Интересные традиции одного из народов воронежского края. «Знакомство с русской национальной культурой Воронежского края» (фольклорный праздник). Закрепление нового материала

Воронеж, 20 июня - АиФ-Черноземье. «В июне заря с зарёй сходятся», - говорили наши предки. Действительно, дни солнцеворота проникнуты особым волшебством и напоминают о времени, когда люди узнавали о мире из мифов и чувствовали ритм природы.

Какие поверья и традиции продолжают жить на воронежской земле, рассказала Татьяна Пухова, доцент ВГУ.

Солоноворот

АиФ: - День Ивана Купалы у нас - 7 июля. Но ведь это праздник летнего солнцестояния. И именно в конце июня его отмечают во многих странах.

Т.П.: - У нас этот праздник передвинулся из-за разницы между старым и новым стилем. Но обряды доказывают, что Иванов день действительно связан с летним солнцеворотом, или солоноворотом, как говорили в народе. Это верхушка лета, вся природа радуется, всё цветёт. Плетутся венки, заготавливаются лекарственные травы - с рассветом, пока не высохла роса.

Обычно собирались на возвышенностях - лысых горах. Почему? На открытом месте и ближе к солнцу. Так же и на веснянки, когда пекли «жаворонков», дети надевали их на палочки, забирались на горки, сараи, плетни и пели. Чтобы солнце увидело их и подарило свои лучи, чтобы быстрее снег сходил, быстрее засеять поле и вырастить хлеб. Об этом думали всегда - иначе не выжить.

На Купалу приходила молодёжь из разных сёл, а когда-то, возможно, из разных племён - чтобы избежать кровосмешения. Молодые люди выбирали себе суженых. Пары прыгали через огонь, и ни в коем случае нельзя было разорвать руки. А когда день кончался, зажигали колёса и спускали с горы: ведь год пошёл под уклон. Языческие символы плодородия - это и яйца, которые мы красим на Пасху, и курица - не случайно её всегда давали молодым на свадьбе.

В древности праздник назывался просто Купала, это уже в христианский период он совпал с днём Иоанна Крестителя. Почему Купала? Накануне отмечалась Агрофена-купальница, праздник, связанный с почитанием воды, а до этого - русалии. Русалка - богиня воды, благодатного дождя, орошающего поля. Это уже позже русалки превратились в грешниц, которые заманивают и щекочут до смерти. В это время ходили на поля и освящали посевы: когда наливается колос, дождь необходим.

Илье на бородку

АиФ: - А что сегодня осталось в воронежских сёлах от праздника Ивана Купалы?

Т.П.: - Во многих сёлах ребятишки и взрослые обливают друг друга водой. Распространено и собирание лекарственных трав. Про папоротник в основном просто рассказывают былички. А вот о том, чтобы у нас в области в последние годы прыгали через костёр, мы не слышали. Кстати, Купалу больше празднует украинское население, а в русских сёлах шире отмечают Троицу.

АиФ: - А какие ещё языческие традиции можно встретить?

Т.П.: - У нас аграрный регион, и поэтому в какой-то мере сохранились обряды, связанные с будущим урожаем. Например, колядование. Колядовщики олицетворяют силы будущего, поэтому им надо давать дары - пусть копеечные: пряник или баранку. Но важно, чтобы произошла связь. Пекут обрядовое печенье: «козульки» на Рождество, «жаворонков» на Сороки, «кресты» на Средокрестие, «просвирки» на Благовещенье, «лесенки» на Вознесение. Съедается не всё, часть печенья сохраняют и во время сева бросают в поле. До последнего времени в наших сёлах «водили русалку». Русалкой наряжали девушку, лошадь или просто чучело, собирали по дворам подарки и шли в поле. «Русалка» должна была коснуться посевов, чтобы пошёл дождь. Это магия касания, когда сила божества переходит на предмет, который требует воздействия.

Ещё недавно был жив обычай оставлять несколько колосьев - Илье на бородку. Последний сноп могли оставить в поле, украсить, положить туда кусочек хлеба или сальца. Возможно, это была жертва богу-полевику. Иногда сноп несли домой или в церковь. Потом его зёрнышки использовали в обряде посевания на Старый Новый год. Мужчины шли по селу, заходили в дома и пели: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!», обсыпали зерном иконы и хозяев.

Есть древний обычай почитания предков. Рано утром на Рождество семья выходила во двор и жгла пурину - солому.

Это называлось «греть покойников» - ведь им тоже холодно в мороз. Все стояли молча. Важно было, чтобы мысли смешались с дымом. Так семья воссоединялась с предками - родителями, дедами, прадедами. Это свои, хорошие покойники.

А есть покойники «заложные» - самоубийцы, чужестранцы, которых было запрещено хоронить на родовом кладбище.

Ещё в XIX веке, когда начинался мор - такой, например, как сегодняшняя чума свиней в южных районах, - жители сёл вспоминали, что неправильно похоронили какого-то покойника: предки возмутились и наслали беду. Селяне шли на кладбище, вырывали мертвеца и несли за ограду. Потом были судебные процессы, ведь язычество преследовалось.

За тёмными лесами…

АиФ: - Сегодня популярно так называемое «родноверие», многие популяризируют «Велесову книгу». Как вы к этому относитесь?

Т.П.: - Подобные вещи специально финансируются и навязываются. Фальшивки выходят огромными тиражами, тогда как наши работы - самое большее в 100 экземплярах. О мифах мы узнаём через фольклор, этнографию, орнаменты. Так вышло, что на Руси язычество была запрещено именно в момент его становления как государственной религии, и у нас не сложилось высшей мифологии с чёткой системой богов, как у египтян или греков. Но у нас море быличек о воздушных духах, домовых, леших, русалках.

У нас есть замечательные сказки, в которых масса язычества. Превращения, великолепные образы - браки царевен с орлом, соколом, всевозможные образы помощников-животных, волшебных вещей. А былины наши? Ведь можно составить циклы об Илье Муромце, Алёше Поповиче, о богатырях второго уровня - Ставре, Даниле Ловчанине, Сухмантии. Там же десятки образов богатырей, и их создавал не просто народ, а дружинники, которые имели хорошее для своего времени образование.

АиФ: - А может ли современный человек быть язычником?

Т.П.: - Древний человек всё понимал буквально и не мог поступать иначе, а современный, как бы ни старался себя убедить, всё равно может быть язычником лишь в игровой форме. Конечно, нет ничего плохого в том, что кого-то привлекают обряды, связанные с почитанием стихий. Ведь люди стремились угодить божеству своим поведением: не вредили лесу, не истребляли понапрасну животных, не загрязняли реки. Органичное взаимодействие с природой - это прекрасно. Но всё должно быть разумно. Не должно быть полного подчинения этим верованиям. Поэтому, конечно, возродить язычество в чистом виде немыслимо. Но какими-то элементами мы можем украсить свою жизнь.

Конспект урока

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как

центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности,

эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь -учебник «Краеведение», интерактивная доска,

доклады учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие

они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем

уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

-Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы

помогаем друг другу. Мы дополняемдруг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот

день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

- Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши

знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется

мы с вами будем экскурсоводами.

II. Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

- Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

- Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как

пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям

разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с

башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из

которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы,

что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода

означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.)на стр. 60учебника

«Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и

запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

человека. Кто он? Мы узнаем, собрав картинку на с.61 тетради по краеведению.

- Итак, кто это? Рассказ о Петре I.

важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с

началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром

российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный

город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские.

Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный

парусно- гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города,

запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом.

Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту

пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором -

представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами,

корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е.

иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена

старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во

время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере,

уютном и очень красивом уголке Воронежа.

- В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это

Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме

служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра

1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

-Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в

Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он

поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей,

жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным

заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением

относился к святителю.

-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском

крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой

деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен

Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

- Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

- Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

- Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые

прославили наш город».

- В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое

название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому

поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом

крестьянском труде, о страданиях бедныхлюдей. Его произведения известны во

всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

- В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди

русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор

замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Самый уютный поэтический уголок города Кольцовскийсквер. Он назван так в

честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь

песнямиистихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки

языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Тема: Экскурсия по Воронежу».

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности, эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь-учебник «Краеведение», интерактивная доска, доклады учащихся.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется познакомиться с ним, узнать много нового. Нам поможет экскурсионный автобус. А мы с вами будем экскурсоводами.

II . Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы, что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.) на стр. 60 учебника «Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

Итак, кто это? Рассказ о Петре I .

В 1696 году царь Петр впервые приехал в Воронеж:. В это время наш город стал важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские. Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный парусно-гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города, запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом. Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором - здесь. Центр важнейших событий - здесь. Иные европейские страны в Воронеже представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами, корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е. иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере, уютном и очень красивом уголке Воронежа.

В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра 1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

- Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю.

- Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые прославили наш город».

В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом крестьянском труде, о страданиях бедных людей. Его произведения известны во всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Самый уютный поэтический уголок города Кольцовский сквер. Он назван так в честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь песнями и стихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Так прекрасны, хороши!

Но прекрасней человека

Ничего нет на земли!

Продолжая наше путешествие, мы попали на остановку «Воронеж в годы Великой Отечественной войны». О том, какой след оставила война, вам расскажут ребята.

Великая Отечественная война разрушила не только судьбы людей, но и наш родной город Воронеж. Отступая из Воронежа, в январе 1943 года фашисты взорвали все крупные здания города, заводы. 212 дней и ночей город стоял на передовой изрешеченный пулями и осколками, разбомбленный, сожженный, но не сломленный. Никто не забыт, ничто не забыто. Об этом говорят названия многих улиц и других мест города, имена которых оставили отважные защитники города. Вот некоторые из этих имен:

Воротами в наш город можно назвать площадь у вокзала, названная в честь самого молодого генерала Ивана Даниловича Черняховского командующего 60-й армией, которая приняла участие в Воронежско-Касторненской операции. Эта армия остановила наступление фашистов на восток. Екатерина Зеленко: летчица, в воздушных боях участвовала 12 раз, имела 40 боевых вылетов. Была сбита в воздушном бою. Ее именем названа улица в Коминтерновском районе.

Есть улица и Лидии Рябцевой: служила в 4 зенитном полку, участвовала в воздушных боях, сбила 2 вражеских самолета. Погибла в бою, защищая район СХИ.

А в Северном районе стоит памятник Александру Лизюкову: был командиром 5-й танковой армии. Со своей армией помогал в обороне, на стыке фронтов. Это сражение было главным и последним в его боевом пути. Он погиб в 1942 году.

- В память о тех страшных событиях у нас в городе установлены памятники. На с.62 - 63 нам показаны некоторые из них. Давайте вспомним названия этих памятников.

Работа в тетради по краеведению. .

- Памятник в честь обороны Чижовского плацдарма, который вместе с армией защищал сводный отряд народного ополчения, сформированный из жителей города.

- Здание областной больницы, от которого уцелел только громадный купол. Воронежцы назвали его Ротондой и сохранили как памятник войне.

- Памятник Славы. М емориальный комплекс на братской могиле воинов Советской Армии , погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942 - 1943 годах.

16 февраля 2008 года Президентом России был подписан Указ о присвоении Воронежу почётного звания «Города воинской славы».

Физ. минутка для глаз.

III . Итог урока.

Мы завершаем нашу экскурсию по родному городу. Наш город пережил очень много невзгод и лишений. Сейчас это прекрасный и красивый город, с множеством памятников, парков, театров, музеев.

В нашем городе есть памятник и Белому Биму, преданной собаке из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим-черное ухо».

И даже памятник герою мультфильма котенку с улицы Лизюкова. Давайте вместе с нашими гостями совершим видеоэкскурсию по современному городу. Вы увидите памятники и места, которые известны всем воронежцам.

Итак, мы завершили нашу экскурсию, а как сколько вы были внимательны, я и хочу проверить:

Что строил в Воронеже Петр 1?

Кто из великих поэтов прославил наш город?

Что изображено на гербе Воронежа?

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А с каким настроением мы завершим работу, вы покажете на солнышках, которые лежат перед вами. Выберите подходящее настроение и нарисуйте на желтых кружочках и покажите мне и гостям.

Урок окончен, спасибо за работу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95» г. Воронеж

Конспект занятия по познавательному развитию

/подготовительная группа/

Воспитатель: Азарова И.П.

Тема: «Путешествие в прошлое Воронежа»

Цель: Продолжить формировать понятие «Родина». Познакомить с

историей создания, названия, гербом Воронежа. Вызвать желание узнать больше об истории Воронежа. Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей малой Родине. Развивать познавательный интерес, любознательность. Активизировать связную речь, мышление, память.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций

современного и старого города, карт г. Воронежа и области, картин о Петре 1, парусниках той эпохи. Заучивание стихов и пословиц о Родине. Чтение книг «Родной Воронеж», «Воронеж. Визитная карточка»

Материалы: средства ТСО, д/и «Найди свое место», «Доплыви до моря», коллекция природных материалов, герб Воронежа, картины о Петре 1, старый город, парусники.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в удивительно красивой, богатой и большой

стране.

Как называется наша страна?

Кто президент России?

Как называется столица России?

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается каждому человеку от рождения.

Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?

«Всякому мила своя сторона»

«Везде хорошо, а дома лучше»

«Своя земля и в горе мила»

  • Родина моя - бескрайняя Россия...

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля-

Все напомнит нам о самом важном -

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном -

Эта неоглядная Россия -

Есть единственный наш отчий дом!

Воронеж - наша Родина, мы здесь родились и живем, нашему городу уже больше 400 лет. А всегда ли наш город был таким красивым, кирпичным и большим? И сегодня, я вам предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое, в историю нашего города. А попасть мы туда сможем на волшебном поезде, но прежде нужно правильно найти место в вагоне.

Д/и «Найди свое место». (Дети по карточкам находят свои места и садятся в поезд. Слышится гудок поезда, стук колес.

Ребята, вот поезд и вернул нас в прошлое, давайте выйдем и

прогуляемся по древнему Воронежу.

Что представлял наш город первоначально?

Кто считается основателем Воронежа?

Какую роль выполняла крепость Воронеж?

(В 1585 г. На берегу реки Воронеж воевода Сабуров построил деревянную крепость. Воронежская земля приняла на себя первые удары войска хана Батыя в 1237г. Воронеж - стал городом воином, защитником.)

История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Петр 1 начал строить первые военные корабли.

России флот необходим -

Так Петр подумал и решил:

А где вода, и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже - реке!

И царь садиться налегке

И мчит смотреть Воронеж - град,

И сосны перед ним стоят

И катят волны реки - полны

Здесь мы построим русский флот

И царь уж сам топор берет

И тешит бревна, парус ставит.

И вот под сводами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Для чего нужен был флот?

Сколько лет велось строительство?

(Строительство велось 15 лет. Флот нужен был России, чтобы охранять границы и получит выход к Черному морю.)

За два года в Воронеже был построен целый флот: 300 лодок, галеры,

парусники. Но построить - мало, надо, чтобы корабли вышли к морю.

В Воронеже много рек. Какие реки вы знаете? (Воронеж, Дон,

Усманка, Хопер, Битюг, Ведуга)

А как же с реки Воронеж можно доплыть до черного моря?

Д/и «Доплыви до моря»

Ребята, а как благодаря Петру 1 стали называть Воронеж?

Как вы понимаете это выражение? (Воронеж - колыбель русского

флота. Колыбель - это детская подвесная кроватка, где качали

младенцев. Колыбель - это место возникновения зарождения чего-то.

Воронеж - это место, где возник русский флот.)

А как в современном Воронеже называется то место, где Петр 1

когда-то строил корабли? (Адмиралтейская площадь. Имя этой

площади дола Успенская Адмиралтейская церковь - единственная сохранившаяся свидетельница кораблестроения на реке Воронеж. Именно в этом храме освящались, а затем спускались на воду первые русские военные суда.)

Физкультминутка.

Ребята, у каждого города, страны есть свой отличительный знак. Как

он называется? (Герб.) Герб - это щит, защита города. Герб всегда

отражает историю каждого города. Слово «герб» в переводе с

немецкого языка означает «наследство». Разработкой гербов

занимаются особые должностные лица - герольды. У Воронежа было

много гербов.

Ребята, давайте рассмотрим герб Воронежа и расскажем, что означает

каждый элемент герба. (Каждая часть рисунка имеет свой смысл:

зубцы в верхней части означают крепость, так как Воронеж изначально

строили, как крепость для защиты от врагов. В центре герба на

каменной крутой горе лежит перевернутый кувшин из которого

вытекает ручей (река), что означает неиссякаемые богатства. Хлебные

колосья вокруг герба говорят о плодородной и урожайной

Воронежской земле)

Ребята, а как еще называют Воронеж, если говорят о плодородной

земле? (Воронеж - столица Черноземья.)

В Воронеже очень богатая, плодородная, черноземная почва. Даже в

Париже находится образец земли из Панинского района, как эталон

почвы.

Но наш край богат не только плодородной черноземной почвой.

Какие еще минералы встречаются в Воронежском крае? (Мел, глина,

песок, гранит.) (Дети рассматривают образцы минералов.)

Последние исследования показали, что на Воронежской земле есть и

золото, но оно находится на большой глубине. Но золото запретили

есть много удивительных мест, поражающих своей красотой,

захватывающих своим очарованием. Одно из них - Дивногорье.

Что же это за место? (Это меловые горы, столбы - дивы, в которых

монахи сделали пещеры. Было время, когда хотели уничтожить эти

пещеры, но в 1991 году создали музей - заповедник «Дивногорье».)

Ребята, а что вы знаете о граните? (Гранит - это могучий

строительный камень. Если внимательно приглядеться, то можно

увидеть, что он состоит из каменных зерен. Зерна разные по цвету и

виду)

Глина - удивительный минерал. На воде хорошо замешивается, становится мягкой и податливой. Но стоит положить изделие из глины

в огонь - оно не сгорит, не рассыплется, а наоборот крепче станет. Со

дна моря ученые поднимают глиняные вазы, которые пролежали

несколько тысячелетий.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Но нам пора возвращаться, занимать свои места в нашем поезде. А чтобы нам не скучно было ехать домой, давайте споем песню «Моя Россия».


Конспект занятия

«Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита»

Данное занятие является одним из занятий по теме: «Воронежский край в древности», рассчитано на 2 учебных часа по 30 минут для детей с ОВЗ или на 1 учебный час в 45 минут.

Тема занятия : «Воронежский край в древности».

Цель: Сформировать у обучающихся представление потеме «Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита».

Задачи:

Образовательные:

    Рассказать о появлении древнейшего человека на территории Воронежской области в эпоху позднего палеолита;

    Познакомить с образом жизни людей в эпоху палеолита.

Развивающие:

    Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

    Развивать речь, мышление, а так же коммуникативные навыки учащихся;

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к изучению истории Воронежского края;

    Воспитывать нравственность и чувство патриотизма в процессе изучения краеведения.

Коррекционные:

Способствовать:

    сохранению и поддержанию психофизического здоровья воспитанников, их социального и эмоционального благополучия;

    преодолению трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для них приемлем);

    коррекции трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов (анализа, синтеза, классификации, обобщения);

    развитию и коррекции трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.

    создавать положительную мотивацию на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуации успеха и конструктивной критики.

Тип занятия : изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид занятия: комбинированный

Форма занятия: интегрированное занятие, основанное на межпредметных связях

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история, краеведение, экскурсоведение, география.

Методы и приемы организации учебного занятия: объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; прием опережающего задания.

Частно - предметные методические приемы и методы: метод образного видения, метод конструирования понятий, прием постановки проблемных вопросов, прием работы с текстом, с видеофрагментом.

Используемые технологии (элементы): образовательные – объяснительно-иллюстративная, информационные ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.; воспитательные – технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой), технология воспитания в обучении.

Планируемые результаты занятия с позиции ФГОС основного общего образования: формирование универсальных учебных действий (УУД): предметных, метапредметных, личностных.

Предметные результаты включают:

Знания об эпохе палеолита и жизни первобытных людей на территории Воронежского края, о зарождении искусства в каменном веке;

Умения искать, изучать, анализировать, сопоставлять, оценивать, систематизировать информацию по историческому развитию Воронежа и Воронежского края древнейших времен из различных источников;

Личностные результаты предполагают,что у воспитанников будет продолжено формирование таких чувств и качеств как:

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свой край; уважение к истории, археологическим и историческим памятникам родного края;

Опыт совместной деятельности с другими обучающимися при проведении занятия.

Метапредметные результаты предполагают, что обучающиеся научатся:

Самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и историческими документами; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Применять знания по истории России и своего края при ответах на вопросы педагога;

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);

Координировать и согласовывать свою деятельность.

Дидактические средства: презентация, видеофрагмент: «Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем», историческая карта Воронежской области xx в.

Учебно- методическое пособие авт. А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. «Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века)» - 6 штук.

Оборудование: компьютер, флэш-карта, доска, мультимедиапректор, ручки, тетради.

Предварительная подготовка к занятию: двум обучающимся даётся предварительное задание подготовить сообщение и презентации» на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита», «Музей под открытым небом в с. Костёнки».

План занятия.

    Организационный момент (2 мин.)

    Основная часть (35 мин.\50):

1. Изучение нового материала (20\35 мин.)

2. Закрепление нового материала (5\15мин.)

III Подведение итогов. Рефлексия. (8 мин.)

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Педагог: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем новую тему «Воронежский край в древности», запишите её в рабочие тетради. На нашем первом занятии этой большой темы мы будем говорить о Воронеже и Воронежском крае в эпоху палеолита.

Эпоха палеолита это период каменного века, самый продолжительный период в древнейшей истории человечества, который начался более 2,5 миллионов лет назад и закончился 10-12 тыс. лет назад.

На сегодняшнем занятии мы совершим путешествие в эту древнюю эпоху. Вы познакомитесь с Воронежским краем в древности, узнаете о появлении древнейшего человека на территории нашего края, основных занятиях жителей нашего края. В ходе занятия мы послушаем сообщения наших обучающихся, посмотрим видеофильм об археологических раскопках и ответим на мои вопросы. Готовы?

II . Основная часть

    Изучение нового материала

Педагог : Село Костенки, раскинулось на высоком берегу Дона (показывает на карте). Древняя история Костёнок долгое время была загадкой. Люди не знали, почему во время земледельческих работ попадаются огромные кости. Это порождало разные легенды. Одна из них описана во многих книгах по краеведению. Давайте прочитаем её по книге « Историческое краеведение Воронежской области», стр. 7

(обучающиеся работают с учебником, затем отвечают на вопросы.)


Педагог: Какие же версии появления огромных костей на территории Костёнок высказываются в легендах? (слонов войск Македонского, древнего зверя Индера)

Так чьи же кости, по вашему мнению, в течение многих десятилетий находят жители Костёнок? (Кости мамонтов ).

Древнейший человек в Воронежском крае появился в эпоху позднего палеолита. К этому времени в природе произошли значительные изменения. Ледник, доходивший в пределах края до города Богучара, отступил далеко на север. Воронежские земли освободились от ледяного покрова и стали пригодными для поселения людей.

Учёным известны сотни памятников культуры позднего палеолита на территории России (в Сибири, на Урале). Но наиболее интересными и изученными среди них являются стоянки и погребения в сёлах Костёнки и Борщёво Хохольского района современной Воронежской области. (Показывает на карте). Здесь сейчас известно более 26 стоянок, из них 10 являются многослойными, то есть люди поселялись на этих местах несколько раз. В специальной литературе Костёнки называют «жемчужиной палеолита». Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее - наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны - всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости - просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия - свидетельства древней жизни. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент фильма "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем"А затем ответим на вопросы по его содержанию. Внимание на экран:

(Просмотр видеофрагмента: "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем»)

Педагог: Вопросы обучающимся:

1)Как называют Костёнки в специальной литературе?

("Жемчужиной палеолита")

1) дал такое название?

(Русский археолог Александр Спицын).

3) Какое количество стоянок каменного века находится на территории Костёнок?

(Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет)

4) Когда и кем были произведены первые серьезные археологические исследования стоянок древнего человека в Костёнках?

(Первые серьёзные археологические исследования стоянок в Костёнках были проведены выдающимся учёным, антропологом – Иваном Поляковым во второй половине 19 века)

Раскопки, произведенные на территории Костёнок археологами, позволили узнать о жизни людей в период позднего палеолита. Человек в это время многому научился. Орудия труда он изготавливал из камня, кости и дерева. Лучшим камнем считался кремень. Твердый, широко распространённый в природе, он легко обрабатывался, раскалываясь на тонкие пластинки и образуя острые, режущие края.

Вспомните из курса истории, – каковы главные занятия людей позднего палеолита?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Главным занятием людей позднего палеолита была охота. Используя метод облавы, большие группы людей охотились на крупных животных, в том числе и на мамонтов, в изобилии обитавших тогда в Воронежском крае. Удачная охота на мамонта много значила для древнейших людей. Она давала большое количество мяса (до 5 тонн), жира, шерсти для изготовления одежды и костей, которые использовались не только для изготовления орудий труда, но и для строительства жилья.

Кроме охоты древнейшие люди (в основном женщины) занимались собирательством. Что они собирали?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Жили они небольшими группами - родовыми общинами, во главе которых стояли женщины. Роль женщины в то далёкое время была чрезвычайно велика. Она хранила огонь и имущество рода, растила детей и шила одежду. В случае неудачной охоты женщина-собирательница всех кормила. Это был период матриархата, и счёт родства вёлся по женской линии. А теперь послушаем сообщение, которое нам подготовил заранее… .

(Сообщение обучающихся и демонстрация презентации на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита")

Обучающийся . К эпохе позднего палеолита относится зарождение искусства. Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет. Например, на стоянке Костёнки-1 археологи нашли более 40 женских статуэток, сделанных из бивня мамонта, что превышает количество подобных находок во Франции, Бельгии, Италии, Германии, вместе взятых. Мужских - всего три. Женских статуэток больше мужских, так как женщина занимала главное место в племени. Кроме женских статуэток на стоянках найдены скульптурные изображения пещерного льва и пещерного медведя. Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад.

Педагог: Давайте сделаем небольшой перерыв и разомнёмся .

(педагог проводит физкультминутку в форме игры)

Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?».

Поиграем мы в игру.

Я ответы назову.

На ответ мой верный нужно

Хлопнуть вам в ладоши дружно.

На ответ неверный мой

Топнуть вы должны ногой.

Раскопки - хлопок

Река - топнуть.

Остров - топнуть.

Стоянка древних людей - хлопок.

Место битвы - хлопок.

Лес - топнуть.

Старинная дорога - хлопок.

Озеро - топнуть.

Древний канал - хлопок.

Крепость - хлопок.

Педагог: Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизации. Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых, по словам учёных, колеблется от 45 до 15 тысяч лет! В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 000 лет. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.(Рассказ педагога о музее в Костёнках сопровождается показом слайдов)

    Закрепление нового материала:

Педагог: В целях закрепления пройденного материала ответим на вопросы:

Вопросы обучающимся:

1. Когда появился древнейший человек в Воронежском крае?

2. Назовите основные признаки эпохи палеолита?

3. Что такое матриархат?

4. Каковы были занятия людей в эпоху палеолита на территории Воронежского края? Чем это подтверждается?

5 Что свидетельствует о зарождении искусства в эпоху позднего палеолита?

    Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог : Итак, сегодня на занятии выпознакомились с историей Воронежского края в эпоху палеолита, узнали о появлении древнейшего человека, об основных его занятиях на территории нашего края. Также узнали новые понятия: «эпоха палеолита», « матриархат». Чем вам запомнилось занятие? Что было особенно интересно? Как вы оцените наше занятие?

(ответы обучающихся)

И мне было с вами интересно. Спасибо за работу на занятии. А к следующему занятию

прошу вас составить кроссворд со словами, которые мы использовали на сегодняшнем занятии.

Список литературы и источников

    Корнева Е.А. Физкультминутки для учащихся с НОДА. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: infourok . ru ›fizkultminutki-dlya-uchaschihsya…noda…

    Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.

    Панова В.И. История Воронежского края. Учебн.-методич. пособие. 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2005. - 324с.