Традиции хакасов кратко. Свадебный обряд у хакасов. «Таможня и жизнь Хакассы»

Хакасы — один из тюркских народов Южной Сибири — населяют степи и горы в верхнем течении Енисея. Большая часть 80-тысячного хакасского народа проживает в Республике Хакасия. Живут хакасы и в соседней Туве, а также в южных районах Красноярского края. Хозяйственными занятиями хакасов на протяжении многих столетий были и в значительной степени остаются до сих пор разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, выращивание зерновых и, конечно же, охота. Традиционный жизненный уклад во многом обусловил своеобразие обычаев и праздников этого древнего народа.

Обряд моления силам природы

Вплоть до начала XX столетия хакасы, подобно своим далеким предкам, совершали коллективные моления небу, горам, воде. У неба обычно просили хорошего урожая трав для скота и хлебных культур для людей. Совершался обряд на горной вершине. В жертву небу приносили от 5 до 15 ягнят. Все они были белыми, но обязательно с черной головой. Руководили молением не шаманы, а выборные старики. Этот факт имеет большое значение. Он говорит о древности обряда, о том, что он возник в эпоху, когда у жителей Хакасии еще не было жрецов-шаманов, посредников между людьми и божествами. В молении горам, целью которого было выпрашивание дождя, шаманы уже принимали участие, но без специального костюма и бубна. То же относится и к обряду моления воде, который должен был уберечь людей от гибели на речных переправах. Вероятно, не менее древним был обычай обращаться за помощью к березе. Формально этот обряд устраивался по повелению шамана, когда в семье кто-то долго болел. Но, скорее всего, моление березе представляло собой отголосок той далекой поры, когда люди считали своими предками деревья, когда их главным культом был культ природы. Многие хакасские рода имели в старину «свою березу» — всеми почитаемое родовое дерево. По мере разрушения родового слоя у хакасов появились «фамильные березы», то есть деревья, считавшиеся покровителями небольших групп родственников. Если человека поражала тяжелая болезнь, его близкие выбирали в тайге молодую березку, привязывали к ее ветвям цветные ленточки, и она считалась с этого момента святыней, духом-охранителем этой семьи.

Лошадь для Изых-хана

На протяжении многих столетий скотоводство было главным занятием хакасов. Согласно старинным преданиям степных кочевников верхнего Енисея, «хозяином скота» был могущественный дух — Изых-хан. Для того чтобы умилостивить его, чтобы «скот хорошо держался и никто в семье не болел», Изых-хану подносили в дар лошадь. Глава семьи приглашал шамана, и тот в полном облачении и с бубном совершал камлание. После моления лошадь с вплетенной в гриву цветной лентой отпускалась на волю. Именовали ее теперь исключительно «изых». Ездить на изыхе имел право только глава семьи. Ежегодно весной и осенью он мыл молоком гриву и хвост изыху, менял ленты. Каждый хакасский род выбирал когда-то в качестве изы-хов животных определенной масти: у рода Каска они были бурого цвета, у рода Кыргыз — серые и сизые, род Ара дарил Изых-хану рыжих лошадей.

Приятного аппетита!

Если бы тебе, мой читатель, удалось побывать в хакасской юрте, тебя непременно бы угостили традиционными блюдами. У качинцев (одной из самых больших территориальных групп хакасов) это были бы кислое молоко — айран, — сыр-хурут и особая творожистая масса — арчы. Хурут и арчы, благодаря тому что они тоже изготовлены из кислого молока, могут долго храниться, и обычно хакасы запасают эти продукты впрок. Ты отведал бы свежие, сливки, сметану, масло. Качинцы наверняка предложили бы тебе конину, поскольку именно ее они считают самым вкусным и питательным мясом. Побывав у хакасов-кызыльцев в верхнем течении реки Чулым, ты бы вдоволь поел рыбы — жареной, вареной, соленой и сушеной. У хакасов-сагайцев гостей угощают местным блюдом — замороженными колобками из мелко нарубленного мяса и лука, а также лепешками из истолченных в муку корней пиона и замороженными ягодами черемухи или боярышника, перемешанными с медом. Хакасы-бельтирцы и койбалы, заимствовавшие многие традиции у русских крестьян, поселившихся в южных районах Сибири в XVIII—XIX вв., поставили бы на стол хлеб своей выпечки, пироги, пельмени и, конечно же, кашу.

Уртун Тойы» - это не только праздник урожая, где жители республики собираются, чтобы вместе порадоваться изобилию урожая, угостить друг друга дарами природы. Из молодого зерна готовили хмельной напиток. Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосьев на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу Хозяину пашни за полученный урожай.

Просмотр содержимого документа































Блюда из мяса:

  • Орамыс - это тонкие кишки барана, заплетенные в косички, сваренные или зажаренные на масле.
  • Шашлыка из печени (систеен паар). Секрет аппетитного блюда прост: кусочки печени с кольцами репчатого лука перед жаркой на костре оборачивают внутренним салом. Шашлык пропитывается соком - пальчики оближешь!
  • Непременное угощение званого обеда - хан из крови свежезабитого животного (чаще всего барана). В настоящий хан добавляют коровье молоко или сливки.
  • Хыйма. Для ее приготовления сырые кишки набивают порубленными мякотью конины, брюшным салом, луком и специями. Варят в густом бульоне. Хыйму едят холодной и горячей, поливают жиром. На гарнир к хыйме хороша халба – черемша.

Белый суп:

Одним из самых сложных в приготовлении считался " белый" суп .

Он должен был состоять из шести разных видов мяса: говядины, конины, баранины, яка, какого-нибудь дикого зверя и верблюда.

Да, в древние времена на территории современной Хакасии разводили верблюдов.

Если какого-либо мяса нет - суп назывался "черным".



Разделка приготовленного мяса - ритуал

Баранья голова подается старшему в семье мужчине.

Уши - сыновьям, чтобы слушались старших. "Старшим внимать - жизнь продлевать" - гласит древняя хакасская мудрость.

Язык давали женщинам и детям: "Ешь язык, но не распускай зря свой".

Тазовые кости женщинам не давали: считалось, что при родах таз не расширится.

А мужчина не ел сердце , чтобы, по оверью, не стать трусом.

Мозги доставались внукам, вместе с пожеланием ума и трудолюбия.

Мясо задней части барана, самое вкусное, получал почетный гость.


Молочная кухня:

В летнее время чаще всего готовились молочные блюда – их считали белой пищей и относились к ней почтительно.

Варили каши с мукой и заправляли маслом (сут потхы).

Из пенки топлёного молока готовили лакомое и почётное блюдо (ореме).

Из свежего молока готовили коктейль – (корчик).


Кисломолочные блюда:

Из простокваши (чоорт) готовили творог (эчигей), который употребляли со сметаной и брусникой.

Сыр (пызылах): кипятили парное молоко и добавляли в него простоквашу - 2 х 1. Затем отжимали и клали под пресс.

Сыр готовили и из простокваши обычным способом.

Топлёное масло получали из сливочного масла и из сметаны

Из остатков при перетопки масла готовили кашу (пор потхы) с мукой.

Из густой пахты делали с мукой калачики и сушили на солнце.

Пахту и сыворотку использовали для приготовления хмельных напитков (айран, кумыс, арака).

Из остатков перегонки айрана (творожной гущи) делали сушёные сырцы (хурут). Их коптили, вялили на солнце. В них добавляли молотые сушёные ягоды и ели его вместо хлеба. Считали почётным блюдом.



Крупяные блюда.

Самым популярным злаком был ячмень (кёче).

Из него делали крупу

« талкан ».

А из него варили кашу

«талан потхы».



Рыбные блюда:

В степных районах из всех видов рыб хакасы употребляли только хайриуса (хоора).

Его жарили в сметане, варили уху, а из жирных внутренностей готовили поджарку с талканом.

В подтаёжной зоне рыбу считали традиционной пищей: её (ельца, мальков, усачей) сушили, вялили, коптили.

Зимой из консервированной рыбы готовили блюда со сметаной (выдерживали в кипятке и заливали сметаной).

Щука относилась к запретной пище. Ибо ею кормили «тёсей) – духов.


Мучные блюда:

Из пшеничной муки пекли белые булки (халас), а из ржаной – чёрный хлеб (ипек).

Из пресного теста делали лепёшки (комечек): тесто замешивали на осадке от топлёного масла и добавляли молоко. Пекли на плоском камне, который клали в середину очага на раскалённую золу. Камень смазывали сметаной. Выкладывали тесто и укрывали казаном.

Из пресного теста пекли на шампурах пирожки (кулгейек) с кусочками копчёного сала, большие пироги с рыбой и картошкой, рубленным мясом с луком и солом.

(Мирек) – блюдо похожее на большие пельмени. Их в большом количестве заготавливали на зиму.

Супы с пшеничными галушками (тутпастых угре), с клёцками (поорсах угре), с лапшой (лапса угре).

В специальной сковороде с ячейками жарили на жиру печенье (поорсах) из крутого пресного теста.

Мучные продукты использовали для приготовления различных зимних напитков.



Хакасский чай:

  • Для чая использовались более 20 видов трав – лист брусники (нир), бадан (хая чайы), белоголовник (чай оды), плоды шиповника (ит пурун), брусники и черной смородины, чага (хазын чайы), богородская трава (ирбен), и др. Травы и ягоды заливались кипятком и настаивались.
  • Чай пили обязательно со сметаной.
  • Во время чаепития чашечку обязательно подавали с бдюдцем.
  • Если гость напился чаю, то он переворачивал чашечку вверх дном и ставил на блюдце. Пока чашка остается открытой, хозяйка будет подливать чай снова и снова

Традиционное меню:

Хакасы принимали пищу 4 раза:

  • Рано утром – Завтрак (иртенги азырал):

сметанная каша « потхы »

чай с сыром

  • В 12 ч. – Обед (кунортки азырал):

мясной суп

  • В 4-5 ч. – Вечерний чай или паужин (иир азыралы)
  • Поздно вечером – Ужин (чадын азыралы):

мясные супы

мясные блюда


За столом соблюдался строгий этикет:

Во главе стола сидел хозяин.

По правую руку сидели почётные гости.

Женщины, особенно невестки размещались за отдельным столиком на женской половине.

Столы были низкие, за ними сидели согнув ноги по-турецки.

Запрещалось сидеть на корточках или вытягивать ноги вперёд.

Нельзя стоя есть за столом – обнищаешь.




Чыл Пазы:

Чыл пазы (Новый год по хакасскому календарю) - один из главных календарных праздников хакасского народа, символизирующий конец зимы и начало нового года. Его пик по традиции приходится на день весеннего равноденствия (середина марта). Участники празднования вместе провожают старое солнце и приветствуют новое. Это яркое масштабное самобытное торжество проводится ежегодно. Главная цель праздника – возрождение, сохранение и популяризация народных обычаев, традиций, национальных видов спорта. Во время праздничных мероприятий проводятся традиционные хакасские обряды. Ритуал почитания свящённой Берёзы - повязывание ленточек-чалама на берёзу. Берёзу трижды обходят, повязывают ленточки белого (цвет чистоты), синего (цвет неба и мира), красного (цвет огня и солнца) и зелёного (цвет леса) цветов. Во время обходя человек желает себе и своим близким самого хорошего. Ритуал благодарения Огня – в этот день благодарят богиню Огня, дарующую тепло и пищу.




Тун-Пайран

«Тун пайрам»- праздник первого айрана. С давних времен жители Хакасии, выгнав скот на выпаса, получали первое молоко, а с него первый айран - кисломолочный продукт. Как правило этот праздник проводится в конце мая в начале июня.

Главное празднование традиционно проходит на Сагайской поляне недалеко от села Аскиз. Гостей гостеприимно встретят, угостят блюдами национальной кухни, на ипподроме можно понаблюдать за интереснейшими конными скачками и за увлекательными борцовскими схватками на спортивной площадке. В вечер проходит песенное состязание исполнителей традиционного музыкального творчества Айтыс.

Тун Пайрам можно по праву назвать одним из главных праздников хакасского народа. Здесь можно не только увидеть традиционные обряды, но даже принять в них участие, окунуться с головой в богатейшую культуру хакасского народа.




Уртун Тойы

«Уртун Тойы» - это не только праздник урожая, где жители республики собираются, чтобы вместе порадоваться изобилию урожая, угостить друг друга дарами природы. Из молодого зерна готовили хмельной напиток. Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосьев на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу Хозяину пашни за полученный урожай.

Доброй традицией «Уртун Тойы» стало проведение финала скачек «Большого Сибирского круга (конные скачки на ипподроме), ярмарки сельскохозяйственной продукции и национальных спортивных состязаний.




Ларионова Елена Ивановна, учитель по физической культуре и спорту, ГРОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им Н.Ф.Катанова».

Обычаи и традиции хакасского народа в воспитании подрастающего поколения.

В течение веков народ разрабатывал и проверял повседневной жизнью основополагающие педагогические концепции и оптимальные методы к жизни подрастающих поколений. Впоследствии заповеди народной педагогики являлись исходной точкой в развитии педагогической науки. Мировоззренческой основой народной педагогики стали вековые заветы предков поддерживать непрерывное движение народной жизни к ее новым историческим рубежам. Хакасская пословица гласит: «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной»

Главнейшей целью народной педагогики было сохранение исторического бессмертия народа. Считалось, что в детях заключена возможность достижения этой цели и реализация самых высоких помыслов народа. В пословицах по этому поводу говорится: «Сын – памятник отцу» (ногайская), «Будут дети – будет и будущее» (белорусская), а хакасская звучит так: «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках». Таким образом, бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях. Но в детях хорошо воспитанных. Как гласит народная мудрость «Воспитание – бесценное богатство». Из чего следует, что воспитание подрастающей смены, подготовка ее к деятельной жизни для каждого народа – смысл его общественного существования.

Материнство и детство являются особой частью жизни человеческого социума. С одной стороны, это обусловлено социальными причинами, с другой, - мировоззренческо-религиозными. Рождение ребенка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа. Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. Хакасы представляли ее полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы. В народном представлении зарождение ребенка происходит в печени, там, где сосредотачиваются эмоциональные чувства - радость, печаль. Душа еще, народившегося ребенка и младенца считалась весьма ранимой. Поэтому существовало большое количество запретов и предписаний для беременных женщин, рожениц и матерей. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или веревку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т.д. Беременной женщине, по обычаю, нельзя ни в чем отказывать. Если у людей не было желаемой ею вещи, то давали что-нибудь другое взамен. Когда приходило время рожать, муж опускал в юрту через дымоход березу. Береза становилась опорой «алтын теек» для роженицы, которая рожала, стоя на коленях, опираясь на березовый шест. Помощь при родах оказывала акушерка «инейджи». Приняв младенца, повитуха ждала выхода последа («пала инезi» - букв. мать ребенка), а затем перерезала пуповину на березовой палочке или на стволе «алтын теек». У тюрков Саяно-Алтая мальчику пуповину отрезали ножом, а девочке - перерезали ножницами. После рождения ребенка его обмывали теплой соленой водой с молоком. Хакасы были уверены, что новорожденный, выкупанный в соленой воде, в жаркие дни не будет испытывать жажду. Для того, чтобы тело было крепким, после каждого купания младенца смазывали сметаной. Хакасы верили, что если ребенок родится на молодой месяц (ай наазы) - он будет счастливым, в последние дни старой луны (ай иргiзi) - несчастным, и проживет не долго. Если ребенок родится, в полнолуние (ай толызы), то он будет жить долго и богато. Рожденный в новолунье (ай аразы) - очень удачливый. Рожденный весной будет хилым, осенью - крепким. Если девочка родится в среду - она будет счастливая, если мальчик - несчастный. Девочка, рожденная лицом вниз, будет несчастная. Если так рождался мальчик, то наоборот. Ребенок, появившийся на свет при трудных родах будет непослушным, а родившийся в рубашке будет счастлив. [ 4, 5]

У хакасского народа сложился свой цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество: «кiн тойы» (праздник отпавшей пуповины и захоронения последа), «пизiк тойы» (праздник укладывания ребенка в колыбель), «пала тойы» (именины), «Ымай тойы» (праздник в честь богини Умай), «тiс тойы» (праздник прорезывания первых зубов), «кiспiк тойы» (праздник первого срезания волос), обряд разрезания пут (когда малыш делал первые самостоятельные шаги). В традиционном мировоззрении считалось, что до трехлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоровья ребенка. В первую очередь, ребенка защищала сама мать, ангел-хранитель, колыбель, обереги. Одной из мер предосторожности являлось наречение ребенка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к ребенку. (Рис. Тёсь - оберег ребенка) Традиционная хакасская колыбель (пубай, пизiк) по своей конструкции в целом не отличалась от колыбелей других народов Южной Сибири. Она являлась напольной, с дугой в верхней части и бортами. Ребенок фиксировался в ней при помощи ремня. Колыбель была окружена различными оберегами, чтобы злые духи не смогли повредить ребенку - нож или ножницы, раковины каури, маленький лук со стрелами, у северных хакасов модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. В «необжитую» колыбель ребенка не клали: если она была совершенно новой, то сажали в нее щенка или кошку. Как правило, в одной колыбели вырастали все дети одной семьи.

Начиная с грудного возраста, ребенок воспринимал культуру своего народа через колыбельные, сказки, загадки, пословицы и поговорки. В хакасских семьях не было принято физически наказывать детей. Считалось, что ребенку из-за отсутствия у него жизненного опыта допускается совершать ошибки, и он сам должен их исправлять. Детям постоянно внушалось, что они не должны в жизни совершать плохих дел - воровства, убийства, клеветы, лжи, завидовать другим, злиться. С детства детей приучали почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседу взрослых, оказывать услугу, не ожидая похвалы и т.д. Важной частью детского мира являлись игры и игрушки. Игры хакасских детей были связаны с хозяйственными занятиями взрослых. Наиболее часто можно было встретить игрушки из астрагалов и костяных бабок домашних животных, которые накапливались в каждой семье. Астрагалы символизировали лошадей, овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны маленьких «хозяев». Дети кормили, поили, перегоняли свои стада, отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. Также у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева, толстой коры, тканей. Помимо игрушек - животных у хакасских детей имелись и куклы, изображавшие людей. Согласно традиции, куклы не имели лица.

Одним из главных средств воспитания являлся физический труд. Мальчиков с малого возраста сажали в седло, лет с семи-восьми они начинали пасти скот. В подростковом возрасте взрослые обучали их косить сено и охотиться. Девочки обучались у матерей и старших сестер тонкостям женского труда - выделке шкур, ткачеству, приготовлению различных блюд и прочее. К шестнадцати-семнадцати годам считалось, что дети становятся взрослыми и их готовили к супружеской жизни.

В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки. Хочется верить, что идеи и методика воспитания во многом помогут решению нового подхода к трудовой подготовке нынешних детей.

Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры.

Список литературы

1. Анжиганова Л.В. Традиционное мировоззрение хакасов.

Учебное пособие.- Абакан: НМЦ народного творчества. 1995.- 58 с.

2. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.

3. Бутанаев В.Я Хакасы. / Этнографический очерк. Мрсква «ИНСАН» 1995г.

4. БутанаевВ.Я. Этническая культура хакасов. Абакан 1998 г.- 68 с.

5. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.

6. Никольская Л.А.Хакасия. Абакан.1968.

7. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность.

Абакан 2008.

8. Информаторы: Кокова М.Ф. с Аскиз 2008.

Хакасские традиции и обряды

Забота о будущем поколении и его воспитании является главным

другом человеческого общества.

Многодетная семья почиталась у хакасов. Как гласят пословицы: «Мал

азыраан харынга тох, пала азыраан паарга тох» - «У вырастившего скот сыт

желудок, у вырастившего детей сыта душа». Женщине, которая родила и

воспитала девять, даже разрешалось ездить верхом на ызыхе, т.е. священной

Рождение ребенка было радостным событием не только для семьи, но и

для рода. Поэтому из этого события не делали тайну, хотя говорить открыто о

рождении

человека

остерегались,

услышать не только человек, но и айналар (злые духи). Сообщали об этом

иносказательно, например, окружающие могли поинтересоваться, какого пола

родившийся, спрашивая: «Стрелок или швея?»; «Перед дров (т.е. мальчик)

девочка)?».

Отвечали

иносказательно:

«Родился

налог (т. е. мальчик)»; «Родилось вино (т.е. девочка, ибо ее пропивали за

Пала той («праздник ребенка»).

В тот же день, когда рождался ребенок, а иногда и через несколько дней

приходили гости на пала той («праздник ребенка»). Отец закалывал овцу,

выставлял

(молочная

принести с собой вина. В отличие от обычаев, например, тувинцев, у которых

празднике,

посвященном

рождению

присутствовали

сведениям

Дьяконовой,

праздники,

посвященные

рождению ребенка, его имя наречению, приходили и мужчины, у хакасов

приходили поздравлять родителей и мужчины, и женщины. Выпив вина и

произнеся благопожелания для ребенка, гости одаривали его небольшими

подарками: это могли быть монеты, бусины, раковины каури, пуговицы и т. д.

Иногда гость мог объявить о том, что он дарит ягненка или теленка. Тогда

некоторое

родители

ребенком

отправлялись

подарком.

Праздник пала той не всегда проводился. Иногда семья не могла себе

позволить

родители

приглашали

происходило, как правило, либо в тот же день, когда родился ребенок, либо

через 1 - 4 дня. Если ко времени проведения пала той"я у ребенка отпадала

пуповина,

празднике.

угощения

закалывали самую жирную овцу, матери давали съесть грудинку, жаренную

на углях. Считалось что тогда она будет здорова и сможет выкормить ребенка.

Голова овцы полагалась самому уважаемому старику, а лопатки - сватам или

родителям мужа. Дяде ребенка по матери (тайы) также подавали один из

самых больших и жирных кусков. Он забирал этот кусок мяса к себе домой и,

вернувшись, созывал гостей и устраивал праздник в честь рождения своего

племянника или племянницы.

Праздник наречение имени

специальном

празднике,

посвященном

наречению имени. Он проводился через некоторое время после пала той"я. В

начале этого праздника отец ребенка или повитуха, которая принимала роды,

подносили вино в чашке самому уважаемому человеку и просили его дать

младенцу.

наречения

раздавалось

присутствовавшим, и тогда гости были обязаны преподнести ребенку какие-

раковины

пуговицы

складывались в специальный котел или большую чашу. Монеты складывали

отдельно

воспользоваться

считались

неотъемлемой

собственностью

Пуговицы,

раковины каури привязывались или пришивались к колыбели и служили

оберегами и игрушками для него.

Имя ребенка, как уже было сказано, также выполняло охранительную

функцию. Как правило, ребенка в семье редко называли по имени. Это

происходило

опасения,

враждебно

настроенные

настоящее имя, могут украсть его душу и тогда ребенок заболеет или умрет.

Поэтому ребенка называли или иносказательно, или же словами, которые

отражали термины родства, т. е. мать и отец называли ребенка палам («мой

ребенок»),

обращаются) или тунма (если они старше). Тщательно скрывали имена детей

от посторонних людей. Особенно строго запрет произнесения имени ребенка

соблюдался с наступлением темноты или в чужой местности.

Кiн тойы («торжество отпавшей пуповины»

Прежде хакасы проводили еще один праздник, связанный с рождением

ребенка. На нем проходил церемониал обряда кiн тойы («торжество отпавшей

пуповины»). В этот день (обычно это третий день после рождения) в дом

приходили соседи, пожилые, уважаемые люди, родственники. Закалывался

баран, варилась ритуальная каша потхе. Отпавшую пуповину зашивали в

кожаный мешочек или заворачивали в ткань и хранили в доме, чаще всего в

событием

праздника

являлось

захоранивание

(пала iнезi).

рождения

повитуха

тщательно промывала послед водой, обмазывала маслом и укладывала на

изголовье

происходило

захоранивание последа, которое производили в жилище (в таком месте, где

никто не мог наступить на него, или в той части юрты, где родился ребенок,

кроватью

супругов,

половине

захоранивали послед недалеко от дома, в хозяйственных постройках или

случайно

преднамеренно обнаружить его, не могла вырыть собака и т.д.). Kiн тойы

проводили обязательно, считали, что без этого действия обряда ребенок не

будет долго жить. Для захоранивания специально выкапывалась небольшая

ямка определенной глубины, величина которой зависела от того, ждали ли

еще в семье появления детей. Если женщина решала больше не рожать, то

послед захоранивался очень глубоко. Обычно этот обряд проводила повитуха,

своеобразное

посягательство на послед со стороны бездетных семей.

выстилалось

войлоком

берестой.

мешочке из белой ткани или войлока опускался в нее (предварительно его

окуривали богородской травой, осыпали зерном и табаком). Иногда в ямку,

поверх последа, клали ритуальную кашу потхе. После засыпки землей вокруг

ямки втыкалось в землю или укладывалось девять березовых палочек, их

положить

последом.

интересным сопоставление этого обряда с обрядом сеока Хызыл во время

родового моления таих. Во время исполнения обряда представители сеока

строили своеобразный «дом» из нескольких березок, составляя их в виде

конуса. Такой «дом» являлся центральным культовым сооружением в обряде

олицетворял

единства

символизировал

священное

дерево, которое связывало подземный, средний и верхний миры. Схожий

обряд (постройка символического «дома» из березок) известен у алтайцев во

время исполнения свадебного обряда. Очевидно, что хакасские женщины не

просто захоранивали послед, а строили ему «дом», который должен был

защитить

жизненность

здоровье

смазывали

ритуальной

сваренной

последом

мальчиков некоторые группы хакасов клали модель лука и стрелы, иногда

монетку или астрагал. Мешочек из войлока, по представлениям хакасов,

символизировал собой одежду, которая должна была дать ребенку тепло и

удобство. Обереги (лучок и стрела) охраняли его от воздействия злых сил, а

пищей являлась специально приготовленная каша. Завершался церемониал

повитухи

последом,

обходили

трижды, по ходу солнца. При этом повитуха просила богиню Умай охранять

ребенка, послед (также ассоциировавшийся с ребенком), дать детям а этой

семье здоровье и благополучие.

Кроме этих праздников, известен еще один, посвященный появлению у

ребенка первых зубов, - mic тойы (букв. «праздник зуба»). Приглашенные

гости дарили малышу всевозможные мелкие подарки, говоря при этом, что

они дарятся «на зубы» (по-хакасски тicке). Этот обычай (подарок «на зубы»)

распространен почти повсеместно в Хакасии и поныне, причем не только в

праздник

новорожденным и т. д.

Обряд разрезания путь

самостоятельные

совершали обряд «разрезания пут» (тузамах кизерге). Бабушка брала нож

(если был мальчик) или ножницы (если была девочки)

и пере ногами

малыша на земле чертил крест. Затем троекратно имитировала разрезания

веревочных

благословляла: «Я разрезаю твои путы! Пусть земля, по которой ты пойдещь,

будет твердая как железо, пусть земля, на которую ты ступищь, будет твердая

как медь!»

Обереги и амулеты

«Рубашка»

К числу особых оберегов ребенка относилась и «рубашка» (по-хакасски

она называется хапты - «мешок»), в которой он родился. Ее промывали,

зашивали

небольшой

размером

приблизительно в пол-ладони взрослого человека. Мать хранила хапты в

своем сундуке или в специальной шкатулке. В тех случаях, когда ребенок

возвращения ребенка мать снова прятала «рубашку» в свои сундук. Ребенок,

родившийся в такой «рубашке», считался у хакасов счастливым и удачливым.

уходившие

Отечественной

надевали себе на грудь мешочек с талисманами, у многих из них это был

Пуповина, послед и «рубашка» символизировали жизненность ребенка,

и посягательство на них со стороны посторонних могло быть причиной

несчастья, нездоровья и неудач ребенка, а иногда даже смерти.

Волосы ребенка

Впервые ребенку стригли волосы, когда ему было не меньше года,

считалось,

возраста

прикасаться

острыми предметами. Первые состриженные (их нельзя было выбрасывать)

волосы мать хранила в особом месте зашитыми в мешочек. Обряд кiспiк

(«праздник

чубчика»)

сопровождался

приглашением

родственников, приготовлением угощения из традиционных блюд хакасской

кухни. Стрижку полагалось делать лицам старшего возраста, начинал ее дядя

по матери. После того как дядя ребенка по матери (тайы) сострижет первую

прядь, все остальные гости также состригали по пряди. Полностью утробные

волосы никогда не состригали, стригли с боков по ходу часовой стрелки,

обязательно оставляя часть волос на темени. Состриженные волосы хранили

пуповиной

специальной

шкатулке.

Показывать

предметы

посторонним

показывать

Девочкам после первой стрижки еще два-три раза состригали волосы наголо,

для того чтобы в дальнейшем волосы у них были густыми и здоровыми.

Мальчиков же стригли по мере необходимости. Состриженные волосы нельзя

было выбрасывать, особенно на ветер (считалось, что злые духи и души

умерших людей, которые с ветром приближались к человеку, могут вместе с

волосами захватить с собой и его душу), в воду и в огонь (хозяева воды и

огня, соответственно суг-ээзi и oт-iнe, могли разозлиться на эту семью за то,

что вместо еды люди бросают им волосы). Предпочтительнее всего было

собирать волосы в специальную подушку, которую затем клали в погребение

вместе с хозяином.

Колыбель как особый вид жилища ребенка

Колыбель

охранялась

различными амулетами. Для мальчика к колыбели прикрепляли модель лука

считалось

символом

возникновении

опасности

отправить стрелу в их сторону, отпугнув их этим. Среди тюркоязычных

«лук-стрела»

являлась

распространенным

амулетом

Некоторые

изготавливали специальные серебряные модели «лук-стрела» и пришивали

Например,

мальчики

подросткового

возраста

пришитыми

сделанными

серебра. Считалось, что это охраняет детей от болезней. Для девочки вешали

модель веретена, которая также считалась амулетом богини Умай. Кроме этих

оберегов,

колыбели

обязательно

находились

раковины

кораллы, перья птиц и иногда ветка черемухи.

Специальным

оберегом,

считалась

небольшая

тряпочка, которая привязывалась к ремню колыбели и опускалась на лоб

ребенка. Подробнее об этой тряпочке известно у алтайцев. Л.Э. Каруновская

пишет: «Как сорочка „куiак", в которой родился ребенок, охраняет его во

чреве матери, так тряпочка „Mai-ана" охраняет ребенка от злого духа после

рождения». Судя по тому, что в названии этой тряпочки Mai означает имя

богини Умай, она считалась оберегом или символом богини Умай, культ

которой широко распространен среди тюркоязычных народов. Эта тряпочка

переходила от одного ребенка к другому, а в том случае, когда ребенок

погибал, ее сжигали.

Если ребенок покидал колыбель на какое-то время, мать на его место

клала нож (для мальчика) или ножницы (для девочки). Считалось, что тогда

злые духи не смогут занять место ребенка. Иногда вместо ребенка в колыбель

полагали,

преодолеть

подобную преграду, если правильно выбрано дерево. Это

была черемуха,

которая считалась у хакасов деревом, обладающим очищающей силой.

Сразу после изготовления колыбели ребенка в нее не помещали. По

представлениям

«жилище»

обживания

символизировался

помещением

некоторое

колыбель щенка или кошки. После раскачивания люльки, обычно до трех раз,

щенка вываливали из нее, и только после этого колыбель считалась чистой,

освященной, обжитой, охраняемой богиней Умай, в нее укладывали ребенка.

От злых сил колыбель очищали богородской травой (ею окуривали

колыбель и пространство вокруг нее) и обмахиванием штанами отца. После

этого совершался обряд кормления Умай, приманивания ее в колыбель. Для

этого колыбель обмазывали маслом, сметаной или ритуальной кашей потхе.

очищения,

освящения,

«обживания»

колыбели

распространен и у других народов Сибири. Алтайцы, например, перед тем

как положить ребенка в колыбель, окуривали ее дымом можжевельника.

После этого в нее клали ягненка (козленка) или щенка. По представлениям

алтайцев, акт положения ягненка или щенка символизировал жертву духу

дерева, из которого была сделана колыбель. Если выяснялось, что дух дерева

принимал жертву (животное вело себя спокойно), то ребенок будет расти

здоровым. Животное, которое временно побывало в колыбели, становилось

священным, его запрещалось забивать на мясо, бить.

Сама колыбель тоже считалась оберегом. В том случае, когда все дети,

выросшие в колыбели, были здоровы, если семья была многодетна, тогда ее

передавали другим членам семьи, у которых появлялись дети. Такая колыбель

гарантировала

сохранение

здоровья

индивидуальными были лишь амулеты, которые считались собственностью

ребенка. Когда ребенок покидал колыбель, все пуговицы, раковины каури,

монетки и бусины собирали на прочную нитку и в виде браслета одевали на

руку ребенка. Если ребенок часто болел или умирал, то его колыбель уносили

колыбель.

Предметы,

соединенные

колыбелью,

составляли

несколько

символических

хакасском

материале

черемухи,

колокольчики, коготь медведя, перья птиц. Следующая группа, состоящая из

раковины каури, модели лука и стрелы, модели веретена, символизировала

жизненную силу младенца. Последняя определяла установление социальных

связей младенца с членами сообщества. В нее входили мелкие подарки и

подношения гостей ребенку.

ребенком

присутствовало

обладала

способностью

охранять,

защищать

жизненность

пуповина,

отделенные от тела, сохраняли тем не менее связь с его жизненной силой

(кун), если с ними были совершены необходимые обряды. Колыбель была

изготовлена из дерева, которое считалось чистым и являлось преградой для

сил, настроенных враждебно к ребенку. Кроме этого, колыбель дополнялась

оберегами, задачей которых было, с одной стороны, не дать злым духам

проникнуть в колыбель (нож, ножницы, ветка черемухи), а с другой -

привлечь

удержать

колыбели

покровительницу

«лук-стрела»,

«веретено»,

раковины

пределами

недостаточно

охраняли

собственное имя и амулеты, а также знак на лице ребенка, нанесенный

угольком, взятым из домашнего очага.

перечисленные

предосторожности

тщательно

соблюдались в отношении детей от младенчества до 7 - 10-летнего возраста.

возрастом

жизненная

укрепляется и меньше подвержена воздействию со стороны потусторонних

Рождение

воспитание

хакасского

проходило

выработанных национальных устоев и традиций. Наряду с рациональными

приемами и методами народной медицины и энтопедагогики существовали

суеверные запреты, магические заклинания и другие шаманские воззрения.

развитии

получение

приобретение

колыбели, прорезание первых зубов, первые самостоятельные шаги и т.д.

отмечались своеобразными ритуалами, имевшими глубокий смысл.

Список литературы:

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей.-

Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 1996.

Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.,

Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с

русским народом (XVIII XIX вв.) 2012

Пояснительная записка

Программа «Праздники, традиции и ремёсла хакасского народа» составлена на основе примерной программы курса «Родной край - Хакасия» (начальная школа), являющегося составной частью национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Хакасия Программа рассчитана на 102 часа в 3- 4 классах.

Цели программы:

 Воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, Отечеству, начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

 Возрождение культурных традиций семьи;

 Воспитание культуры общения.

Задачи программы:

 Осваивать знания о культуре родного края;

 Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;

 Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.

Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.

Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего ребѐнка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это придаѐт целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)

Формы организации деятельности :

 Чтение и инсценирование сказок;

Изобразительная деятельность;

 Аппликация, конструирование, лепка.

 Занимательные и творческие задания;

 Игры, конкурсы, викторины;

 Составление и защита проектов;

 Экскурсии.

Ожидаемые результаты :

В результате прохождения программы, обучающиеся

должны знать :

Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

Особенности традиционных календарных праздников;

Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Основные игрушечные промыслы России;

Основные термины: устное народное творчество, сказка, потешка, пословица, поговорка, скороговорка, колыбельная, считалка, загадка, народные игры, народные праздники, обряды, традиции, народный костюм, этнография, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, народная символика

уметь :

- играть в народные игры;

Делать простые игрушки из глины;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов осуществляется во время занятий посредством:

Наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

Опросов по изучаемым темам;

Оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

Фиксации частоты участия в празднично-игровых мероприятиях

Методы обучения , используемые при реализации программы:

Словесные – рассказ, объяснение нового материала;

Наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстрированного материала, просмотр и прослушивание записей фольклора;

Практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, оформление стенгазеты или доклада.

На занятиях сочетаются два вида деятельности: игровая и учебная.

Начало занятия включает знакомство с теоретическим материалом.

Затем следует практическая часть занятия: освоение правил новой игры, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты.

Такой прием, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.

Учебно – тематический план:

3-4 класс (102ч) Здравствуй, школа(1ч.)

Времена года(2ч.)

Открываем в сказку дверь(5ч.)

Хакасские народные игры(1ч.)

Хакасское прикладное искусство(3ч.)

История семьи(2ч.)

Традиции общения(3ч.)

Писатели и поэты Хакасии(2ч.)

Достопримечательности местности(2ч.)

Топонимика местности (1ч.)

Художники Хакасии(1ч.)

Композиторы Хакасии(1ч.)

Календарные обрядовые праздники(2ч.)

Посещение театров, музеев (8ч.)

Родословная(3ч.)

В мире сказок(3ч.)

Народный этикет(2ч.)

Природа Хакасии(4ч.)

Республика Хакасия(8ч.)

Декоративно – прикладное творчество(5ч.)

Творчество народов Хакасии(3ч.)

Посещение музеев и театров(6ч.)

Республика Хакасия(12ч.)

Природа Хакасии(8ч.) Культура Хакасии(6ч.)

Посещение музеев и театров(8ч.)

Календарно – тематический план

3-4 класс

Тема

Форма

Дата

план

факт

Хакасия, край мой (название республики, коренной народ, народы, населяющие Хакасию)

Беседа. Презентация.

Времена года (климатические особенности местности)

Творческие задания.

Поэтический образ местности по временам года.

Чтение стихотворений хакасских поэтов.

День осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Чтение и инсценирование

Открываем в сказку дверь Виды хакасских сказок.

Ролевая игра. Изодеятельность.

Короткие рассказы о животных – кип-чохи.

Чтение и инсценирование

Героические сказания и легенды.

Чтение, изодеятельность.

Сказки народов, населяющих Хакасию.

Чтение и инсценирование.

22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Хакасские народные игры.

Ролевая игра.

Хакасское прикладное искусство.

Беседа, презентация.

Хакасские национальные орнаменты

Изодеятельность.

Элементы одежды, вышивка.

Аппликация.

Выставочный зал «Чылтыс»

История твоей семьи. Семейные традиции.

Беседа. Творческие задания.

Традиционная хакасская семья. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.

Ролевая игра.

Традиции общения у хакасов (приветствие, прощание, отношение к старшим)

Беседа, творческие задания.

Традиции общения у хакасов.

Ролевая игра.

Традиции почитания духов, отношение к природе.

Беседа, изодеятельность.

Национальные виды спорта.

Писатели и поэты Хакасии.

Чтение, игра.

Детские писатели и поэты Хакасии.

Викторина.

Достопримечательности местности (сѐла и районные центры)

Беседа, творческие задания.

Города Хакасии (Абаза, Сорск, Черногорск, Саяногорск)

Беседа, презентация.

Природа Хакасии (особенности рельефа местности)

Практическая работа.

Заповедники Хакасии.

Беседа, презентация.

Экскурсия на природу.

Художники о Хакасии.

Беседа. Презентация.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Беседа, слушание произведений.

Хакасская филармонии.

Подвиг жителей Хакасии во время Великой Отечественной войны.

Беседа, презентация.

Мемориалы и памятники.

Обобщающее занятие: «Родная земля -Хакасия».

Праздник.

Корни родового древа. Память об уважаемых людях рода

Практическая работа.

Составление своей родословной.

Практическая работа.

Хакасские народные сказки.

Чтение, инсценирование.

Сказки народов Хакасии.

Чтение. Игра.

Сказки соседних народов.

Викторина.

Уважительное отношение к природе, к Родине (Пословицы и поговорки)

Беседа.Творческие задания.

Культ коня у древних хакасов.

Беседа. Изодеятельность.

Историческое прошлое Хакасии.

Экскурсия в музей.

Образование республики Хакасия. Глава республики. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник

Проблемная беседа.

Символика республики Хакасия. Государственные праздники.

22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.

Беседа. Изодеятельность.

Население республики.

Многонациональная столица.

Презентация.

Люди земли хакасской (Н.Ф.Катанов)

Культурные и исторические памятники Хакасии.

Наука и образование в современной Хакасии.

Проблемная беседа.

Беседа. Изодеятельность.

Предметы быта древних хакасов.

Элементы быта, связанные с культом огня, коня.

Аппликация, изодеятельность.

Национальная одежда.

Беседа. Презентация

Национальные блюда.

Беседа. Творческие задания.

Музыкальное искусство (национальные инструменты)

Беседа. Творческие задания.

Чатхан. Хомыс (тимыр хомыс)

Поэты и писатели Хакасии.

Чтение произведений.

Художники Хакасии.

Беседа. Изодеятельность.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Хакасская музыка.

Аудирование

Исполнители, тахпахчи.

Сочинение тахпахчи.

Творческая работа

Театры Хакасии. Известные актѐры.

Беседа. Презентация.

Закулисный мир театра.

Посещение спектакля театра «Сказка»

Итоговое занятие: «Люблю тебя, мой край родной»

Праздник

Карта Республики Хакасия

Географическое положение

Рельеф местности.

Беседа. Изодеятельность.

Климатические особенности.

Проблемная беседа.

Полезные ископаемые.

Изодеятельность.

Районы и районные центры.

Беседа. Изодеятельность.

Национальный состав.

Беседа. Творческие задания.

Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Разрешение проблемных ситуаций.

Известные предприятия Хакасии.

Беседа, творческие задания.

Археологические памятники.

22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.

Презентация. Беседа.

Археологические памятники.

Презентация. Беседа.

Каменные изваяния – исторические памятники.

Беседа. Изодеятельность.

Культура, наука, образование в Хакасии.

Групповая работа.

Учебные заведения Республики Хакасия

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Защита проектов.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Проблемная беседа.

СШ ГЭС. Прошлое и настоящее

Растительный мир.

Беседа. Изодеятельность.

Животный мир.

Практическая работа.

Красная книга Хакасии.

2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Защита проектов.

Экологические проекты в Хакасии.

Проблемная беседа.

Известные учѐные и общественные деятели.

Известные художники и композиторы.

Защита проектов

Известные спортсмены.

Презентация.

Поэты и музыканты.

Групповая работа.

Декоративно – прикладное творчество.

Беседа. Изодеятельность.

Резьба по дереву. Чеканка.

Презентация. Беседа.

Вышивка. Украшения.

Работа с тканью.

Национальные орнаменты в хакасском костюме.

Аппликация.

Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Итоговое занятие: «Тун-Айран»

Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока

Праздник поклонения Солнцу.

Праздник

Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

Литература:

1.Альбом писателей и художников(сост.А.С.Кызласов,В.Н.Тугужекова. – Абакан,1997) 2.Альбом рисунков хакасских национальных узоров. – Абакан, 2004

3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

4. Бутанаев В.Я. Хакасы(этнографический очерк) – Абакан,1995

5. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

6. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999

7. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан,1995

8. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. – Абакан,1991

9. Кызласов Л.Р.,Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов.- М.1980

10. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М.1990

11. Лагунова Е.Г. Флора и растительность Хакасии.- Абакан,2005

13. Патачаков К.М. Люди земли хакасской. – Абакан,1990

14. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов. – Абакан,1982

15. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. – Абакан,1993

16. Султреков С.Н. Край наш хакасский. – Абакан2001

17. Топоева С.А. Программа «Культура народов Хакасии»