Какое сокровище вынес из муравейника бог кецалькоатль. Пернатый змей Кецалькоатль – верховный бог народов Центральной Америки - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Какие промежуточные выводы можно сделать

Тескатлипока - одно из центральных божеств в ацтекской мифологии, одним из четырех сыновей Ометеотля (творца мира). Его имя переводится, как дымящееся зеркало. Ацтеки изгоавливали зеркала из обсидиана и использовали их в шаманских ритуалах. Это было разностороннее божество, связанное с ночным небом, ночными ветрами, севером, землей, обсидианом, враждой, властью, прорицанием, магией, искушением, ягуарами, мужской силой и потенцией, войной и соперничеством. Многочисленные эпитеты обозначают различные его аспекты: Титлакауан (Мы его рабы), Некок Яотль (Враг каждой из сторон), Йоуалли Ээкатль (Ночной ветер), Оме Акатль (два тростника), Илюикауа Тлальтикпаке (Владыка Неба и Земли), капризный владыка, сеятель разногласий, «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся» .
В ипостаси Иоалла Ээкатль Тескатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки он - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауальпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог воин, в последней ипостаси Тескатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма.Тескатлипока изображается с черной кожей, на его лице нанесены желтые полосы. У него обычно отсутствует правая стопа, а вместо неё находится дымящееся обсидиановое зеркало или кость, так как он потерял ногу в битве с чудовищем. Иногда зеркало изображается на груди. В нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё бог видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Тескатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе Тотека.
Особо страшным обликом Тескатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву.
Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом — творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.

Тескатлипока из Кодекса Борджиа. Обратите внимание на черный цвет кожи, желтые полоски на лице. Передней стопы нет, вместо неё дымящееся зеркало.

Священным животным Тескатлипоки был ягуар. Он сам мог превращаться в ягуара, и тогда он назывался Тепейолотль (Сердце горы) - бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Пятнистый мех ягуара уподоблялся звёздному небу. Кроме того, с Тескатлипокой связан койот, символ войны и мужской силы. По некоторым мифам, бог превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. В календаре ацтеков Тональпоуалли Тескатлипока покровительствовал дням акатль (тростник). По некоторым данным образ Тескатлипоки восходит к ранним божествам, почитаемым ольмеками и майя, например богу Тохлу, почитаемому Киче майя и являющегося героем эпоса «Пополь Вух». Его имя переводилось, как обсидиан, и он ассоциировался с жертвоприношениями. Бог классических майя К’авил изображался с дымящимся обсидиановым ножом в руке и без ноги, вместо которой была змея. Однако, данные связи не могут говорить о прямом заимствовании. В поздних мифах все 4 бога, создавших мир называются именем Тескатлипока: Тескатлипока - черный Тескатлипока, Кецалькоатль - белый Тескатлипока, Уицилопочтли - синий Тескатлипока, Шипетотек - красный Тескатлипока. В некоторых источниках красным Тескатлипокой называется Кецалькоатль или Мишкоатль. Однако из всех сыновей первого бога именно Тескатлипока был главным. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», труду 1530 года, составленному францисканским монахом, «Был у них и второй сын по имени Йайанке Тескатлипока; он, кто был самым великим и наихудшим, кто подчинил и обладал властью над тремя другими, потому что он был рождён посередине всего, при рождении он был полностью чёрным». «Из этих четырёх сыновей Тонакатекли и Тонакацигулатль, Тескатлипока был тем, кто знал все мысли и был во всех местах и читал все сердца, поэтому его звали Мойокойа, то есть «всемогущий», согласно этой идеи он изображался только как воздух, под этим именем он не был широко известен».

Тескатлипока в образе ягуара Тепейолотль. Кодекс Риос. Итальянская копия ацтекского кодекса 16 в.

Тескатлипока правил первым миром, или Солнцем Земли (его также называют солнцем 4 ягуар - Науоцелотонатиу). Земля была населена расой великанов. Они не работали, не возделывали землю, а питались только плодами. Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Но Тескатлипока стал только половиной солнца, и это солнце светило только половину дня. Тогда Кецалькоатль ударил Тескатлипоку своей каменной дубиной, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в ягуара, вышел на землю в гневе приказал ягуарам пожрать всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год 4 Оцелотль. Тогда боги снова создали людей нормального размера. Новым солнцем стал Кецалькоатль (Науээкатонатиу - солнце 4 ветер). При нем люди становились всё менее цивилизованными и перестали почитать богов. Тогда Тескатлипока продемонстрировал свою силу бога правосудия и чародейства, превратив людей в обезьян. Но Кецалькоатль любил этих людей, поэтому он был чрезвычайно огорчен. И он сдул всех обезьян с земли страшными ураганами. Следующим солнцем стал Талалок, бог дождя (солнце - 4 дождь Наукиаутонатиу). Тогда Тескатлипока соблазнил и украл его жену - богиню секса, красоты и цветов Шочикецаль. Тлалок пребывал в печали, так что засуха обрушилась на мир. Мольбы людей о дожде ещё больше раздражали бога, и он не посылал дождя. Однако люди просили о дожде снова и снова. И тогда Тлалок в гневе наслал на землю огненный ливень, пока он не спалил всю землю. Люди превратились в индеек. Новым солнцем стала богиня воды, новая жена Тлалока Чальчиутликуэ (солнце 4 вода - Науатонатиу). Богиня очень любила людей, но Тескатлипока сказал, что её любовь не является искренней, а она удовлетворяет молитвы людей из чувства самолюбия. Богиня была так оскорблена, что плакала кровью на протяжение 52 лет, от чего случилось страшное наводнение и все, кто был на земле утонули, а люди превратились в рыб.

4 солнца на Солнечном Камне

Тогда небо упало на землю. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», «И когда четыре бога увидели, что небо упало на землю, что произошло в первом году из четырёх после завершения солнца, и полился дождь, что было в год точили, они предписали всем четырём провести через центр земли четыре дороги, по которым собирались поднять небо, а для помощи себе в выполнении этого задания они создали четырёх людей; одного они назвали Котемук, другого - Искоакльт, ещё одного - Исмали, а четвёртого - Тенесучи. Когда эти четыре человека были созданы, двое богов, Тескатлипока и Кецалькоатль, затем приняли форму огромных деревьев, Тескатлипока стал Таскакуавильтом, что означает дерево зеркало, а Кецалькоатль - Кецальуесучем, и боги, и люди, и деревья вместе подняли наверх небо и звёзды, прямо туда, где они находятся и сегодня, и в качестве награды за это, Тонакатекли, отец, сделал их владыками неба и звёзд; и когда было поднято небо, Тескатлипока и Кецалькоатль прошлись по нему и сделали дорогу, которую мы теперь там видим, и встретились там, и остались там, и владели там своими домами». Та дорога - это Млечный путь. Далее в том же источнике говорится «После того, как небо было поднято наверх, боги возродили жизнь на земле, которая угасла когда небо упало на землю, а на второй год после потопа, которым был акальт, Тескатлипока изменил своё имя и превратил себя в Мишкоатля, что означает снежная змея, и по этой причине его рисуют среди богов змеёй. В этот год он возжелал порадовать богов и с этой целью добыл огонь из веток и с этого момента получение огня стало обычаем для них, и отсюда пошло получение огня из кремния». После создания пятого солнца, его нужно было питать кровью людей. Для этого прошло две священные войны. «В это время Тескатлипока создал 400 мужчин и пятерых женщин, чтобы иметь в наличии людей для питания солнца, эти люди прожили лишь четыре года, по истечении которых только женщины остались в живых». Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», бог вмешался в историю Тулы. «Этот Цеакальт, будучи правителем Тулы, жил до второго года девятого тринадцатилетия, а за четыре года до этого он построил в Туле очень большой храм и когда он завершил строительство к нему пришёл Тескатлипока, который сказал ему, что по направлению к Гондурасу, в месте, которое сейчас зовётся Тлапалла, для него был построен дом и что он должен отправиться туда и там дожить свои последние дни, и поэтому он должен уйти из Тулы, город, в котором его почитали за бога; на слова Тескатлипоки он ответил тем, что небеса и звёзды поведали ему, что предназначено ему покинуть город в течение четырёх лет. И когда прошли эти четыре года, он ушёл и взял с собой всех масегуалей Тулы, и оставил их в городе Чулула, с этого времени все его жители являются их потомками, а других он оставил в провинции Кускатан, нынешнее население этого места является их потомками, и точно также он оставил в Цемпоале других, осевших там, и он продолжил своё путешествие пока не дошёл до Тлапалы, и в тот же день когда он пришёл туда, он заболел, а на следующий день он умер. С того времени Тула оставалась обезлюженной и без правителя девять лет». Бернардино де Саагун в труде «Общая история о делах Новой Испании» писал о календарном знаке Смерть (Микицтли) «О шестом знаке, называющемся се микицтли, и о его благоприятной судьбе. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки, которому из уважения делали особенно много приношений и жертв, делали праздник и подарки рабам, каждому свои, в их домах. Шестой знак называется се микицтли; говорили, что он был хорошим и частично плохим, т.е. что некоторые дела у него были хорошими, а некоторые плохими, как будет показано ниже. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки. Сеньоры и принципалы были очень преданными этому знаку; делали приношения в его честь и проливали кровь перепелов; делали другие церемонии, каждый в молельне своего дома, и в молельнях кальпулей (тайных сборищах, курганов, насыпей), они это делали из-за знака Тескатлипоки, который был у них мировым Богом-Творцом; в этот день все с набожностью молились и просили, чтобы им снизошло милосердие (сострадание), не только сеньоры, но и воины, купцы, люди богатые, и все те, кто знал, что в ту пору правил знак Тескатлипоки. И говорили, что он был злом, потому что те, кому Тескатлипока дал богатства, также бросал их по причине какой-либо неблагодарности или высокомерию, ими проявленных, и заставлял их смиренно-страстно, плача, умолять его [ниспослать им лучшую долю], и из-за этого ему везде поклонялись, так как говорили, что их дары не оставались такими же, а он переселялся в них, из одного в другой; и говорили, что родившиеся под этим знаком были счастливыми, были честными, если были преданы своему знаку и если приносили покаяния ему, а если этого не делали, то утрачивали свою удачу; и родившихся того самого дня нарекали именем и приглашали к детям, и им давали поесть, чтобы они знали имя, от которого родились и громко оглашали его на улицах. И если родившийся был лицом мужского пола, его называли имением Микис или Йаотль или Сейаотель, или Некок Йаотль, или Чикойаотль, или Йаомауитль; ему давали одно из этих уже названных имен, которые были все от Тескатлипоки, и говорили, что таким образом никто не мог его ненавидеть, никто не мог желать ему смерти; и если кто желал ему смерти, то сам умирал, так как правил этот знак. Никто не осмеливался ни ссориться, ни обижать его рабов; все, у кого были рабы, за день до царствования этого знака, снимали с них кандалы или оковы, в том случае, если те были арестованы, им намыливали головы, их омывали и развлекали, как если бы они были очень любимыми детьми Титлакуана; И хозяева этих рабов повелевали со всей строгостью всем в своём доме, которые не ругали, не доставляли огорчений любому из рабов, и говорили, что если кто-то бил рабов в эти дни, то он сам на себя накликал беду, недуг и несчастье, и он заслуживал быть рабом, поскольку плохо обращался с любимым сыном Тескатлипоки, потому что говорили, что не было более верного друга Тескатлипоки, а последний искал повода, чтобы лишить его того, что Тескатлипока сам ему и дал; А некоторые, терявшие свои поместья, отчаянно бранили Тескатлипоку и говорили ему: «Ты, Тескатлипока, шлюха (букв. Педераст) - насмехайся надо мной и обманывай». И таким же образом делали, когда у них исчезал один раб, или пленный; и если случалось, что раб освобождался и начинал преуспевать, и тот, что был хозяином раба, становился сам рабом, всё это они высказывали Тескатлипоке, потому что говорили, что он сжалился над рабом, поскольку тот умолял его, и покарал хозяина, поскольку он был жестоким с рабами; а тот, который из неволи добился преуспеяния, давал пиры и раздавал ткани своим гостям, и говорили, что это пришло к нему оттого, что он родился под этим знаком».

Тескатлипока (Тепейолотль) и Кецалькоатль. Бурбонский кодекс. Культура Ацтеков

Тескатлипока обычно описывается, как соперник культурного героя Кецалькоатля. Тескатлипока обманным путем напоил Кецалькоатля и заставил его в пьяном виде переспать со своей сестрой девственной жрицей Кецальпетлатль. После осознания случившегося Кецалькоатль сжег себя от позора, а его сердце стало утренней звездой. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Однако Кецалькоатль и Тескатлипока сотрудничали во время создания мира. До этого в мире был только океан и Сипактли - ужасное чудовище, сочетавшее в себе черты крокодила, рыбы и лягушки, в каждом её суставе была пасть. Из её тела Кецалькоатль и Тескатлипока сотворили мир, причём Тескатлипока использовал свою ступню как приманку на неё. Сипактли была разделена богами на несколько частей; её голова превратилась в тринадцать небес, туловище в землю, а из хвоста получилось девять преисподних Миктлана . Далее они создали людей, и те приносили жертвы Сипактли, чтобы её успокоить. По мнению ученых Карла Таубе и Мэри Миллер, Тескатлипока воплощает идею изменения мира посредство конфликта. Согласно поверью Тескатлипока носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание. По другому варианту, чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший бога, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Специально для Тескатлипоки вдоль дорог выставляли каменные скамьи, чтобы бог мог отдохнуть после своих путешествий. Культ Тескатлипоки ассоциировался с властью тлатоани. Правитель ацтеков уэй тлатоани считался избранником Тескатлипоки. Тескатлипока являлся богом судьбы и рока, а также основой политической власти. При восшествии на премтол Тескатлипоке возносили самые длинные и горячие молитвы. Тлатоани (в переводе, тот, кто говорит) являлся достойным говорить от имени богов Тескатлипоки и Уицилопочтли. Ему возносили длинные благоговейные молитвы во время обрядов, призванных укрепить власть. Он упоминался в речах по случаю восшествия правителя на престол.
Тескатлипока и его символы широко представлены в ацтекском искустве. Тлатоани Тисок не прославился особо успешными военными походами, но приказал создать священный камень, прославляющий его, как покорителя многих городов. На камне изобржены воины, держащие пленников из покоренных государств. Большую часть из этих земель захватили предшественники Тисока, на камне он представлен также победилтелем тех стран, поход в которые закончился неудачей. Все воины на камне изображают Тескатлипоку, так как у них нет одной стопы, вместо которой видны клубы дыма. Сам Тисок также изображен без стопы, но в костюме Уицилопочтли. Этот камень является свидетельством роли Тескатлипоки, как покровителя верховной влати и войны.

Тисок держит пленника. Видны клубы дыма вместо передней стопы. за головой Тисока его иероглиф - нога. Камень Тисока. Культура ацтеков (1481—1486г.)

Воин, представляющий Тескатлипоку, держит пленника. Камень Тисока.

На дне сосуда для хранения сердец, принесенных в жертву людей Оцелотль-куаушикалли изображены 2 скелета с дымящимися зеркалами на ступнях, которые пускают себе кровь из ушей, протыкая их, в качестве жертвы богам. Это изображение, возможно говорит о том, что Тескатлипока олицетворяет умерших правителей исчезнувших цивилизаций, скрытых под личиной богов.

Скелеты, протыкающие себе уши, с дымящимися зеркалами на ногах. Рельеф на дне оселотль-куаушикалли. правление Мотекусомы II.

Тескатлипока изображен на керамической погребальной урне, найденной в Великом храме. Внутри урны обнаружены останки ацтекских воинов, погибших в стражениях против тарасков в правление Ашайакатля, а также ожерелье, наконечник копья и котяной бур. Тескатлипока изображен гтовым к сражению в головном уборе из перьев орла, символа солнца, в руках у него копьеметалка и 2 дротика. Вокруг него - пернатый змей.


Урна с изображением Тескатлипоки. правление Ашайакатля (1469—1481)

Храм Тескатлипоки находился в священном квартале Теночтитлана к западу от Великого храма. По словам Диего Дюрана «Это было высокое величественное здание. 80 ступеней вели на площадку 12 или 14 футов шириной, а за ней было длинное и широкое помещение величиной с большой зал».

Храм Тескатлипоки в Священном квартале Теночтитлана

Кроме того, в городе имелось ещё несколько меньших храмов Тескатлипоки, некоторые из них назывались Тлакочкалько и Уицнауатль. Тескатлипоку также почитали и другие народы, говорившие на языке науатль - жители городов Тескоко, Тлашкала, Чалько и др. В каждом из храмов стояла статуя бога, перед которой курили копал 4 раза в день. Имелась группа жрецов, поклонявшихся Тскатлипоке. Одного из них Саагун называл уицнауак теоуа омакатль, другие назывались кальмека тетеуктин, им можно было съедать жертвенную пищу, предназначавшуюся Тескатлипоке. Другие сопровождали Ишиптлатли, живое воплощение бога, в день его жертвоприношения. Часто родители предлагали своих детей для служения Тескатлипоке, если они часто болели. Эти дети красили кожу в черный цвет и украшали себя перьями перепела, изображая бога.
Школа молодых воинов тельпочкалли была посвящена Тескатлипоке. Считалось, что Тескатлипока воплощал самые похвальные воинские доблести, в том числе, уверенность в себе и храбрость. Тельпочкалли имелась в каждом кальпулли (районе города). Здесь обучались юноши от 15 до 20 лет, обычно, из незнатных семей. Прибывшего в школу юношу отводили к тельпочтлато, заведующему тельпочкалли, и ставили перед священным изображением Тескатлипоки. Затем тельпочтлато произносил речь: «Сюда наш господь помести его. Здесь ты понимаешь, тебе говорят, что наш господь дал драгоценный камень, драгоценное перо, прибыл ребенок. На ваши колени, в кольцо ваших рук мы кладем его. И отныне мы посвящаем его господу, тени ветру, Тескатлипоке и молимся, чтобы он не оставил его. Он будет жить здесь в доме покаяния, где родились воин-орел и воин-ягуар» (Саагун).

Тошкатль

Главная церемония в честь Тескатлипоки называлась Тошкатль и проводилась в пятом месяце ацтекского календаря. Согласно Диего Дюрану, название праздника происходит от слова toxcahuia - увядать от жажды. Ацтеки также использовали название Тепопочтли, что значило окуривание. В Кодексе Теллериано-Ременсис написано «15 мая отмечали праздник этого Тошкатля и украшали храмы весьма разнообразными розами и цветами, потому что в это время обычно в этой стране приходят воды, и поэтому его рисовали вместе с разнообразными розами, различных раскрасок цветами и розами. Они рисовали его ещё и с неким оружием в руке, называвшимся шибатлатличе , а в другой руке круглый щит и колчан стрел , в то время как из под его ног вытекает поток воды, а из него - змея. Значение этой метафоры: что равно как из-за нехватки воды, так и из-за её изобилия, они боялись его. Этому приписывали распри и войны, и по этой причине они ставили ему те знаки отличия в этом месяце, окуривая *inceravano+ образы Тошкатли покатля». Комментатор кодекса пытается объяснить название месяца из имени бога, в честь которого в нём устраивался праздник, однако, такое объяснение, по всей вероятности, ложно: toxcatl означает "засуха", а tezcatl - "зеркало". Приготовления проходили ранее, когда жрецы выбирали молодого мужчину, обычно из военнопленных, чтобы тот стал подобием Тескатлипоки. Следующий год он жил, как бог, носил дорогие украшения и расшитые одежды, золотые колокольчики на ногах. Его головной убор был из перьев орла, браслеты - из бирюзы, сережка в губе - из раковины. Его кожу окрашивали в черный цвет, кроме полоски вокруг глаз. Он имел восемь сопровождающих. Ему преподавали ораторское искусство, пение и игру на флейте. Его торжественно проводили по улицам Теночтитлана. В это время он играл на флейте, курил табак или нюхал цветы, а люди приветствовали его и воздавали ему почести, как живому божеству. У здания Каушикалько он разжигал курительницу с копалом и играл на флейте. Несколько раз он встречался с тлатоани, который воздавал ему ритуальные почести. В месяц Уэй Тоцотцли, предшествующий Тошкатлю, он женился на четырех молодых девушках, которые символизировали богинь Шочикецаль, Шилонен, Атлатонан и Уиштокиуатль и жил с ними двадцать дней. Он проводил последнюю неделю в танцах, пенях и празднествах. За четыре дня до главной церемонии тлатоани закрывался в своем дворце, и воплощение Тескатлипоки, и его четыре жены шествовали через город. На пятый день они на каноэ приезжали к месту Акакильпан. Здесь его и его жен оставляли одних около храма Тлакочкалько (Дом дротиков). Он поднимался на пирамиду, ломая флейту на каждой ступеньке, на вершине жрецы клали его на жертвенный камень, вскрывали ему грудную клетку обсидиановым ножом и вырывали сердце. Тело обезглавливали, а череп выставляли на Цомпантли (горе черепов). Кожу сдирали. Его тело поедали представители знати. В церемонии и поедании мяса участвовал также и следующий военнопленный, который будет исполнять роль бога на будущий год. Предположительно, он надевал кожу своего предшественника. В этот день также приносили в жертву других воплощавших божества людей. Также в жертву приносили цветы, пищу, бумажные знамена. Как только все жертвы были принесены, люди начинали танцевать танец «прыжок тошкатля». Также мужчины танцевали танец «Змея», а женщины - «Жареное зерно». Во время танцев мужчины и женщины играли друг с другом и целовались. После церемонии её участники подвергались ритуальному шрамированию жрецами Тескатлипоки (тлатлаканауальтин). Данный ритуал, демонстрирующие смерть и рождение Тескатлипоки, символизировал смену сезона. Также высказываются мнения, что эта церемония является пиром в честь урожая, призванным обеспечить изобилие кукурузы. По другой версии этот ритуал связывался с верховной властью - тлатоани приносил богу власти тскатлипоке наиболее достойную жертву. Именно в этот день испанцы устроили резню, напав на безоружных празднующих ацтеков. Тескатлипоку также почитали и в девятом месяце на церемонии Миккаильуитонтли (маленький праздник мертвых). Другим праздником Тескатлипоки был Миккаильуитонтли. Праздник всех умерших. Согласно кодексу Теллериано-Ременсис этот праздник отмечался в 9 месяце 3 августа, «В этот праздник совершали жертвоприношения умершим, раскладывая на их могилах еду и напитки, что они совершали с промежутком в четыре года, поскольку считали, что за всё это время души не уходили в место их отдохновения, согласно их обычаю, и потому они хоронили их со всею их одеждой, в нарядах и обуви, потому что они верили, что для того, чтобы добраться до места, куда должны были дойти души, к концу тех четырёх лет они должны были испытать большие страдания, холод и усталость, что должны были пройти через края, заполненные снегом и колючками, и по этой причине, когда умирал какой-либо знатный человек, они убивали вместе с ним одного раба и хоронили его с ним, чтобы тот ему служил».

Тошкатль. Флорентийский кодекс

Праздник Преклонения Омиламието праздновался, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, в 12 месяц второго октября «Праздник Тексатлипоки и остальных спутников. В этом месяце обычно воды превращаются в лёд и приходят морозы, и потому говорят, что |это| праздник славного сеньора Франсиско, поскольку в него он выпадает. У них есть недоброе предсказание о нём, потому что в это время у них вымерзают их плоды и поэтому они рисуют этот месяц, предвещающий беду, как и май - с теми же самыми знаками отличия. И они рисуют эти следы от ноги |идущие| через месяц, чтобы дать понять, что воды уже остались позади. Этот Тескатлипока - тот, кто появлятеся людям на холме зеркала, как они говорят, и это тот, кто обманывает Кецалькоатля. Кающийся грешник; этому Тескатлипоке оказывалось большое почтение, потому в честь этого зажигали лампады в церквях или огни ему. Этому, когда совершали какое-либо поклонение, говорили: «О Владыка, чьими рабами мы являемся, предоставь нам это». И потому они называют этот меньший праздник преклонения». Тескатлипоку почитали на церемонии Панкетцалицтли (подъем знамен) в 15-м месяце, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, 1 декабря. «Панкетцалицтли переводится как «поднятие знамён», потому что в этом месяце каждый ставил над своим домом бумажный флажок, и полководцы и воины приносили в жертву некоторых людей, захваченных на войне, которым давали равноценное оружие, с помощью которого они бы защищались и так сражались с ними, пока их не убивали. В этом месяце Мешики устраивали праздник своего первого полководца, которому поклонялись как богу, коего называли Уитчилопочтль, а провинция Чалько приносила жертву своему полководцу Тескатлипоке, называвшемуся таким именем. В этот месяц устраивался праздник сдобы и было это таким образом, что они готовили большую сдобную булку из семян лебеды, называемую цоалли - сладости из маисового теста с сахаром и какао в виде шариков, и мёда, а затем освящали её на свой лад, и крошили её, и главный жрец бросал её в несколько очень чистых сосудов и брал один шип магея и с его помощью с большим благоговением доставал одну крошку из тех, и клал её в рот каждому из индейцев, вкушавших наподобие причастия».

История

Тескатлипока не сразу стал одним из главнейших богов месоамериканского пантеона. Свое развитие образ Тескатлипоки начинает с роли духа-повелителя ветра или стихии воздуха. Олицетворяя изначально воздух, являясь одновременно и источником необходимого для жизни дыхания, и бури Тескатлипока обладал всеми необходимыми качествами главенствующего бога. По легенде он родовой бог жителей Тецкоко, приведший их в места обитания и изгнавший живших там ранее богов и людей. Это поверье способствовало развитию культа Тескатлипоки. Впоследствии ему добавили статус бога судьбы и удачи, что неразрывно связывало его с судьбой народа, а следовательно, превращало в самого влиятельного покровителя. Изначально Тескатлипока считался главным врагом Кецалькоатля (это противостояние уходит корнями во вражду племен тольтеков и науа). В мифологии майя сохранилось множество легенд об этих божествах.
Тескатлипока считался не только богом дающим жизнь, но и её уничтожителем. В таком случае он принимал другие обличья: Нецауальпилли (голодный вождь) и Яоцин (враг). Тескатлипока также имел воплощение с именем Тельпочтли (молодой воин), так как майя верили, что его запас жизненных сил безграничен.
Ещё одно из его имен означает «ночной ветер» (Йоалии Ээкатль). Согласно поверью Тескатлипока носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание. Специально для Тескатлипоки вдоль дорог выставляли каменные скамьи, чтобы бог мог отдохнуть после своих путешествий.

Тескатлипока чёрный.

Галерея

Тескатлипоку обычно изображали с дротиком в правой руке, вложенным в копьеметалку. С зеркальным щитом и четырьмя стрелами в левой руке. Щит являлся символом его судейской власти над судьбой людей.

Литература

  • Р. В. Кинжалов, Мифологический словарь, гл. ред. Е. М. Мелетинский - М.:Советская энциклопедия, 1991 г.
  • Мифы народов мира, -М.:Большая Российская энциклопедия, 2003
  • Karen Bassie. Maya Creator Gods, -M.:Green Worldbook, London, 1998
  • Luis Spens. Мифы инков и майя.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тескатлипока" в других словарях:

    - («дымящееся зеркало»), в мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время главный бог племен науа и майя (см. Хуракан). Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников,… … Энциклопедия мифологии

    Тескатлипока - Тескатлипока. Рисунок из Кодекса Борджа. XV в. Тескатлипока. Рисунок из Кодекса Борджа. XV в. Тескатлипока в мифах ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Тескатлипока олицетворяет солнце как губительное начало, ночь … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Тескатлипока олицетворяет солнце как губительное начало, ночь, а также вечернюю и утреннюю звезду. В глазных впадинах и в руках статуй Тескатлипоки помещались зеркальца из… … Исторический словарь

    Тескатлипока - (ацтек.) – «дымящееся зеркало» – бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов. Т. олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звездами, поэтому его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами, или в виде его духа… … Мифологический словарь

    Тескатлипока - (Tezcatlipoca, на языке ацтеков — курящееся зеркало), в мифологии ацтеков главное божество, повелевающее четырьмя сторонами света. Т. олицетворяет солнце как губительное начало, ночь, а также «вечернюю и утреннюю звезду». Культовый центр… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    До испанского завоевания (16 в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Месоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тара сков, майя и др.) с первых веков до н. э. существовали… … Энциклопедия мифологии - Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано (Codex Magliabechiano), XVI в. Современное изображение Кетцалькоатля Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») на языке науатль имя божества древней Америки,… … Википедия

Под этим именем (в переводе – «Дымящееся зеркало») выступают в некоторых случаях первые четыре божества, порожденные Верховным владыкой, а в других – одно из этих божеств. Можно предположить (соединяя обе версии), что если три Тескатлипоки имели дополнительные имена – Кецалькоатль, Уицилопочтли, Шипе Тотека, – то один из них так и остался под общим именем.

Суть этих четырех богов тоже понималась по разному в различных преданиях. Ойи олицетворили четыре цвета (белый, черный, красный и синий), четыре природные стихии или элемента природы, четыре стороны света, а также четыре эпохи мироздания.

Сначала они трудились совместно, наводя порядок в мире. Согласно пересказу М. Леона Портильи, один из братьев, пожелавший возвыситься, превратился в Солнце и сотворил из пепла первых земных существ, которые питались только желудями. Остальные братья были возмущены таким поступком, но их успокоил Кецалькоатль (олицетворение мудрости). На землю был ниспослан потоп, все было смыто водой, а первые существа превратились в рыб. Так завершился первый век. Во второй период на земле появились чудовищные создания, которые вместо приветствия говорили: «Не падай, ибо тот, кто падает, падает навсегда». Но в конце этого века небесные чудища обрушились на земных, и все они погибли. Существа третьего века были уничтожены огненным дождем. Их сменили обезьянолюди, но и их мир был уничтожен – на этот раз шквальным ветром, бурей.

В дальнейшем четыре Тескатлипоки решили заключить мир между собой и совместными усилиями создали новую землю, новое небо, новых существ. Но не было еще ни света, ни тепла. Пылал божественный очаг, и кому то из братьев следовало броситься в него, вспыхнуть и вознестись на небо в виде Солнца.

Первым попытался вознестись черный Тескатлипока, самый дерзкий. Он четыре раза пытался броситься в огонь, но всякий раз отступал с испугом. А скромный Шипе Тотек – красный Тескатлипока – без колебаний прыгнул в пламя и вознесся на небо в виде Солнца. После него набрался храбрости и черный брат, но было уже поздно, и он обратился в Луну, которой дано светить лишь ночью.

Благодаря мудрости Кецалькоатля, который сошел в мир мертвых и собрал кости мужчины и женщины, а затем окропил их своей жертвенной кровью, появились первые люди. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

Наряду с такими обобщающими мифами, существовали другие, посвященные каждому из Тескатлипоков. Об одном из них – Кецалькоатле – мы уже говорили. Другой, Шипе Тотек, был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящим напитком октли. На торжествах жрецы облачались в кожи, содранные с принесенных в жертву людей. Этого бога считали покровителем золотых дел мастеров.

Третий брат – Уицилопочтли – был олицетворением голубого ясного неба, порой выступая и как солнечное божество. Но его имя указывает на более древнее тотемическое происхождение: в переводе – Колибри левша. Он был верховным богом некоторых племен, мифическим предком покровителем (об этом свидетельствует и его имя прозвище: ведь левши бывают у людей, а не у птиц).

В честь этого бога дважды в год ацтеки устраивали празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с мёдом (совершались и ритуальные обряды людоедства).

Черный Тескатлипока был богом ночи, звездного неба, севера, а также покровителем разбойников, воинов, жрецов. По сути своей он оставался двойственным, приносящим как горе, так и благо, своевольным («тот, кто распоряжается по своему усмотрению»), деятельным.

Предполагается, что первоначально он был божеством подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготавливались орудия труда и, главное, ритуальные ножи для заклания жертв, разрезания груди, после чего жрец, вынимая кровоточащее, пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу. Такие жертвоприношения совершались ежегодно. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался божеством, а все его пожелания исполнялись.

Особое почтение, которое оказывали наиболее гневливому и жестокому из четырех божественных братьев, проще всего объяснить обычным для многих племен опасением, что он то и способен причинить много зла. Поэтому его следует ублажать, умилостивить, расположить в свою пользу.

Подчеркнем, что олицетворение Тескатлипоков в виде четырех «первоэлементов», стихий – земли, воды, воздуха и огня – соответствует представлениям древних греков, индийцев и средневековых мыслителей Европы о структуре мироздания.



и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

К ецалькоатль («змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный близнец»), в мифологии индейцев Центральной Америки одно из трёх главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из которых наиболее важные: Эекатль (бог ветра), Тлаyискальпантекутли (бог планеты Венера), Шолотль (бог близнецов и чудовищ), Се-Акатль и др. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Первые изображения Кецалькоатля, обнаруженные в скульптуре ольмеков, относятся к 8-5 вв. до н.э. В этот период Кецалькоатль был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагy на поля, и культурным героем, давшим людям маис. В 1-6 вв. н.э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей (см. в ст. Миктлантекутли) и основателем культуры.


Кецалькоатль добывает людям пищy: превратившись в муравья, он проникает в муравейник, где спрятаны зёрна маиса, выкрадывает их и передаёт людям. Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календарю. В этот же период y Кецалькоатля появляются и функции покровителя жречества: по мифy, он является установителем жертвоприношений, постов и молитв. В последyющий период Кецалькоатль вступает в борьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет старого Кецалькоатля, и тот нарушает свои же запреты: пьянствyет, вступает в общение с сестрой. С его подданными - тольтеками происходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огорчённый Кецалькоатль покидает Толлан и удаляется в добровольное изгнание в странy Востока, где умирает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поражения в Толлане удалился на плоте из змей в восточнyю заморскyю странy Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана. Поэтомy, когда бородатые испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в год, посвящённый Кецалькоатлю, то первоначально ацтеки приняли предводителя испанцев Кортеса за возвратившегося Кецалькоатля.

Кецалькоатль изображался в виде бородатого человека в маске, с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями. Число его изображений в рукописях и на памятниках скульптуры огромно. К ацтекам почитание Кецалькоатля пришло от хyастеков, поэтомy в рукописях ацтеков он часто изображался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкуры ягyара, такая же набедренная повязка, нагрудная пластина в виде большой раковины, плюмаж из перьев кецаля. Главное святилище находилось в Чолуле (Мексика). Имя Кецалькоатль стало титулом верховных жрецов, правителей реального Толлана (Тулы).

Р. В. Кинжалов. Энциклопедия «Мифы народов мира» в 2-х тт.

Кецаль - малораспространенная птица, обитающая в труднодоступных высокогорных районах северной Гватемалы и близлежащем Гондурасе. Разноцветные хвостовые перья кецаля очень ценились и издавна были предметом роскоши, ими украшали одеждy знати.

«Коатль» - на языке ацтеков «змея». Кецалькоатль - человек-змей, «покрытый зелеными перьями кецаля», - один из главных богов в мифологии ацтеков, творец мира и человека, бог мудрости, созидания и вдохновения, покровитель ремесел.

Кроме того, в индейских хрониках повествyется о Кецалькоатле - великом владыке, удалившемся на Восток, чтобы вернуться впоследствии. Поэтомy индейцы так миролюбиво встретили испанских завоевателей, приплывших с востока в год, посвященный Кецалькоатлю, приняв их за вестников божественного владыки.

В книге «Сказание о Кецалькоатле» Хосе Лопес Портальо (писатель и политический деятель, президент Мексики с 1976 года) говорил:

Так вспыхивает свет и создается мир -
Его по-своемy образовать желает
Кецалькоатль - Перо на чешyе,
Орел-Змея, Паренье в небесах
и Стланье по земле.

Перевод М. Былинкиной

У индейцев майя Кецалькоатль назывался Кукульканом. Изображался он в виде пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее относится к VIII - V векам до нашей эры.

«Мифологический бестиарий»,
Калиниград, 1999



В центральноамериканских культурах доколумбовой эпохи змея (по-ацтекски коатль) обозначала пятый день календаря. Для всех, родившихся под этим знаком, она была по преимуществу негативным предзнаменованием, так как считалась бездомным и бедным существом. Люди, зависящие от этого знака, становятся разъездными торговцами и воинами, вынужденными кочевать с места на место.

Напротив, божественное существо Кецалькоатль, украшенное зелеными перьями птицы кецаль (кецаль - яркая зеленая птица, имеет перья на хвосте свыше двух футов длиной, и когда она летает, птица выглядит похожим на мерцающую змею), имеет высокое религиозное значение, причем оно соединяет в себе символические качества птицы и змеи как дуалистической системы, связывающей небо и землю.

…Коацекоалькос означает Святилище Змеи. Именно здесь в далекой древности высадился на берег Кецалькоатль со своими спутниками, прибыв в Мексику из-за моря на судах, борта которых блестели подобно змеиной коже

Г. Хэнкок, «Следы богов»

По легендам индейцев, Кецалькоатль отбыл из Центральной Америки морем, отплыв на плоту из змей.

Полярность птицы и змеи нашла отражение, в частности, в гербе города Мехико (по-ацтекски Теночтитлан), на котором изображен сидящий на кактусе орел со змеей в когтях. Эта комбинация имеет большое значение во всем мире как символ противоположностей и их соединения

Луркер М., «Орел и змея», 1983.


В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея.

Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу - пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время.


В книге де Бурбурга мексиканский полубог Вотан, рассказывая о своем путешествии, описывает подземный ход, который проходил под землею и кончался у основания небес, добавляя, что проход этот был Змеиною Норою, un agujero de colubra; и что он был допущен туда, потому что сам он был Сыном Змей или Змием.

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Теотиуакан - город богов, место, где люди становились богами; обитель тех, кто знает дорогу к богам. Легенда говорит о том, что пирамиды были построены великанами для того, чтобы превращать людей в богов. Храм Кецалькоатля - шестиступенчатая пирамида, высотой 22 метра. На нем сохранились остатки многоцветья красок, покрывавших его в древности. В оформлении преобладал скульптурный мотив в виде огромных змеиных голов, которые выглядывали из облицовочных плит и красовались по бокам массивной центральной лестницы. Удлиненные челюсти были отягощены клыками, на толстой шее у каждой змеи - венчик из перьев.

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.



Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э.

В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.

В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.

Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.



Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.

Кетцалькоатль - очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).

Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.



Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу.

В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком - Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) - Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) - Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) - Заостренный Нос.

Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) - Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем:

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.

От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».

Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».

Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

В какой-то степени ацтеки — это римляне Месоамерики. С ними пришли зависимость и страх перед смертью, или перед Тескатлипокой (Tezcatlipōca — Несущий Смерть). Ему противопоставляли ацтеки созидающую силу Кетцалькоатля, который воспринимался ими уже не как человек, а как бог. Единственное, что они сохранили и унаследовали в чистом виде — это восприятие пространства, которое у них символизировал Теотиуакан (Teōtīhuacān).

При этом ацтеки внесли путаницу в понимание Пяти Солнц. Знания, которые Кетцалькоатль представил как процесс прохождения через Пять Врат и Пять Солнц, были спроецированы ацтеками на временное измерение, коим Кетцалькоатль не пользовался. Поэтому ацтеки потерялись во временно-пространственных характеристиках и просто перекопировали майянские и толтекские символы и богов, слегка подкорректировав и частично изменив их имена. Конечно, к моменту появления ацтеков изменился ритм и плотность Земли, и знания, которыми пользовался Кетцалькоатль, стали для них сложнодоступными. В результате сам Кетцалькоатль стал частью определенной мифологической сути.

Толтеки пытались восстановить знания Кетцалькоатля. Они создали последнюю стройную систему знаний Месоамерики, которая в разрозненных частях дошла до нашего времени. Именно толтекам принадлежит заслуга понимания развития энергий, связанных с частотой в 260 Гц. Впрочем, система знаний, разработанная Кетцалькоатлем, заканчивается 22 декабря 2012 года.

Основа знаний Кетцалькоатля — это способность наращивать силу и энергию, что также дает ему имя Топильцин Ке Акатль Кетцакоатль (Topiltzin Cē Ācatl Quetzalcōatl — тот, кто управляет силой). Кетцалькоатль смог соединить три силы, с которыми взаимодействует человек: силу Земли, силу Неба и свою собственную силу, поэтому он воспринимается как Триединый владыка. Каждая из сил имеет свое название и божественный статус.

Тонакатекутли (Tonacatecuhtli) представляет самую совершенную силу в пространстве, равную 260 Гц, с которой может взаимодействовать разум человека. Она же называется Тринадцатым Небом. Это место, где уже ничто не может быть подвергнуто разрушению. Именно там живут те, кого люди впоследствии назовут «богами».

Мишкоатль (Mixcoatl) — сила преобразования, давшая понимание того, что нечто, изменяющееся в природе, изменяется и в человеке. Именно овладение силой Мишкоатля и дало возможность Кетцалькоатлю достичь понимания Тринадцатого Неба и передать его людям.

Осознанные возможности управления не только земными, но и небесными силами сделали Кетцалькоатля сверхчеловеком. Однако понятие Мишкоатля можно было бы несколько занизить, придав ему значение управления тотемными силами, и тогда его место займет Тескатлипока, чье ими связывают с переменами и мерцанием звезд.

Самое важное в связи с Кетцалькоатлем заключается в том, что, будучи рожденным от смертной женщины по имени Чимальман (Chimalman), он представил пространство, которое определил как точку отсчета в развитии на пути к Утренней Звезде, то есть к Тринадцатому Небу.

Где за один брался тростник-ориентир,
За два — трение, деяние, кремень,
За три — четыре направления или кролика,
За пять — шесть качеств, развиваемых при удерживании ориентира,
За шесть — шесть возможных изменений от трения кремния,
За семь — хижина, способность задавать частоту,
За восемь — увеличение направлений с четырех до восьми,
За девять — достижение сосредоточения…

Но для девяти нужна контролируемая форма — пространство, которое Кетцалькоатль определил на месте, известном как Тула (Толлан), где он создал качество совершенного индейца, а те, в свою очередь, этнос толтеков. Данное место породило девять имен, которые представляют земные свойства Кетцалькоатля. Это Чальчиутланецин (Chalchiutlanetzin), Иштлилькуэчаауак (Ixtlilcuechahuac), Уэцин (Huetzin), Тотенеу (Toteneuh), Накошок (Nacaxoc), Митль-Тлакомиуа (Mitl-Tlacomihua), царица Шиуикеницин (Xiutzaltzin), Истаккальцин (Iztaccaltzin) и Топильцин (Topiltzin).

Обычно их представляют как правителей Тулы. В реальности же они воплощают собой определенные свойства пространства, которые должен выявлять тот, кто стремится попасть на Тринадцатое Небо. Таким образом, Тула представляется особым местом, где могли совершенствоваться истинные и.

С этой позиции мы можем назвать и Кетцалькоатля ом. И именно из Тулы Кетцалькоатль ушел на Тринадцатое Небо.

Тула, в свою очередь, рассматривается как место, где находился вход в Яшчилан (Yaxchilán, одно из названий индейской Шамбалы, которая была выстроена майя в виде города). Впрочем, из Тулы есть ход и в подземный мир Миктлан (Mictlan), куда тоже наведывался Кетцалькоатль, изучая различные типы людей, живших в разное время.

Главной задачей Кетцалькоатля было достижение возможности трансформации костей, которые являлись основным камнем преткновения в процессе достижения Высшего Неба. Для этого он изучил природу семи вибраций, где последняя давала возможность трансформировать кость.

Чтобы достичь этого, Кетцалькоатль воспользовался возможностями шести направлений, где есть верх и низ (силу Утренней Звезды Тлауискальпантекутли и силу Вечерней Звезды Шолотль он назвал «осью»), а также четыре направления и центр — Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок.

Кстати, одним из искусств укрепления костей была игра в мяч. Другим важным элементом было создание божественного напитка, подчиненного силе воды — Тлалоку (Tlaloc) — то, что впоследствии дало жизнь таким напиткам, как пульке (pulque), мескаль (mezcal) и текила (tequila).

Кетцалькоатль создал замкнутое пространство — Тулу — в 980 году. Камни, к которым он прикасался, сохраняли его отпечатки. Кетцалькоатль был способен пролазить сквозь горы, изменять кости у жителей Тулы. Считается, что он победил чудовище Тлальтекутли (Tlaltecuhtli). Он также определил условия развития совершенного человека в течение 676 условных лет (тринадцати 52-летних циклов).

КОДЕКС БОРДЖИА

Кодекс Борджиа - месоамериканский манускрипт религиозного и ритуального содержания. Предполагается, что создан до испанского завоевания Мексики где-то в районе южной или западной Пуэблы. Кодекс Борджиа - основной манускрипт из группы манускриптов Группа Борджиа, которой он и дал название.

Кодекс сделан из кожи животного и разделен на 39 квадратных листов размером 27 на 27 см. Все листы кроме первого и последнего расписаны с обеих сторон, и читается с права налево.

Кодекс Борджиа назван по имени итальянского кардинала Стефано Борджиа, который владел манускриптом до того, как он попал в Библиотеку Ватикана. Предположительно нативное имя кодекса - Yoalli Ehecatl, что на ацтекском языке науатль означает "Ночь и Ветер", но принадлежность кодекса именно к науатль неочевидно и не доказано.

КОДЕКС БОРДЖИА: ИЛЛЮСТРАЦИИ

Иллюстрация 1

Иллюстрация 2

Иллюстрация 3

КЕЛЬТСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

КАРОЛИНГСКИЕ ИЛЛЮМИНИРОВАННЫЕ МАНУСКРИПТЫ:

ПРЕДГОТИЧЕСКИЕ МАНУСКРИПТЫ В РОМАНСКОМ СТИЛЕ:

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Посмотрите на символ Змея. Смысл его в том, что время догоняет и поедает самое себя. В вечном Круге всегда смыкаются Начало и Конец. Символ еще означает числа и их соотношения между Прошлым, Настоящим и Будущим. Одновременно это символ звездного года, звездного цикла и т.п.

Не знаю, как вам, а мне лично видится еще связь с классическим изображением Инь-Янь и Уроборосом.
На сегодняшней нашей лекции сложно обойтись без рисунков, поэтому взглянем на еще один. Здесь изображен… нет, вовсе не змей. Это ацтекский календарь. В нем 20 «кинов», каждый имеет знак и имя. Возле каждого рисунка 12 точек, что дает с самим рисунком священное число 13 - число «винапей» - месяцев в священном году. По этому календарю можно было точно знать имя каждого дня, а это было для ацтеков крайне важным.
Как же так - скажете вы? То 18, то 13, то вообще не пойми что?)
Дело в том, что майя смешали в себе довольно много индейских верований и астрономических знаний. Тольтеки привнесли к ним год Венеры и высший календарный цикл, длящийся 52 года (по 365 дней). Цикл включал в себя священный год цолькин (73 цолькина составляли ровно 52 года, поэтому майя признали календарь «правильным»). Кстати, на каждой стороне пирамиды - 52 каменных рельефа.
Одной из самых тяжелых загадок является изображение реактивного двигателя на крышке саркофага в этой пирамиде.

Легенды гласят, что будучи старым, Кецалькоатль был соблазнен своим антиподом Тескатлипокой - богом разрушений, землетрясений, войны, «тем, чьими рабами мы все являемся» нарушить свои же запреты. Будучи опоенным алкогольным напитком октли (перебродившим соком агавы), смешанным с мёдом, Кецалькоатль начинает пьянствовать, вступает в связь со своей сестрой, а его народ начинают подстерегать сплошные беды и несчастья. Кецалькоатль осознает созданные им самим проблемы и удаляется очень далеко-далеко на восток в заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, где и умирает. Тело его сжигают.
К несчастью для всего будущего индейских народов, он обещает вернуться. А поскольку Кецалькоаль был высок, строен, белокож и обладал тем, чем не обладал никто из индейцев - бородой, то приплывшие в Мексику испанцы были признаны этим самым Кецалькоатлем и взяли страну практически без единого выстрела.
Видимо, слишком велики были прегрешения старого бога, или же сама его смерть означала и смерть его народа. Впрочем, если не ударятся в мистику, то падение Кецалькоатля было вполне закономерно, поскольку правитель значительно опережал свою эпоху, а преобразование человечества рывками не удается совершить. Только медленной эволюцией.
Вы уже заметили, конечно, еще одну странность. Кецалькоатль изображался как человек в маске, с бородой, огромными губами, покрытый перьями. Или как змея в перьях (может, оттуда пошло выражение «чудо в перьях»?)) Дело было в том, что Кецалькоатль был уродлив. По индейским меркам.
Существует гипотеза, согласно которой, Кецалькоатль - один из древних викингов. Этим объяснялась его внешность и прибытие на лодке с востока. Однако, по меркам красоты майя линия лба должна быть перпендикулярна линии носа. Для того, чтобы это достичь, младенцам надевали специальные деревянные коробки на голову и деформировали ее нужным образом (майя специально проверили, что это не влияет на умственные способности). Если гипотеза справедлива, то несложно понять, почему не подвергшийся такому воздействию Кецалькоатль казался уродливым.
Говоря о невероятных совпадениях, нельзя не заметить фантастических пересечений верований христиан и последователей Кецалькоатля, конфуцианства и представлений о старом Кецалькоатле, верований о переселении душ и современно-древнего индуизма. Иногда кажется, что наша цивилизация родилась вовсе не в Африке, а в Центральной Америке, откуда откочевала в Старый Свет (который тогда - наоборот - надо называть Новым). Или все же представления Старого Света привез случайно забредший в Америку путешественник? Кто знает…