лудда, также известного как «Король Лудд» или «Генерал Лудд», которому приписывалось уничтожение двух чулочных станков, производивших дешёвые чулки и подрывавших дела опытных вязальщиц, и чья подпись стоит на Манифесте рабочих того времени. Исторически не подтверждено, существовал ли Нед Лудд или нет.

Движение быстро распространилось по всей Англии в 1811 году , оно повлекло за собой разрушение шерстяных и хлопкообрабатывающих фабрик, пока английское правительство жёстко его не подавило. Луддиты собирались по ночам на торфяниках, окружающих индустриализованные города, занимаясь, по большей части, строевой подготовкой и манёврами.

Главными очагами восстаний были графство Ноттингемшир в ноябре 1811, за которым последовали восстания в Западном Райдинге (административная единица) Йоркшира в начале 1812 и в Ланкашире в марте . Напряжённые бои между луддитами и войсками прошли у фабрики Бартонов (Burton"s Mill) в Миддлтоне и фабрики Вестоутон (Westhoughton) - обе были расположены в Ланкашире . Ходили слухи, что члены городских магистратов нанимали шпионов, в задачи которых входило создание сумятицы при атаках. Члены магистратов и продавцы пищевых продуктов часто были жертвами покушений и нападений со стороны анонимного генерала Лудда и его сторонников.

Уничтожение машин (индустриальный саботаж) было объявлено преступлением, наказуемым смертной казнью , и 17 человек были казнены в 1813 году . Множество людей было отправлено в Австралию. В какое-то время войска занимались подавлением луддитских восстаний сильнее, чем сопротивлением Наполеону на Пиренейском полуострове .

В последнее время понятия «луддизм», «луддит», а также «нео-луддизм» и «нео-луддит» стали применяться к людям, которые борются с достижениями инновационных технологий.

Знаменитая английская писательница Шарлотта Бронте написала роман «Шерли » о движении луддитов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Луддиты"

Примечания

Литература

  • Bailey, Brian J., The Luddite Rebellion (1998), New York: New York University Press, ISBN 0-8147-1335-1 .
  • Binfield, Kevin. Writings of the Luddites , (2004), Johns Hopkins University Press, ISBN 0-8018-7612-5
  • Fox, Nicols. Against the Machine: The Hidden Luddite History in Literature, Art, and Individual Lives , (2003), Island Press ISBN 1-55963-860-5
  • Hunt, Lynn, Thomas R. Martin, Barbara H. Rosenwein, R. Po-chia Hsia, and Bonnie G. Smith. The Making of the West. 3rd ed. Edited by Mary Dougherty. Vol. C of Since 1740. Boston: Bedford/St. Martin’s, 2009.
  • Jones, Steven E. Against Technology: From Luddites to Neo-Luddism , (2006) Routledge, ISBN 978-0-415-97868-2
  • Fredy Perlman|Perlman, Fredy. Against His-tory, Against Leviathan , (1983) Black and Red, ISBN 0-934868-25-5
  • Kirkpatrick Sale|Sale, Kirkpatrick. Rebels Against the Future: The Luddites and Their War on the Industrial Revolution , (1996) ISBN 0-201-40718-3
  • Watson,David. Against the Megamachine: Essays on Empire and its Enemies , (1998) Autonomedia, ISBN 1-57027-087-2 .

Ссылки

  • Малахов А. (26.07.2004). Проверено 13 января 2015.
  • (англ.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Луддиты

– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]