Свято-успенский космин монастырь, владимирская область. Свято-успенский космо-яхромский мужской монастырь село небылое Яхромский монастырь

"Молитвенно просим вас, братия и сестры,
оказать посильную финансовую или материальную помощь
в восстановлении поруганной некогда святыни
- Свято-Успенского Космина мужского монастыря ".

Настоятель игумен Серафим с братией

Свято-Успенский Космин мужской монастырь стоит на Владимирско-Суздальской земле с начала 15 века. Древняя монашеская обитель малочисленна и малоизвестна: от Золотого туристического Кольца осталась в стороне и в популярные паломнические путеводители не попала.

Хотя здесь есть что посмотреть и чему поклониться. Живописнейший природный уголок на берегу реки Яхрень, согласно житийной литературе, был в разные века местом жительства двух почитаемых в православии святых: преподобного Космы Яхренского (конец XIV века) - основателя монастыря, и чудотворца Митрофана, впоследствии знаменитого епископа Воронежского (XVII - начало XVIII века). При участии этих божьих угодников на монастырской земле были возведены красивейшие православные храмы.

В тяжелые для церкви советские времена монастырь был закрыт, монахи арестованы и сосланы в лагеря, а святыни разрушены и поруганы.

"В Никольском храме устроили госбанк, сберкассу, отделение милиции, КПЗ. В Спасском - райисполком. В Успенском - склад. Монастырская трапезная превратилась в кабак. Колокола с колокольни были сброшены и разбиты", - описывает те темные дни в своем письме-обращении к православному миру нынешний настоятель Свято-Успенского монастыря, отец Серафим.

После возвращения в 1992 году монастырских земель и храмов РПЦ началось постепенное восстановление и реконструкция уникальных исторических памятников зодчества и культуры.

Путешествие в Небылое

Лай собак, узенькие улицы, покосившиеся заборы, неказистые домики, хмурые лица. Трудятся небыловцы в СПК "Небыловский" (другой возможности для заработка просто нет), в центре светской жизни - пивной ларек и сельский клуб.

Из именитых земляков - Георгий Вицин. По местному преданию, после Отечественной войны с Наполеоном в Небылом появился пленный солдат. Национальности он был неясной - то ли поляк, то ли француз. Звали его вроде бы Вицен, а может Винсент. Чужестранец женился на небыловской красавице. Спустя положенное время у него родились два сына - Егор и Иван. Потом и у Егора появились два сына - Кузьма и Михаил. Михаил Егорович Вицин как раз и есть родитель артиста Георгия Вицина. Насколько достоверна легенда - местные краеведы спорят до сих пор.

А то, что у села Небылово весьма солидный возраст, - это факт научно подтвержденный.

Первое официальное упоминание Небылова в сохранившихся исторических документах относится к концу ХIV века и прочно связано с именем великого московского князья Ивана Васильевича.

«Между 1464 и 1473 годами великий московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа "его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку», - по памяти цитирует летопись ведущий научный сотрудник музеев Московского Кремля Галина Щенникова.

В благообразной пожилой селянке, спешащей на праздничную службу в храм, довольно сложно угадать столичного музейного работника.

С Галиной Щенниковой мы еще накануне договорились встретиться в Свято-Успенском Космином мужском монастыре.

Ее готовность ради интервью поехать почти за 200 километров вначале показалось странной. (Галине предлагали выбрать время и место для встречи в Москве - отказалась). Как выяснилось, приехать в монастырь сама рада: небыловская глушь - ее родина, а с игуменом Серафимом связывает давняя дружба.

"Батюшка Серафим звал, вся братия монастырская долго готовилась к сегодняшней службе. По традиции на престольный праздник иконы святой Богородицы Яхромской в монастырь прибудет Владыка Еволгий, архиепископ Владимирский и Суздальский", - Галина объясняет, как нам всем повезло оказаться здесь именно сегодня.

По ходу интересуется, есть ли у меня платок: "В Космин монастырь редко туристы-паломники заезжают, поэтому уже обычного для крупных храмов "сервиса" здесь нет - платки "напрокат" не дают. Да и к женщинам в этой мужской обители строгое отношение".

Хотя без женщин даже в мужском монастыре, как выяснилось, - никуда. Прихожанки (в основном это жительницы села Небылое) на территории монастыря только ночевать не могут оставаться, а в остальное время с благословления батюшки Серафима кашеварят в трапезной, поддерживают чистоту в храмах и кельях, выращивают цветы на монастырском дворе и овощи на монастырском огороде.

Один из жителей Косминой обители, иерей Антоний объясняет присутствие слабого пола в стенах мужского монастыря так: " Исторически так сложилось. Еще две тысячи лет назад, при жизни Господа нашего Иисуса Христа, были дьяконисы, они имели особый сан посвящения, обеспечивали трапезу апостолам, раздавали еду нуждающимся".

Мужская обитель и ее обитатели

У ворот монастыря нас встречает настоятель игумен Серафим (Котенев). Заботливый хозяин гостей сначала ведет в трапезную, "откушать чем бог послал". После молитвы садимся за хлебосольный стол. Чего здесь только нет: и рыбка, и грибочки, и соления-варения и мед - все свое. "Монастырь, - объясняет отец Серафим, - как и много веков назад в основном живет натуральным хозяйством. Угодья небольшие: огородик, курятник, пасека, но монахам и трудникам (так иначе называют послушников), чтобы прожить, хватает".

За едой никто не разговаривает, за исключением пожеланий "здравствовать" вновь пришедшим к столу.

После обеда просим разрешения поснимать в трапезной фото и видео. Отец Серафим - против. Настоятель запретил снимать и келейный дом (место, где живут монахи).

"Что в этом может быть интересного?" Сказал - как отрезал.

Вообще, при всей внешней мягкости и спокойствии (напевный негромкий голос, добрый взгляд) чувствуется, что игумен Серафим - человек жесткий и волевой. Все огромное монастырское хозяйство и приписные к монастырю храмы держит под своим неусыпным контролем.

Труднику Евгению (в храме Евгений еще и на клиросе поет), проходя мимо, заметил, что двор не чисто подметен. У послушника Артемия строго спросил, готовы ли к службе просфоры. (Артемий, готовясь принять постриг, получил благословление на то, чтобы печь церковные хлебцы). Иерея Антония отчитал за то, что тот неподобающе одет: "Мирской наряд в келье оставлять надо, а то непонятно, кто ты - трудник или сан имеешь".

Даже давний монастырский знакомец настоятеля отец Андрей при игумене робеет. Так, например, наотрез отказался давать видеоинтервью: "Пусть настоятель говорит". Агентскому же фотографу на просьбу сделать снимок, подмигнув, сказал: "Если сможешь меня обмануть, так чтоб я не видел, снимай". Батюшка Андрей в Космином монастыре живет более восьми лет. Как он сам говорит, "без фамилии и "пачпорта". На все руки мастер - и красит, и штукатурит, и службы служит. Недавно самостоятельно освоил звонарское искусство: "Хотел, было, съездить, поучиться, да настоятель не отпускает. Здесь дел много".

Про себя и свою жизнь настоятель молчит. По рассказам же монастырской братии игумен Серафим - принципиальный, человеколюбивый и деятельный. Когда в конце девяностых годов отец Серафим пришел настоятелем в Свято-Успенский Космин монастырь, здесь был полный упадок.

"В храмах навалены груды мусора и птичий помет. Большинства икон не было. В верхнем пределе Спасского храма пол настолько прогнил, что нельзя было проводить там службы", - вспоминает то время настоятель.

Монашеские кельи в буквальном смысле соседствовали с учебными классами музыкальной школы, находящейся в одном из зданий монастыря. А службы в Спасском храме проводили, когда уйдут сельские библиотекари и посетители сельской читальни.

Постоянно в Свято-Успенском мужском монастыре живут не больше десяти монахов и около десяти трудников. Игумен Серафим говорит, что так было испокон веков. Космин монастырь малобратский.

Начинается день с утренних молитв и богослужения, ежедневно монахи трудятся по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших, а заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения.

"Монастырская молитва - она самая верная. Сразу на небеса доходит, - замечает Галина Щенникова. - Это главная работа в монастыре - молиться".

Косминские чудеса

Первая чудесная история связана напрямую с образованием монастыря и его создателем - иноком Космой (его мирское имя неизвестно).

Житие этого святого угодника было составлено суздальским агиографом Григорием в середине XVI века и сохранилось в нескольких поздних списках XVI-XVIII веков.

Согласно житийной литературе, Косма в отрочестве жил у одного боярина, который полюбил его за кротость и обучил грамоте.

Однажды этот боярин заболел и отправился в путешествие, ища спасения от болезни. Косма стал его сопровождающим.

Во время переездов они остановились у реки Яхромы. Преподобному Косме было здесь явление на древе иконы Богоматери, причем от этой иконы изошел глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь.

Больной боярин получил исцеление. В порыве радости по поводу совершившегося чуда он отпустил на волю Косму, после чего тот немедленно отправился в Киев и поступил в Печерскую обитель. Принявши пострижение, он проводил свою жизнь в строгом посте и молитвах.

Спустя некоторое время Косма, по внушению свыше, оставил Печерскую обитель и поселился на реке Яхроме, где совершилось чудо. Здесь он устроил свою обитель, куда стали скоро стекаться ревнители иноческой жизни. Настоятелем обители был избран сам Косма. Верный обетам иночества, он не оставлял подвигов молитвы и поста, в любви принимал странников и подавал спасительные советы ищущим спасения. Скончался Косма в глубокой старости, 18 февраля 1492 г. (по другим сведениям — 1578 г.).

Мощи его почивают под спудом в Успенском храме его обители, в 25 верстах от Суздаля Владимирской губернии. В этой же обители находится и икона, явившаяся преподобному Косме на реке Яхроме.

Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитается в монастыре в двух Ее иконах - Успение и "Яхромская". Правда, исконных древних чудотворных икон Богородицы в монастыре не сохранилось. Здесь стоят уже поздние списки с этих образов.

"Настоятель Серафим рассказал и о недавнем чуде - возвращении в стены монастыря иконы святых угодников Космы и Митрофана. Образ был выполнен мастерами 19 века и подарен монастырю.

Когда во времена советской власти монастырь закрыли, икона была перенесена в Покровский храм села Лыково, где службы не прекращались.

"После открытия монастыря мы долго просили у настоятеля покровского храма, отца Андрея, чтоб он нам эту икону вернул. Но он всегда находил причины для отказа", - рассказывает отец Серафим.

Буквально за неделю до перевода настоятеля Покровского храма в Нижегородскую епархию храм в Лыково обокрали. Среди нескольких икон грабители забирают и эту, с изображением святых угодников Космы и Митрофана.

"Все это случилось три года назад. Мы уже считали эту икону безвозвратно потерянной. А неделю назад случилось настоящее чудо", - говорит настоятель монастыря.

В Свято-Успенский монастырь позвонил человек, который где-то далеко за рубежом эту икону купил на аукционе. Не зная ни о монастыре, ни о святых, что изображены на иконе, зарубежный благодетель отыскал телефон настоятеля и вернул икону.

"Вот эта икона дивным образом опять вернулась на место своего исторического пребывания. Сама вернулась! Святые они сами уходят и сами возвращаются, в утешение наше", - заканчивает свой рассказ отец Серафим.

Большинство икон, украшающих монастырские храмы - дарственные, или возвращенные из музейных запасников Владимирско-Суздальской золотой кладовой.

Образ святой старицы Матроны попал в Космин монастырь из белгородской тюрьмы, его написал и украсил заключенный. С благословления отца Евгения Боровских, который курирует во Владимирской епархии все тюремные учреждения области.

"Помощь и сострадание всем нуждающимся, а люди, которые преступили закон, без сомнения нуждаются в божьем слове. Это важная задача любого из нас", - говорит игумен Серафим.

У настоятеля Космина монастыря давно есть идея организовать при одном из приписных храмов Православный Центр Социальной Реабилитации для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации. Это начинание благословил и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Но пока реализовать задуманное не получается из-за отсутствия у монастыря средств. Настоятель Серафим надеется на поддержку неравнодушных людей и ждет любой помощи.

"Для этого нужны немалые средства. В первую очередь нужно восстановить и реставрировать приписанные к монастырю храмы. Большая работа уже проделана. В двух из трех наших храмов, находящихся на территории Владимирской области, с помощью Божьей и при поддержке добрых людей уже сделан ремонт и проводятся службы", - рассказывает игумен Серафим.

Сейчас начаты работы по восстановлению храма Пресвятой Богородицы и Рождества Христова в селе Большое Лучинское.

Каменная постройка середины 19 века требует ремонта. Нужны средства на роспись стен и написание иконостаса.

Много незавершенных реставрационных работ, дел по благоустройству есть и на территории древней монастырской обители.

Отец Серафим скромно говорит об уже проделанной огромной части восстановительных работ.

"С Божьей помощью побелен и покрашен древний Успенский собор, восстанавливается потихоньку интерьер надвратной Никольской церкви. Обустроены кельи и трапезная", - рассказывает настоятель.

И уже совсем настоятель замалчивает о монастырских нуждах и проблемах.

За батюшку слово берет научный сотрудник Галина Щенникова: " Здесь еще работы невпроворот".

Древнейший монастырский собор Успения Божией Матери находится в аварийном состоянии, требуются немалые средства на первоочередные работы, не говоря уже о желательной реставрации его пятиглавия (ныне осталась только центральная глава).

Восстанавливаемый надвратный храм во имя Святителя Николая пока остается без главы, хотя уже подготовлен проект ее реставрации, - нужны деньги на дорогостоящие материалы и оплату труда мастеров. Система отопления, сделанная в некоторых монастырских помещениях в советское время, пришла в полную негодность и нуждается в замене. В монастыре до сих пор нет ограды и строений для хозяйственных нужд.

Свято-Успенский Космин Яхромский монастырь - небольшая древняя монашеская обитель во Владимирской области, на берегу реки Яхромы.

По преданию, монастырь был основан монахом Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Эта икона дала имя монастырю и стала его главной святыней. Косма Яхромский стал первым настоятелем монастыря и заложил первый, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Косма иногда покидал обитель ради проповеди и исцеления больных. Преподобный был похоронен в Успенском храме, у его мощей совершилось два документально зафиксированных чудесных исцеления.

В 1666 году игуменом монастыря стал будущий святитель . При нем монастырь превратился в крупный центр духовной жизни, а храмовый комплекс приобрел вид, который сохранился до наших дней: были построены каменный Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

В 1923 году монастырь закрыла советская власть. Первые реставрационные работы в Успенском храме были проделаны в конце 1980-х годов. Возвращен церкви монастырь был в 1996 году. В 2003-2005 годах в нем проводились серьезные восстановительные работы, ныне это уютная, красивая обитель. К ней приписаны четыре окрестных приходских храма.

Интересные факты о Космином Яхромском монастыре

    По преданию, преподобный Косма обрел икону Божией Матери, еще не будучи монахом. Он служил у престарелого тяжело больного боярина, вместе с которым во время путешествия остановился на ночлег на берегу Яхромы. Там ему явилась икона, от которой больной тут же исцелился, а сам Косма после этого чуда постригся в монахи.

    Облик иконы, которую обрел преподобный Косма, ныне достоверно не известен: согласно житию, это была икона Успения, однако в наше время под именем Яхромской иконы Богородицы почитается совсем другое изображение.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Косма был иноком Киево Печерской лавры, когда однажды ему было послано видение, в котором повелевалось отправиться на родину и там создать общину монахов. Он внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте. Позже Косма принял игуменство, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

В XV – XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое, и здания монастыря были отстроены вновь, но каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия.

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм, в котором находилась явленная Яхромская икона Божией Матери. Там же под спудом покоятся мощи преподобного Космы Яхромского.

Возведенный в середине XVII века Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. К сожалению, его внешний облик сильно искажен утратой четырех глав и колокольни (в настоящее время колокольня восстановлена в несколько упрощенном виде и в другом материале).

В 1665 году по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский.

При нем начинается строительство монастырского комплекса, сохранившегося до наших дней. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители.

Построенная игуменом Митрофаном церковь Спаса Нерукотворного Образа в течение последующих столетий неоднократно ремонтировалась, но основные ее части сохранились без существенных изменений. В период реставрации 1980 х годов она была восстановлена в своем первоначальном виде.

В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь – надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой.

Никольская церковь неоднократно перестраивалась в XVIII – XIX веках, сильнее других построек она пострадала и в советское время (ее современный облик почти полностью воссоздан реставраторами в 1980 х годах).

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

В 1726 году Успенский Космин монастырь как «малобратственный» был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.

В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа).

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. Часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, а в 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.

К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

В 1996 году монастырь был возвращен Церкви, а в 2004 2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем. На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения.

Храмы монастыря: Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

Святыни монастыря: иконы XVII XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон.

Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство

Владимиро-Суздальская Русь

Владимирская область - один из самых богатых в архитектурном отношении регионов России, к тому же избежавший разрушений в годы Второй Мировой. Это край широко известный и, благодаря близости к Москве, часто посещаемый. Главные центры области - Владимир и Суздаль - являются одними из ключевых пунктов "Золотого Кольца", лучшие памятники зодчества числятся в реестре Всемирного наследия Юнеско.
Область знаменита сохранившимися древними русскими городами Александров, Владимир, Гороховец, Кидекша, Муром, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный, их архитектурно-историческими, культурными и религиозными памятниками, местом православного паломничества - городом Суздаль (Александровский, Покровский, Спасо-Евфимиев, и Ризоположенский монастыри), уникальным архитектурно-ландшафтным памятником - Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. По области проходит основная часть маршрутов знаменитого Золотого кольца России. Часто посещаемым туристами местом стала историческая тюрьма «Владимирский централ».

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Косми́н Я́хромской монастырь) - православный мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области. Настоятель - игумен Серафим (Котенёв).

Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое. В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. В 1665 году по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая. В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения. В 1996 году монастырь был возвращён Церкви. В 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы. К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Литература

Козмин-Успенский-Яхромский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Усачев А. С. О дате смерти Козьмы Яхромского // Ключевские чтения - 2010. История России: личность, общество и природа страны: материалы всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. М., 2010. С. 402-404 Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 89-106. Усачев А. С…

Братия Свято-Успенского Космина монастыря смиренно просит Вас оказать посильную помощь в восстановлении Христорождественского храма и обустройстве при нем Православного Центра Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Храм находится в 20 километрах от Юрьева-Польского в селе Больше-Лучинское, бывшем некогда вотчиной князя Дмитрия Михайловича Пожарского, знаменитого деятеля Смутного времени, главы народного ополчения, освободителя Москвы от польско-литовского нашествия в 1612 г.
На месте деревянного храма, помнившего князя Пожарского, в 1861 г. на средства прихожан был выстроен каменный пятиглавый храм. В таком виде храм простоял до 1937 г., когда настоятель его иеромонах Аарон (Кошкин) был арестован и расстрелян в тюрьме г. Иваново. После гибели настоятеля Христорождественский храм был закрыт и разорен. Ныне братией Свято-Успенского Космина монастыря получено благословение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на восстановление храма и обустройство при нем Православного Центра Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Сметная стоимость первого этапа восстановительных работ — 5 миллионов рублей.
Молитвенно просим Вас оказать монастырю посильную финансовую или материальную помощь в восстановлении поруганной некогда святыни и обустройстве приюта для обездоленных соотчичей. Ведь восстановление разрушенных святынь и помощь страждущим соплеменникам — это участие в возрождении нашей общей обители — Святой Руси.
Верим, что Господь воздаст Вам сторицею и в этой жизни, и в будущей. Призывая на Вас Божие благословение, молимся о здравии и благополучии Вас и Ваших близких.
Из истории: Свято-Успенский Космин монастырь находится в селе Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области.
Основан монастырь в XV в. преподобным Космой на месте явления ему иконы Пресвятой Богородицы. По повелению Божией Матери он ушел в Киево-Печерскую лавру, а затем вернулся назад, основал обитель и собрал братию. Жизнь его, всецело посвященная Господу, не отмечена внешне заметными деяниями. Но после кончины Преподобного в обитель стали стекаться паломники, получавшие у мощей святого Космы исцеления и утешения, В 1665 г. игуменом монастыря стал иеромонах Митрофан, будущий святой епископ Воронежский.
Именно в Космине монастыре прославленный архипастырь начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии, что делает обитель привлекательной для почитателей Воронежского чудотворца.
В советское время монастырь не избежал участи множества монастырей и храмов. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции, KП3. В Спасском — райисполком. В Успенском — склад. В келейном корпусе — ветеринарный пункт, родильный дом, больница, детский сад, потом — столовая и пекарня.
По рассказам местных жителей, столовая вечерами превращалась в кабак. Старики вспоминают, как в 1936 г. снимали и разбивали колокола: «...Разбивали их небыловские мужики. Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали...»
Позже была разрушена и сама колокольня, были снесены главы, венчавшие храмы.
В 1992 г. Никольский храм первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье музыкальная школа и библиотека.
В последние годы в обители ведутся восстановительные работы. Храмы увенчались святыми крестами, возведена колокольня. Но это только начало большого и трудного дела, которое может успешно совершаться только при поддержке неравнодушных к своему Отечеству и национальным святыням добрых сердцем россиян. Нужны немалые средства на восстановление Успенского храма (XVII в.), возведение монастырской ограды, благоустройство территории. Также к монастырю приписаны четыре окрестных приходских разрушенных и обезображенных храма, при одном из которых, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, предполагается устроить Православный Центр Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Молитвенно просим вас, братья и сестры, оказать монастырю посильную финансовую или материальную помощь в восстановлении поруганной некогда святыни и обустройстве приюта для обездоленных соотчичей. Ведь восстановление разрушенных святынь и помощь страждущим соплеменникам — это участие в возрождении нашей общей обители — Святой Руси.