Стояние на коленях во время литургии. Московский патриархат воронежская митрополия россошанская епархия. – А что делать, если случайно услышал чужие грехи

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку - на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.

Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон - как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.

Земной поклон - как делать?

Сразу надо сказать о том, что поклон - это символическое действие, совершаемое еще с самых древних библейских времен и выражающее великое почтение Творцу всего земного и небесного - Господу Богу. Поэтому любые поклоны нужно делать очень неторопливо и со словами молитвы. Чтобы выяснить для себя, как правильно делать земной поклон, надо определиться в том, какие вообще бывают поклоны. Оказывается, есть великие - земные поклоны, а есть малые - поясные. А есть и простое преклонение головы.

При земном поклоне надо пасть ниц на колени и коснуться лбом пола. При поясном поклоне наклоняется голова вниз так, чтобы пальцы руки касались пола. Так при освящении Храма Господня, Даниил, когда был в плену вавилонском, и другие праведники Ветхого Завета. Этот обычай был освящен Самим Христом и вошел в практику Святой Церкви Христовой.

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание - прощение его по великой милости Господа.

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов - как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава -исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Итак, на любом богослужении положено:


Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

Особые правила поклонов

Итак, мы рассматриваем, что такое земной поклон. Как делать его правильно? Стоит учесть, что на службах могут присутствовать сестры-монашки. Многие прихожане, не зная правил, начинают подражать им и так же, как они, совершать поклоны. Или, наоборот, смотрят на них и смущаются.

Все дело в том, что монахи подчиняются своему особому уставу, а прихожанам надо придерживаться устава Отцов Святых, предназначенного для всей Церкви, чтобы постепенно раскрывался и познавался весь смысл богослужения.

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего - тихо встать на место и вернуться к молитве.

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Литургия - особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть - самую главную - опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.

Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:

  • Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
  • Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
  • Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
  • Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».

Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.

  • Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
  • Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
  • Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
  • Малый поклон при словах «И всех, и вся».
  • Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
  • Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
  • Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
  • Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
  • Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
  • Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.

Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.

Заключение

Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.

Человек - существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела - это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся . Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой .

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами .

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году - во время чтения молитв на вечерне .

Как читать дома молитвы - стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя . Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство...»

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

Вкусивший человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом .

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон - это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается .

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны , поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными .

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос...» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон - это поклон в пояс , когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени .

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм .

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, - это крестное знамение .

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения .

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься .

Крестное знамение - это напоминание о Кресте , на котором был распят . Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой .

Сначала складывают пальцы :

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота - во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча - во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон .

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие .

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу - , безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец - три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест - именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

25.10.2009, 11:37

***********.taday.ru/vopros/20162/185713.htmlВопросМожно ли вставать на колени в храме, когда служба окончена? Я очень смущаюсь, но душа просит такого обращения к Господу. пенсионерка
Брянск
ОтветУважаемая посетительница нашего сайта, церковный устав предполагает определенный порядок совершения земных и поясных поклонов во время богослужения, а также определяет периоды церковного года, когда от таких поклонов следует воздерживаться. Если говорить о ближайшем времени, то земные поклоны в Церкви прекратились в день Великого Четверга (исключением является поклоны у святой Плащаницы) и возобновятся только в день праздника Пятидесятницы, когда впервые на вечерне будут читаться коленопреклоненные молитвы.
Вообще же по Уставу земных поклонов мы не совершаем в воскресные дни и дни двунадесятых праздников.
В периоды, когда церковный Устав не отменяет коленопреклонения, Вы можете опуститься на колени перед святыней и вне времени богослужения.

25.10.2009, 11:39

"На второй вопрос, можно ли вообще становится на колени, можно ответить: здесь определяющими факторами могут быть местные обычаи и индивидуальное благочестие, хотя следует помнить те запреты, о которых я указал. Высшим правилом всегда должно быть милосердие, а не уставничество и канонический фундаментализм. Допустимо ли коленопреклонение на Литургии вообще? Конечно, многие русские, как католики, так и православные, становятся на колени во время "Отче наш" и даже во время чтения Евангелия. Некоторые из них делают это и по воскресеньям, хотя это неправильно, как я уже показал. Многие верующие хотят совершать великие поклоны перед иконами их святых покровителей. Такая практика не может регулироваться предписаниями, но зависит от душевного настроя. Правило хорошего тона: не устраивать спектакля и не досаждать другим своими назойливыми действиями."
***********.kiev-orthodox.org/site/worship/1434/

25.10.2009, 11:43

"Запрещение коленопреклонений и поста в воскресные дни является общим в христианской литературе, начиная с III века. Это запрещение распространялось на все семь недель Пятидесятницы(50 дней от Пасхи до Нед. Пятидесятницы). Это было нужно для того, чтобы выразить пасхальную радость: коленопреклонение и пост ассоциируются с покаянием и скорбью, а не с радостью; а стояние является положением, символизирующим Воскресение, воспоминаемое в воскресные дни и на протяжении всех пятидесяти дней Пятидесятницы. По-греч. воскресение anastasis имеет тот же самый корень, что и секулярный греческий глагол, который обозначает вставать или стоять.Эта ранняя христианская традиция, в конце концов, была систематизирована на I Вселенском (I Никейском) соборе, канон 20-й которого говорит: "Поскольку есть некоторые, преклоняющие свои колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все соблюдалось одинаково, угодно святому Собору определить, чтобы они стоя приносили свои молитвы Богу"

25.10.2009, 11:48

Когда я спросил у одного батюшки - почему в Воскресенье люди стоят на коленях, он сказал - не подойдешь же к каждому и не скажешь, что нельзя. В одном храме в центре священникв грубой форме сказал одной женщине на коленях, что нельзя в воскресенье стоять на коленях. В другом храме священниксказал прихожанам, чтобы они смотрели что делает священники и делали также - крестится - креститься, встает на колени - вставать на колени. В хотьковском монастыре на службе в воскресенье все повалились на колени -одна монахиня сказала - такой душевный настрой, что поделаешь.

Пауза НаПаи

25.10.2009, 12:54

Если я знаю (и даже иногда вижу),что священнослужители в алтаре во время молитвы и пресуществления вина и хлеба в тело и кровь Христовы (т.е. ближе к концу пения хором "Тебе поем,Тебе благословим,Тебе благодарим...") встают на колени в любой день недели - как же я-то не встану?Особенно при воспоминании о собственном недостоинстве вообще находиться здесь?И это вовсе не слова,а призыв души.

25.10.2009, 13:20

Я, конечно, сейчас напишу чистейшую отсебятину, но тут надо, наверное, различать совершение земного поклона и стояние на коленях.Я имею ввиду, что не надона Пасху(во все дни до Троицы) стоять длительное время на коленях. Например, самый простой пример,вынесли Дары - перекреститься, совершить земной поклон и встать, а не стоять до самого причащения, как мы это делаем в другое время. Меня, по крайней мере, уже давно бабки так научили делать (а лично у меня пока к бабкам никаких претензий никогда не было!:-)). По-другому совместить правила лично у меня не получается!
Есть же просто и такие случаи, что люди приходят на Пасху, на колени плюхаются и явно намереваются стоять так всю службу. А не преклонить колена, как написал Алексей Виноградов, тоже как-то не складывается....

25.10.2009, 16:29

1. "Земные поклоны, совершаемые касаясь головой земли и сразу поднимаясь, имеют глубокое символическое значение. Они символизируют нашу веру, что через грех мы пали на землю, а через искупление Христово вновь призваны на небо.В соответствии с этим Церковь устанавливает дни, когда земные поклоны прямо запрещаются, ибо противоречили бы смыслу празднуемого события. Такими днями являются прежде всего все воскресные дни, все дни Пятидесятницы и вообще все полиелейные дни, то есть дни, перед которыми совершаются торжественные всенощные бдения с полиелеем.
Особенно твёрдо устанавливается это правило для дней Пятидесятницыи всех воскресных, что соответствует, невидимому, древнейшему церковному преданию."

25.10.2009, 16:29

2. "Об этом свидетельствует тот факт, что запрещение поклонов в эти дни уже первым Вселенским Собором в 20-м правиле распространяется на всю Церковь. "Поелику, - говорится в этом правиле, - есть некоторые, которые преклоняют колена в день Господень и в дни Пятидесятницы, то дабы во всякой области всё было одинаково, Святой Собор постановляет, что в те дни должно стоя приносить молитвы Богу". Какое значение придаёт этому Церковь, видно из того, что постановление это повторяется ещё в ряде правил, причем VI Вселенский Собор в 90 правиле разъясняет, что воздерживаться от земных поклонов в знак почитания воскресения Христова следует, начиная с вечернего входа в субботу до вечернего входа в воскресение. Это разъяснение распространяется и на другие перечисленные выше дни."

25.10.2009, 16:30

"Стояние без земных поклонов, по изъяснению св. Василия Великого, есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощию Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине. Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над диаволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения. В день воскресения Церковь празднует эту победу и призывает нас не только прославлять её словесной молитвой, но и исповедовать её самым образом стояния в храме. Поэтому класть земные поклоны в эти дни так же противоречит всему духу праздника, как если бы кто на свадьбе присутствовал в трауре."

25.10.2009, 16:32

"св. Симеон Солунский: "Нет, - говорит он, - ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их? Разве ты не знаешь, что порядок соблюдается во всём по тому, как написано? Что Бог, как говорит Богоглаголивый, несть нестроения Бог, но мира и порядка? Что в Церкви соблюдается тот порядок, который установлен на небе?… Старайся не только сохранить, что принял, но и умножить принятое святыми приложениями и украсить это, как делали отцы наши. Подвизайся за святые уставы, чтобы, любя благолепие дома Господня и соблюдая святый чин, получить от Бога многоразличную мзду"."

25.10.2009, 16:32

Отсюда:

25.10.2009, 16:41

«От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило VI Вселенского собора).
***********.pravoslavie.ru/answers/6509.htm

25.10.2009, 16:42

«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-го Вселенского собора).

25.10.2009, 16:42

"Эти постановления дополняет 10-е правило святителя Никифора исповедника, патриарха Цареградского: «По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонить колена, прикладываясь к св. иконам» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. II, с. 579). Как видим, святые отцы различают преклонение колен (молитва на коленах) и поклон как символическое действие без молитвы (перед святыми Дарами, престолом, иконами, святыми мощами). Приведенное выше правило святителя Никифора имеет ввиду поклоны разовые (без молитвы), а постановления I и VI Вселенских соборов говорят о молении на коленях. Следовательно, правила не отменяют поклоны во все праздники (включая двунадесятые), кроме воскресных дней и дней святой Пятидесятницы."

25.10.2009, 16:43

"В некоторых монастырях Российской империи для единообразия поведения братии в храме вводились свои уставы о поклонах («аще изволит настоятель»). Один из таких опытов обобщен в работе святителя Игнатия (Брянчанинова) «Правила наружного поведения для новоначальных иноков» (Полное собрание творений, М., 2003, т.V, с.14 – 15). Внимательно относясь к этому труду, нужно помнить, что он никогда не претендовал на то, чтобы быть каноническим документом. Опыт этот мог иметь отличия от практики других известных российских обителей."

25.10.2009, 16:45

Вобщем,как я понял,Патриарх Цареградский сказал, что в воскресенья и тд.можно только преклонить колени без молитвы, но не стоять на коленях.

25.10.2009, 18:59

Ну, и контрольный вопрос: на "Достойно и праведно есть", получается, становимся и стоим на коленях до Богородицы, а на Пасху, в полиелейные праздники и в воскресения только стали и встали? Так,что ли?

25.10.2009, 19:06

Мне лично кажется: хочешь - вставай, хочешь - нет. Или есть какая-то принципиальная разница? Ведь это же не грех - на колени перед Господом вставать?...

25.10.2009, 19:20

Ирин, просто наступает момент, когда уже хочется разобраться, как правильно.......И, если, у кого-то этот момент не наступил, значит потом наступит. Ничего страшного....

25.10.2009, 20:19

«Сколь предосудительно беспорядочное совершение поклонов и крестного знамения, видно из Типикона или Церковного Устава (см. "О поклонех и молитве церковное законоположение"). Там подробно объясняется, как надо совершать поклоны, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина и обличаются при этом те, которые "не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити."

25.10.2009, 20:20

Подолжение "Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.»
***********.azbyka.ru/dictionary/15/grabbe_kak_podobaet_stoyan_v_hrame-all.shtml

25.10.2009, 20:20

Продолжение"Обычно в нашем интеллигентном обществе принято считать второстепенным, когда и как класть поклоны; считается, что каждый должен класть их тогда и так, как ему это по душе. Таким образом, нарушается единство молитвы, она делается уже не общей, а индивидуальной, хотя молящиеся и стоят в одном помещении."

25.10.2009, 20:23

Как я понял, речь идет о том, что крестные знамения и поклоны во время богослужения нужно совершать одновременно всем, единодушно, и ориентироваться на священника. А персональныекакие-то вещи-перед богослужением. Все же, может быть кто-то из священников этот вопрос прояснит, все это очень сложно...

25.10.2009, 23:16

На священника и диакона не всегда можно ориентироваться - у них свои молитвы и действия есть. Например, я обратила внимание, что когда диакон кадит у иконостаса в конце ектении, он кадит и кланяется Богородичной иконе, потом проходит против Царских врат и кадит и кланяется Христу, тут, под текст и прихожане крестятся и кланяются, а вот взяли люди моду (и я в том числе), кланяться, когда диакон Богородице кланяется. я потом спросила и получила в ответ, что буду я кланяться, когда с кадилом сама пойду. Поскольку пока и не планирую (fr)(fr)(fr),перестала.

25.10.2009, 23:23

А, кстати, вот ещё для преклонения коленей у наших предков были подручники. Сейчас они у староверов остались. Лапки и мордочка остаются чистыми:-$
У нас владыка одно время пытался переманить староверов из поморцев в единоверческий приход, есссно, силами нормальных православных, так я себе в ту пору такой красивенький подручничек и сшила и на Андрея Критского с ним хожу. Даже если в угол не забиваться, всё равно в темноте никто не видит, а кто и увидит, сообразит, в чём дело. Очень рекомендую!!!(Y)

25.10.2009, 23:36

Согласен. Для себя решил так. Изучу, что пишет Церковь когда можно и когда нельзя, например отсюда:
***********.azbyka.ru/dictionary/15/grabbe_kak_podobaet_stoyan_v_hrame-all.shtml
и буду в точности все исполнять.

25.10.2009, 23:38

Я обратил внимание, как красиво молятся монахи. С закрытыми глазами стоят, полная сосредоточенность. Крестятся только когда надо, поклоны тоже только когда надо, а не когдабаба Маша из первого ряда.

Кунжутик

26.10.2009, 01:09

А как правильно вести себя, если знаешь, что вот в этот момент не положено на колени вставать, а народ в храме считает иначе?:-DЯ сначала упорно стояла, а потом решила, что соборность наверное важнее "правильности", и теперь действую по принципу "как все"... может, тоже неправильно... но наверное менее неправильно, чем "как Бог на душу положит"...

26.10.2009, 01:17

а не когдабаба Маша из первого ряда.

Вот по этому принципу многие и действуют....Думают, что баба Маша с первого ряда уж точно знает....:-)

Кунжутик

26.10.2009, 01:45

Юля, не потому что баба Маша знает, а чтобы всем вместе... ну чтобы "едиными усты и единым сердцем" и во внешнем как-то проявляло себя...

26.10.2009, 03:23

Катя, я поняла вашу мысль. Это я не вас имела ввиду, а, скорее всего себя и многих начинающих. Я тоже раньше думала, что раз делают так, значит знают как правильно и повторяла.

26.10.2009, 03:38

А потом думала, что за священником надо повторять.:-DА сейчас поняла, что профан я в этом деле и надо серьёзно заняться изучением литургики....