День крещения Руси — дата, история, поздравления, стихи, проза, смс. Ярославская область Крещение руси было 28 июля

Многие ученые-историки разделяют историю Руси на два этапа: до Крещения и после него. Крещение - это некий рубеж между древнейшей языческой историей нашего государства и средневековым христианским просвещением.

В 2010 году государство приняло решение об установлении праздника, посвященного Крещению Руси. Инициатором была Русская православная церковь. Смысл этого праздника получился двойственным — объединение русского народа по духовному и культурному направлению. Христиане на протяжении многих веков отмечают 28 июля день памяти святого князя Владимира , который и выступал главным инициатором приобщения русской земли к христианству.

История праздника

Христианская вера позволила русским землям объединиться. Когда богов много, то прийти к соглашению очень сложно. Вера всегда была камнем преткновения или связующим звеном в образовании альянсов. Людям необходим был лидер, который смог бы объединить их и повести за собой, потому что постоянные междоусобицы были очень изнурительными и лишали людей сил.

Вторая причина принятия христианства — это выход на новый уровень отношений с Западом. Европа в конце первого тысячелетия была на подъеме, а христианство помогало людям искать мотивацию для собственного развития. 988 год стал для Руси окном в новый мир, в новое время.

Инициатором был князь Владимир Красное Солнышко. До сих пор идут жаркие споры о том, как именно он пришел к решению принять христианство. Говорят, что его смогли убедить подданные, которых он отправил в поисках идеальной религии для своей страны. Они рассказали, что не видели ничего красивее и внушительнее церковной христианской службы. Решение было принято почти сразу.

Христианство приживалось на территории Руси длительное время. Люди, населявшие русские земли, не желали расставаться со своими богами и верованиями. Именно по этой причине до сих пор множество праздников являются церковно-народными. К таким праздникам можно отнести день Ивана Купалы, Масленицу и другие. Языческая вера оставила после себя некоторые напоминания, но борьба была жаркой. Многие люди погибли из-за своих устоев, от которых им не хотелось отказываться. Понадобилось без малого 300 лет, чтобы христианство стало повсеместным и не вызывало конфликтов.

Святой князь Владимир стал родоначальником процесса Крещения Руси, но не смог дожить до его завершения. Это были очень тяжелые, но важные времена для всех жителей страны. Только сейчас 28 июля начал превращаться из чисто христианского праздника в общенародный.

Традиции праздника 28 июля

В церквях, как и раньше, в этот день совершаются торжественные богослужения, ведь без этого дня тысячу лет назад, возможно, и не было бы ничего, что мы видим вокруг себя. В этот день читаются благодарственные молитвы Господу Богу и всем святым . Также люди молятся святому князю Владимиру, память о котором будет вечной.

«Пресвятой Владимир, князь всея Руси, воздаем тебе хвалу за подвиг, тобою совершенный, и за поступки твои, приведшие к просветлению и прозрению народа твоего. Молимся тебе, великий, чтобы ты не забывал нас в своих молитвах Господу. Моли Его о милости, о прощении грехов наших и о сохранении государства нашего. Защити нас от врагов, от войны и ненастий. Моли Господа о здравии и долголетии нашем, о светлом будущем родины нашей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После того как этот день стал государственным праздником, ежегодно 28 июля стали проводиться массовые культурные мероприятия. Священнослужители призывают в этот день творить только добрые дела и заниматься благотворительностью. Целью этого дня является сближение людей, объединение народа, пробуждение патриотических чувств. Это светлый праздник, в который люди должны делиться хорошим настроением, гулять и веселиться. Во многих городах будут открыты ярмарки, на которых будут выступать высокопоставленные люди из духовенства и политики.

В 12 часов дня можно будет услышать колокольный праздничный звон. Желательно посетить молебен и службу в церкви. Если у вас есть некрещеные дети, то в этот день окрестить их будет великой честью. Также можно принять великое таинство причащения.

Конечно, это не один из двенадцати самых главных праздников , называемых двунадесятыми, но его масштабы внушительны. 28 июля 2018 года — день объединения, радости, веселья и духовного просветления. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.07.2018 13:04

Наши советы помогут правильно подготовиться к Пасхе. Вы узнаете, какие испытания выпадают нам на последнюю, ...

Как и в других странах, в России отмечаются всенародные, профессиональные и другие праздники, а также важнейшие в жизни государства знаменательные события. Крещение Руси - это дань памяти святому равноапостольному великому киевскому князю Владимиру, благодаря которому христианство (православие) у нас с 988 года стало, по сути своей, государственной религией.

Впрочем, подчеркнем - церковь в России отделена от государства. Тем не менее, День крещения Руси в настоящее время приобрел поистине всенародный характер. Он, кстати, в 2010 году подкреплен соответствующим законом. Есть у нас таковой "О днях воинской славы и памятных днях России". Так вот, еще по просьбе патриарха Алексия Второго в него было внесено дополнение о праздновании 28 июля Дня крещения Руси. Важный шаг был одобрен Государственной думой, Советом Федерации и подписан президентом. Правда, день не рабочий, но это, отнюдь, не мешает праздновать его широко, можно сказать с размахом.

В связи с памятной датой - Крещением Руси истинные православные вспоминают и другой великий день - Богоявление, крещение самого сына Господня Иисуса Христа, который наступает в первый месяц зимы, в ночь на 19 января и который проходит при огромном стечение народа.

Главные действа, напомним, - торжественная литургия и освящение воды - проходят в старинном московском Богоявленском соборе в Елохове (на северо-востоке Москвы у Немецкой слободы). Кстати, в этом историческом месте царь Петр Великий имел одну из своих резиденций. Освящение воды проводится два дня - 18 и 19 января. Красноречивая цифра - в 2015 году по всей России было оборудовано более трех тысяч крещенских купален. По данным опроса ВЦИОМ в 2010 году, у нас 75 процентов россиян причисляют себя к православным христианам. Стало быть, в крещенские купели ежегодно окунаются и трижды осеняют себя крестом миллионы и миллионы наших соотечественников. Вода в Крещение Господне обретает целебные свойства. Она не портится. Принимай купели хоть в тридцатиградусный мороз - не заболеешь!

В Москве в Праздник Крещения уже не первый год проходит международный Рождественский фестиваль духовной музыки. Его инициаторы - маэстро Владимир Спиваков, выступления скрипачей которого "Виртуозы Москвы" известны всему миру" и митрополит Иларион (в миру Алфеев). Популярны в праздник выступления мужского хора Сретенского монастыря. В Белокаменную на Христово Воскресение приезжали церковные хоры мальчиков из Чехии и Великобритании, и своим пением умиляли прихожан до счастливых слез. Духовная музыка, в том числе и в исполнении известных органистов, звучит в соборах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов-мегаполисов. В них также выступают церковные хоры.

Вернемся, однако, к нашей первой знаменательной дате - 28 июля. Торжества в восстановленном главном храме Отечества Христа Спасителя как бы священными нитями связывают все христианские церкви матушки-России. В самом отдаленном ее уголке в храмах проходят торжественные богослужения. Свершаются крестные ходы, верующие перед иконами с ликом Христа возносят ему свои благодарности и молитвы. Священнослужители приходят в школы, колледжи, институты и встречаются с молодежью, рассказывают о великом религиозном празднике.

Кстати, в стране при храмах появилось множество православных приходских школ, где верующие дети приобщаются к христианству, изучают его историю, сегодняшнее православное бытие. Юные отроки в своих дивных, берущих за душу красно пениях, воздают славу Господу Богу, Дню крещения Руси.

От язычества - к православию

Надо сказать, что до крещения Руси наши предки поклонялись языческим богам. Главным из них был Бог-Громовержец по имени Перун. По преданиям старины глубокой, он покровительствовал князю и его боевым дружинам. Хор (Ярило) олицетворял солнце. Дажьбог - тоже солнечное божество - замыкал зиму и являл свету весну. Стрибог повелевал ветрами, снегом и дождями. Сварог был Богом-кузнецом. Сварожич олицетворял яркий огонь. Ну, и так далее и так по порядку. Князь Владимир был человеком образованным. Не зря его воспитанием занималась сама великая княгиня Ольга. С 970 по 988 год Владимир Святославович был князем новгородским. С 978 по 1015 - князем киевским. Он много общался с философами, учеными, богословами, в том числе и просвещенной Европы. Заметил, кстати, что в странах континента религия играет ведущую роль, объединяет народы вокруг государей.

После долгих размышлений он пришел к выводу, что Руси языческие боги не подходят. Надо бы выбрать себе религию, что покрепче, понятнее. И он встретился с представителями четырех тогдашний конфессий - болгар-магометан, латинян из Рима, хазарских евреев и греков-византийцев. Выслушал стороны о пользе их религий. Магометанство его не устроило: запрет на свинину, вино, обрезание. " У Руси есть веселие пить!" - возразил он болгарам. А что это за бог у евреев, если они все раскиданы по миру?! Нашлись у него и возражения на постулаты Рима. А вот, православие ему пришлось по душе, особенно пышность церковных служб в Царьграде (Константинополе по нынешнему), богатство и роскошь самих храмов. И великий князь в 987 году на совете бояр принял решение о крещении Руси по "закону греческому". Сам князь крестился в Херсоне (впоследствии Херсонес-Таврический) на юго-западе Крымского полуострова. Кстати, перед священным действом он ослеп. Родные его торопили: "Крестись, и прозреешь!" Приняв православие, он действительно прозрел, что было воспринят, как великое чудо. Крещение вместе с ним приняли верные бояре и дружина. А вот, массовое крещение киевлян произошло у впадении в Днепр реки Почайни. К слову, самого Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан пророк Иоанн Предтеча. И во время таинства Бог ему явился в трех ипостасях - отца, сына и святого духа. Князю Владимиру сей факт от греческих священнослужителей был известен.

Причины крещения Руси

Безусловно князь Владимир (в народе его величали еще: Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир - Красное солнышко) был на Руси всему голова. Но и окружение его в лице именитых бояр известную силу имело. Многие, конечно, крещению противились, боясь за вероотступничество гнева языческих покровителей. Но основная часть была "за" и исходила, во - первых, из стремления киевских князей быть равными европейским монархам; во-вторых - тоже стремлением, но теперь уже к укреплению государства по принципу "Один монарх - одна вера". При этом и сам князь Владимир и его верные бояре уже видели, что многие знатные киевляне давно, пусть даже в тайне, приняли христианство по византийскому образцу. Потому медлить было нельзя. И хотя процесс приобщения Руси к христианству занял многое время, у истоков его стоял князь Владимир, которого церковь позднее возвела в святые.

Последствия Крещения Руси

Они очень важны для судьбы даже сегодняшней России. Православная церковь стала опорой власти. Произошло четкое разделение христиан на православных и католиков. Русь стала одним из религиозных центров мира наряду с Римом. А Киевская Русь, в частности, превратилась с помощью православия в крепкое централизованное государство. Наконец - русские были приняты в семью европейских народов, их культура обогатилась ценностями континента. Да и Европа многому поучилась у нас. И этот взаимный обмен духовными и культурными ценностями продолжается и по сию пору.

Годы лихолетья

Сильно сотрясла и пошатнула основы православия в России революция 1917 года. Всем хорошо известно крылатое выражение ее вождя Владимира Ленина "Религия - есть опиум для народа!". Новая власть металась между, так называемым, "богостроительством", иными словами строить будущее Отечества в союзе с православием, и полным изжитием религии, как таковой. вообще. Возобладало последнее. И начались разрушение храмов, гонения на священнослужителей. Не пощадили даже храм Христа Спасителя в Москве. А ведь он был воздвигнут, во многом и на народные деньги, в честь победы России над Наполеоном в отечественной войне 1812 года и торжественно открыт в 26 мая 1883 года при императоре Александре Третьем. Главная церковь страны самым варварским способом была снесена. Взамен ее поначалу решили воздвигнуть грандиозный Дворец советов, но в силу разного рода обстоятельств от затеи отказались, и на месте храма появился открытый бассейн "Москва".

К великому счастью лихолетье закончилось здравым смыслом. В 1989 году власти решили порушенный храм восстановить, что при том же активном участии народа и было сделано. 31 декабря, как рас в канун нового 1991 года, восстановленный храм торжественно распахнул свои двери, и к нему устремились тысячи истинных верующих, православных христиан.

Возвращение к Богу

При Советах храмы самых разных религиозных конфессий, хотя и в уменьшенном числе, но существовали. Правда, заходить в них гражданам было не вполне комфортно: атеисты над православием не то, чтобы посмеивались, они категорически и активно выступали против него. И Боже упаси, было, хоть на минуту появится в церкви комсомольцу, а тем более партийцу: рисковали членскими билетами! Но пришли новые времена, СССР остался в прошлом (и об этом многие искренне жалеют!), и нынче не редкость, когда высокопоставленный чиновник, проповедовавший в свое время коммунистическую идеологию, трепетно стоит в храме с зажженной свечкой руках. Или ставит ее во здравие или за упокой. А что уж тут говорить о простых гражданах?! Они безбоязненно приходят в храмы, присутствуют на церковных службах, истово молятся, участвуют даже в праздничных трапезах. помогают своей конфессии материально. В частности, по православию можно привести такие любопытные цифры: если в 1987 году у нас было 6800 храмов, то теперь их стало более 27 тысяч! С 18 до 680 возросло число монастырей, в том числе и мужских. В стране разработана специальная программа строительства новых православных храмов, и в ее реализации активно участвует государство. Число истинно верующих неуклонно растет. И не только в православии. Они могут молиться в мечетях, синагогах, католических церквах. Свобода вероисповедания гарантируется Основным законом страны - Конституцией!

Утверждённый на государственном уровне праздник отмечается ежегодно двадцать восьмого июля без предоставления выходного дня. В России дата официально закреплена в законодательстве как памятная с 2010 года, в Украине признана государственным праздником с 2008 года. В обоих государствах праздник приурочен к крещению Руси в 988 году и одновременно ко Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.

История праздника

Еще за сто с лишним лет до всеобщего крещения христианская религия уже была известна на Руси. Сначала её пытался распространить князь Аскольд, но потерпел неудачу. Затем Игорь, а позже и Ольга прошли обряд посвящения в православие в Константинополе. Но до правления Владимира язычество преобладало среди населения. Да и сам Владимир Святославич долгое время был язычником, поклоняющимся Перуну.

После становления на престоле князь понял, что для сплочения славянских племен и создания единого государства необходимо что-то общее для всех. Решение нашлось в общем вероисповедании. Посланники князя посетили многие страны с целью изучения религий. В итоге выбор совершался между самыми популярными верованиями: исламом, католицизмом и православием. Летописи гласят, что представители этих религий приглашались на беседы с князем, в ходе которых каждый из адептов пытался склонить правителя на свою сторону. Выбор пал на православие, поскольку храмы Константинополя произвели на бояр самое большое впечатление, а особенности этой религии были признаны близкими по духу.

Но будущий креститель Руси не торопился с воплощением столь грандиозной идеи. Решающим фактором стала женитьба на Анне, сестре императоров Византии. Последние поставили условие: брак должен быть заключен с единоверцем. В итоге Владимир со своим войском принял православие, женился на Анне и вернулся в Киев. Здесь по его приказу разрушили языческие капища и провели обряд массового крещения людей в водах Днепра. Вслед за этим подобные обряды были осуществлены по всей Руси.

День Крещения Руси празднуют сегодня миллионы людей по всему миру. Точной даты Крещения Руси нет, но с 2010 года этот праздник отмечается на государственном уровне в России в день памяти святого князя Владимира, крестившего в 988 году Русь.

Это произошло в Херсонесе, в Крыму.

Под веками намоленными сводами Свято-Владимирского собора в Херсонесе находятся исторические руины древней церкви, в которой, по преданию, крестился князь Владимир.

Крещение Руси, как историческое событие

988 год - эту дату все знают со школьной скамьи. Она говорит о многом: на Руси закончило свое существование языческое многобожие, проникнутое мистическими обрядами и жертвоприношениями, и стартовала новая эпоха в истории духовного развития страны.

Момент принятия славянским народом крещения был зафиксирован в известной летописи, дошедшей до наших дней: «Повести временных лет». Согласно древнему историческому источнику, Таинство происходило в водах реки Днепр.

Многих мучает вопрос: почему князь Владимир остановил свой выбор именно на православном христианстве?

Владимир Ясное Солнышко

Киевский князь, равноапостольный святой Владимир - фигура в истории, прямо скажем, колоритная. Историки утверждают, что князь киевский отличался неуемной любовью к блуду. Кроме того, Владимир поклонялся языческим богам. По приказу князя в самом начале его правления в Киеве соорудили капище, в котором располагались статуи шести главных богов, почитаемых у будущих христиан, включая Велеса, Мокошь и Перуна.

Князь по натуре был завоевателем. Основное управление им страною сводилось к укреплению и расширению границ. Владимир мог бы за свои неблаговидные поступки и пристрастия снискать титул Кровожадного или Жестокосердного, если бы православие так вовремя не появилось в жизни славянского народа. Новая религия в корне изменила порочную душу, как будто человек заново родился.

И сегодня мы знаем князя, как Владимира Великого, Владимира Крестителя. Но самое красивое звание подарили святому народные былины: Владимир Ясное Солнышко.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.

Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека»

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век.Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?

Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. В 986 году к князю стали приходить послы с предложением принять их религию.

Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.

«Князь, - сказали они, - ты, кажется, мудрый и сильный, но не знаешь истинного закона; уверуй в Магомета и поклонись ему». Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства.

Затем пришли немцы-католики и заявили:

«Мы присланы к тебе от папы, который велел сказать тебе: “Вера наша есть истинный свет”…» Но Владимир ответил: «Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли». Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».

После этого пришли хазарские иудеи.

Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. «Знай, что христиане веруют в Того, Кого отцы наши некогда распяли, мы же веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина?» На это иудеи честно ответили: «Родина наша в Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на наших отцев, рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан».

Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?» Так ушли иудеи.

После этого в Киеве появился греческий философ. История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».

И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.

По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам».

На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». «Где же нам принять Крещение?» - спросил князь. «А это где ты пожелаешь, там и примем», - ответили ему.

Было необходимо лишь дождаться удачного момента для принятия христианства. Такой случай вскоре представился.

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. В 987 году в Византии возник мятеж против законных императоров. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай для неожиданного возвышения Руси на международной арене выдался самый походящий!

Князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя и медлили с женитьбой. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда император Василий, желая мирного исхода конфликта, отправляет Анну в Херсонес, напоминая, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником.

В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир ослеп.

Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога».Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.

Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.

Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей.

Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.

По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре.

Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого. Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра. Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре».

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Эти события - Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

На месте купели установлена плита из темно-серого мрамора с белым крестом, а рядом находится аналой с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонесский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Эта ценнейшая реликвия была передана в собор из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в 1859 году. Купель и аналой ограждает ажурная решетка из белого мрамора.

Среди святынь Свято-Владимирского собора частицы мощей 115 святых, прославленных в Православной Церкви. В алтаре Верхнего храма находится Корсунская чудотворная икона Божьей Матери.

По легенде, эту икону в Херсонес перенес сам князь Владимир.

28 июля православные храмы Украины, России, Белоруссии и других стран объединит волна колокольного звона,которая в полдень по местному времени начнется на Камчатке, докатится до Киева, Москвы и уйдет дальше в сторону Европы.........

"Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней и систему ценностей, моральная сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны ее разрушить, Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим и он объединяет все братские славянские народы".

Общим является и духовное наследие, в частности, монастыри и храмы, которые посещают паломники, невзирая на границы.

Православие - это то, что сильнее всего объединяет Белую, Малую и Великую Русь

Сегодня - день Крещения Руси…
День православия, день божьей благодати.
Вздымая руки к небу: - Господи, спаси!
Через сомнения в душе… мы стелем гати…
Когда-то… князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.
Во время смуты или тягостных годин
Колоколов церковных всем милее звуки…
Простолюдин по крови ты, иль - дворянин,
Нательный крестик помогал ослабить муки.
Руси защитникам: солдату, офицеру,
Лишь звуки музыки послышатся едва…
Текст - «…за Царя, за Родину, за Веру…»
Не просто громкие, - священные слова.
Храня историю, той… Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной… осколки…
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Владимир Кухарь

Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.