Арт терапия в маникюре. Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии. Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

Назначение и приоритетные цели:

Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Развитие креативности.

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции

Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.

В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание. Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.

Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала. По словам известного художника А.В. Кокорина, он полюбил акварель за ее свежесть, прозрачность, звучность и… жизнерадостность. Акварель по своей природе прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, принимает самое активное участие в художественном процессе и придает произведению легкость и свежесть. «Краски бегут по сырой бумаге, образуя неожиданные сочетания, красивые потеки, и невольно начинаешь любоваться ими, и становится жаль расстаться с этой случайной красотой», - пишет А.В. Кокорин.

Это наблюдение, по существу, иллюстрирует известный тезис Л.С. Выготского о природе эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта «от мучительного к приносящему наслаждение» («Психология искусства», 1968). Следовательно, побуждая человека к свободному выражению в символическом виде эмоций, чувств, переживаний, психолог способствует развитию адаптивных ресурсов личности, ее психологической устойчивости к психотравмам и сопротивляемости в трудных жизненных ситуациях. Ведь чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Пример

На учебной арт-терапевтической сессии было предложено поработать с актуальными эмоциональными состояниями. Из составленного мною списка я выбрала отрицательное чувство. Это - тревога. Я представила ее в виде фонтана. Нарисовать образ карандашом на бумаге было очень легко. Затем надо было смять лист. При этом я хотела смять, сжать его так, чтобы он стал как можно меньше. Делать это очень приятно, чувствуя при этом превосходство над тревогой.

После того как я намочила листок и расправила его на столе, мне понравилось, что фонтан принял еле заметные очертания. Когда я начала его раскрашивать, то вообще забыла про контур, нарисованный карандашом, увлеклась «игрой» акварели, которая растекалась по мокрой бумаге, как бы нивелируя, ослабляя мою тревогу. Неожиданно сердце переполнилось радостью, даже каким-то детским чувством восторга, щемящим ожиданием доброго исхода ситуации. А потом пришло осознание границ моей личной проблемы. Я поняла, что фонтан переполнен и больше не может удерживать, таить тревогу, что это чувство должно перелиться за «бортик» фонтана.

Теперь я готова говорить о своей тревоге и ее причине с близким мне человеком. В конце занятия я с неожиданной легкостью решила рассказать «Историю фонтана», а затем трансформировала рисунок: добавила светло-оранжевый фон.

Спустя год после этого случая студентка написала: «До сих пор испытываю благодарность преподавателю и группе за молчаливое, но искреннее со-присутствие».

Комментарий. Подобные сессии могут служить целям построения терапевтического альянса, основанного на принятии субъектом психологической помощи и поддержки. Как известно, осознание - переломный момент на пути к психологическому «исцелению». Механизм в том, что, обращаясь к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях, можно получить интуитивное откровение, инсайт (Натали Роджерс , 1997).

Так постепенно приобретается ценный опыт, смелость исследовать и анализировать собственные эмоции, доминирующие чувства. Помощь в их осознании составляет психотерапевтический ресурс арт-терапевтических техник.

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

Арт-терапевтическое пространство включает в себя круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Этап индивидуальной работы

Инструкции

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий». Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку - фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв местами фломастеры в левой и правой руке. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука - линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. Каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин - мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий. К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии. Еще одно преимущество глины - бесцветность, что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы. В итоге субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты - путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга. Это необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания». Помимо этого, фольга - блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, то участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

Что чувствуете сейчас?

Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта?

Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее - это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе. Иногда - о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты. Принятие подобных откровений - ресурсный старт для личностного роста.

Комментарий. По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия - один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может отобразить свои переживания и внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах. По существу, они создают не столько образ или картинку, сколько выражают свои эмоции и чувства. Большая роль в этом процессе отводится бессознательному. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или его определенный этап.

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта» ресурсна и в контексте оперативной диагностики эмоционального состояния для выявления, проработки и отреагирования эмоций и чувств, в том числе и подавляемых.

В упражнении «Линии конфликта» участникам предлагается рисовать одну и ту же ситуацию дважды. Основание для этого в следующем. Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, рисунок менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив».

Согласно мнению Р. Амман (2000), левая рука представляет внутренний мир, а правая - внешний мир, реальность и жизненные цели человека. Словом, правая рука ассоциируется с сознанием. Следовательно, меняя положение фломастеров на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

По сути, каждая линия на бумаге - «путь», опосредованный отпечаток, «след» роли каждого участника конфликта в истории события.

Рисуя за оппонента и за себя, автор отражает свое, субъективное видение происходящего (или произошедшего). Далее, отстраняясь от рисунка, наблюдая за линиями, оставленными движением правой и левой руки одновременно, автор может получить более правдивую информацию, сравнить, что он видит, с тем, как он думает о себе и своем оппоненте в конфликтной ситуации. Ведь контролируя линию своего поведения во время рисунка рабочей рукой, человек невольно ослабляет контроль над изображением своей проекции на линию конфликта от «лица оппонента».

При интерпретации рисунков важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

К примеру, петляющие, многократно пересекающиеся линии указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки к разрешению конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов («на одной территории»).

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью, отсутствием порядка, хаосом мыслей и чувств. Это также может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен, гармония его личности нарушена.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог актуализировать или отрефлексировать конфликтную ситуацию, или то, что фаза острого стресса пройдена и эмоциональные проявления несколько ослабели.

Помимо рисунка в виде цветных линий, следует обратить внимание на скульптуры-метафоры образа «Я» и образа «оппонента (противника)». Как правило, они наиболее информативны, зачастую реалистичнее, нежели слова, отражают историю противостояния.

По мере отреагирования фрустрирующих переживаний образы из пластилина трансформируются и отражают уже изменившийся взгляд автора на проблему и ситуацию конфликта.

По существу, это и есть момент осознанной или спонтанной трансформации, который отличает арт-терапевтическую работу от художественного творчества. В первом случае достигается терапевтический эффект, во втором наиболее выражен эффект эстетический.

Очевидно, что в ситуациях острого расстройства, вызванного стрессом, особое значение имеет позиция помогающего специалиста. Символичность языка рисунка дает клиенту чувство защищенности, соприсутствие арт-терапевта помогает созданию психологически безопасного пространства, в пределах которого возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах, преодоление травматичных переживаний.

Так, Натали Роджерс (1997) пишет: «Крайне важно, что я была с людьми, которые позволили мне быть в моем горе и слезах, а не похлопывали по плечу и говорили, что все будет хорошо. Исцеление происходит тогда, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Почувствовать себя принятым и понятым - достаточно редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете страх, гнев, горе или ревность. И тем не менее исцеляют именно эти моменты принятия и понимания.

В качестве друзей или терапевтов мы часто полагаем, что в этих случаях должны иметь готовый ответ или же должны дать совет. При этом, однако, мы игнорируем исключительно важную истину: самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» во всю глубину его эмоциональной боли и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ».

ПОДАРОК В МОЕЙ ЖИЗНИ

Оборудование и материалы: для работы каждому участнику потребуются один-два альбомных листа формата А3, гуашь, акварель, кисти, стакан с водой, коробка цветного пластилина.

Инструкция

Нарисуйте самый яркий «подарок» в вашей жизни. Когда работа будет завершена, создайте образ этого подарка из пластилина. Придумайте название композиции, расскажите историю этого подарка.

Можно предложить участникам арт-терапевтической сессии закрыть глаза и под звуки негромко звучащей лирической мелодии вспомнить подарки, которые они получали и дарили, а также эмоциональную окраску сопутствующих этому ситуаций. Выбрать из калейдоскопа воспоминаний самое яркое и изобразить его на листе бумаги любыми изобразительными материалами и средствами. Вместо узнаваемого изображения объектов можно рисовать настроение. В арт-терапевтических занятиях нет ограничений, связанных со способами самовыражения, не принимается во внимание эстетическая ценность продукта творчества. Главное - открытое и спонтанное выражение своих эмоций, чувств, переживаний.

Известный философ и психолог М.К. Мамардашвили говорил о произведениях искусства как об «органах рождения» новых духовных состояний: «…ими являются произведения искусства в наших душах, произведения искусного труда… В нас должно родиться искусство видения, ибо только так рождаются красота, честь, любовь, храбрость, мужество».

После того как работы завершены, всем предлагается пересесть на стулья, стоящие по кругу, и расположить свои композиции (живописную картину и образ подарка из пластилина) внутри круга.

На что способна арт-терапия для взрослых. Основные методы лечения искусством. Самые эффективные арттерапевтические техники и упражнения.

Содержание статьи:

Арт-терапия - это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем. Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство. Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.

Задачи и функции арт-терапии для взрослых


Основная задача арт-терапии - научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод - сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае - в творчество.

Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:

  • самовыражение;
  • снятие напряжения;
  • повышение самооценки;
  • гармонизация внутреннего мира;
  • развитие личности;
  • нормализация отношений в социуме;
  • осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь. Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность - на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.

Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.

Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.

Основные приемы арт-терапии для взрослых


Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых - спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».

Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:

  1. Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
  2. Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача - создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.

Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.

Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта. Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия - это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему. Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:

  • Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс - вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
  • Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу - понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать - с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
  • Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.

Разновидности арт-терапии для взрослых

На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.

Изотерапия


Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего - рисования. Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца. Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов - как признак тонкой и чувствительной душевной организации.

Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:

  1. В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке - она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
  2. Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
  3. Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
  4. Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
  5. Оставьте стремление рисовать красиво и правильно - не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
  6. В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.

Музыкотерапия


Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.

Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:

  • Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
  • Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).

Основные этапы музыкотерапии:

  1. Подстройка . На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
  2. Ведение . Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
  3. Закрепление . Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта - давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.

Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.

Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности - вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена. Для снятия агрессивности - «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости - «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления - «Времена года» Чайковского («Июнь. Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.

Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики - главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.

Важно! Музыка сама по себе - волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.

Фототерапия


Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии - один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.

Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.

Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни. Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт - наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.

Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.

Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей. В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок. Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.

Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек - индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых


Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.

Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным - обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает - грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре - адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу - низкая самооценка; вверху - завышенная самооценка; слева - сосредоточенность на прошлом, справа - на будущем. Размер: меньше 1/3 листа - заниженная самооценка, 2/3 и больше - завышенная. Линии: четкость - уверенность, штриховка - признак тревоги, прерывистость - импульсивность, сильный нажим - напряжение, слабый - пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.


Что такое арт-терапия - смотрите на видео:


Арт-терапия - прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

Взрослые люди начинают рисовать по разным причинам. Кто-то исполняет детскую мечту, кто-то чувствует, что в жизни не хватает самовыражения, но для всех без исключения процесс рисования оказывается арт-терапией. Как научиться рисовать — и одновременно разобраться в своих чувствах? Предлагаем простой пошаговый мастер-класс.

Арт-терапию все чаще используют в своей практике психотерапевты. И это вполне объяснимо, ведь занимаясь интуитивными танцами, вокалом, лепкой из глины или рисованием, человек, прежде всего, обретает самого себя.

Максимальная отдача от применения арт-терапии происходит при сильных депрессивных или стрессовых состояниях — благодаря искусству у человека появляется возможность изжить душевную боль, страх, подавленность, а еще разобраться в себе, своих стремлениях и желаниях.

Научиться отражать свое состояние и эмоции с помощью рисования не сложно — для этого достаточно овладеть несколькими приемами, о которых и пойдет речь. Простой пошаговый мастер-класс поможет вам побороть нерешительность и на практике покажет, как работает арт-терапия.

Рисовать будем море. Море — это всегда эмоции, разные и много! Это движение, это всплеск, это яркость и несомненный позитив! Как раз то, что нужно для арт-терапии. Кроме того, с точки зрения психологии, именно синий, голубой и фиолетовый цвета отвечают за способность концентрироваться, сосредотачиваться на какой-то конкретной задаче. Потому морской пейзаж по своей цветовой гамме больше всего подходит для стартовых действий.

Начните с простой подготовки всего необходимого для творчества. Это успокаивает, дисциплинирует ум и настраивает. Не надо даже заранее, что называется, «видеть» свою картину — пусть процесс начнется с механической работы. И кстати, побалуйте себя качественными материалами. Это в первую очередь поднимет настроение вам самим, ведь использовать хорошие кисти, бумагу и краски — особенное удовольствие и залог вдохновения!

Вам понадобятся:

  • Лист бумаги. Не бойтесь брать большой лист, сможете добавить экспрессии в работе, размахнуться
  • Бумажный скотч
  • Планшет или любая твердая доска
  • Карандаш. Лучше взять мягкий карандаш, например, 2В
  • Ластик
  • Банка для воды
  • Пластиковая палитра
  • Крупная беличья кисть (№ 8-10)
  • Колонковая кисть (№ 3-4)
  • Акварельные краски 3 цветов: синий (ультрамарин), голубой и песочный (сиена натуральная)
  • Бумажные полотенца
  1. Прикрепите лист бумаги к планшету с помощью скотча со всех четырех сторон, захватывая по 1 см. Это очень важный момент! Когда бумага намокнет, то сильно деформируется, идет волнами. Чтобы ваш рисунок в дальнейшем был ровный и красивый, надо дать ему высохнуть, пока он зафиксирован скотчем, — тогда бумага выпрямится обратно.

  1. Переходим к следующему этапу. Сделайте предварительный рисунок карандашом. Это набросок, план вашей картины. Одна линия — это горизонт, здесь же может присутствовать элемент ландшафта, например, гора. Вторая линия — береговая линия.

  1. Дальше потребуется широкая, примерно 2-3 см, полоса скотча. Клеим ее так, чтобы верхний край располагался по линии горизонта. Тут есть один важный момент: чтобы скотч не порвал бумагу, снимите с него часть липкого слоя, приклеив его сначала на планшет, потом отклейте и клейте уже на лист.

  1. На этом этапе начинаем работать с красками. Возьмите беличью кисть и смешайте голубую краску и синюю (ультрамарин) в равных пропорциях на пластиковой палитре. Начиная делать заливку неба, держите планшет под наклоном. Важное условие — вода внизу заливки должна скапливаться, образовывая каплю.

  1. Потом окунайте кисть снова в палитру и делайте следующую полоску, слегка перекрыв верхнюю. Каждую последующую полоску надо рисовать, слегка разбавляя на палитре краску водой. Таким образом, приближаясь к линии горизонта, небо будет светлее.

  1. Когда вы закончите заливку, внизу останется лишняя вода. С помощью бумажного полотенца выжмите кисть, а затем аккуратно соберите подсушенной кистью лишнюю воду на рисунке.
    Пока заливка неба еще сырая, тонкой колонковой кистью добавьте несколько капель чистой воды — так у вас появятся облака, а ваш рисунок приобретет реалистичность.

  1. Запомните! Снимать скотч с линии горизонта можно только после того, как весь этот слой высохнет.
    Теперь приступаем к заливке моря. Этот этап похож на тот, где мы делали заливку неба, постепенно разбавляя краску водой. Проделывая то же самое в этом случае, можно получить плавный и красивый переход от «глубин» к «мелководью» у берега. Здесь понадобится голубая краска. Примерно в середине моря, между линией горизонта и линией берега добавьте снова яркого голубого цвета.
    И помните: даже если пользуетесь чистым цветом из кюветы, все равно смешивайте его на палитре, чтобы найти нужную консистенцию.

  1. Переходим к прорисовке береговой линии. Сиеной натуральной залейте остаток моря. Не бойтесь, пусть смешивается на вашей картине «песок» и «морская вода». Не опасайтесь испачкать рисунок или нанести неверные мазки! Порой именно нечаянные «ляпы» и становятся самыми натуралистичными деталями. На этом этапе есть нюанс: не доводите песочный цвет до конца, пусть останется тонкая белая полоска, это будет пена от прибоя.

  1. Теперь возьмите сиену натуральную поярче, просто больше краски и меньше воды, и залейте песок. Пусть на вашем рисунке где-то сгущается цвет, где-то будет светлее, ведь ваш «песок» должен быть именно таким, каким вы его помните или хотите увидеть.

  1. Приступаем к заключительной части работы — прорисовке деталей. Смешайте синюю краску (ультрамарин) и немножко песочной (сиена натуральная), нарисуйте гору на заднем плане, она не должна быть слишком темной. Тут тоже есть свои хитрости, например, смесью ультрамарина и голубой краски можно «оживить» море волнами. Для прорисовки песка смешайте сиену и каплю ультрамарина, это будет падающая тень от волны. И добавьте брызг на песок этой же смесью цветов, стуча кистью об указательный палец.

  1. Дайте хорошо просохнуть вашей работе, чтобы не оставить следы от пальцев или не размазать края рисунка, когда станете откреплять скотч.

Ваша картина завершена. Можно оформить ее в рамку или сложить в отдельный, специальный альбом для ваших работ. Вы можете присмотреться к рисунку, добавить своих впечатлений, эмоций в виде отдельных штрихов или элементов пейзажа. В любом случае это только ваш труд, ваш результат, и вы можете им гордиться!

Даже если первый результат оказался не таким, как вы ожидали, это уже результат. Обратите внимание на то, что получилось лучше всего, и сосредоточьтесь на этом. Совершенствуйте и оттачивайте свои достижения! А главное, наслаждайтесь самим процессом рисования.

Нарисуйте несколько подобных картин, и вы увидите, что каждая из них будет отражать совершенно иное настроение, меняться как то море, которое вы рисуете.

Статья предоставлена Школой рисования Вероники Калачевой

Наталья Дюкова

Комментировать статью "Как научиться рисовать? Урок рисования и арт-терапия"

Еще по теме "Арт терапия рисование в 2020 году":

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Как научиться рисовать. Уроки рисования для взрослых: пошаговый мастер-класс. ой, моему такого не нарисовать:) вообще рисовать не умеет и не хочет, в школе все желание...

Как научить рисовать ребенка за 1 занятие? Бесплатные уроки рисования для детей. Детский рисунок в 1 год 10 месяцев: пальчиковые краски и боди- арт. Как научить рисовать ребенка. Рисование для развития мелкой моторики.

Арт - терапия. расскажите как у вас получается или не получается, мой вообще кроме пару раз калк-маляк ну никак не хоет делать Слушай, ты явно мыслишь в правильном направлении - арттерапия и желательно для аутистов. Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3...

Арт - терапия: 5 необыкновенных раскрасок для вас и ваших детей. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня Арттерапия как средство борьбы с подростковыми комплексами. Сначала мне показалось это смешным, потом забавным, а через много лет я...

Витраж, рисование с детьми. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Если не ошибаюсь, была на семье статья - рисование с детьми витражей с использованием двухстороннего скотча.

УРОКИ рисования - рано? Есть возможность брать индивидуальные уроки по рисованию. Но это будут именно уроки - т.е. будут УЧИТЬ как надо рисовать. Правда, лучше в сети - в бумажном варианте я вряд ли смогу раздобыть. А ваши исследования - почитать можно?

Посмотрите другие обсуждения на тему "стол для песочной терапии своими руками": Первый шаг от страха к смеху, или Арт - терапия для Как сделать световой стол своими руками. В канун Нового года и Рождества Студия рисования песком "СэндПРО" традиционно проводит...

Раздел: Усыновление (Приглашаем на бесплатный вебинар « Арт - терапия в реабилитации детей). Вебинар* будет полезен для педагогов и психологов, использующих в своей работе с детьми арт -методы и игру как основные приемы психокоррекции.

Студия рисования. Хобби, увлечения, досуг. есть студия рисования песком на Юго-Западной в "Центре Арт * терапии " (в ЖЖ можно лепка из глины в Беляево есть в творческой студии 23 тм (для мам с детьми от 1,5 лет) на Островитянова 53 по субботам с 11:00. тел 8-926-904-55-64.

У меня дочь потрясно рисует. И это не мое любящее материнское сердце говорит, ее из Она любит рисовать и у нее получается. Мне кажется, если бы у нее появились помимо Пошла и сама попросилась в художку. Взяли. С первого же урока меня хвалили и ставили в пример...

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Урок рисования и арт - терапия. Рисование для начинающих: мастер-класс пошагово. Версия для печати. 4,3 5 (42 оценок) Оценить статью.

Арт - терапия. Реабилитация и социальная адаптация. Школа даже есздит на ежегодный арт -фестиваль для людей с ограниченными возможностями. В школе ставят спектакли, занимаются на музкальных инструментах, танцуют, рисуют, лепят из глины, пишут стихи и...

урок рисования в школе. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. урок рисования в школе. Кто нибудь был в такой ситуации? на самом деле это и приятное и полезное дело,уметь рисовать,на мой взгляд.И научиться несложно-если не профессионально конечно.

У нас арт - терапия в садике. Занимаются рисованием, рисуют только на больших листах (А3), используют природные материалы (вместо У нас кружочки и палочки тоже долго были. Где-то год назад начал головастиков рисовать, а сейчас может что-то изобразить и сказать, что это...

Урок рисования и арт - терапия. Рисование для начинающих: мастер-класс пошагово. Версия для печати. Начинали с нуля, два года - уже прилично рисуем (нам 8) и очень довольны. Летом ходили в студию рисования при гимназии, 25 учеников - в месяц 600 рублей.

Где учат рисовать? Вдруг начали проявляться способности к рисованию. Раньше совсем не умела рисовать, а сейчас начала рисовать ребенку картинки и не могу остановиться просто. Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия.

А мой мальчик вчера пожаловался, что на уроках рисования у него рисунки хуже всех, и когда их сдают учительнице, она на обратной стороне листа рисует моему мальчику 2. В принципе, разве это правильно? Ребенок старается, никогда не филонит занятия, все делает от звонка до...

Уроки рисования. Предложения и поиск подработок. Уроки рисования д/д 7 лет, в районе Юго-Западной - куда? Мне так стыдно когда ребенок приходит и просит - мам Рисование для начинающих и арт - терапия. Кто-то исполняет детскую мечту, кто-то чувствует, что в жизни не...

Как научиться рисовать? Урок рисования и арт - терапия. Как научиться рисовать. Уроки рисования для взрослых: пошаговый мастер-класс. Где учат рисовать? Раньше совсем не умела рисовать, а сейчас начала рисовать ребенку картинки и...

Красивые ноготки аккуратной формы, идеально подпиленные и с увлажненной кутикулой - не данность моде, а показатель ухоженности девушки. Порою, состояние маникюра говорит о вас намного больше, чем наряд или аксессуары. Но, нужно признать, обычным цветным лаком уже мало кого удивишь. То ли дело - рисунки на ногтях. Всегда разные, необычные, прикольные и неповторимые - они заставляют сердце красавиц биться чаще и открывают обширное пространство для экспериментов. ProstoNail собрал самые сочные, самые вкусные и трендовые дизайны ногтей, расписав технику их воспроизведения пошагово.

Маникюр с рисунком - арт-терапия для бьютиголиков

История маникюра официально начинается из 1830 года - года, когда королевский палец Луи Филиппа украсила болезненная заусеница, требующая немедленного вмешательства хирурга. С тех пор именитый господин начал скрупулезно следить за ухоженностью своих белых ручек, чем неизменно спровоцировал бум среди придворной свиты, распространившийся по всему миру. В конце концов, это привело к появлению цветных лаков в далеком 1917, а потом и развитию полноценной неил-индустрии, пестрящей различными дизайнами на любой вкус.

Логично, что довольствовались однотонным покрытием милые дамы недолго, ведь даже барби-розовый или совершенный нюд успел наскучить самым консервативным красавицам. На помощь стилягам пришел Его Величие Рисунок - воплощение самых нелепых идей, самых желанных фантазий и странных мечт. Отныне витеватая роспись, пусть и на одном пальчике, преображала внешний вид ноготков, освежала любой образ женщины и свидетельствовала о глубине ее внутреннего мира не меньше, чем список прочитанной литературы. Рассмотрим же самые красивые и распространенные виды рисунка на ногтях, известные в индустрии неил-арта:

Вид рисунка Чем характеризуется
Художественный рисунок Пожалуй, наиболее распространенный тип неил-арта. В виду своей простоты оптимален для новичков. Характеризуетя нанесением иллюстрации любой тематики кистьюи акриловыми краскамина готовый цветной фон
Объемный дизайн По своей сути, это тот же рисунок, созданный кисточкойи гель лаком, на который многоразово была нанесена акриловая пудра. Подходит для торжественных случает, так как в повседневной жизни выпуклыеногти приносят йму дискомфорта своей обладательнице
Аквариум Сложная техника, требующая мастерства и качественных материалов для реализации. Особенно эффектно смотрится на нарощенных ногтях. Недостатки - существенное утолщение пластины. Достоинства - необычный внешний вид, будто бы сквозь стекло

Надеемся, вы почерпнули уйму полезной информации по истории дизайна, а найти вдохновение для его реализации вам поможет наша яркая фотогалерея.

Простые рисунки на ногтях

Просто и красиво - вот мантра, помогающая девушке сделать правильный выбор в мире из страз и лепнины. Лаконичные, минималистичные, а порою даже аскетичные дизайны на пике популярности и, судя по последним тенденциям, совершенно не собираются уступать свой пьедестал. Модные сейчас геометрические элементы (подробности ищите в статье ), линии, полоски, конфетти и ажурные узоры - вот та простая база, актуальная как сейчас, так и через десятилетие. Добавьте сюда капельку фантазии, пару советов от лучших экспертов и нашу инструкцию, описывающую процесс поэтапно – и вопрос как сделать стильный декор в домашних условиях отпадет сам собою.

  • Не обладаете обширной коллекцией вспомогательных инструментов, а изобразить что-то эдакое на ноготках ой как хочется? Тогда вам на помощь придет дизайн с точками. Их можно сделать специальным дотсом или окончанием обычной невидимки, медленно соединив капли иголкой или зубочисткой. Точечные рисунки очень просты и эффектны одновременно;
  • ищите бьюти-помощницу для воплощения неил-арта любой сложности? Тогда самое время приобрести качественную кисть. Это могут быть синтетические экземпляры для китайской росписи, наклонные кисти и круглые кисти страйперы из колонка;
  • для начинающих верными соратниками также станут трафареты и скотч. Первые, для упрощения дизайнов, а вторые - для устранения растеканий.

И помните, что нет учителя лучше, чем практика. А пока вы орудуете шеллаком дома, нарабатывая и «ставя» руку, мы позаботимся о фото-примерах, пробуждающих желание творить и покажем простейшие схемы для их реализации.

Кружево

Кружево - пожалуй, самый трепетный вид неил-арта, призванный оттенить женственность, красоту и романтичную наивность девушки. Нежные ноготки, украшенные тонкими ажурными узорами хорошо дополняют . Преимущество данного дизайна также и в том, что его легко выполнить даже обычным лаком, главное подбирать экземпляр с нужной густотой и плотностью. Кружево эффектно смотрится на френче, на белых и на розовых базах и может быть деликатно инкрустировано стразами.

Этнические мотивы

Этнические мотивы - еще один яркий способ подчеркнуть свою индивидуальность и самобытность. Они броские и запоминающиеся, стильные и легковыполнимые. Как правило, для того, чтобы сделать рисунок в этническом стиле вам нужна лишь вдохновляющая картинка из пинтерест, неуемное желание творить, а также маневренная тонкая кисть с парой-тройкой цветных лаков. Макая инструмент в шеллак, выводите линии и круги, причудливо соединяя их между собою. Выбирайте контрастные, черные и белые сочетания, тандемы салатового и розового, электрического синего и желтого. Лето - лучшее время для реализации такого типа неил-арта.

Графические узоры

Еще один простой способ подчеркнуть свой безупречный вкус - графические узоры. Строгость линий, четкость силуэтов, лаконичность и аскетичность форм - залог успеха в таком декорировании. Более подробно принципы подобного неил-арта мы описывали в статье . Актуальные черно-белые комбинации, френч, а также стильные асимметрические штрихи - то, что нужно смелой и уверенной в собственном превосходстве личности.

Оригинальные рисунки на ногтях

Маникюр с рисунками - отличнейший способ самовыражения. Особенно, если эскиз такого дизайна - дело рук настоящего художника либо же вас лично. А что, чем рисование по бумаге существенно отличается от рисования на ногтях? По факту, только несколько иной текстурой самого «полотна». Включите фантазию, берите кисть и дерзайте, вдохновившись нашими примерами.

Объемные узоры

Шикарные, яркие, запоминающиеся рисунки на ногтях в формате 3д - настоящий хит 2016-2018 годов. Особенно эффектно такой узор выглядит в тандеме с акриловой пудрой или песком. Но будьте осторожны! Используя настолько самодостаточный и красочный элемент дизайна весьма легко переборщить и превратить роскошь и оригинальность в банальную вульгарщину. Поэтому будет уместным маникюр с рисунком на одном ногте.

Детские рисунки

Если вы не блещете талантом художника, а ваши акварельные изыски более схожи с детскими каляками-маляками - не беда! Подобные незатейливые, наивные и порою смешные рисуночки сейчас в тренде. Вопрос как сделать такой декор не стоит, ведь его техника действительно доступна даже ребенку. Просто покройте ноготки гелем и совершите стандартные ритуалы, а в момент рисования воспользуйтесь цветным акрилом средней густоты, рисуя им мультяшки или милые и незатейливые черточки в духе «поделака из садика».

Цветы

Девушки и цветы - неразделимы и едины в своей красоте. И пусть ежедневно получать свежие букеты дано не многим женщинам, но вот любоваться ими на своих ногтях вам никто не запретит. Красивый дизайн, где преобладают плавные цветовые переходы, где бархатом лепестков покоряют розы или нежностью пленяют первые весенние тюльпаны - вот она, реализовавшаяся мечта каждой леди. Такой маникюр можно дополнить блестками - они создадут иллюзию росинок, застывших на свежесрезанном флорариуме.

Желаете повторить декор на своих ноготках? Советуем смотреть обучающее видео внимательно и не отвлекаясь:

Фрукты

Никакой авитаминоз не страшен, когда ручки украшает сочная арбузная долька, напоминающая о летней неге. Или ломтик тропического киви, навеивающего мечты о скором отпуске. Без сомнений, рисунки на ногтях с изображениями фруктов - отличный мотиватор и стимулятор положительной энергетики. Осторожно, наша сочная галерея пробуждает не только аппетит, но и стремление поскорее изобразить нечто подобное на своих ноготках.

Кексики

Такие аппетитные, такие желанные и запретные одновременно, такие сладкие и воздушные. И как тут избежать греховного соблазна, пагубно влияющего на фигуру? Ответ прост - заменить прием лакомой пищи на сеанс маникюра. Маникюр с едой - тренд 2018, а еще это лучшее украшение летнего дизайна, пленяющего с первого взгляда. Хотите подробнее узнать как делать такое изящество? Спешите внимательно просмотреть тщательно отобранные нами картинки.

Изображения животных

Изображения животных более реалистично выглядят при нанесении аэрографом. Конечно, такой прибор доступен только продвинутым пользователям, но для начинающих сгодится и одна тонкая кисть из коллекции. На первый взгляд технически сложные, а по факту простые приемы помогут вам справиться с задачкой. Например, прежде чем животные заселят ваши ноготки, измените детализированной технике с контурной. Силуэт кошки способен обвести по трафарету даже школьник. Так чем же вы хуже?

Безупречность и простота: сезонные тренды маникюра

Уверены, что для читательниц данного материала детская загадка «зимой и летом одним цветом» никак не ассоциируется с маникюром. Впрочем, даже для французского маникюра можно придумать парочку хитростей, которые превознесут его из разряда «банальный» в разряд «роскошный». Хотите узнать о чем идет речь? Тогда любезно просим вас прислушаться к советам нашего метеорологически-маникюрного эксперта.

Зима

Зимняя монохромность порою угнетает, а то и дело снующие по улице серые пуховички-одеялки навеивают скуку. Мучительно не хватает красок, контрастности и насыщенности. Спешите выбрать красивый , помогающий разнообразить самый тривиальный наряд. Любите блеск и бурлеск? Тогда к вашим услугам , где ухищрения со стразами только приветствуются.

Весна

Пожалуй, самая ожидаемая пора для многих девушек. С приходом тепла спящие красавицы наконец сбрасывают оковы дубленок и шуб, облачаясь в легкие, шифоновые платьица и новые лодочки. Естественно, что и в дизайне ногтей происходят существенные метаморфозы. На смену холодному бесчувственному глиттеру спешат няшные рисунки в стиле «ботаника», где сочная зелень и пышные бутоны встречаются так же часто, как бежевый гель лак в подложке к френчу. Самые эффектные собраны в нашей предыдущей статье.

Лето

Предвкушение скорого отпуска буквально сводит с ума всех офисных принцесс, заставляя их лихорадочно записываться на приемы к косметологу, массажисту, тренеру и мастеру маникюра в хаотическом порядке. Тут уже не сэкономишь на педикюре, придется выдумывать что-нибудь эдакое даже на ногтях ног. Отличной альтернативой однотонному неоновому покрытию станет контрастный . Супер-решение также добавить к гламурному лаку несколько вишенок в прямом смысле этого слова. Или яблочек, как это показано на наших фото-примерах.

Осень

После летнего буйства красок душа невыносимо хочет приятной хандры и легкой, несколько романтичной меланхолии. В маникюре также наблюдается «затишье» - оранжевый, розовый и салатовый успешно заменяются благородным марсала, изумрудным или коричневым. Внешнее спокойствие оттенков легко разбавить покрытием либо же обогатить ноготки, используя . Не устраивает осенняя гамма, тогда пора вспомнить, что и на красных ногтях уместны художественные эксперименты.

И в пир, и в мир: об особенностях рисования на ногтях разной длины

Современный неил-арт пестрит разнообразием рисунков, начиная от самых простых, заканчивая сложными технически узорами. Новинки завораживают и провоцируют девушек пустится «во все тяжкие», дополняя кружево стразами и присыпая все это сверху глиттером. Чтобы потом глазам стилистов не было мучительно больно, а вам по прошествию некоторого времени - стыдно, ProstoNail решил прояснить все спорные моменты и дать свои рекомендации.

Рисунки на коротких ногтях

Будьте предельно осторожны, выбирая вариант декорирования коротких ноготков. Дело в том, что пышные, объемные, фактурные рисунки на ногтях визуально еще больше укорачивают свободные края пластины, поэтому отдайте предпочтение скромному минимализму. Уверяем, пара простых линий в комбинации с негативным пространством выглядят не менее эффектно, чем розы на бархатном алом фоне.

Рисунки на длинных ногтях

Маникюр на нарощенные ногти более вариативен и разнообразен. При выборе желанного дизайна тут следует отталкиваться от формы пластин. Так, ногти миндалевидной формы роскошны в батанико-флористическом обрамлении, в то время как на острых стилетах хищно и стильно смотрятся этно-узоры и логотипы, ставшие .

Не нужно обладать талантом Пикассо или Моне, чтобы создать настоящий художественный шедевр. Свобода самовыражения - вот главный посыл любого искусства. Так почему бы не сделать маникюр своим главным полотном?