Краска для гипса на водной основе. Окраска гипса. Как покрасить гипс под бронзу – тонкости процесса

Отличным украшением интерьера дачи являются различные декоративные элементы. В зависимости от стиля внутреннего оформления, в качестве таких элементов могут использоваться антикварные вещи (самовар, например), керамика или фарфор. Практически к любому интерьеру подходят небольшие гипсовые изделия, выдержанные в соответствующей стилистике.

В чем преимущества гипсовых изделий?

Гипсовые декоративные элементы отличаются разнообразием форм и размеров, что позволяет подобрать оптимальный именно к тому внутреннему оформлению, которое кажется вам оптимальным. Кроме того:

  • Гипсовые статуэтки и фигурки являются довольно дешевыми;
  • Их можно устанавливать куда угодно, без особых ограничений;
  • Гипсовые изделия можно покрасить под любой, доминирующий в интерьере цвет;
  • Они не требуют специального ухода.

Что использовать?

Для покраски гипсовых изделий хорошо подойдут акриловые, водо-дисперсионные и водоэмульсионные краски. Цвет выбирается исходя из особенностей фигурки или интерьера. Покраска производится распылителем, кистью или ватным (марлевым) тампоном.

Гипс можно покрыть поталью (разновидность позолоты) или составами, имитирующими бронзу. Это позволяет создавать элегантные и оригинальные интерьерные элементы, способные украсить любое помещение на даче.

Еще один вариант обработки гипса - покрытие горячей олифой или шеллачным лаком. После просушки, поверхность изделия будет напоминать состаренный мрамор.

Помимо чисто дизайнерских задач, покраска гипсовых изделий помогает защитить их от разных негативных факторов. Например, гипс чувствителен к высокой влажности, но после покраски водостойким составом, эта проблема пропадает.

Как красить гипс?

Покраску необходимо проводить как можно раньше после просушки изделия. С течением времени, поверхность гипса теряет адгезивные свойства, поэтому покрытие будет хуже ложиться.

Красить гипсовое изделие следует в проветриваемом помещении.

Один из наиболее предпочтительных способов окрашивания одноцветных изделий - внесение пигмента при приготовлении гипсового раствора . В результате, изделие изначально будет цветным.

Плюс такого метода состоит в том, что фигурка будет окрашена по всему объему. То есть, если произойдет скол, он не будет сверкать белизной гипса, а будет такого же цвета, как и поверхность. Главный недостаток такого подхода к покраске - одноцветность и отсутствие возможности имитировать другие материалы (золото, бронзу, мрамор).

Использование при покраске водорастворимых красок позволит добиться эффекта натурального камня. За счет способности гипса неравномерно впитывать влагу, покрытие образует прожилки и полутона, очень похожие на текстуру камня. С помощью комбинации различных оттенков можно получить очень достоверную имитацию.

Удобнее всего работать с такими красками с помощью ватного тампона.

Обратите внимание, что красить фигурку лучше в 2-3 слоя. Таким образом, будет получен более насыщенный цвет.

Покраску декоративного камня из гипса проводят не только в случае, если его цвет не совсем сочетается с элементами интерьера, но и когда в течение времени на материале появляются дефекты, ухудшающие его внешний вид. Благодаря защитным свойствам применяемых лакокрасочных покрытий можно обеспечить плитке стойкость к эрозионному разрушению и придать отделке привлекательный вид.

Для покраски искусственного камня из гипса применяют акриловые, силикатные и силиконовые лакокрасочные материалы (ЛКМ). Чаще всего они изготовляются на водной основе. Для окраски изделий, предназначенных для отделки наружных стен, используют ЛКМ, устойчивые к внешним воздействиям. Гипсовую плитку можно красить в массе, т. е. красящий пигмент вносится в раствор перед заливкой форм. Основной оттенок получает все изделие. Такой способ применяется при монтаже в местах, где возможно механическое повреждение покрытия.

Для поверхностного нанесения колера чаще всего применяется акриловая краска для гипса. Готовые растворы можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно, используя цветные пигменты. Совместное применение этих методов позволяет получить эффект натуральных материалов, используемых для отделки.

Чтобы краска лучше приставала к поверхности, ее обрабатывают проникающими грунтовками, а для защиты материала от грибков и влаги гипсовые изделия пропитывают гидрофобизаторами. Их применение уменьшает водопоглощение в 20-25 раз. Эти растворы наносятся после лакировки или покраски плитки.

Силикатные и силиконовые краски по большей части используют для наружных работ. Связующим веществом является жидкое стекло и силиконовые смолы. Срок службы такого покрытия составляет около 20 лет.

Для создания матовой или глянцевой поверхности материала используют водорастворимые лаки. Кроме этого, они защищают поверхность гипсового камня от истирания во время эксплуатации. Для создания прочного покрытия лак наносят в несколько слоев. Следует помнить, что после такой обработки основной цвет гипсового изделия темнеет.

Преимущества и недостатки самостоятельного покрытия

Покрасить декоративный камень из гипса своими руками особого труда не составляет. Основным преимуществом таких работ является выбор цвета и материалов. Краска для декоративного камня должна гармонировать с элементами интерьера. Гипсовые изделия могут иметь окраску под камень или имитировать кирпич и дерево. Плитка может иметь несколько цветов с плавным переходом от одного к другому.

Внутри помещения для покраски используют колерованные лаки на водной основе. Для этого подойдет ЛКМ для гипса и камня, а в случае отсутствия — бесцветный по дереву. Предварительно можно собрать рисунок на горизонтальной плоскости и, при необходимости, подправить дефекты.


Для работ используются кисти различного размера и формы. Нельзя применять для нанесения декоративной краски валики или малярные кисти (макловицы), т. к. сильно увеличивается расход ЛКМ, а на плитке остаются подтеки. Для работ хорошо подходит пульверизатор с компрессором. Использование такого инструмента снижает расход ЛКМ и позволяет покрыть плитку ровным тонким слоем краски.


Для затемнения рельефных участков гипсового камня и устранения дефектов применяют кисть или аэрограф. Последним можно оттенять основной цвет и делать плавные переходы между тонами. Однако не у всех есть такие электрические инструменты, а при больших площадях эта работа занимает много времени. При этом всегда страдает качество, что является недостатком самостоятельной покраски.


Способ покраски своими руками

Придать гипсовому камню цвет можно несколькими способами. Чаще всего применяется ручная покраска кистью. Каждая плитка окрашивается базовым цветом, а затем несколько фрагментов выделяются более темным оттенком. Во время нанесения краски необходимо следить за тем, чтобы не образовывались подтеки и не оставалось непрокрашенных фрагментов. Этот способ трудоемкий и занимает много времени, поэтому его используют для покраски небольшого количества плитки и устранения дефектов.

Облегчает работу применение электрических и пневматических инструментов. У профессиональных мастеров популярна покраска гипсовых изделий краскопультом. Для этого плитка укладывается на горизонтальную поверхность размером 1х1 м и распылителем наносится базовый слой. Технология нанесения оттенков проста: после высыхания плитки аэрографом или краскопультом с тонкой насадкой на отдельные участки наносят слой краски более темного цвета.


Некоторые специалисты считают, что лучше всего красить плитку, уложенную на стену. Это дает возможность расположить более темные камешки по всей обработанной поверхности. Нанесенная на гипс краска быстро высыхает, что помогает сразу выявить и устранить дефекты. После этого плитку покрывают лаком. При такой обработке поверхности упрощается уход за изделием, т. к. протирать гипсовый камень можно влажной ветошью, не боясь размазать краску.


Смешивание пигментов для получения цвета

Покраска гипса может проводиться как во время изготовления изделия, так и после. В первом случае пигмент добавляется в смесь или непосредственно в форму, а во втором — в краску. Подобрать одинаковый цвет гипсовой смеси в больших объемах трудно. Поэтому такой способ применяется при штучном изготовлении небольшого количества плитки.

Проще приготовить краску, используя сухой пигмент либо жидкий колер. Не рекомендуют смешивать несколько цветов для получения нужного оттенка, т. к. при перемешивании с краской могут выйти цветные разводы. При большом объеме работ получить такой же цвет просто невозможно.


Если используется сухой краситель, то предварительно его необходимо растворить в воде и после этого состав добавить в краску. Для приготовления фоновой и оттеняющей смесей используют разные емкости. Если плитка красится под кирпич, то оттеняющий цвет чаще всего делают светлее базового. Перед нанесением следующего слоя каждый раз проверяется, подсох ли предыдущий. Необходимо помнить, что после высыхания изделия цвет его становится более светлым.


Гипс по праву может считаться одним из самых популярных отделочных материалов как в жилом, так и не в жилом секторах. Нанесение подобного раствора на стены имеет множество преимуществ. Однако стандартный белый или серый цвет этого материала часто хочется изменить.

Одним из вариантов окраски гипса является добавление в него колера. Однако здесь необходимо учитывать, что раствор весьма густой, и сделать цвет однородным будет не так уж и просто. Ну а если речь идет не о готовом растворе, а о порошке, который мы будем разводить раз за разом, то такой способ и вовсе не работает, так как в этом случае оттенки будут всегда разные, и вы просто испортите стену. Наконец, разводя колер в столь густой среде, сложно определиться с тем, сколько добавлять краски, так что можно легко переборщить. Если же вы все-таки красите именно раствор, то необходимо понимать, что при высыхании он станет немного более бледным, так что цвет лучше сделать насыщеннее.

Чем красить гипс?

Не важно, идет ли речь о барельефе или гипсовой плитке – сам по себе материал отличается превосходной адгезией. Другими словами – он очень хорошо впитывает воду, а значит и лакокрасочные покрытия. Перечислим основные способы окрасить гипсовую поверхность:

  • Акриловая, водо-дисперсионная или водоэмульсионная краска;
  • Лак для гипса. Отличный способ оттенить естественный цвет гипсового покрытия;
  • Пигменты, включая золотой и серебряный. Последние, а также специализированную краску для гипсовых изделий можно приобрести в художественном магазине. Причем, выбор оттенков там будет невероятно широким.

Совет! Для того чтобы окрашенный слой лучше держался, лучше всего нанести сверху прозрачный лак. Так как краска на гипсе высыхает очень быстро, то приступать к лакированию можно практически сразу.

Проверяем, подходит ли краска для работы с гипсом

Вне зависимости от того, чем вы собрались красить гипсовую поверхность, необходимо удостовериться в том, что материал готов для этого. В первую очередь проверяем консистенцию краски, убеждаясь, что она не слишком жидкая. В противном случае могут образоваться подтеки, что скажется на общем визуальном качестве. Если же налицо наличие сгустков, то это может говорить о том, что такая краска неправильно хранилась.

Процесс окрашивания гипсовой стены

  • Со временем гипс теряет возможность хорошо впитывать краску, так что лучше не затягивать с процессом окрашивания. Если же вы все же увидели, что способность к адгезии гипс все же утратил, то лучше всего постараться воздействовать на него олифой. Кстати, с ее помощью можно добиться и иных эффектов, но об этом ниже;
  • Так как адгезионные свойства гипса велики, то краски на его окрашивание может уйти довольно большое количество. Чтобы снизить этот показатель, лучше всего произвести грунтовку изделия. Помимо того, что это придаст поверхности прочность, речь также идет и о возможности получить более равномерное нанесение цвета;
  • Акриловая краска наносится на гипс минимум в три слоя.

Как покрасить барельеф и лепнину из гипса

Такие украшения стен, как лепнина и барельеф, разукрашивают акриловой, водо-дисперсионной или водоэмульсионной краской. Два последних вида краски, к слову, не только обеспечат гипс цветом, но и защитят его от внешних воздействий.

Помимо этого широко используются различные пигменты, помогающие имитировать металлические поверхности или натуральный камень. К слову, гипс можно не покрасить, а покрыть сверху золотой фольгой, что максимально реалистично сымитирует поверхность этого металла. При этом фольга накладывается на клей, а сверху покрывается лаком.

Используются самые различные инструменты, начиная от краскопульта и заканчивая маленькими кистями и ватными тампонами для обработки выступающих и наиболее мелких частей. В зависимости от осуществляемой техники, можно осуществить окрашивание под старую поверхность, и добиться других эффектов.

Раскраска гипсовых изделий

Прочность, простота работы и быстрое застывание делают гипс идеальным вариантом для изготовления различных изделий, включая и различные фигурки. Придавая им цвет, мы будем пользоваться самыми тонкими кистями. В этом случае может понадобиться умение рисовать, так что без последнего лучше не заниматься самодеятельностью. Аналогично дело обстоит и с гипсовой плиткой – нужно точно знать, как что вы нарисуете, и как именно вы будете делать это.

Придаем гипсовым поверхностям различные эффекты

Для того чтобы добиться эффекта «под старину», достаточно обработать гипсовое изделие олифой. Со временем поверхность примет подобный вид.

Превратить гипсовую поверхность в восковую просто – достаточно покрыть ее воском, растворенным в скипидаре или ацетоне. Для усиления эффекта сверху можно добавить желтую масляную краску, а после высыхания последней провести полировку изделия мягкой тканью.

Превращаем гипс в натуральный камень

  • Если вы хотите, чтобы при сколе гипсовое изделие не обнажало своей белоснежной структуры и не губило все впечатление от имитации камня, то лучше провести покраску на этапе замешивания раствора;
  • Сымитировать камень вам поможет превосходная, но при этом неравномерная адгезия гипсовой поверхности. Благодаря этому на ней образуются прожилки, характерные для поверхности натурального камня;
  • Используйте метод лессировки – нанося разные слои при помощи краски разного оттенка. В этом случае на гипсовой поверхности может быть сымитирован даже мрамор.

Гипс применяется в медицине, строительстве, архитектуре, является поделочным материалом, используется при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Краска для гипса защитит изделие и поможет реализовать любые цветовые решения в оформлении интерьера.

Процесс покраски изделия из гипса.

В чем преимущества гипсовых изделий

Являясь материалом природного происхождения, гипс имеет свойства, дающие ему преимущества: безопасность, выгодная цена. Он не горит, с его помощью можно вылепить элементы декора различных форм, окрасить в любой цвет, а также придать предмету нужную фактуру. Декоративные элементы из него не трескаются и не требуют сложного ухода.

Чем можно покрасить гипс

Покраской гипсового изделия можно добиться нужного вида, стилизовать естественное старение, выполнить другие эффекты, делающие вещь необыкновенной.

В продаже имеются специальные краски для гипса на водной основе, которыми можно воспользоваться, не обладая специальными навыками:

  • акриловые;
  • эмульсионные;
  • дисперсные.

Они создают на поверхности защитную пленку и могут применяться внутри дома, т.к. нетоксичны и быстро сохнут.

Для достижения эффектов применяют полупрофессиональные средства:

  1. Сурик. Природный пигмент красно-оранжевого или красно-коричневого цвета.
  2. Лак. Его можно наносить поверх краски или пропитывать им неокрашенное изделие. При использовании лака возможно получение вида состаренного мрамора.
  3. Поталь. Используется, если поверхности нужно придать эффект золочения или старой бронзы.
  4. Красящие пигменты. Добавляются в гипсовый раствор для получения ровного прокрашивания по всей массе. Применяются при изготовлении декоративного кирпича.

Краску лучше наносить на свежее изделие. Если прошло время, то надо использовать грунтовку, которая повысит прочность окрашивания.

Как и чем обрабатывать гипс

Обработка гипсовой поверхности.

Со временем этот материал теряет свойство удерживать влагу. На такие поверхности краска ложится плохо, поэтому гипс лучше красить сразу.

При работе с изделием, потерявшим свои водоудерживающие свойства, перед покраской необходимо:

  1. Поверхность зачистить и покрыть грунтовкой. Это может быть готовый раствор, купленный в магазине, или приготовленный самостоятельно из клея ПВА и воды в пропорции 1:4.
  2. Изделие защитить и придать ему прочность с помощью покрытия лаком или раскрашивания фигурки красками в соответствии с задуманным планом. Если изображение состоит из большого количества деталей, рекомендуется предварительно прорисовать их простым карандашом.
  3. Окрашенный гипс покрыть двойным слоем любого лака, подходящего для подобных работ.
  4. Красить надо в помещении с хорошей вентиляцией, где готовое изделие остается на сутки до полного высыхания.

Для удобства окраски гипсовых изделий можно использовать:

  • краскопульт для больших поверхностей;
  • кисти для прорисовки деталей;
  • тампоны из ваты или губку для получения на поверхности каменной текстуры.

Как сделать гипс прочнее

При всех своих достоинствах этот материал обладает одним, но существенным недостатком – низкой прочностью.

Для устранения указанного дефекта применяются различные добавки и вещества. Придать гипсу крепости в промышленных условиях можно с помощью добавок-пластификаторов и активаторов твердения гипса.

В домашних условиях для этих целей можно использовать клей ПВА. На 1 кг сухой гипсовой смеси потребуется 50 г клея и 0,5 л воды. Растворите клей в воде и добавьте в раствор гипсовый порошок. Для придания дополнительной твердости готовую фигурку покройте акриловой грунтовкой.

Гипсовые изделия необходимо красить, т.к. со временем влага испаряется с поверхности и гипс приобретает желтый цвет, на нем остаются пятна после прикосновений.

Для покраски гипсовой массы во время замешивания в нее добавляют красящий пигмент. Вносить его нужно медленно, перемешивая состав до получения однородной окраски.

После высыхания изделие будет иметь более светлый оттенок. Для того чтобы добиться яркого цвета, используют дополнительное покрытие.

Для покраски застывшего изделия понадобятся:

  • кисточки разного диаметра и формы;
  • губка или ватный тампон;
  • шкурка для придания эффекта состаривания;
  • краски и прочие средства для получения задуманного результата;
  • акриловая грунтовка;
  • раствор воска с бензином или скипидаром для того, чтобы поверхность была глянцевой.

Краска наносится в несколько слоев. Чем их больше, тем более интенсивным будет оттенок поверхности. Перед окрашиванием ее можно загрунтовать. После покраски нанести лак и придать нужную текстуру, используя художественные приемы.

Как покрасить гипс под бронзу

Чтобы придать предмету из гипса эффект золочения, используют различные способы:

  1. Окрасить гипсовую фигурку водоэмульсионкой. Через 24 часа, когда краска высохнет, поверх нее нанести золотое акриловое покрытие.
  2. Использовать серебрин или золотин в порошке, который разводится нитролаком. Эту смесь нанести на кусочек гипсовой поверхности, чтобы определиться с пропорциями. Когда получится нужный оттенок, покрыть изделие в два слоя.
  3. Приобрести декоративную краску для гипса. Для получения ровной, хорошо прокрашенной поверхности вещи грунтуются и раскрашиваются в несколько слоев.

Для создания эффекта состаренной бронзы понадобятся:

  • акриловый грунт или лак;
  • кисточки;
  • патина;
  • акриловая краска под бронзу;
  • уайт-спирит.

Изделие грунтуется в 2 слоя и покрывается бронзовой краской, сохнет примерно сутки. После этого поверхность окрашивается битумной патиной, и сразу ее излишки надо снять с помощью тряпки, смоченной в уайт-спирите или другом растворителе. Патина останется в углублениях и выемках фигурки. В конце все это покрывается акриловым глянцевым лаком.

Какой лак использовать для изделий из гипса

Минимальное покрытие для гипса – это слой лака. Он закрепит природный цвет материала, не даст влаге испариться, защитит предмет от разрушений и поможет добиться привлекательного вида. Могут быть использованы разные типы лаков.

Шеллачный

Шеллачный лак.

На основе спирта. Можно наносить на любую краску. Бывает прозрачным и цветным. С его помощью получается эффект состарившегося мрамора. Температура плавления лака – 80-120ºC.

Акриловый

Этот лак бывает матовым, глянцевым, перламутровым. Безопасен в использовании, легко наносится, быстро высыхает. Создает на поверхности водоотталкивающую пленку, которая защищает от выгорания.

Устойчив к высоким температурам: изменяет цвет при 180ºC, начинает плавиться при 260ºC. После высыхания не меняет оттенок.

Масляный

С помощью входящих в состав искусственных смол и растительных веществ защищает поверхность. Бывает матовым и глянцевым. Перед использованием требует разведения с помощью растворителя. После высыхания делает поверхность темнее, чем до нанесения.

Глянцевый лак вносит в интерьер торжественность. Сторонникам естественности подойдет матовый лак.

Правила ухода за садовыми гипсовыми фигурами

Садовые фигуры и статуэтки из гипса – это доступный по цене вариант декорации участка. При правильном уходе они прослужат в течение длительного срока. Если изделие покрашено, то достаточно только убирать с него пыль и грязь влажной тряпкой или пылесосом. Рекомендуется обработка противогрибковыми препаратами. Краска защитит от выгорания и атмосферных осадков.

Если фигура не окрашена, то:

  1. Сначала нужно очистить поры от грязи. Для этого подойдут специальные препараты, которые можно купить или сделать самостоятельно. Например, смесь из крахмала: 70 г порошка растворить в 100 мл холодной воды. Затем все это влить в горячую воду (930 мл). Охлажденной до 45°C смесью покрывают предварительно очищенный декоративный элемент и обкладывают ватой на 7-10 часов.
  2. После очистки предмет следует защитить от влаги. Для этого используется специальный лак или смесь воска с любым растворителем в соотношении 10-15%. Также производятся влагостойкие покрытия для гипса.

Сколы или трещины на поверхности изделия можно исправить самостоятельно, взяв гипс и добавив 15%-ный раствор ПВАД. Место вокруг повреждения загрунтовать клеем ПВА, а затем нанести гипс.

Если повреждений много, то фигуру необходимо отдать на реставрацию.

На зиму изделия лучше убрать в помещение.

Начиная ее этой статьей, полностью посвященной покраске гипса, мы обещаем своим читателям множество полезных мастер-классов, которые будут опубликованы в нашем блоге в самое ближайшее время!

Патинирование и окраска гипса

Олифа, после нанесения, за 15-20 минут полностью поглощается порами поверхности гипсового изделия. Приступать к дальнейшей работе с пропитанной олифой поверхностью можно примерно через 24 часа, когда она полностью высохнет.

Необходимо учитывать, что пропитка олифой делает гипсовую поверхность, после ее высыхания, значительно плотнее и несколько тверже. Кроме того, она становится менее влагоемкой.

Подготовка мыловаром

Пропитанная олифой поверхность гипсовых изделий приобретает грязно-желтый оттенок. В некоторых случаях при патинировании требуется покрыть краской не все изделие, а лишь отдельные его области, например, рельефную часть барельефа, при том, что фон необходимо оставить белым. Но, пропитывая олифой выпуклую часть барельефа, невозможно не затронуть также и фон, так как олифа, нанесённая на рельефные части изделия, даже строго в пределах их контура, неизбежно попадает в поры гипса смежных с рельефным контуром участков фона, что приводит к их загрязнению. Кроме того, велика вероятность попадания на фон случайных капель и брызг. В этом случае для подготовки поверхности используют мыловар, который наносят при помощи кисти на рельеф и фон. Мыловар для патинирования масляными красками используется во всех случаях, когда по какой-либо причине невозможно использование олифы для подготовки поверхности.


Кисти для патинирования

При высоком качестве отлива, гипсовое изделие, только что вынутое из формы и еще не подсохшее, визуально выглядит очень красиво, живо и ярко. Но уже через несколько часов, когда отливок начнет подсыхать, его поверхность покрывается пятнами. Приятный, живой вид материала постепенно исчезает и гипсовая поверхность, в конечном итоге, выглядит сухо и безжизненно. Только в редких случаях авторы изделий из гипса оставляют их в первоначальном виде без применения патинирования. Потребители скульптурной продукции также отдают предпочтение скульптурам с имитацией под бронзу, камень, кость или другие материалы, нежели только из белого, быстро загрязняющегося гипса.

Для высокого качества патинирования необходимо использовать в работе хорошие кисти. Наиболее удобными и функциональными для любого вида патинирования признаны филеночные кисти. Они имеют средней длины щетину с конусообразным концом, при этом они обладают мягким и упругим ворсом, что позволяет распределять краски на поверхности изделия ровным тонким слоем. Кисти представлены в различных размерах, диапазон которых маркируется номерами от 1 до 24.

Филеночные кисти оставляют на поверхности изделия штрихи. Для их сглаживания, главным образом при покрытии масляной краской, используют флейцы. Это кисти с мягким пушистым ворсом, изготовленные из барсучьего волоса. Их изготавливают в двух формах: круглые с оправой из пера или плоские с жестяной оправой.

Щетинные кисти или кисти «французской вязки» предназначены для нанесения и растушевки кислоты в процессе бронзирования с окислением, а также для предварительной растушевки масляной краски перед тем, как начать работать флейцем, при большой площади рабочей поверхности. При этом применяют кисти с номерами 1 и 2. Для этой работы нужно выбирать мягкие кисти с длинной пушистой щетиной. Различные мелкие заделки и другие манипуляции выполняют с помощью небольших колонковых кистей, в крайнем случае, подойдут также и беличьи кисти.


Техника патинирования

Перед нанесением краски на окрашиваемую поверхность гипсового изделия следует снять с кисточки излишки краски о край сосуда, набирать на кисть слишком много краски не нужно.

Окраску начинают всегда с глубоких, западающих внутрь областей. При этом окружающая впадины поверхность закрашивается сама по себе. После этого остается только соединить между собой все уже окрашенные участки, равномерно закрашивая оставшуюся поверхность.

Важно следить, чтобы все впадины и углубления были тщательно прокрашены, так как остающиеся белые точки на окрашенной поверхности выглядят некрасиво и неопрятно, свидетельствуя о небрежной и неаккуратной работе. Для маленьких углублений, куда не проникают кисти большого и среднего размеров, которыми проводят окрашивание, используют самые маленькие кисточки – номер 1 или 2.

Патинирование, как и любую другу работу, рекомендуют выполнять в максимально комфортной рабочей позе. Для этого желательно, чтобы окрашиваемая поверхность располагалась на уровне глаз, тогда не придется приподниматься на носки и тянуться рукой, если она слишком высоко, или наклоняться и опускаться на корточки, если она расположена слишком низко. При этом время от времени нужно смотреть на окрашиваемое изделие снизу вверх, проверяя наличие не прокрашенных глубоких впадин, находящихся ниже уровня глаз. Чтобы уничтожить штрихи и полоски от ворса кисти при использовании масляных красок, производят легкие кругообразные касания кончиком растушевочной кисти или флейца по сырой краске, не дожидаясь ее высыхания.

Окрашивая гладкие поверхности, независимо от их площади, добиться равномерного однообразного слоя краски затруднительно, даже с помощью флейцования. Особенно при необходимости получения эффекта прозрачности краски, так как часто одни участки прокрашиваются более интенсивно, другие менее. В таких случаях вместо флейца используют тампон.

Тампоном служит собранная в небольшой, не более 30-40 мм в диаметре, мягкая тряпочка, при этом следует учитывать, что на его верхней стороне не должно быть складок. Осторожно касаясь поверхности верхней гладкой стороной тампона, осуществляют равномерное распределение по ней свежей краски. Пятна более темного оттенка указывают, что на этих участках поверхности слой краски толще. В таких местах тампон нужно прижимать немного сильнее, снимая излишки краски.

Для получения плотного, непросвечивающего покрытия краску необходимо наносить в несколько слоев. Повторное окрашивание проводят только после того, как предыдущий слой краски хорошо высохнет.

Окрашивание методом набрызга

Есть и еще один прием окрашивания – набрызг. Его применяют для получения эффекта под гранит, в основном для окрашивания моделей пьедесталов при изготовлении эскизов памятников и монументов. Сущность приема заключается в следующем. Сначала необходимо подготовить по отдельности все тона, которые составляют узор выбранного вида гранита, чаще всего достаточно трех-четырех оттенков. При этом один из них — основной тон имитируемого камня, остальные – другие составляющие оттенки гранитного узора. Начинают работу с грунтовки всей поверхности предмета основным тоном, после чего набирают на кисть небольшое количество одной из других приготовленных красок и берут ее левой рукой щетиной кверху. Большим пальцем правой руки прижимают жестяную оправу кисти, а указательным проводят по кончику кисти так, чтобы ее ворс пружинил и выбрасывал брызги краски на ту область окрашиваемой поверхности, куда они направлены (см. ).

После окрашивания таким образом всего предмета одним тоном, необходимо повторить те же манипуляции для всех последующих тонов. Размеры отдельных капель и точек при набрызге регулируют, во-первых, путем приближения или отдаления кисти относительно окрашиваемой поверхности, во-вторых, меняя количество набранной краски и, в-третьих, подбирая нужную толщину кисти и длину ее щетинок. При правильно выбранных тонах и верном соотношении можно получить достаточно точную имитацию натурального гранита.

Имитация гранитной поверхности, в зависимости от вида отделки, может быть матовой или глянцевой, то есть «полированной». Матовую поверхность получают путем окрашивания ничем не подготовленного гипса масляной краской, разбавленной скипидаром или путем добавления в краску воска, так же растворенного в скипидаре. Блеск матовой поверхности придают путем нанесения на просохшую матовую поверхность бесцветного прозрачного лака.