Посещать церковь во время поста. Историческое оправдание поста, или преодоление повсеместного заблуждения. Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть

Православное учение о спасении отводит посту большую роль, поскольку пост и молитва - основные средства борьбы с нечистой силой. Отказываясь от поста, человек лишает себя силы защиты от дьявола, становится его послушным орудием. В таком случае человеческая воля полностью подчиняется воле злой силы и человек не может отличить, когда действует по своей воле, а когда по воле дьявола.
Как известно, человек состоит из души и тела. Нельзя отдавать преимущество одной из этих составляющих, подавляя потребности другой. Хотя на практике мы чаще всего работаем для тела, игнорируя потребности души. В жизни большинства людей материальное доминирует над духовным.

Задача поста - возобновить гармонию между потребностями телесными и духовными. Поскольку мы игнорировали потребности души, то во время поста должны частично игнорировать желания тела. Во время поста душа человека возрождается, а человек чувствует себя духовным существом и пролагает себе путь в царство небесное.
Православные церковные посты. Правила
Самым полным и строгим пост сохранился в православной церкви. Строгость требований православного поста связана, в частности, с тем, что все существующие принципы поста перенесены в мирскую жизнь из монастырских уставов.
В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается только в некоторые постные дни.
В дни строгого поста не разрешается не только рыба, но и всякая горячая пища, а также пища, приготовленная на растительном масле. Употреблять можно только холодную пищу без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением).
В Православной Церкви четыре многодневных поста и три однодневных поста. Кроме того, христианам рекомендуется придерживаться поста каждую среду и пятницу (за исключением особых недель) на протяжении всего года.
Многодневные посты
Самый главный и строгий Великий Пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них Первая и последняя (Страстная) недели. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.
Последняя неделя поста связана с воспоминаниями о страданиях Иисуса Христа. Христиане, вспоминая о них, пытаются сопереживать и, даже, сострадать Спасителю. Службы в эти дни становятся особенно длинными, а некоторые христиане полностью воздерживаются от еды.
Перед тем, как вообще отказаться от пищи , необходимо посоветоваться со священником и получить его благословение. В эти дни нужно много пить, чтобы не допустить интоксикации организма и при первых признаках плохого самочувствия обратиться за советом к священнику. Если такой строгий пост может навредить здоровью - священник может дать благословение на его прекращение.
Близок по строгости к Великому Успенский пост, но он короче — с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас.
В эти строгие посты рыбу можно есть только три раза — в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).
Рождественский пост продолжается 40 дней , с 28 ноября по 6 января. Во время Рождественского поста есть рыбу можно, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно есть лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить в полной строгости.
Четвертый пос т — Святых Апостолов (Петров). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных Апостолов Петра и Павла — 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского поста.
Дни строгого поста:
крещенский сочельник — 18 января;
праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября;
праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
Еженедельные постные дни
Еженедельными постными днями (за исключением особых недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание о предательстве Христа Иудой, а в пятницу — ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено есть мясную и молочную пищу, яйца, а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздерживаться и от рыбы.
Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели, когда разрешается только молоко и яйца:
* в Пасхальную неделю;
* в святки (от дня Рождества Христова до Крещения);
* в Троицкую неделю (от праздника святой Троицы до начала Петрова поста);
* в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом);
* в Сырную или масляную неделю перед самым Великим Постом
Смягчение поста
Православный пост только на первый взгляд является суровым и тяжелым. Тяжесть поста зависит, в первую очередь, от воли человека и его настроения. Кто себя твердо настроит на достойное его проведение, сконцентрировав волю и ум - для тех пост является даже наслаждением. Пост - это прекрасная возможность проверить кто ты - господин или раб своего тела, испытать себя, свою волю и силу духа.
Однако необходимо помнить, что пост назначен человеку для оздоровления души и тела. Телесное здоровье - это дар Божий и его нельзя разрушать. Потому если человек имеет телесные немощи и пост может ему навредить - он смягчается.
Необходимо прислушиваться к советам врача и пообщаться со священником. Если есть проблемы со здоровьем - можно взять благословение на смягчение поста. Пост не может касаться маленьких детей, но чем более взрослыми они есть, тем больше их можно вовлекать в пост. Существует еще один вид поста для больных людей - все привычные продукты остаются в рационе, но их количество уменьшается.
Выход из поста
После долговременного отказа от мясной и молочной еды переход к скоромной пище должен быть постепенным. Вообще организм сам должен подсказать подходящие продукты и их количество, но если вдруг его регуляторные функции отказали - придерживайтесь совета. Придя домой после церковной службы, попробуйте всего, но в небольшом количестве. Сначала лягте отдохнуть, а затем приступайте к праздничному обеду. Кстати, в пасхальные дни не есть мяса, даже, считается грехом.
Советы диетологов по соблюдению поста
Когда мы едим, то, пожалуй, не задумываемся, что осуществляем процесс снабжения своего драгоценного организма энергией и, необходимыми для его нормального функционирования, веществами. К ним принадлежат белки, жиры, углеводы, минералы и витамины. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в каждом приеме пищи должно быть как 1:1:4. Количество необходимой энергии - вещь индивидуальная и рассчитывается в соответствии с уровнем физической активности индивида.
Диетологи разделили всех работающих на пять категорий: представители умственного труда, работники, занятые легким, средним, тяжелым и очень тяжелым физическим трудом. Количество, необходимой им энергии колеблется от 2300 ккал для умственных и до 4200 ккал для тяжело-физических работников. От категории к категории количество необходимой энергии увеличивается в среднем на 400 ккал. Для женщин и пенсионеров эти нормы несколько ниже, для подростков - несколько выше.

Как вести себя в церкви?
Правила поведения в православном храме

Что в церкви можно и нужно делать?
Входить в церковь нужно тихо, спокойно, с благоговением. На пороге положено креститься и читать специальную молитву. Но можно прочесть "Отче наш". Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: "Господи, помилуй".
Одеваться в церковь следует скромно и благопристойно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Платье или юбка должны быть достаточно длинным - до колен и даже ниже. Нехорошо прикладываться к иконе или кресту накрашенными губами.
Мужчины , входя в церковь, обнажают голову. Женщины , наоборот, покрывают ее платком или другим головным убором.
Войдя в храм, без суеты найдите себе место и сотворите три поклона.
Если идет служба , мужчины становятся на правой стороне, женщины - на левой.
Если службы нет , можно подойти к иконе, стоящей в центре храма, дважды перекреститься и приложиться губами к нижней части иконы. После этого нужно перекреститься в третий раз.
В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.
Ставить свечи о здравии родных и близких нужно перед иконами святых. Для того чтобы ставить свечи на упокоение душ умерших, в храме существует заупокойный каноник. На нем располагается малое распятие.
Креститься и преклонять голову нужно, когда осеняют:
- крестом;
- святым Евангелием;
- образом;
- святой чашей.
Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда:
- осеняют свечами;
- благословляют рукой;
- кадят.
Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.
Благословение получают у священника или епископа (но не у диакона). Для этого нужно подойти к пастырю, сложить ладони крестообразно (правая сверху), а после благословения поцеловать десницу (правую руку) благословляющего.
Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.
Что в церкви делать нельзя?
Громко разговаривать.
Держать руки в карманах.
Жевать жевательную резинку.
Переходить с одной стороны церкви на другую перед читающими чтецами или священниками.
Пожимать руку знакомым.
Вносить в кассу членские взносы и вести другие денежные дела (за исключением покупки свечей) во время богослужения.
Что и где расположено
Алтарь. Здесь располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов. Например, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Обязательно присутствуют иконы святых, чье имя носит храм, а также Святая Троица.
Аналой - высокая подставка, на которую кладут иконы и церковные книги (Евангелие на вечернем богослужении). Икона на аналое меняется в зависимости от праздника. Сейчас, например, это - икона Иисуса Христа.
Где ставить свечи?
Во здравие. Свечи во здравие ставят в специальные подсвечники, которых в храме может быть несколько. Подсвечники располагаются перед иконами святых - Миколая Угодника (Николая Чудотворца), Святых Кирилла и Мефодия, Ксении Петербургской, Марии Египетской и др. практически во всех приморских храмах присутствует икона Порт-Артурской Божьей матери (списки). Ставить свечи нужно в зависимости от потребностей молящегося перед иконой нужного святого.
За упокой (справа). Заупокойный каноник в храме бывает только один. Узнать его можно по квадратной форме и малому распятию, на нем установленному. Однако свечи за упокой в Пасхальное воскресенье не ставятся.
Как правильно исповедоваться?
Припомните все грехи, которые сделали вольно или невольно. Особенно те, которые еще не исповедованы.
Исповедуйтесь в грехах откровенно, поскольку Бог уже знает их и только ждет твоего признания. Не стыдись говорить о грехах священнику. Поведайте ему о своих грехах, как рассказали бы о телесных болезнях врачу в больнице, и получите душевное исцеление.
Исповедуйся в каждом грехе отдельно и подробно.
Не жалуйся ни на кого во время исповеди. Осуждение других - тоже грех.
Нехорошо рассказывать о своих грехах хладнокровно. Тем самым вы не очищаетесь от грехов, а увеличиваете их.
Не исповедуйся, если не веришь в Христа и не надеешься на его милосердие.

- Отец настоятель, сегодня мы хотели бы посоветоваться с Вами и получить ответы на волнующие многих прихожан вопросы о том, как правильно вести себя в Великом (Пасхальном) Посту .

С удовольствием поделюсь своими знаниями, которые, очень надеюсь, помогут прихожанам обрести благодатную помощь постнического делания.

- Как в повседневной жизни проявляется суть соблюдения поста?

Прежде всего, постническое делание заключается в максимальном уклонении от мирской суеты, чтобы у верующего было больше времени поразмышлять о своих грехах, а значит, и чистосердечно, духовно поплакать на исповеди над своим несовершенством. Крайне важно уделять больше времени посещению храма Божия, чтению Священного Писания. Особо благодатным является участие в делах милосердия: посещение болящих, нуждающихся в поддержке ближних, оказание им посильной помощи.

- Может ли молитва ставиться в грех?

Может. Это происходит в тех случаях, когда верующий подходит формально к выполнению молитвенного правила, то есть, молится Богу без страха, внимания и благоговения. Одним словом, язык произносит слова, а ум с бесами разговаривает.

- Отец Георгий, случается так, что после рабочего дня иной раз и сил нет выполнить молитвенное правило, можно ли в таких случаях его сокращать?

Церковная жизнь хотя и многогранна, но предусматривает такую возможность только в одном случае:“чтобы, ради Бога, ближнему послужить”. Из этого и надо исходить.

- Часто во время поста знакомые, которые редко ходят в храм, просят помолиться о них. Как в такой ситуации правильно вести себя?

Не надо отказывать таким людям. В ответ на их просьбу надо отвечать: “Бог, да помилует нас грешных”.

- Можно ли молиться на рабочем месте при людях?

По этому поводу очень хорошо сказал старец Адриан Югский, который отмечал, что молиться или телом, или духом, надо втайне, а не при людях, даже, если они спят. Сие есть благодатное и спасительное действие от овладения грехом тщеславия.

- О чем, прежде всего, важно молиться в Великом Посту?

Представляется важным, во-первых, молиться о том, чтобы Господь помог очиститься от обуревающих нас страстей, во-вторых, о том, чтобы избежать неведения и забвения, и, в-третьих, конечно о том, чтобы избавиться от дьявольских искушений и оставления без помощи Божией.

- Когда допускается нарушение поста?

Святые отцы учат не нарушать пост, кроме как в случае сильной болезни.

- Что такое заговение?

Заговение — это начало соблюдения поста.

- Как правильно питаться во время поста?

К сожалению, среди верующих превалирует особо четкое соблюдение ограничений в пище во время поста. Но это не совсем правильно. Святые отцы, движимые Святым Духом, установили пост, как для духовной жизни, так и для телесной. Причем, следует заметить, что чрезмерное употребление постной пищи считается не менее греховным, чем скоромной еды. Суть поста – в ограничении удовольствий, а это позволяет усмирить плоть, без чего не бывает духовного возрастания.

- Как надо одеваться при посещении храма в Великом Посту?

Святые подвижники отмечали, что идя в храм Божий надо одеваться в одежду приличную, а не в рубище. Однако, одеяние не должно отличаться роскошью и соблазнять взор окружающих.

- Как поступить, если день рождения выпадает на дни Великого Поста?

Думаю, что будет правильно приурочить это торжество к одному из церковных праздников, которые отмечаются в Великом Посту, например, “Вход Господень в Иерусалим”.

- Еще один важный вопрос. Допустимо ли нарушение поста исполнением супружеского долга по желанию маловерного супруга?

Несмотря на пост, по учению церкви, во избежание блуда со стороны одного из супругов, допускается уступать в этом вопросе мало верующему супругу или супруге. Однако отступивший должен обязательно покаяться в своем грехе. Ни под каким видом недопустимо супружеское общение на первой и Страстной седмице Великого Поста, под Великие праздники и за три дня до Причащения.

- С какого временного отрезка суток начинается пост?

Церковный день начинается отсчитываться с 17.00, ну а для мирян — это 00.00 часов суток.

- Большое спасибо, отец Георгий, за ответы на волнующие прихожан вопросы и, пожалуйста, выскажите им свои пожелания.

В заключение я хотел бы рассказать вам одну историю.

Некогда святитель Николай Сербский посещал больницу для душевно больных. Врач подвел святителя Николая к решетке, за которой был человек, наиболее тяжело больной безумием. Как ты себя чувствуешь?- спросил больного святитель. Больной тут же ответил: — А как я могу себя чувствовать среди этих сумаcшедших?

Я хочу пожелать всем нам за время поста приобрести ту духовную силу, которая поможет не превозноситься успехами перед ближними, но откроет нам видение своих грехов и несовершенства, что и будет служить залогом понимания истинного пути к спасению и к вечной жизни.

Да поможет нам Господь и поддержит Матерь Божия на этом нелегком пути!

Великий пост — для начинающих путь не простой. Множество людей каждый год впервые решают поститься. У каждого свои причины: кто-то хочет очиститься как физически, так и духовно, кто-то хочет отдать дань традициям, а кто-то — просто поддержать близких, которым непросто проходить этот путь одним. Но всех их объединяет одно - стремление стать лучше, что и является самым главным в любом начинании. Поскольку перед Великим постом появляется множество вопросов о том, как и что правильно делать, ниже мы постараемся разобрать все самые важные аспекты.

Как часто нужно ходить в церковь?

Стоит начать с того, что в церковь нужно ходить не только во время поста. Постарайтесь выкроить время и в своей повседневной жизни раз в неделю посещать церковь. Также и во время поста - у каждого свой определённый ритм жизни, и нет какого-то универсального ответа. Будет удобно ходить в церковь по воскресениям, проходить таинства исповеди и причащения, поскольку это последний день недели, в который надо сбросить груз недели прошлой и с новыми силами войти в следующую рабочую неделю.

Чем и как питаться во время поста?

Самое важное - на время поста, а это семь недель, нужно отказаться от яиц, молочных продуктов и мяса. Известно, что существует так называемый «устав Великого поста», и в нем содержатся рекомендации для каждого из дней, но стоит понимать, что данный устав был составлен для монахов, у которых свой особенный жизненный ритм и духовный опыт. Человеку мирскому рекомендуется обратиться к своему священнику, рассказать ему о том, какой образ жизни он ведёт, и решить, пост какой строгости стоит соблюдать. Надо заметить, что не возбраняется не соблюдать пост кормящим и беременным матерям, детям малого возраста, путешественникам и болеющим.

Как вести себя за праздничным столом?

Очень злободневным является вопрос о том, что же делать постящемуся, если он попал за праздничный стол, который ломится от запретных яств. Раз уж так выходит, что на столе нет ничего постного, то не стоит обижать хозяина, отказываться от всего и сидеть угрюмым весь праздник — совсем нет. Просто надо ограничивать себя и знать меру - не стоит держаться принципа «сегодня можно съесть побольше, а завтра начну жёсткий пост». Возьмите что-нибудь одно и кушайте это весь вечер - легкий салат, бутерброд, но только один.

Как ограничить свой аппетит?

Самым простым и действенным способом ограничения аппетита является готовка постной еды без соли и специй. Солёная и пряная пища всегда раздражает слизистую и вызывает у нешуточный аппетит. То же самое касается и газированной воды - углекислота, содержащаяся в пузырьках, заставляет Вас думать о еде. Суть ограничений поста - пища нужна не для утоления чревоугодных желаний, а для утоления голода, поэтому постная пища не обязана быть вкусной.

Каким должен быть образ жизни во время поста?

И всё же главнейшей частью поста являются не ограничений в пище и походы в церковь, а внутреннее очищение - очищение души. Нужно посмотреть под другим углом на свою жизнь, переосмыслить образ мыслей и жизни, постараться изменить своё поведение. Нужно постараться избавиться от всех злых помыслов и желаний. Стоит по-другому посмотреть на своих отношения с окружающими людьми, подумать, не обидели ли вы кого, и если да, то почему, и почему до сих не попросили у него прощения? Во время поста вы должны попытаться приблизиться к Богу своими помыслами и желаниями.

Великий пост для начинающих: влияние на вашу жизнь

После того, как закончится пост, вы не должны «пускаться во все тяжкие» и навёрстывать упущенное. Вы должны понять, что пост — это лишь небольшой порог вхождения в по-настоящему духовную жизнь. Во время поста ваши телесные желания отходят на второй план и дают душе развернуться. Постарайтесь сохранить такой настрой помыслов и на всю оставшуюся жизнь. Творите добрые дела и не просите ничего взамен, любите окружающий мир и пытайтесь изменить его в лучшую сторону. Помните, что бездействие - тоже грех.

Не поддавайтесь греховным соблазнам, которыми наполнена наша жизнь. Они лишь развращают душу и тело и тем самым отдаляют нас от Господа Бога. Будьте властелином своих желаний, не позволяйте им брать верх над вашим разумом, и тогда — и только тогда — Вы сможете по-настоящему обрести счастье на земле.

Таким образом вы сможете полностью преобразить свою жизнь и начнете видеть в ней новые грани, доселе скрытые от вас. А как только Вы сможете сделать это со своей жизнью, то это начнёт распространяться и на ваших близких. Именно так завещал Иисус Христос распространять добродетель по Земле, и следование этим несложным заветам поможет нам воцарить мир и любовь во всём мире.

Количество записей: 275

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, у меня 7 апреля день рождения, а в этот день большой праздник, Благовещение. Можно ли мне в этот день отмечать день моего рождения, приглашать друзей, пойти в лес на шашлыки и вообще, праздновать в этот день? Потому что говорят, в этот праздник ничего нельзя делать, и по домам ходить нельзя. А ведь это мой день рождения, и я всегда хотела отмечать именно в этот день, а не переносить на другие дни. Спасибо.

Наталия

Наталия, начнем с того, что сейчас идет Великий строгий пост. Какие могут быть сейчас шашлыки? Сейчас нельзя есть мясное. На Благовещение можно рыбу, но никаких развлечений. Если хотите в этот день справить день рождения, то сделайте это максимально скромно, без музыки и с постным столом. Если Вас это не устраивает, то лучше, чтобы Вам не грешить перед Богом, перенесите свой день рождения, отметьте его после Пасхи.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Я заказала сорокоуст о здравии в Великий пост. В храме, в котором заказывала, сказали, что будут читать каждый день, а недавно нашла информацию о том, что сорокоусты каждый день в Великий пост не читаются, поскольку Литургия в это время проходит не всегда. Как же тогда будут читаться сорокоусты? Спасибо.

Наталья

Сорокоуст в собственном смысле слова – это поминание на Литургии (на проскомидии), которое совершается сорок дней подряд. Во время Великого поста, совершенно верно, полная Литургия служится не каждый день и поэтому чтение сорокоустов продолжается просто на богослужении, обычно в алтаре, а в те дни, когда положена Литургия – на проскомидии.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Самое страшное, что я вчера сорвалась, и поела немного рыбы и котлетки. Нашла причину, что болею, вот и спеклась, стыдно до ужаса. Что мне теперь делать? Теперь даже стыдно идти в храм.

Елена

Елена, в Евангелии сказано: "верен в малом, и в большом верен". Пост - это то малое для нас, через которое мы научаемся терпению, воздержанию, наконец, послушанию церкви. Вы нарушили пост - это свидетельствует о том, что Вы еще не совсем тверды в духовной жизни. А если нас постигнут более серьезные искушения, и мы не сможем с ними бороться – почему? Потому что мы не справились с самой малостью, всего лишь не смогли отказаться от скоромной пищи, и то на время. Когда мы терпим искушения или посты до конца, то в конце мы получаем радость, удовлетворение от собственного труда. Но унывать не нужно. Покайтесь на исповеди, хотя Вам и стыдно, и начните заново поститься. Господь милосерд, и примет Ваше покаяние, и даст Вам духовную радость, если продержите пост до Пасхи.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте батюшка! Я решила для себя причащаться часто (каждое воскресенье), особенно в пост. Но меня смущает, что я постоянно должна читать каноны и последование, а у меня это не всегда получается, т. к. маленький ребенок мешает сосредоточенно читать и молиться, и нет столько времени, да и муж и родители неверующие, и их раздражает, что я все время что-то читаю. Да и мне самой как-то при них стыдно молиться. Я стараюсь уединяться для молитвы, но это у нас дома почти невозможно. В прошлое воскресенье я вообще причастилась без подготовки, теперь как-то не по себе. Как же готовиться мне ко причастию, ведь я не в монастыре. А когда я редко причащаюсь (раз в месяц), потом очень тяжело опять настроиться на нормальную духовную жизнь.

Елена

Елена, Причастие - это Тело и Кровь Самого Христа. Мы в себя принимаем Самого Бога, и, конечно, к таинству Причастия нужно обязательно готовиться каждый раз. Нельзя допускать "привычки к Таинству", нельзя приступать к таинству без подготовки. Нужно обязательно читать правило ко причащению, поститься, молиться. Вас не заставляют причащаться каждое воскресенье, а если Вы сами так решили, то будьте добры исполнять все, как положено, и каноны все нужно вычитывать, и молитвы ко причащению читать, и пост соблюдать, и мир духовный нужно хранить. Да и относительно частоты причащения Вам нужно со своим духовником поговорить. Так как Вы причащаетесь, без подготовки, - нельзя. Лучше причаститься реже, но как положено, и тогда совесть будет спокойной и мир будет в душе

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго времени суток, скажите, как надо придерживать пост при хроническом заболевании желудочно-кишечного тракта и гипертонии, есть ограничения, если есть, то какие?

Сергей

Сергей, что касается ограничений в пище во время поста, то с этим вопросом Вам нужно обратиться к Вашему лечащему врачу и к священнику того храма, куда Вы обычно ходите молиться. По церковным канонам делается послабление поста для больных людей, но все-таки нужно это решать непосредственно со своим врачом и священником, у которого Вы исповедуетесь и причащаетесь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно у меня вышел спор с мамой относительно сути Великого поста. Мама в доказательство своего понимания показывает мне книжку издательства "Сибирская Благозвонница", г. Новосибирск, 2008 г., которая называется "Кухня великого поста". Книга имеет благословение архимандрита Новосибирского и Бердского Тихона. На одной из первых страниц в самом начале главы написано "Суть великого поста в воздержании от пищи, что приводит к искуплению грехов". За точность цитаты не ручаюсь, но смысл написанного мною не искажен. Меня же написанные строки покоробили, поскольку убежден, что смысл поста - не в голодании, а в духовном, прежде всего подвиге, направленном на совершенствование и очищение души человека через прощение, покаяние и мирный дух, отказ от развлечений и бессмысленного и праздного времяпрепровождения. А невкушение ряда продуктов призвано лишь помочь духовной борьбе. И то не всегда, особенно, если человек болеет или тяжко трудится. прошу у Вас разъяснения. Спаси Господи!

Сергей

Здравствуйте, Сергей! Пост не будет постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: "Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста" (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. От родственницы узнала, что во время Великого поста проходит соборование всех желающих. При этом происходит отпущение абсолютно всех грехов. Можно ли после этого причащаться без исповеди? Какой смысл несет эта служба? Действительно ли всем полезно ее посетить? Благодарю.

Нина

Нина, это неправильное представление, что во время соборования прощаются все грехи. Грехи нам прощаются, только если мы сами в них будем искренне каяться на исповеди в церкви у священника. Во время соборования прощаются только те грехи, которые Вы не помните, которые Вы забыли и, как правило, это не тяжкие грехи. А все остальные грехи не прощаются во время соборования. Тяжкие грехи таковы, что человек никогда не забудет о них. В тяжких грехах нужно обязательно каяться на исповеди. Соборование предусмотрено церковью преимущественно для больных людей. Но так как мы все в какой то мере больные, поэтому в церкви сложилась практика, что во время Великого поста могут собороваться все, кто хочет. Можно собороваться, если нет тяжелых болезней, один-два раза в год.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Недавно прочла рассказик про приходского батюшку, у которого даже кот в пост скоромное не получал. Сама я пощусь (воцерковлена), а вот мой сын-студент не постится. Опять же, нога у него сейчас сломана, на костылях ходит. И я готовлю еду для него как обычно, то есть те блюда, которые он любит, далеко не постные. И вот у меня мысли каждый раз - дескать, я ему этим "помогаю" и дальше грешить. Предлагать только постные блюда не решаюсь, ведь все равно где-то вне дома будет кушать так, как захочет. Осуждать его я не осуждаю, но получается все-таки как-то не очень хорошо, по-моему. Как мне поступать, должна ли я перестать готовить ему скоромное?

Елена

Здравствуйте, Елена. Перестать готовить скоромное сыну Вы сможете только по его просьбе, - он же не кот! Его свободную волю никто не отменял. Но думаю, в случае болезни ему лучше ограничить другие удовольствия, а белковой пищи употреблять побольше. Помоги Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли есть мясные блюда на поминках во время поста, я слышала, что нельзя отказываться от блюд, которые подают.

Елена

Елена, отказываться, конечно, неприлично, да и для хозяев это обидно, более того, они могут соблазниться о Православной вере, посчитав, что вера делает из человека злобного фанатика. Но и попускать полную "вольницу" в этом вопросе нельзя. Попробуйте хозяев уговорить не ставить на стол скоромные угощения, или уж по крайней мере не угощать ими Вас. Сделать это надо заранее, чтобы услышать их ответ. Если же они махнут на все рукой, то лучше уж в такой компании вообще не показываться и сознательно с ними не грешить, помяните усопшего дома.

игумен Никон (Головко)

Подскажите, пожалуйста, можно ли во время поста есть желе?

Екатерина

Екатерина, натуральный желатин делают из костей животных (домашнего скота). Такой желатин дорогой, и я не думаю, что его не будут применять в кондитерских изделиях для мармелада или желе. Сейчас есть искусственный желатин, который широко применяют в производстве, он дешевле. Думаю, что в обычном желе желатин искусственный, не животного происхождения, и поэтому есть его можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Врачи ставят мне диагноз "узловатая мастопатия". Два года назад я перенесла операцию на грудь, и теперь каждые полгода принимаю таблетки. Могу ли я с моей болезнью постится? Два года я пост держала (в еде), но в этом году дается с трудом. И почему-то ощущаю боль в груди. Подскажите, как быть?

Людмила

Людмила, я плоховато разбираюсь в таких диагнозах, и мне эта болезнь не знакома. Вы спросите у своего лечащего врача, какую пищу Вам необходимо принимать при вашем заболевании. Если пост вам противопоказан, то, конечно, можно ослабить пост. Тогда можно будет есть все во время поста, но в среду и пятницу хотя бы от мясной пищи можно воздержаться, я думаю. На исповеди говорите, что пост нарушаете по болезни. Больным церковь делает послабление в посте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Какие молитвы читают во второй седмице поста в домашних условиях?

Сергей

Нет ничего особенного, Сергей, что было бы положено читать на второй седмице Великого поста. Пост – покаянное поприще, поэтому именно покаянием в первую очередь и надо заниматься, а молитвы, которые Вам в этом помогут – дело Вашего произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Сейчас идет Великий Пост. Как христианин, я придерживаюсь воздержания от пищи. По календарю Великого Поста, все дни недели, кроме субботы и воскресенья, едят пищу без растительного масла. Я так и поступаю, но так как болею гастритом, мне приходится очень тяжело без растительного масла. Могут ли миряне в будние дни в пищу добавлять растительное масло, или обязательно придерживаться календаря? Как часто можно посещать церковь во время Поста?

Анна

Конечно, могут, Анна. И я даже думаю, просто должны. Чтобы жить в миру, среди людей агрессивно-безбожных, нужны силы – и духовные, и физические. Поэтому употребляйте растительное масло спокойно.

игумен Никон (Головко)

Батюшки, извините, что задаю гастрономический вопрос, но для меня это очень важно. Не могу определится с постом, я недавно пришла к вере, и знаю, что надо как-то постепенно начинать постится. А не сразу как все. например, начать со среды и пятницы, а затем подключать другие дни, или как? И еще, я сильно худею, если не питаюсь нормально, хожу голодная, и нет времени готовить постное, я запуталась совсем. Помогите, а то совесть замучила.

Юлия

Юлия, давайте начнем поститься так, как было принято раньше в царской армии – первая, третья и последняя недели Великого поста. Становитесь постепенно воином Христовым! А так как это – Ваш первый пост, Вы можете поститься, готовя пищу на растительном масле и употребляя морепродукты. Но от скоромных продуктов и рыбы, думаю, в эти недели все же надо отказаться.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли кушать несколько раз в день сухоедением? И какие молитвы нужно читать?

Андрей

Андрей, теоретически, конечно, можно, а вот практически – обсудите, пожалуйста, меру Вашего поста со священником, которому чаще всего исповедуетесь, и поступайте по его совету. Послушание и пост принесут Вам двойную пользу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, святой отец! С Великим Постом! Помолитесь обо мне, грешной р. Б. Людмиле, чтобы я научилась простить мужа и его любовницу. День я прощаю, и мне легко и хорошо, а на следующий лукавый искушает, а я ведь держу первый свой Пост. Мысленно все время читаю "Отче наш" и Иисусову молитву, в монастырь все время на мужа заказываю Неусыпаемую Псалтирь (любовница не знаю, крещеная ли?), в церкви заказываю за мужа сорокоуст, сама молюсь, но тяжело мне дается прощение, что делать? Уже боюсь и причащаться. 2) В посту ела простой хлеб и батон, а когда прочитала состав батона, там написано, есть маргарин. Я согрешила, мне дальше поститься? И надо исповедоваться? Батюшка, помолитесь, пожалуйста обо мне, грешной.

р.б.Людмила

Здравствуйте Людмила. Если говорить о прощении как о состоянии безмятежном и непоколебимом, то о нем Вам пока мечтать не приходится. Начните с простых вещей, например, удерживать себя от осуждения словом, будь то в разговоре с кем-нибудь из сочувствующих Вам, или наедине с собой, а затем, и в мыслях. Последнее труднее первого, но тут Вам в помощь будет молитва мытаря, Иисусова молитва, и исповедание разбойника благоразумного. Но молитесь так, как будто Вы просите жизненно важное у грозного царя, или хоть, у президента. Не просто механически и куда-то в пространство, а обращайтесь непосредственно к Живому Богу. Удерживайте внимание, самоукорение и не частите. В своих молитвах Вас помяну, но на меня особо не рассчитывайте, я сам нуждаюсь в молитвах. А про батон забудьте. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. ).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель .

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. ), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. : «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в , прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.