Конспекты логопедических занятий по оптический дисграфии. Упражнения для коррекции оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. I. Организационный момент
Разделы: Начальная школа
Занятие №1
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах
Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/
Задачи:
- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- расширить словарный запас путем словообразования;
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите
друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к
занятию. Для начала, прослушайте задание и
подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и
согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!
II. Основная часть
Введение в тему
– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова?
(Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего
занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые
отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С –
одной чертой, Ц – двумя.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)
– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться
различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка
логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы
сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух,
произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к
губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя
воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он
называется «свистящим». Звук простой. Голосовые
связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц
образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите
зеркало, (каждое движение языка логопед
показывает попутно) кончик языка упирается за
нижние передние зубы и одновременно
произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и,
выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и
произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается
толчком и непродолжительно. Звук взрывной,
сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся
звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику
звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;
2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)
– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире.
Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать,
какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда
течет вода из крана, Ц – так мама просит быть
потише. (Прикрепить символы рядом со
звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я
укажу на картинку. (2 раза)
3. Чтение слогов с доски (хором):
ца – са цо
– со цу –
су цы – сы
аца – аса оцо – осо
уцу – усу
ыцы – ысы
4. Игра «Хлоп и топ»
– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто
очень внимателен. Я буду называть слова со
звуками С – Ц. На слова со звуком С –
хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист,
сетка, пшеница, кастрюля, циркач)
5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).
– Перед вами слова-картинки, в которых
произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и
отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными
фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут
проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки,
следует уточнить место звука в слове: в
начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в
начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.
6. Списывание с доски.
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.
7. Графическое изображение слова.
– Поупражняемся в выделении слогов с буквами
С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу
продолжаем в тетрадях. Образец: са
___ ___
,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица,
гостиница, синица.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете
слово, считаете количество слогов, опираясь на
количество гласных, чертите количество
слогов, определяете место слога в слове,
записываете слог.
8. Отгадывание загадок.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.
1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)
2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)
3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)
4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)
5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)
6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)
7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)
8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)
9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)
10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)
– Внимательно прочитайте еще раз отгадки.
Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним
словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик,
названия птиц во второй. Подчеркните С – одной
чертой, Ц – двумя.
9. Физминутка «Сова»
– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков,
бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).
10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.
Упражнение «Он – она».
– Много существует профессий. Овладевают
профессией, как мужчины, так и женщины. Какие
профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном
назывании профессий. Когда вырастите, он
писатель, а она? (Писательница)
учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –
11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)
Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.
– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц?
Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово
«солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово
проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого
предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а
затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц –
двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!
Занятие №2
Тема: Дифференциация звуков С-Ц
Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
- учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
- активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
- развивать связную речь; зрительное внимание и память;
- соблюдать преемственность в работе с учителем;
- воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;
Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?
II. Основная часть
Введение в тему
– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос,
колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему
нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению
звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ.
Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.
Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с
буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на
предыдущем занятии.
1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.
– Уточним и сравним правильное произношение
звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На
доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка
упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под
напором выдыхаемого воздуха произносится:
С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При
произнесении звука Ц – кончик языка
упирается за нижние передние зубы и под напором
выдыхаемого воздуха одновременно произносятся
звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.
2. Воспроизведение чистоговорок.
Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы
3. Игра «Кто внимателен?»
– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.
4. Запись слов в два столбика С – Ц.
– Я диктую слова, а вы записываете их в
соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с
буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель,
хлебница, воспитатель, конфетница, садовник,
слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый
столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в
слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем
эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем
слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)
5. Работа с цифровым рядом
– Следующее задание на определение места звука
в цифровом ряду. Будем работать с черными
фишками. Напоминаю последовательность работы:
слушаете слово, проговаривая про себя,
определяете место звука, кладете фишку.
Сначала определим звук С: кастрюля,
снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь,
луковица, птица, офицер.
6. Составление словосочетаний
– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.
(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)
Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе
7. Физминутка
8. Работа у доски.
– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.
В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .
(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)
9. Чтение текста.
– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».
Наши друзья
В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.
Ответим на вопросы:
– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы
являются основным кормом для птиц, живущих в
лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего
нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь
нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса
являются птицы и звери. Они то и знают, что и как
защищать. Мы должны быть благодарны обитателям
леса за то, что у людей есть возможность прийти в
лес, полюбоваться его красотой, собирать
съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем –
людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную
информацию вы узнали?
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц?
Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
ГОУ для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии
во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида
учитель – логопед
Высшей квалификационной категории
Адамова Юлия Петровна
2012 г.
Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Цель:
Совершенствовать умение детей различать оптически сходные строчные буквы И – Ш на письме .
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить написание прописных букв И и Ш , выявить сходства и отличия.
- Уточнить артикуляцию звуков [И] и [Ш], закрепить связь между звуком и буквой.
- Тренировать учащихся в различении букв И и Ш в изолированном написании, в слогах и словах, в предложениях и тексте.
- Совершенствовать навык чтения.
Коррекционные:
- Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
- Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать умение координировать речь с движением.
- Уточнить и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные».
Воспитательные:
- Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
- Оргмомент.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на прогулку в лес. Давайте представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделайте вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.
- Звучит запись звуков леса.
Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка, стрекот кузнечика).
- Сообщение темы.
- На доске вывешен плакат с изображением леса.
Логопед: Ребята, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давайте их отыщем. (Ученики по одному подходят к доске, внимательно смотрят на плакат и обводят найденные буквы черным фломастером).
Логопед: Ребята, какие буквы вам встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).
Итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».
- Уточнение написания изолированных букв И – Ш.
Логопед: Из каких элементов состоит буква И? (из двух крючков).
Два крючка соедини
И получишь букву И.
- Учащиеся выкладывают прописную строчную букву И из двух крючков красного цвета.
Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из крючков, их три).
Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша:
Три крючка рядком стоят –
Ш запомнить нам велят.
- Учащиеся выкладывают прописную строчную букву Ш из трех крючков синего цвета.
- Закрепление связи между звуком и буквой.
Какой звук мы обозначаем буквой И? (Звук [И] ).
гласный .
Губы принимают форму улыбки, язык приподнимается кверху, между зубами расстояние. Преграды во рту нет. Звук легко тянется, поется.
* Логопед прикрепляет артикуляцию звука И к лицу мальчика.
Какой звук мы обозначаем буквой Ш? (Звук [Ш] ).
Дадим характеристику этому звуку: согласный, глухой, твердый .
Губы принимают форму рупора, язык – форму чашечки, поднимается к верхним коренным зубам. Во рту язык создает преграду, поэтому тянуть и петь звук [Ш] мы не можем.
* Логопед прикрепляет артикуляцию звука [Ш] к лицу мальчика.
- Уточнение сходства и различия изолированных букв.
Логопед: Ребята, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из крючков).
- А чем отличаются? (У буквы И – два крючка, а у буквы Ш – три).
- Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 2 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 3 синего цвета».
Потренируемся в различении букв И – Ш.
* Логопед предлагает учащимся карточки с заданием, на которых изображены шишки с цифрами 2 и 3 и пустыми окошечками, в которые учащиеся должны вписать букву И или Ш, соответственно цифре.
- Различение букв И – Ш в слогах.
- Логопед предлагает учащимся карточки с заданием: на карточках изображены два грибочка. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш.
Учащиеся по одному выходят к доске, берут там грибок, читают написанный на нем слог, и все вместе записывают этот слог на своих карточках на соответствующий гриб.
- Физминутка.
Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем Шагают высоко поднимая ноги.
Под листочком, под травинкой,
На пенечке, под осинкой Наклоняются и касаются руками пола.
Вот и гриб, не зевай
И быстрей его хватай! Хлопки в ладоши.
- Различение букв И – Ш в словах.
Логопед: В лесу росли дикие яблоньки. Посмотрите, сколько яблок с них упало. Давайте соберем их. Но яблочки не простые – на них написаны слова. Яблочки, на которых написаны слова с буквой И – отдадим ежику. Яблочки, на которых написаны слова с буквой Ш – положим себе в корзинку.
А теперь запишите по три слова себе на карточках (учащимся предлагаются карточки, на которых изображены ежик и корзинка, они записывают слова в зависимости от наличия в них букв И и Ш.
- Различение букв И – Ш в предложениях.
Логопед: Ребята, посмотрите, зайчишка принес нам письма с заданиями.
- Каждому учащемуся вручается конверт, в котором лежат слова. Из данных слов учащиеся составляют предложение.
А теперь запишите получившиеся предложения себе в тетрадь, выделив буквы И и Ш цветными карандашами: И – красным, Ш – синим.
- Различение букв И – Ш в тексте.
Логопед: Посмотрите, в лесу бродят разные животные. Подойдите к доске и возьмите себе по одному животному. На обратной стороне животного – текст с пропущенными буквами И – Ш. Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков нужные буквы: букву И – красной ручкой, букву Ш - синей.
Текст 1.
Л_с_ца – х_трый зверь. Ночью л_с_ца выход_т на охоту. Л_са лов_т лягу_ек, охот_тся за пт_цам_, зайцам_, мы_ам_. Л_су называют «Л_са – рыжая краса». Уж больно крас_ва л_сья _убка и пу_ _ стый л_с_й хвост!
Текст 2.
У_к_ у зайца дл_нные, а хвост_к - пу_ _стый и коротк_й. Задн_е лапы дл_ннее передн_х. _курка зимой у зайч_ка белая, а летом серая. Днем зайч_ки спят, а ночью выходят на кормежку. _ногда они подходят бл_зко к деревне и лакомятся сеном и кочерыжкам_.
Текст 3.
Белочка – очень хоро_ая хозяйка. Белка наполняет кладовые орехам_, гр_бам_, _и _кам_. Гр_бы она высу_ивает и нан_зывает на голые сучк_. Весной в бел_чьем дом_ке появляются бельчата. Белка – бесстра_ная мать. Она смело защ_щает сво_х малы_ей.
Текст 4.
Медведь – громадный, одетый в теплую _убу. Ход_т медведь так т_хо, что ни од_н сучок не треснет под ногам_. Лапы медведь став_т пальцам_ внутрь, а пяткам_ наружу, оттго и прозвал_ его косолапым. Голова у медведя боль_ая, _ея мохнатая, глазк_ - маленьк_е. Нюх у медведя очеь хоро_ _ й.
- Подведение итогов.
Какие буквы мы сегодня учились различать?
Из каких элементов состоят буквы И и Ш?
Сколько крючков у буквы И? А у буквы Ш?
Посмотрите, сколько шишек я набрала в лесу. Возьмите из корзинки столько шишек, сколько вы заработали на занятии. Давайте отдадим шишки белочке, а вас я награжу сладкими призами.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.
Предлагаемый курс коррекции данного нарушения письменной речи состоит из одиннадцати логопедических занятий. Конспекты занятий имеют определенную авторскую структуру. Каждое занятие завершается зрительным и слуховым диктантами. Во все занятия включены игровые и здоровьесберегающие технологии. Большое внимание на каждом занятии уделяется кинезиологическим и зрительным упражнениям. Система апробирована автором в течение нескольких лет работы на логопедическом пункте школы и дает стойкие положительные результаты при коррекции оптической дисграфии у младших школьников. Пособие адресовано логопедам школ и учителям начальных классов.
Структура обучающего логопедического занятия по дифференциации оптически схожих букв.
1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка. Цель: улучшить межполушарное взаимодействие, активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
2. Тренировка оптических стимулов.
Цель: развить зрительное восприятие, внимание, память и пространственные представления.
3. Введение в тему занятия (перешифровка звука в букву). Цель: закрепить умение соотносить определенный звук (фонему) с соответствующей ему буквой (графемой).
4. Сообщение темы занятия.
Цель: создать у детей мотивацию к дальнейшей работе.
5. Обучающий этап.
Цель: научить детей различать схожие на письме
буквы.
Последовательность работы на данном этапе:
- рассматривание образцов начертания смешиваемых букв;
- сравнение букв, объяснение их различий;
- использование мнемонического приема, облегчающего запоминание смешиваемых букв;
- буквографика (с закрытыми глазами рисование букв рукой, ногой, носиком в воздухе или пальчиком на столе);
- нахождение элементов каждой смешиваемой буквы;
- конструирование букв из найденных элементов, ниточек, бусинок или другого подручного материала;
- нахождение нужных букв среди других.
Оглавление
Введение
Занятие 1. Дифференциация букв a-o
Занятие 2. Дифференциация букв у-u
Занятие 3. Дифференциация букв n-m
Занятие 4. Дифференциация букв д-б
Занятие 5. Дифференциация букв к-н
Занятие 6. Дифференциация букв л-м
Занятие 7. Дифференциация букв и-ш
Занятие 8. Дифференциация букв х-ж
Занятие 9. Дифференциация букв щ-ц
Занятие 10. Дифференциация букв з-е
Занятие 11 (обобщающее). Дифференциация смешиваемых на письме букв
Список использованной литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Коррекция оптической дисграфии у младших школьников, Конспекты логопедических занятий, Яцель О.С., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт. Одной из составляющих данного факта является несформированность или атипичное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи. Вот почему проблема коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.
Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:
- Сохранный слух, зрение и интеллект;
- Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
- Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;
- Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;
- Готовность руки к письму.
Становлению навыка письма предшествует сложная психомоторная деятельность, подготавливающая перевод фонемных знаков в автоматизированные движения руки (кинемы), которые являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Анализ и сравнение букв, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы не являются для ученика начальной школы простой задачей. Одновременно с движением руки при письме должен осуществляться кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, т. е. чтением написанного. Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов и методы их коррекции описаны в ряде работ (Б.Г.Ананьев, 1976, И.Н. Садовникова, 1997, А.В. Ястребова, 1997, А. Н. Корнев, 2003, Р.И. Лалаева, 2004, Л. Г. Парамонова, 2006 и др)
Учеными выделяются разные виды дисграфии (акустическая, моторная, аграмматическая и др.), но в большинстве классификаций (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева Р. И. Лалаева и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия .
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.
По мнению О.А.Токаревой , оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.
М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с -, э - ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау - “а”), лишние (ш - ии”) и неправильно расположенные элементы (х - “сс”, т - “ш”).
При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в рече-зрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе. В связи с этим при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики оптических нарушений с фонематическими и ошибками кинетического запуска, имеющими другую этиопатогенетическую природу.
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя начальных классов, логопеда и родителей.
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям :
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:
Называние контурных изображений предметов;
Называние наложенных изображений предметов;
Называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;
Дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;
Определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета предлагается:
Подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...);
Называние цветов предметов, изображенных на картинке;
Группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;
Закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;
Закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
Соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);
Подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;
Построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
Показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;
Расположить игрушки по высоте;
Расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;
Обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
Обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
Прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.
Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:
Запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;
Запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;
Игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.
Игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд
Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.
В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
Ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
Ориентировка в окружающем пространстве;
Ориентация на листе бумаги.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:
Показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
Закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)
Соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:
Положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;
Покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)
Рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения
Учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
Кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
Развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;
Заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.
Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).
Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.
Просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.
Выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.
Аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.
Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:
Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;
Рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.
Выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.
Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:
Нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
Определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;
Превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
Дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;
Написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;
Нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;
Написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.
Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
в)в словосочетаниях;
г)в предложениях и тексте.
Дифференциация согласных:
а)изолированно;
б)в слогах и в словах;
в)в словосочетании;
г)в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.
4-й этап. Заключительный .
Цели и задачи
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии
Занятие 1. Дифференциация букв о - а.
Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.
Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.
Ход занятия
I . Оргмомент
1. Знакомство с таблицами.
Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2. Сравнение букв, сходных по начертанию.
Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.
II . Основная часть занятия
1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.