Пирография — выжигание по дереву для начинающих разными инструментами. Как научиться выжиганию по дереву Чем выжигают по дереву

Долг платежом красен)
Спасибо всем, кто задавал вопросы! Как обещала, отвечаю на все подробно и развернуто. Теперь у меня будет пост, который я смогу присылать всем вопрощающим для первоначального ознакомления)

Начну прямо по порядку отвечать)

- Сначала эскиз карандашом наносится или сразу прожиг?
Это как раз то, о чем я говорила в прошлом посте - личные художественные навыки и манера рисунка. Умеете экспрессивно хаотично наносить линии, из которых затем волшебным образом складывается единая картинка - прекрасно! Хотите подстаховаться - рисуете сначала эскиз 1:1, вносите нужные правки и переносите его на дерево.
Лично я часто перестраховываюсь, да. Потому что если что-то и можно исправить, то далеко не всегда. При моей особенности прожига, испорченные вещи в 99% случаев отправляются на помойку.
Но и импровизации, как рыба на картинке ниже, случаются)

- Сильно ли пахнет?
Сильно! Иногда приятно, иногда не очень. Особенно сильно и неприятно могут пахнуть при прожигании пороки древесины. Крайне неприятно и опасно пахнут клеи и лаки, если вдруг попадаются. Возможны ожоги глаз и слизистых дыхательных путей, не шутка! Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.

- Долго одна картинка рисуется?
Все индивидуально, зависит по большей части от размера и детальности. У меня на работу с достаточным количеством деталей, вроде той же Москвы, форматом А4, уходит от двух полных рабочих дней до недели.

- Сверху же лак?
Вовсе не обязательно. Если выжженая поверхность не предполагает активного контакта с жидкостями или другими вещами, то вполне можно обойтись и без покрытия. Чем хорошо выжигание - оно, в отличии от той же росписи, не выгорает, а выжженная поверхность сама являятся защищающим слоем, не пускающим в поры влагу, грибки и прочее. Нетронутая температурой древесина может потемнеть или выгореть, но прожженые участки останутся такими же даже через годы.
При желании все же дополнительно защитить поверхность, покрыть ее можно всем тем, чем обычно покрывают дерево: лаками, маслом, воском и их смесями и производными.

- Это же с фоток домики, много мелочей откидывать надо или по максимуму сохраняете?
Это тоже вопрос личных навыков и предпочтнений. Если мы выжигаем по фото, то стараемся сохранять максимум детелей, хотя в процессе что-то теряется, а что-то, наоборот, проявляется. Некоторые детали удается обозначить лишь намеком и полутенями, то есть они как бы есть, но не перетягивают на себя внимание.

-Как такие плавные переходы делаются и разные по тону части рисунка) одним выжигателем?
Я работаю одним выжигателем, паяльникового типа. Использую в основном одну насадку, которая уже стерта под мою руку, плюс периодически ее подтачиваю - это насадка в форме лопатки. Ею я и делаю переходы. Чем дольше задерживается "жало" и чем сильнее нажим на одном месте - тем след будет темнее, чем легче и быстрее проводимая линия - тем она светлее. Именно вариации сочетания "сила нажима+скорость штриха" и дают возможности своеобразной "палитры".

- Как добавить тона и шершавостей? ().
Именно при выжиганиии паяльниковым пирографом, можно добиваться объема и буквально шершавостей сильным нажатием на "жало" (см. фото с кошками). Или воспользоваться классикой - штриховать затемненные участки сильнее. Вот буквально, использовать паяльник как карандаш. На мой взгляд, кстати, наиболее похожие между собой техники - точно также возможны самые разные штриховки, точки и т.д. Для удобства только нужно выбрать наиболее удобную насадку, возможно как-то сточить под себя (например, убрать острые углы для более плавного скольжения).

- Подробнее про сам процесс: что, как, куда, в какой последовательности.

Первым делом выбирается и подготавливается эскиз, я все таки сторонник правок и ошибок на бумаге, а не на дереве.
Затем - подбирается и подготавливается поверхность под выжигание. Обычно достаточно легкой пошкурки - убрать заусенцы, пыль и все такое, что может нарушить рисунок.
Переносим изображение на поверхность - можно воспользоваться копиркой, но надо иметь ввиду, что она не очень легко удаляется с поверхности. Карандаш стереть проще, но оставшиеся частицы ластика могут картину попортить. В сложных случаях можно воспользоваться мелкой наждачкой и зачистить лишнее, а затем восстановить рисунок (если он повредился).
Ну и выжигание, собственно. Я делаю так: прожигаю контуры - нее сильно, буквально только наметить.А затем как раз и зачистить от разметки, выжженые контуры потом останутся. И дальше уже выжигаем по ним, обводя где надо, и где надо добавляя тон.
По завершении работы, можно по желанию добавить цвета - акрилом, морилками или акварелью. И также по желанию, покрыть лаком или маслом. После первого покрытия работа может оказаться шершавой - тогда полируем мелкой наждачкой и покрываем второй раз.
Остается только любоваться и гордиться собой)

- На чем лучше учиться? Что такое "сложное" дерево и не сложное?
Сложными для выжигания я называю хвойные породы. У них ярко выраженная структура годовых колец с разной плотностью. Эту особенность можно обыграть, но это требует опыта - прямые линии и равномерные участки "заливки" вывести будет сложно.
Точно так же сложно выжигать на плотной древесине с волокнистой структурой - дуб, бамбук.
Может показаться, что по этой логике легче всего работать с мягкими породами, но тут свои тонкости: мягкая, рыхлая древесина прожигается сразу сильно вглубь.
Идеально, на мой взгляд, для выжигания подходит береза (и, соответственно, фанера из нее), как и любая другая плотная, однородная, светлая древесина. (например, бук.) Ну и липу, как наиболее доступную, исключать все же не надо, к ней можно приспособиться.

- Паяльниковые пирографы, и петельные - с каким лучше начинать тем, кто ни разу не пробовал?
А тут я не советчик совсем. Я выжигаю паяльником, приспособилась и подружилась с ним настолько, что совершенно не представляю, как можно делать то же самое петельным выжигателем. У da_masyanya_ya наоборот)
Так что начинающим я бы посоветовала попробовать и то, и другое, и прислушаться к своим ощущениям. И вообще, и к выбору инструмента, и к выбору материала, лучше всего подходить с позиции собственного опыта, собственных предпочтений. Пробовать разное, пробовать много, но всегда отслеживать - как получается лучше, на чем идет легче, с чем работать приятнее)

Вот, вроде бы ответила на все)

Спасибо поучаствовавшим! Выводы сделаны, начинаем собирать и систематизировать информацию. А уж в каком виде все это материализуется, время покажет.

Продолжать задавать вопросы можно и нужно! Единственная просьба, сначала ознакомиться со всеми полезными материалами в этом блоге по данной теме) Ссылки, как всегда, прилагаю)

Пирография - интересное занятие, ведь оно включает в себя выжигание по дереву, коже, ткани. Освоить его вам поможет мастер-класс и пошаговые фото, а также подробное описание каждого урока.

Что такое пирография?

Не все знают, что этот вид искусства возник в глубокой древности. Когда люди начали использовать огонь, некоторые научились, нагрев на нём металлическое орудие, создавать этим инструментом различные узоры и рисунки.


В современном мире придумали аппараты, которые выжигают на различных материалах. Если вы только осваиваете это искусство, купите недорогой пирограф. Такие созданы для детского творчества.

Для выжигания по дереву вам потребуется доска, лучше всего взять разделочную. Она уже достаточно обработана, чтобы можно было выжигать на ней различные рисунки, орнаменты или начертать поздравительные надписи.

Для пирографии берите деревянные изделия из березы, вяза или липы. Такие подойдут лучше всего. А вот, например, дуб твердый, поэтому на нём почти невозможно выжигать.


Если вы планируете методом пирографии сделать картину, тогда возьмите заготовки из фанеры.

Теперь нужно выбрать рисунок. Переведите его на подготовленную деревянную поверхность при помощи копирки. Если вы хорошо рисуете, тогда изобразите любимый сюжет карандашом, а какие-то лишние черты можете стереть ластиком.

Следуя инструкции, нагрейте пирограф за положенное время, а затем начинайте выжигать его кончиком. Следует быть очень осторожными.

Так как инструмент сильно раскаляется и им можно обжечься. Если вы хотите получить глубокую линию или вмятину на деревянной поверхности, тогда нужно нажать на неё посильнее. Для более лёгких штрихов пирографом прижигают доску без сильного нажима.

Вы можете оставить свою работу в таком виде или покрасить ее акварельными или акриловыми красками. Закрепите их при помощи акрилового лака, который наносится сверху.

Таков алгоритм выжигания по дереву. Если вам захотелось прямо сейчас создать свою авторскую работу, тогда посмотрите представленный мастер-класс.

Выжигание по дереву - мастер-класс

Когда вы освоите данный вид искусства, то сможете видоизменять пирограф. Посмотрите, здесь у этого прибора поменяли ручку, чтобы можно было вставлять сюда различные насадки.


Такими можно будет наносить узкие полосы. Если нужно сделать широкие, тогда используйте обычный выжигатель. Он идет в комплекте со сменными насадками.


Возьмите разделочную доску и нарисуйте на ней карандашом от руки рисунок или переведите его при помощи копировальной бумаги.


Теперь возьмите пирограф, нагрейте его до нужной температуры и начинайте выжигать сначала края рисунка.


Следите за тем, чтобы слишком сильно не надавливать доску. Также обратите внимание на то, чтобы не пережечь её.

Теперь поменяйте тонкую насадку на более широкую и сделайте фон темнее. Для этого нужно нагретым кончиком пирографа наносить штрихи, параллельные друг другу.


Где-то эти детали делайте более тёмными, а где-то посветлее. При помощи тонкой насадки обозначьте прожилки в листьях. Сделайте более плавные переходы от темных к светлым сторонам.


Осталось сделать несколько последних штрихов и можно с удовлетворением разглядеть конечный результат.


Вообще, в пирографии используют два способа выжигания. Можно оставить поле более светлым, чтобы на его фоне темный рисунок красиво смотрелся. Или же, наоборот, сделайте фон темным, тогда светлые элементы будут очень выразительными на нём.


Если вам понравилось, тогда ознакомьтесь еще с одним интересным мастер-классом. Он научит делать пятнашки для квеста.

Выжигание по дереву - делаем пятнашки


Это итоговый результат. Чтобы он у вас получился, сначала нужно будет взять:
  • фанеру или мебельный щит шириной 18 мм;
  • выжигатель с насадками;
  • электрический лобзик;
  • угольник;
  • ручной фрезер;
  • карандаш;
  • шаблоны.
Из мебельного щита нужно вырезать два квадрата. Один будет со сторонами 600 мм, а второй со сторонами 518 мм. Таким образом вы сделаете основу для игры и для плиты, из которой затем вы напилите квадратики. Выберите рисунок, который станет красоваться на пятнашках.


При помощи копирки переведите его на деревянную поверхность и начните выжигать. Чтобы линии были ровными, и рука не дрожала, используйте металлическую линейку. Приложите ее к фанере или к мебельному щиту и выжигайте прямые линии.


Как видите, сначала при помощи тонкой насадки нужно обвести контур рисунка. Теперь используйте ее или более широкую. При помощи этих приспособлений нужно заполнить внутреннюю часть каждого элемента, заштриховать их.


Вот как далее делают выжигание по дереву. Если вы также используете рисунок часов, нанесите циферблат. Конечно, предварительно его нужно нарисовать, используя шаблон. Помогайте себе линейкой, и у вас всё получится.


Также при помощи этого инструмента и карандаша теперь вам нужно расчертить полученную основу на квадратики, чтобы у вас получилось 16 штук.


Затем их нужно распилить, используя электрический лобзик.


Прикрутите боковые планки, ширина которых 4 см, к основе. Используйте струбцины.


При помощи фрезера или шлифовальной машинки сделайте края планок более закруглёнными. Затем останется пройтись по ним и другим элементам мелкой наждачной бумагой.

Вложите внутрь основы пятнашки, чтобы затем ребёнок смог собрать их в правильном порядке.


Вот так выжигание по дереву поможет сделать интересную игру.


Но можно использовать искусство пирография, работая и с другими материалами. Очень интересно применять ткань, затем оплавлять элементы, чтобы получить живописные цветы. В связи с этим вашему вниманию предлагается следующий мастер-класс с пошаговыми фото.

Пирография или как сделать цветы из атласных лент


Чтобы получить вот такое живописное творение, возьмите:
  • атласную ленту, ширина которой 5 см, вам потребуется зелёная и красная, розовая или белая;
  • нитки;
  • тонкую острую иголку;
  • ножницы;
  • листочек бумаги;
  • свечку;
  • клеевой пистолет или клей для текстиля;
  • бисер или готовые тычинки;
  • отрез фетра;
  • заколка, булавка для заколки или резинка для волос.


Сначала нужно сделать шаблон лепестка. Для этого используйте бумагу в клеточку, по ней легко создавать ровные элементы. Сначала нарисуйте прямоугольник высотой 5, а шириной 2,5 см. Сложите листочек пополам и вырежьте лепесток.


Теперь можно прикладывать его к ленте и вырезать.

Чтобы атлас не скользил, крепко держите заготовки руками или скрепите их на время канцелярскими зажимами. Не скалывайте эти две детали булавками, так как эти предметы оставят в них неаккуратные отверстия.


Всего вам нужно будет создать 6 таких одинаковых лепестков.


Теперь cделайте похожую выкройку из бумаги, но на 5 vм меньше предыдущей. Понадобится ещё одна выкройка, она будет меньше второй также на 5 мм. Вырежьте ещё по шесть лепестков двух видов деталей представленных размеров.


Теперь нужно их обжигать. Для этого подержите края каждого лепестка над пламенем свечи. Вряд ли у начинающих получится с первого раза сделать всё так, как надо. Поэтому сначала потренируйтесь на ненужном клочке атласа, чтобы удостовериться, на каком расстоянии и какое время нужно держать его около пламени свечи.


Когда вы освоите этот этап работы, также возьмите лепесток, опалите его края. Теперь нужно действовать быстро, но аккуратно. Возьмите эту заготовку за холодную часть и осторожно потяните её в разные стороны. Тогда лепесток выгнется, как на следующей фотографии.


Чтобы придать ему дополнительную форму, подержите в течение нескольких секунд лепесток надо огнем, используя пинцет.


Лепесток выгнется и будет иметь нужную форму. Таким же образом нужно видоизменить и другие подобные заготовки. Теперь необходимо собрать их, сшив швом вперёд иголка.


Собирайте цветок в шахматном порядке, начиная с больших лепестков. Тычинки нужно сложить пополам и поместить внутрь цветочка. Закрепите их, прошив нитью.


Вырежьте листики. Для одного возьмите отрез зелёной атласной ленты и опалите его срезы с двух сторон над пламенем.


Подтяните к середине 1 и 2 уголок и зафиксируйте заготовку в таком положении швом вперёд иголка. Теперь нужно подтянуть нитку и сшить противоположные кончики между собой.


Краешек зашейте при помощи потайного шва и закрепите нить с обратной стороны листика.


Вот так при помощи пирографии вы создали элементы цветка. Теперь их нужно соединить между собой. Для этого приклейте два листика на кружочек зелёного фетра. Затем нужно приклеить или пришить на него сам цветок, а сзади при помощи клеевого пистолета прикрепите на фетр заколку или резинку.


Вот так при помощи пирографии вы сможете создать замечательную заколку. Но можно выжигать не только по дереву и нагревать ткань, чтобы получить красивые вещи. Ознакомьтесь еще с одним материалом, который используют для данного рукоделия.

Пирография по коже

При помощи выжигания на данном материале вы сможете сделать украшения или декорировать уже готовые вещи. Для этого вам понадобится лазер, паяльная лампа или выжигатель.


Посмотрите, как сделать заколку в виде рыбки.


Сначала возьмите:
  • кусочек светлой кожи;
  • пирограф;
  • кальку;
  • копирку;
  • маркер;
  • ножницы.
Переведите понравившийся рисунок рыбки на кальку. Так как такой лист очень тонкий, можете затем приклеить данный шаблон к листу бумаги.


Положите заготовку на кожу и обведите её маркером.

Лучше использовать коричневый маркер, под цвет следа от выжигания, чтобы впоследствии не стирать лишние черточки.


Теперь нужно нарисовать мелкие элементы, по которым вы будете выжигать.


Вот как дальше происходит пирография по коже. Сначала пройдитесь выжигателем по контуру рыбки, затем прижгите по нарисованным разметкам внутри. Остудите заготовку в течение пары минут и вырежьте рыбку по контуру, оставив немного свободного пространства снаружи для припусков.


Теперь нужно раскрасить рыбку, для чего можно использовать самые различные средства:
  • краску для кожи;
  • фломастер;
  • маркер;
  • акриловые краски;
  • контур и т. д.
С обратной стороны заготовки приклейте лоскут мягкой кожи контрастного цвета и вырежьте ее. Можно оставить небольшую окантовку или не делать этого. По желанию покройте поверхность рыбки лаком, чтобы она хорошо блестела.

Сделайте две прорези в данной заготовке, чтобы вставить в них обработанную деревянную палочку.


Вот такой шедевр получится.

Освоив эту работу, вы сможете создавать картины, сначала - с более простыми рисунками.

Возьмите:

  • кожу;
  • кальку;
  • прибор для выжигания;
  • разметчик;
  • краски.
Сначала переведите выбранный рисунок на кальку. Затем приложите ее к лицевой стороне кожи и обозначьте при помощи разметчика.

Используя пирограф, начните выжигать.


Сначала обозначьте изображение более тонкими линиями, потом пройдитесь по ним пирографом ещё раз, сделав их более значительными.

Таким образом можно смастерить портрет, чтобы затем подарить его. Также переведите тот на кальку, а потом при помощи разметчика - на кожу. Сильно не нагревайте пирограф вначале, чтобы линии не получились слишком глубокими.


Можно оставить рисунок таким или разукрасить его. Хорошо смотрится цветной кожаный ремень, красочный пейзаж.


Если вы хотите нарисовать природу, тогда используйте такие краски, чтобы передать ее красоту. Но при выжигании на коже будет исходить специфический запах. Работайте в проветриваемом помещении, чтобы удалить его.

Очень интересно смотрится и пирография на стенах. Но нужно действовать с соблюдением всех противопожарных норм, чтобы случайно не поджечь дом. Если вам по душе пернатые - пусть по утрам они встречают вас у выключателя.


Если хотите видеть на стене портрет бурого медведя, тогда сначала переведите его изображение на стену, затем сделайте выжигание по дереву по контурам косолапого. Останется обозначить черты его мордочки и осторожно сделать множество мелких чёрточек, чтобы показать, насколько пушистый мех у данного зверя.


Как всегда, предлагаем вам в заключение посмотреть видео мастер-класс. Ознакомившись с ним, вы узнаете, как выжигать по дереву.

Посмотрев мастер-класс, вы научитесь выжигать розу:

Доброго времени суток, мозгоремесленники ! Сегодня я поделюсь своими наработками в области выжигания по дереву или пирографии, применяя которые вы сможете своими руками создать настоящий шедевр!

Инструмент для выжигания

Инструмент для пирографии можно подобрать любой: от дешевого до дорогого. Мой первый выжигатель был из супермаркета, в комплекте к нему шли 5 различных насадок и, в принципе, он выполнял свою работу на отлично. Но со временем, я стал его применять только для заливки фона, так как при многочасовой работе с ним он начинает медленно «жарить» пальцы, да и жало раскаляется так, что теряется точность.

Поэтому я приобрел профессиональный мозгоинструмент пирографа, с возможностью регулировать накал жала, что очень удобно при использовании различных пород дерева и создания различных затемнений. И конечно большой плюс в том, что не нужно дожидаться остывания жала выжигателя, чтобы сменить его на другое.

Материал для пирографии

Для начала замечу, что необходимо иметь вытяжку или вентилятор при выжигании, но не направляйте поток воздуха на выжигатель, чтобы он не охлаждался.

— МДФ: Не самый красивый материал, но у меня он имелся в большом количестве. Материал твердый, поэтому требует большего накала; зернистость отсутствует, что позволяет выполнять рисунок более четко и без ошибок; при выполнении градиента дает хороший золотой отблеск, но иногда и безжизненно сероватый. Важно! Так как МДФ это спрессовано-склееная древесная пыль на формальдегидной основе, поэтому вытяжка обязательна!

— сосна: дешевый и широкодоступный материал, мягкий, легко пережигается. Зернистость заставляет играть с температурой накала и нажима на жало, смолы придают поделке лаковый блеск.

— кедр: мягкий материал, зернистость не доставляет хлопот, линии проявляются хорошо, но градиент получается малозаметным.

— вишня: при работе пахнет великолепно 🙂 ! Работал с ним всего лишь раз, но качество отличное.

Еще замечание — никогда не выжигайте на поверхностях, которые чем-либо (лак, краска и т.п.) обработаны! Это приведет к возгоранию или отравлению.

Нанесение контуров

На мои первые самоделки контуры я наносил кропотливо, от руки, считая, что калька или шаблоны не допустимы, что это своеобразный обман. Но когда понял, что заказчики это не ценят, что для них это маловолнующий момент, то стал наносить рисунок и через черную кальку. Именно черную, синяя доставляет много неприятных хлопот.

Хитрость: некоторые пирографы наносят рисунок посредством термотрансферной бумаги, распечатав рисунок на принтере и «переведя» его с помощью теплого утюга. Но этот способ может вызвать перегрев материала и при объемных самоделках могут потеряться пропорции рисунка, могут появиться искажения. Но способ такой есть.

Выжигание контуров

Для прохождения контуров я применяю копьеобразное жало с нагревом 7/10 для МДФ и 5/10 для сосны. Острым жалом труднее соблюдать плавность линий, к тому же он оставляет приличную борозду, но мне это нравится. Шариковое жало не глубоко проникает в дерево и позволяет выжигать линии различных направлений.

Хитрость: Старайтесь выжигать контуры одним мозгоросчерком , одним махом, но ведите жало медленно, так как можно поцарапать дерево, а не прожечь. При длинных линиях можно перемещать не только руку с выжигателем, но и сам материал.

Заливка

Заливка поверхностей легче, чем создание градиента, но тоже выглядит хорошо. Для больших объемов я рекомендую плоский наконечник с нагревом в средних и высоких температурах. Для малых участков применяю каллиграфическое перо, что тоже дает высокое качество.

Хитрость: Не пытайтесь заливать поверхности быстро и на чрезмерно высоких температурах, так вы испортите самоделку , оставив глубокие черные шрамы-борозды на дереве. Работайте в пределах средних температур мягкими круговыми движениями.

Золотая хитрость: При первом касании дерева дуйте на кончик жала, так не будет видна черная стартовая точка при круговых движениях, и начало будет плавным.

Градиент

Для создания градиента нужен меньший накал, больше терпения и точности в движениях руки. Для получения эффекта градиента я применяю плоский наконечник с накалом 4-5/10.

Сам градиент наносится круговыми движениями на небольшой площади, за первый проход изменений не видно, но проходя по части площади второй раз, это участок становится темней.

Важно: при большой зернистости/волокнистости мозгоматериала более грубые волокна обрабатывайте более высокой температурой, чем при нанесении всего градиента.

Штриховка

Штриховка и перекрестная штриховка дают прекрасный результат и иногда они даже лучше, чем градиент, например, при очень большой волокнистости материала.

Для штриховки я применяю те же наконечники, что и при нанесении простых линий, например, копьеобразное жало. Начинайте штриховать в одном направлении, всегда от краев, таким образом, края будут темней, чем внутренняя часть. Чтобы сделать штриховку поделки темней в некоторых местах, наносите перекрестную штриховку.

Текстуры

Хорошо получаются при выжигании различные текстуры, я расскажу о некоторых:

— волосы на голове: для сумасшедших волос, как в стиле 80-х (см Kiss), или просто немного грязных (см AC / DC), используйте плоский наконечник с высоким накалом. Линии при этом не старайтесь делать гладкими и плавными, так вы добьетесь объема волос. Оттенки варьируйте степенью нажатия выжигателя, либо оставляйте невыжженные участки как блики.

— мех: тонким наконечником, острым или круглым, можно создать удивительный эффект меха. В темных местах меха используйте больший мозгонагрев и нажим, и легкие быстрые штрихи в светлых местах. Если мех получился слишком угловатым и четким, пройдитесь по нему плоским наконечником и доработайте эту текстуру.

— чешуя и кожа: для создании этой текстуры используйте острые и ломаные линии. Это придаст эффект растрескивания, а плоским наконечником создавайте затемнения, чтобы придать объем. Для этой текстуры не применяйте штриховку, иначе получите мехового дракона 🙂

Фон

После выжигания основного рисунка необходимо дополнить самоделку фоном, это особенно актуально при работе с дешевым и низкокачественным деревом. В этом вам помогут мои следующие хитрости:

— ржавчина: самый простой способ нанесения ржавчины это «соскоблить» ржавчину со старых болтов и железок обычной мозгошкуркой, а потом нанести полученный бурый порошок на самоделку. Я делаю это пальцем, но вариант ватного тампона тоже пригоден.

Этот эффект я часто применяю на МДФ для того, чтобы убрать излишний блеск и добавить ее реалистичности.

— вентилятор: с помощью обычного подвижного вентилятора, который плавно направляет поток в различные углы комнаты, можно создать изумительный эффект виньетки. Просто направьте его на самоделку и начните плавно выжигать линии рисунка, эффект проявится не сразу, но вы обязательно его увидите. Суть в том, поток от вентилятора периодически охлаждает жало, тем самым одна и та же линия имеет различную черноту на своем протяжении.

Будьте осторожны при близкой работе с мозговентилятором ! Я как-то забылся и получил приличный ожог, когда вентилятор наскочил на выжигатель.

— затемнение: когда рисунок требует полной черноты фона, или когда у вас есть терпение, или объем затемнения не большой, то тогда можно применять плоский наконечник на высоких температурах или использовать технику градиента. Но при этом будьте уверены в конечном результате, иначе все окончится потерей времени и материала.

— поинтирование или «точка»: это старая техника, применяемая во многих средневековых произведениях искусства. Суть в простом нагревании железного шаблона, например, болта и многократном «клеймении» самоделки . Сейчас для этого подойдет больной круглый наконечник, который нужно достаточно нагреть и периодически очищать от нагара. При работе с мягкой древесиной данная техника позволяет создавать контрастный рисунок и текстурный фон.

Если вам понравилось мое ремесло, то приобретайте выжигатель и смело погружайтесь в мир искусства под названием пирография.

Удачных мозгошедевров !

Существуют различные способы художественного оформления поверхности древесины, один из самых простых и эффектных – пирография, или выжигание по дереву.

Любое изделие из дерева можно сделать красивым и уникальным, добавив всего несколько контрастных штрихов.

Стать мастером по созданию шедевров в технике выжигания несложно. Для этого не нужно приобретать дорогое оборудование, достаточно купить или сделать выжигатель по дереву.

Это действительно просто – чтобы создать красивую и оригинальную вещь, не потребуется даже художественный талант, любые изображения можно скачать из интернета или приобрести альбом рисунков в магазине.

Способы создания изображений

Принцип создания рисунка выжиганием заключается в том, что часть древесины обугливается, темнеет, тем самым контрастно выделяется на общем светлом фоне. Работая с очень тонким инструментом, можно писать картины на дереве.

Существуют различные технологии пирографии, многие из них отличаются сложностью и требуют специального оборудования. Среди прочих:

  • обработка открытым пламенем;
  • обжиг с использованием глиняного трафарета;
  • выжигание горячим песком;
  • выжигание трением на токарном станке.

Это достаточно сложные техники, для создания же шедевров пирографии в домашних условиях лучше всего подходит электрический прибор. В устройстве такого выжигателя по дереву высокая температура жала создается благодаря протеканию сквозь него электрического тока.

Промышленность выпускает различные модели выжигателей, поэтому начинающему мастеру несложно выбрать подходящий инструмент. Кроме того, имея навыки работы с паяльником, подобное устройство можно собрать самостоятельно.

Разновидности выжигателей

Выбор выжигателя – ответственное дело. Именно от его характеристик во многом зависит качество получаемых изделий. Как профессиональные художники по дереву, так и начинающие умельцы используют две основные разновидности аппаратов для выжигания. Это устройства проволочным жалом и модели с твердым наконечником.

С твердым пером

Данное устройство во многом напоминает самый обычный паяльник. Его рабочая часть являет собой жало, которое нагревается нихромовой проволокой, спрятанной под металлическим кожухом. В отличие от паяльника выжигатель комплектуется съемными насадками различной геометрии. В зависимости от цены устройства их количество может достигать 20 и более штук.

Обилие насадок позволяет проводить штрихи разной ширины и формы, а комбинируя их, создавать уникальные изображения. Выжигатели по дереву с твердым пером характеризуются низкой ценой, высокой долговечностью, простотой эксплуатации. В качестве недостатков стоит упомянуть время разогрева (5 мин. и более), а также громоздкую конструкцию с длинной ручкой, что усложняет выполнение тонких работ.

С проволочным пером

В устройствах выжигателя с проволочным пером нагревательная проволока сама является рабочим инструментом. Ток подается непосредственно на перо, потому инструмент готов к работе практически в момент включения. Устройства средней и высшей ценовой категории имеют регулятор мощности, что позволяет подобрать термический режим, оптимальный для любого вида работ. Небольшая толщина используемой проволоки и ее изгиб создают маленькое пятно контакта с материалом, что позволяет с легкостью выполнять самую тонкую работу.

К недостаткам данного вида выжигателей можно отнести разве что относительно высокую цену и сложный ремонт.

Отдельно стоит отметить струнный резак-выжигатель. Это устройство, которое позволяет с помощью разогретой нихромовой нити вырезать детали из тонкой доски или листового материала на древесной основе.

Как правильно работать

Легко заметить, что рабочий инструмент выжигателя по дереву напоминает обычный карандаш, потому и техника работы с ним мало чем отличается от обычного рисования. Важно только не забывать, что «карандаш» очень горячий.

Весь процесс работы можно представить в виде нескольких простых шагов.

Подготовка

Надо выбрать дощечку, на которую будет нанесен рисунок. Ее поверхность должна быть ровной и гладкой. Для выравнивания древесину циклюют, обрабатывают наждачной бумагой.

Хорошим материалом для выжигания, особенно начинающему мастеру, будет фанера. Она дешевле, ее поверхность практически готова к работе, достаточно только выровнять ее шкуркой.

Нанесение рисунка

Тем, кто имеет навыки рисования, справиться с подобной работой несложно, более того, мастера могут обходиться без эскиза, работая сразу выжигателем. Начинающим же можно посоветовать подобрать подходящую картинку в интернете, распечатать ее и перенести на рабочую поверхность. Тут пригодится старая проверенная временем копировальная бумага, масштабировать изображение можно методом переноса по квадратам.

Для начинающего мастера стоит выбирать простые рисунки, не изобилующие мелкими деталями. Кроме того, лучше сразу изготавливать что-то конкретное, не какую-то абстрактную дощечку, а, к примеру, фанерную подставку под микроволновку, которую можно украсить растительным орнаментом.

Выжигание

Разогретым жалом выжигателя начинают наносить рисунок по заранее обозначенным линиям. Ручку инструмента держат как обычный карандаш.

Нанесение рисунка начинают с внешних контуров. Прямые линии выполняют быстрыми движениями без нажима. Сделать акцент, провести жирную черту несложно, надо просто немного уменьшить скорость передвижения выжигателя. На криволинейных участках надо держать инструмент перпендикулярно поверхности дощечки, не допуская излишнего нажима.

Обратите внимание! Если имеется несколько близко расположенных линий, не стоит пытаться провести их как можно быстрее, древесина должна остыть, иначе могут прогореть и промежутки между ними.

Оттенок линии можно менять в достаточно широких пределах. Этого несложно добиться, меняя температуру жала, форму рабочего инструмента (в случае сменных насадок) и угол наклона.

Финальная обработка

Полностью готовое изображение обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. После покрывают слоем мебельного лака, при желании частично или полностью раскрашивают.

Простейший самодельный выжигатель

Чтобы украсить пирографией небольшую дощечку или просто попробовать свои силы в новом для себя деле, необязательно покупать профессиональный аппарат.

Из паяльника или радиодеталей

Можно изготовить своими руками выжигатель по дереву из паяльника. Для этого лучше выбирать модель со сменным жалом. Насадки с требуемым профилем несложно изготовить из медного или латунного стержня.

Практически профессиональный прибор для выжигания можно изготовить по схеме с регулировкой тока по первичной обмотке. Для работы понадобится совсем немного деталей: трансформатор, несколько резисторов, конденсаторов и динисторы. Схема не отличается особой сложностью, тем не менее для изготовления прибора потребуются знания и навыки работы с паяльником.

Мини-выжигатель

Если пайка радиодеталей не прельщает или просто нет времени, можно изготовить устройство самой простой конфигурации. Для изготовления мини-выжигателя понадобится:

  • ненужный блок питания (зарядное) от мобильного телефона;
  • иголка от шприца;
  • швейная иголка;
  • материал для ручки (деревянная шпажка или ручка от кисточки);
  • паяльник и припой;
  • сапожная нить;
  • изолента или термоусадочная трубка.

Процесс изготовления выжигателя не отличается особой сложностью. Начать стоит с того, что подготовить иголку от шприца. От нее откусывается пластиковая часть, в данном устройстве она не понадобится.

На деревянную ручку диаметрально противоположно крепятся обе иголки. Проще всего их зафиксировать нитками. Швейная иголка аккуратно сгибается до такой степени, чтобы ее острие едва касалось острия пустотелой иглы от шприца.

От старого блока питания откусывается штекер, он также не понадобится. Концы проводов зачищаются. Провода припаивают к иголкам. Полярность значения не имеет. На этом изготовление самодельного выжигателя по дереву почти закончено.

В качестве финального штриха надо придать изделию привлекательный вид и создать условия для удобной эксплуатации. Провод приматывают к ручке. Это можно сделать с помощью все той же толстой нити. Такая конструкция будет удобной и надежной, тем не менее стоит укрепить нить клеем, а после его застывания надеть на ручку термоусадку или намотать изоленту.

Обратите внимание! Нагрев жала происходит практически мгновенно. Принцип действия устройства крайне прост: между иголками возникает сопротивление и игла от шприца (ввиду того, что она тонкостенная) раскаляется.

Пожалуй, подобным выжигателем не удастся изготовить картину (недостаточная мощность, не самое удобное жало), но потренироваться и украсить, к примеру, разделочную доску можно будет с легкостью.

ЧПУ-выжигатель

Выжигатель поможет добавить оригинальности интерьеру, разнообразит его изделиями ручной работы, но не только. На изготовлении картин, созданных огнем, можно неплохо заработать. Пейзажи, декоративные панно, портреты, предметы быта и кухонная утварь с элементами выжигания пользуются стабильно высоким спросом.

Заметно упростить создание шедевров методом выжигания позволит применение современных технологий. Станки с программным управлением давно стали обыденностью в цехах дерево- и металлообработки. Существуют подобные решения и для пирографии. Такой выжигатель можно подключить к персональному компьютеру, передать на него требуемое изображение, все остальное он сделает сам.

Для изготовления своими руками ЧПУ-выжигателя по дереву потребуется значительно больше знаний и материалов. Обычно для производственных целей такие станки покупают. Но тем, кто хочет собрать устройство самостоятельно, можно использовать для выжигания лазер.

Вообще же выделяют два направления развития ЧПУ-выжигателей. Они отличаются основным рабочим инструментом.

Лазерный выжигатель

Как понятно из самого названия, основная деталь станка – лазер. Именно из этого выплывают основные его достоинства:

  • высокая точность прорисовки благодаря малому пятну контакта;
  • универсальность, станком можно пользоваться при работе с деревом, кожей, пленками, бумагой;
  • выжигатель невосприимчив к перепадам температуры и влажности.

В качестве недостатков можно упомянуть невысокую скорость работы лазерного выжигателя и трудности с прорисовкой полутонов. К тому же стоимость таких приборов высока.

Выжигатель с нихромовой нитью

Рабочая часть данного устройства – нихромовая нить накала. Собственно, это агрегат, превращенный из обычного выжигателя по дереву в более функциональный и современный прибор. Его достоинства:

  • насыщенность рисунка;
  • станок работает по дереву и по коже;
  • высокая скорость работы;
  • отсутствие зернистости, свойственной лазерному аппарату;
  • отсутствие вредных излучений.

При всех видимых достоинствах не обошлось и без недостатков. Данный выжигатель чувствителен к микроклимату помещения. Малейшее изменение базовых показателей повлечет за собой снижение температуры жала, как следствие, снижение контрастности рисунка. Кроме того, рабочий инструмент отличается крайне низким сроком службы.

Пирография как искусство появилась еще в XVIII веке, и с тех пор ее популярность только растет. Классика, умноженная на современные технологии, дает отличные результаты. Выжигание стоит того, чтобы включить его в список своих увлечений, и неважно, как будет организована работа. Можно купить простенький аппарат, можно сделать выжигатель по дереву своими руками, главное, чтобы результат радовал, а процесс приносил удовольствие.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Выжигание по дереву

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание . Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание - это один из видов декоративной отделки поверхности древесины . Его применяют при изготовлении сувениров, мебели и различных мелких изделий из древесины. Наилучший материал для выжигания - фанера, заготовки из липы и ольхи.

Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.
Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу .

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (см. рис.).

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом , наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть - перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) - закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.
Проволочные штифты разнообразной формы делают из нихромовой и вехралевой проволоки.

Изготовить их очень просто: нарезают проволоку кусочками и плоскогубцами придают желаемую форму.

Поверхность, которая соприкасается с деревом, тщательно шлифуют наждачной шкуркой.

Крепятся штифты к ручке по-разному, в зависимости от конструкции - маленькими болтиками, зажимным винтом и другими способами. Во всех случаях штифт должен быть закреплен устойчиво и прочно.

Перед выжиганием поверхность циклюют и зачищают наждачной шкуркой, затем шлифуют порошком мела с водой. После шлифовки древесину покрывают светлым мебельным лаком и еще раз шлифуют. Чтобы уберечь работу от загрязнения, нужно на поверхность дощечки наклеить лист папиросной бумаги с нанесенным на него рисунком. Затем можно приступить к выжиганию. По мере того, как выжигают отдельные части рисунка, снимают наклеенную бумагу. Таким образом загрязнения удаляются вместе с бумагой.


Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем (см. рис.) устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета.

При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе (см. рис.). Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.

Выжигать можно только по сухой древесине.


На нанесенном рисунке сначала ставят точки, затем проводят линии. Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро.

Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима.

Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям и точкам.


Меняя накал штифта, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку.


Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт не в меру перегрет.

Охладить наконечник штифта можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав штифт некоторое время в вертикальном положении.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому.


Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

Выжигая кривые линии или точки, штифт держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании.

Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис ), а затем внутри него жгут широкой стороной штифта. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

Закончив выжигание рисунка, поверхность тщательно чистят мельчайшей наждачной бумагой. Зачистку шкуркой надо производить тщательно, но осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить грани выступов.

Выжженный рисунок можно расписать акварельными или масляными красками. Роспись , как своеобразный декоративный прием, дополняет выжженное изделие, делает его ярким и нарядным.

Для росписи по дереву потребуются высокого качества акварельные или масляные краски и достаточный набор мягких круглых и плоских кистей.

Лучшей отделкой выжженных, а затем раскрашенных работ нужно признать вощение .

Восковая отделка придает рисунку матовый шелковистый блеск и сохраняет натуральный цвет дерева, вощение совершенно не затрагивает красочный слой, положенный цвет сохраняет свой тон и насыщенность.

Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка.
Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.