Что такое естественные факторы. Естественные факторы природы с целью оздоровления. Природная среда и антропогенные факторы

Поиск по книге ← + Ctrl + →

Естественные факторы природы в системе физического воспитания

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к воздействиям окружающей среды. Правильно используя естественные факторы природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.

Научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать принципы организации закаливания:

1) постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:

2) систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;

3) разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.

Целесообразно проводить закаливание во время занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увеличению закаливающего эффекта.

Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.

Закаливание воздухом - самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждения. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание или обтирание).

Физиологическое действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры (34-36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1-2 ° С, доводя до 18-20° С в зависимости от возраста.

Полезно купание в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно сопровождается физической нагрузкой и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.

Солнечные ванны оказывают на организм наиболее сильное физиологическое действие по сравнению с другими природными факторами закаливания. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность , улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.

Закаливание детей солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами.

Методы и средства закаливания должны подбираться (при обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков.

При осуществлении текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:

комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;

организацию специальных закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;

осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);

анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности проводимых мероприятий и др.

По результатам проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.


← + Ctrl + →
Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях Медицинский контроль за физическим воспитанием

Игры (игровые упражнения)

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Οʜᴎ позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целœенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, ᴛ.ᴇ. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определœенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, крайне важно учитывать следующее.

Закаливание крайне важно начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинœения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителœем. Под их воздействием происходят определœенные изменения почти всœех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделœение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. По этой причине, приступая к солнечным закаливающим процедурам, крайне важно строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осœенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания крайне важно не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всœего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (к примеру, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селœезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. При этом основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всœегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. По этой причине при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). Учитывая зависимость отразности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всœех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом нужно учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это бывают общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определœенную функциональную нагрузку.

1. Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

2. Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

3. Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

4. Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

5. Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

6. Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

7. Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

8. Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

9. Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

10. Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ноᴦ.

11. Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

12. Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.

Закаливание организма является неотъемлемой частью физического воспитания и составляет одну из задач физической подготовки. Закаливание проводится с целью повышения устойчивости организма и развития у него способности быстро и безболезненно приспособляться к меняющимся условиям внешней среды (холод, жара, влажность).

Благоприятное действие на человеческий организм оказывает солнце, воздух, вода. Правильное пользование ими ведет к укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма многим болезням, помогает тренировке кожных кровеносных сосудов, Повышает в организме обмен веществ и улучшает все жизненные процессы.

Закаливание водой, солнцем и воздухом широко применяется также и при лечении разных заболеваний и ранений.

Средствами закаливания служат различные водные процедуры - обтирание, ванны, душ, купанье, а также воздушные и солнечные ванны.

Одним из важнейших правил применения средств закаливания организма является постепенное повышение их интенсивности, длительности и непрерывность их воздействия. В зависимости от времени года средства закаливания могут изменяться. Вместо купания, в зимнее время должно проводиться умывание холодной водой до пояса и обтирание, вместо воздушных ванн - прогулки, зарядка на открытом воздухе без шинелей.

Закаливание солнцем лучше всего начинать весной. В первые дни достаточно для приема солнечных ванн 10-15 минут. Затем это время нужно постепенно увеличивать, на 5-10 минут ежедневно, с тем, чтобы довести его до 1,5-2 часов. Длительное облучение солнцем одного какого-либо участка тела может вызвать ожог. Поэтому при приеме солнечных ванн нужно чаще менять положение тела. Во избежание солнечного удара голову следует закрывать полотенцем. Нельзя принимать солнечные ванны натощак и тотчас же после приема пищи. После окончания приема солнечных ванн весьма полезны водные процедуры - душ или кратковременное купанье. У отдельных лиц под влиянием солнца может появиться головная боль, слабость, потеря аппетита. В таких случаях нужно прием солнечных ванн прекратить и посоветоваться с врачом. Возобновление их допустимо только с разрешения врача. Солнечные ванны, вызывая в коже отложение особого вещества (пигмента), вызывают потемнение ее, или загар. Это не только ведет к повышению защитных свойств кожи в отношении устойчивости ее к различным кожным заболеваниям, но и улучшает приспособляемость организма в целом к переменам температуры внешней среды.

Одним из лучших средств закаливания являются водные процедуры. Применение их требует соблюдения определенных правил. Некоторыми видами водных процедур можно пользоваться на протяжении целого года. Так, например, умывание до пояса, обтирание должны производиться без перерыва.

Купание допускается при температуре не ниже 15-16° С, а время пребывания в воде ограничивается вначале 5-6 минутами. При более высокой температуре воды (20° С и выше) продолжительность купания может быть увеличена до 20-30 минут. В течение дня рекомендуется купаться не более трех-четырех раз. Нельзя допускать продолжительного купания сразу же после тяжелой физической работы. После приема пищи купание должно производиться не ранее чем через 1,5-2 часа. После купания нужно растереть тело досуха полотенцем. Нельзя купаться до появления озноба или до «гусиной кожи». Купание надо сочетать с энергичными движениями, плаванием, нырянием.

Пользование душем должно начинаться также постепенно. Вначале достаточно находиться под душем несколько секунд, для того чтобы обмыть тело; в последующем можно довести пребывание под душем до 2-3 минут. После душа нужно энергично досуха растереть тело. В остальном соблюдаются те же правила, как и при купании.

Для целей закаливания возможно применение теплого и холодного воздуха. В весенне-летний период воздушные процедуры (ванны) следует начинать при температуре не ниже 15-16° С, начиная с 5-10 минут, с постепенным увеличением времени их до 1,5-2 часов. Для приема воздушных ванн выбирается сухое место, защищенное от прямых солнечных лучей. В первые два-три дня при приеме воздушных ванн обнажается верхняя половина тела, затем все тело. Лежать на земле при этом нельзя; нужно иметь для этого какую-либо мягкую подстилку, песок или деревянные настилы. После воздушных ванн следует обмыть тело под душем или выкупаться.

Применение для закаливания холодного воздуха является одним из наиболее действенных средств повышения сопротивляемости организма против вредного влияния охлаждения. При соприкосновении кожи с более холодным воздухом отмечается, как и при действии воды, сначала сужение (отсюда озноб), а потом расширение кожных кровеносных сосудов. При этом работа сердца усиливается вследствие расширения сосудов, кожа краснеет, первоначальное чувство озноба сменяется приятным ощущением тепла и бодрости. Действие воздуха значительно мягче, чем действие воды. Гораздо легче переносится низкая температура воздуха во время движения. Утренняя зарядка на улице без шинели, хождение на лыжах в облегченной одежде, прогулки, проводимые в зимнее время, играют важную роль в общем укреплении организма, его закаливании, развитии у него способности без вреда переносить влияние низких температур.

Которые окружают живые организмы, способствуя или препятствуя их развитию. Среда обитания может прямо или косвенно влиять на них, от нее же они получают все необходимое для поддержания жизни. В окружающую среду организмы выделяют продукты обмена веществ, которые затем, в свою очередь, принимают участие в природных процессах. Она состоит из различных элементов а также тех, которые созданы человеком в процессе его деятельности. Эти элементы по-разному оказывают воздействие на организмы, могут вредить либо оказывать нейтральное воздействие, некоторые же им необходимы. В зависимости от этого существует множество классификаций и в данной статье мы рассмотрим самые распространенные из них.

Определение природной среды

Поскольку природная среда - это, по сути, окружающие природные элементы, то, исходя из этого, различают две категории: естественную и ту, которая создана человеком. Также различается понимание природной среды в зависимости от глобальности охвата этого понятия, ведь можно подразумевать под ней все космическое пространство, которое окружает нашу планету, а в более узком смысле - относить к этому биосферу и внешнюю оболочку Земли. Правильнее понимать под средой обитания взаимодействие разных элементов окружающего мира, поскольку восприятие элементов в статичном состоянии не полностью соответствует реальной действительности.

Итак, мы может вывести несколько составляющих природной среды:

  1. Она состоит из взаимодействующих между собой элементов.
  2. Природная среда может пониматься в разных аспектах и масштабах, однако главная ее особенность в том, что она является набором условий жизни живого существа.
  3. Она по-разному влияет на жизнь организмов: благоприятно, неблагоприятно и нейтрально.
  4. Разделяют естественные факторы окружающей среды и те, которые искусственно созданы человеком.

Природная среда и абиотические факторы

Это ряд условий, которые относятся к неорганической среде. Они, в свою очередь, подразделяются на химические и физические. В первой категории неорганическую природу рассматривают с точки зрения ее химического состава. Например, есть большая разница между пресной и соленой водой, в каждой из них могут обитать одни организмы, а другие существовать не могут. Также здесь рассматривают химический состав атмосферы, почвы и других элементов среды. К физическим относят температуру воздуха, почвы, воды, уровень давления, направление и радиационные параметры. Здесь же рассматриваются рельефы поверхности и климатические данные. В настоящее время экологи уделяют особое внимание климату, который имеет неблагоприятную тенденцию изменения из-за антропогенного фактора.

Природная среда и биотические факторы

Природная среда и антропогенные факторы

Это те факторы, которые возникают из-за деятельности человека. Они могут носить как позитивный, так и негативный характер. Человек способен изменить окружающую среду, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей. Например, работа завода в без использования фильтров может очень из-за тяжелых выбросов. Отходы могут утилизироваться в реки и зарываться в почву, что вынуждает животых покидать привычную среду, могут они и вовсе погибнуть. С другой стороны, существуют организации, которые пытаются восстановить количество особей исчезающих видов, и это тоже относится к антропогенным факторам. Поскольку человеческая деятельность очень разнообразна, то она может косвенно или прямо влиять на условия окружающей среды, и в середине 20 века, во время активного роста промышленности, ученые выделили такое понятие, как «ноосфера», под которым понимают оболочку Земли, которая изменена человеком.

1. Естественные факторы и этапы развития природы Земли

С первых страниц мы с вами оперируем понятием “природа”, но до сих пор не разобрались: что же это такое? Если посмотреть в справочной литературе расшифровку этого понятия, то можно обнаружить большое разнообразие в раскрытии этого термина. И так:

1) в широком смысле - это все сущее, весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной в многообразии его форм (материя, универсум, Вселенная);

2) совокупность условий существования человеческого общества;

3) в более узком смысле - совокупный объект естествознания.

Природа в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (например, представления о пространстве и времени, движении и т.п.). Такое общее понятие природы разрабатывается в рамках философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь при этом на результаты естественных наук; совокупность естественных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие природа характеризует место и роль природы в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Согласно К. Марксу, “постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой - закон, регулирующий общественное производство”; без такого обмена была бы невозможна человеческая жизнь. Реальную основу отношения человека к природе образует его деятельность, которая всегда осуществляется, в конечном счете, в природе и с данным ее материалом. Поэтому и отношения к природе на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности. До начала современной научно-технической революции эксплуатация природы носила экстенсивный характер, т.е. основывалась на увеличении объема и разновидностей полученных ресурсов. При этом человек мог брать из природы столько ресурсов, сколько позволяли его производственные силы. К середине ХХ в. такой способ производства начинает приближаться к критическим точкам: масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья и материалов становятся сравнимы с их общими запасами в недрах земли; та же картина вырисовывается и в отношении естественной базы для производства продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает все более заметное влияние на природу, вторгается в ее естественные механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живых организмов. Все это создает объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному природоиспользованию. В научно-техническом плане этой переориентации соответствует переход от идеи господства над природой к идее отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским (1944) концепция ноосферы.

Следует четко себе уяснить, что природа никем не сотворена, бесконечна в пространстве и времени, находится в непрерывном движении, изменении, развитии.

Факторы развития земной природы можно разбить на две группы:

1) космические - солнечная радиация, притяжение Солнца и Луны, отклоняющее действие вращения Земли;

2) планетарные - химические, физические, биологические, тектонические, гравитационные и др.

Что касается непосредственно развития природы Земли, то его можно представить в виде следующей последовательности этапов:

1) возникновение планеты;

2) зарождение жизни;

3) появление автотрофных организмов;

4) выход “жизни” из водной среды на сушу и начало почвообразовательного процесса;

5) многообразие живых организмов;

6) формирование человека.

Существование живой природы - замечательная особенность нашей планеты. Наиболее совершенным продуктом природы нашей планеты является человек. Значение природы для человека велико и многообразно, оно может быть производственное, экономическое, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое.

Влияние выбросов факельных установок ООО «Пермнефтегазпереработка» на фитоценозы Чернушинского района Пермского края

Факельные выбросы отрицательно влияют на компоненты луговых и лесных фитоценозов. В лесах большое отрицательное влияние испытывают древесная растительность и эпифитные лишайники. Под влиянием газопылевых выбросов происходит нарушение...

Влияние проблем экологии на здоровье современного человека и пути их решения

Воздействие человека на природу

Географическая оболочка как объект антропогенного воздействия

Взаимодействие человека и природы. Взаимодействие человека и природы насчитывает более 3,5 млн. лет. Отправным пунктом взаимоотношения человека и природы можно считать начало формирования человеческого общества...

Изменение природы Москвы и Подмосковья под воздействием человека

Человек (Homo sapiens-sapiens) появился на землях Подмосковья в конце ледникового периода, около 25 тыс. лет назад. Первые люди занимались здесь охотой, рыбной ловлей и собирательством (как и все первобытные люди)...

История развития экологии как науки

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-- 322 до н. э.)...

Контроль экологических загрязнений

В условиях возрастающего антропогенного воздействия на природу увеличиваются техногенные потоки различных загрязняющих веществ, усиливается их давление на все компоненты биосферы и слагающие ее наземные и водные экосистемы. Однако...

Методы отделения биомассы от культуральной жидкости

Наука-биотехнология формировалась и эволюционировала по мере формирования и развития человеческого общества. Это, в частности, непосредственно относится и к биотехнологии. Ее возникновение, становление и развитие условно можно подразделить...

Мировые тенденции развития ядерной технологии

Оценивая предстоящие этапы развития ядерной энергетики...

Основы экологии

Молекулярная эволюция - это наука, изучающая изменения генетических макромолекул (ДНК, РНК, белков) в процессе эволюции, закономерности и механизмы этих изменений, а также реконструирующая эволюционную историю генов и организмов...

Развитие национальных природных парков России

Зарождение идеи НП в России, вероятно, следует относить к началу ХХ столетия. Так, в схеме, предложенной еще в 1917 г. В. П. Семеновым-Тянь-Шанским и носившей название “О типичных местностях...

Состояние воздушной среды и ее основные естественные и искусственные загрязнители

Естественным путем в атмосферу ежегодно поступает около 1 млрд т аэрозолей, из них, млн т: морских солей - 350- 650; почвенной пыли - 200- 300; продуктов извержения вулканов - 70-80; продуктов лесных пожаров - 70-75; космической пыли - 3-3,6...

Флора лесных сообществ островной поймы реки Волги в административных границах Саратовского района

Часть речной долины, периодически затапливаемая на более или менее длительный срок водой, называется поймой. Как правило, пойма тем шире, чем крупнее река. В.Р. Вильямс (1949) разделяет территорию поймы на три области - прирусловую...

Экологические аспекты региональной политики Российской Федерации

Вопрос об истории становления экологической политики в России традиционно рассматривается с 1917 года. Однако наиболее объективной, по нашему мнению, представляется позиция таких ученых как А.К. Голиченков, Т.Е. Новицкая, С.В. Чиркин. Они полагают...

Этапы исторического развития науки экологии