Социологический анализ. Социологический анализ: общие принципы и подходы. Количественные и качественные методы социологического исследования

PR-практиков можно разделить на два типа в зависимости от их отношения к исследованиям. Одни исповедуют интуитивный подход к планированию и проведению PR-компаний, другие же, напротив, придерживаются более рациональных и технологических взглядов и позиций.

Первые формируют стратегии «из головы», ориентируясь на собственнон представление о ситуации и настроениях целевых аудиторий, - будь то избиратели или потребители, пренебрегают исследовательскими процедурами. Вторые, чтобы избежать ошибок, пытаются удостовериться в верности собственных умозаключений и тратят на их проверку время и деньги. В этом случае появляется гарантия того, что работа будет сделана в рамках заданного уровня качества.

Ведущие PR-структуры, как правило, на всех этапах работы создания стратегии, ее реализации и подведения итогов, стараются опираться на результаты исследований и постоянно находятся в поиске наиболее эффективных способов и методик измерения.

Наиболее важным инструментом в PR-деятельности является социологический анализ.

Анализ непосредственно делится на теоретический и прикладной , который в свою очередь так же можно разделить на стратегический и оценочный (с проведением соответствующих стратегических (базовых) и оценочных исследований).

Теоретический анализ имеет концептуальный и во многом абстрактный характер, его предметом могут быть, например, механизмы формирования общественного мнения или специфика воздействия на него тех или иных каналов доставки информации. Такого рода анализ в сфере PR в России не развивается, хотя именно он позволяет совершенствовать теорию коммуникаций, строить новые модели и концепции. А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: уч.практическое пособие - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 721с.

Прикладной анализ предназначен для того, чтобы ответить на конкретные практические вопросы. Так, стратегическое, или базовое, исследование проводится на начальном этапе, т.е. перед разработкой программы, стратегии, концепции позиционирования объекта PR-технологий. Оно наиболее масштабное и трудоемкое, поскольку обычно требует сбора и анализа большого объема данных, не все из которых в последствии будут использоваться в дальнейшем.

Оценочные исследования ведутся по ходу реализации и на завершающей стадии проекта, как перед какими-либо действиями (мероприятиями, публикациями), таки постфактум для выяснения эффективности реализуемой стратегии и ее корректировки.

Цель исследования - сбор и анализ информации, которая позволит лучше разобраться в реальном положении дел. А разобрать-ся - значит понять, как действовать в сложившихся обстоятельствах.

Стандартная задача - это та, для решения которой следует при-менять апробированный инструментарий и известную методологию. Стандартный социологический анализ проводится по процедуре, определяющей последовательность операций, систему действий, способы организации исследований и обработки результатов.

Анализ, который должен быть как предварительным (на этапе планирования кампании), так и оценивающим итоги РR-акции,

Обязательно, но включает следующие этапы:

nодготовuтелъный (определение целей, постановка проблем, выяс-нение того, на какой стадии решения они находятся, выбор адекват-ных коммуникационных каналов);

расчетный (планирование затрат при подготовке акции, учет каче-ства работы и эффективности использования средств по ее окончании);

аналитический (определение направлений, методов и средств кампании, анализ их результатов по итогам акции).

Применяя при социологическом исследовании методики системного анализа , проводят своеобразное разделение объекта на элементы, когда он рассматривается как социальное явление с общими для подобного ро-да

явлений качествами и специфическими, присущими одному ему чер-тами. Социологический анализ позволяет изучать прямые и косвенные факторы, влияющие на РR-объект, а также социальные условия и субъ-ективные обстоятельства, определяющие положение объекта. Проводятся также контент-анализ - изучение, как уже отмечалось, устойчиво повторяющихся единиц текста, относительно которых выявляются статистические и структурные связи с другими единицами и определяются иные качественные или качественные характеристики материалов (например, различных публикаций по темам, проблематике, понятиям, персоналиям).

Исследования подразделяются на качественные и количественные ,

К качественным исследованиям относятся исследования, при которых

используются описательные и информационные методы. Они определяют соответствие объекта исследований стандартам и нормам, но не могут быть измерены количественно. ,

Количественные исследования, напротив, позволяют использовать математический анализ, т.е. их результаты подлежат измерению и могут быть представлены экспериментальными исследованиями, проводимы-ми в лаборатории, или обзорными исследованиями на местности.

Кроме того, исследования одновременно могут носить как количественный, так и качественный характер. Например, исследования (заме-ры) на местности (в полях, как говорят социологи} могут заключаться в наблюдениях, что придает им черты качественных исследований.

Исследование по всем приведенным выше признакам называется все общим (тотальным), а одного параметра - локальным (точечным).

Социологическое исследование по всем параметрам, но ограниченного массива данных является выборочным .

По мнению известного российского социолога В.А. Ядова, «анализ со­бранной информации - самый увлекательный этап исследования» 3 . Вероят­но, это действительно так, поскольку анализ представляет собою своеобраз­ный «венец» длительной, кропотливой работы, именно здесь исследователь

Данная глава написана д-ром социол. наук проф.В.Ф. Ануриным.

В.А. Ядов в своей широко известной (как специалистам, так и неспециалистам) книге приводит список, состоящий из 314 наименований отечественной и зарубежной литературы плюс аннотированный спи­сок из более 70 названий (см.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­тоды. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С. 275-285, 309-329). Всех, кто проявит интерес к более углубленному изучению проблем социологического анализа, мы адресуем к этим спискам. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. С. 202.

может определенно выяснить, насколько верными оказались выдвинутые им в самом начале рабочие гипотезы.

Само слово «анализ» 4 имеет ряд значений, однако практически всегда оно связано с расчленением исследуемого объекта на отдельные элементы. Такая операция нередко бывает сопряжена с ситуацией, когда «за деревьями не видят леса». Другими словами, излишнее сосредоточение внимания на от­дельном элементе может привести к утрате понимания связи его с другими элементами объекта, когда мы перестаем понимать значение изучения объек­та в целом. Поэтому в ходе аналитической работы не следует забывать, что итогом научного исследования должно стать сведение частных выводов, полученных в результате изучения отдельных элементов, в единое целое. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Ю. Толстова указывает на существование не менее четырех различных (хотя и связанных между собою) смыслов понятия «анализ данных» в социологии: (1) совокупность действий, совершаемых в процессе изучения полученных эмпирических данных, для того чтобы сформировать представление о харак­теристиках изучаемого явления; (2) процесс изучения статистических данных с помощью неких приемов, математических методов и моделей с целью более удобного и наглядного их представления, что позволяет наиболее обоснован­но интерпретировать изучаемое явление; (3) понятие, тождественное приклад­ной статистике; (4) такие процедуры «свертывания» информации, которые не допускают формального алгоритмического подхода 5 .



Перспектива изучения эмпирических методов исследования социальных явлений иногда представляется студентам пугающей. Некоторых людей с «гу­манитарным» складом ума этот этап отталкивает тем, что он включает в себя работу с числами (вычислениями) и статистику. Однако нельзя не видеть

Рис. 22. Вы можете самостоятельно проводить обработку данных

От греч. analysis- разложение.

См.: Социология: Словарь-справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, математика

и статистика. М., 1991. С. 7-9.

того, что достаточно глубокое знание самых разнообразных процессов, про­текающих в обществе (включая политические явления, поведение покупа­телей и продавцов на рынках, изменение систем норм и ценностей), невоз­можно без базового знания статистики и использования ее в анализе и опи­сании исследований. Впрочем, те методы обработки и математические процедуры,.которые мы намереваемся описать здесь, достаточно элементар­ны, это всего лишь первое приближение для строгой и дисциплинирован­ной аргументации.

Социологический анализ предназначен для достижения конкретных, за­ранее намеченных целей, установления связей между различными соци­альными явлениями, сформулированных в виде рабочих гипотез. Почти все­гда мы должны заранее знать, чего мы хотим, чего ищем, на какие вопросы желаем получить ответ. Конечно, возможны и случайные открытия, но вряд ли стоит на них рассчитывать. Таким образом, успех анализа в огромной сте­пени зависит от подготовительного периода и во многом закладывается на этапе разработки программы.

Одним из разделов технико-методической части программы является «Ло­гическая схема обработки и анализа данных» 6 . Она представляет собою крат­кое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, своеобразный «маршрут» процедуры обработки. Это и в самом деле похоже на прокладку по карте мар­шрута движения перед тем, как пуститься в путь. Вы можете проводить об­работку данных самостоятельно, но даже если расчеты будет проводить кто-то другой (например, математик, оператор, лаборант), а на вас лежат только задачи анализа результатов, вам, как социологу-исследователю, необходимо подготовить ему грамотное техническое задание - алгоритм операций. Если вы производите обработку данных на компьютере (например, с помощью пакета SPSS), то более или менее подробная логическая схема анализа будет включать в себя перечень команд в той последовательности, в которой вы будете задавать их компьютеру.

При этом нужно помнить, что достоверность и качество результатов ста­тистической обработки в немалой степени зависят от того, насколько акку­ратно и тщательно проделана работа по формированию базы данных (так на­зываемая «набивка»). Внимательность, точность и быстрота - вот основные качества, требуемые от оператора при вводе первичной социологической информации.

Довольно полезной предварительной работой, предшествующей обработ­ке данных, может оказаться составление так называемого словаря перемен­ных. Это таблица, где сведены переменные данного исследования с указа­нием всех возможных значений, которые может принимать каждая из них, с соответствующими кодами, а также номеров тех позиций, которые занима­ет данная переменная в матрице базы данных. В табл. 4 можно увидеть при­мер словаря переменных, составленного в соответствии с анкетой, приведен­ной в приложении 1.

Необходимость составления словаря переменных определяется тем, что в расчетных таблицах пакета SPSS отображаются не сами наименования перемен-

6 См.: Анурин В.Ф. Программа прикладного социологического исследования: Методическая разра­ботка. Н. Новгород: Изд-во НКИ, 1996. С. 1.

ных и их значения, а лишь их номера и коды. Поэтому словарь является хоро­шим справочником, с которым могут сверяться как операторы, производящие набивку, так и сам исследователь при составлении аналитических таблиц.

Таблица 4 Словарь переменных для исследования представлений о богатстве (фрагмент)

Номер ременной Переменная Варианты значений Номер позиций
V1 Самоидентификация себя и своей семьи с категорией богатых людей 0 - нет ответа определеннода в принципе да пожалуй, нет определенно нет затрудняются ответить
V2 Установка на достижение богатства как цель 0 - нет ответа обязательно вероятно, да если получится, то не против им этого не надо не знают,не думали
V84 Партии, предлагающие надежный путь к благосостоянию 0 - нет ответа Аграрная Партия России КПРФ ЛДПР Наш Дом Россия Новая Сила Отечество Правое дело Россия молодая Союз справедливости и труда Трудовая Россия Честь и Родина Яблоко Другие Никакие 84-85
V85 Пол 0 - нет ответа мужской женский

Прежде чем перейти к описанию конкретных методов обработки и анали­за данных, следует кратко остановиться на общих принципах, служащих ос­нованием для любого анализа. Сущность процесса обработки первичной ин­формации состоит в ее обобщении. Собранная в ходе полевого этапа первич­ная социологическая информация представляет собою массив «сырых» данных (например, пачку заполненных анкет). Эта информация не структурирована, она недоступна обозрению и не поддается непосредственному изучению. По­этому самым первым шагом, который предстоит сделать в направлении ана­лиза, является ее упорядочивание, уплотнение и компактное описание. Этот процесс осуществляется с помощью статистической группировки данных 7 .

Подробнее об этом см.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, мето­ды. С. 202-207.

Метод группировки заключается в том, что обследуемая совокупность рас­членяется на однородные группы (т.е. отдельные единицы которых облада­ют общим для всех признаком). Группировки по количественным или каче­ственным признакам имеют свои специфические особенности. В случае груп­пировки по количественным признакам (возраст, стаж работы, размер дохода) весь диапазон изменения переменной разбивают на определенные интервалы с последующим подсчетом числа единиц, входящих в каждый из них. При группировке по качественным признакам должна быть предусмот­рена возможность отнесения каждой из единиц анализа к одной из выделен­ных градаций. Причем делать это необходимо однозначным образом с тем, чтобы суммарное число единиц анализа, отнесенных ко всем градациям, было бы в точности равно общей численности изучаемой совокупности (поэтому наряду с вариантами ответов типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», в сло­варе переменных всегда предусматривается вариант «нет ответа», кодируе­мый обычно нулем).

Другой важной процедурой упорядочения данных, предшествующей соб­ственно анализу, выступает типологизация. Этим понятием обозначают «обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теорети­ческой модели и по теоретически обоснованным критериям» 8 . В качестве примера типологизации мы могли бы привести наше исследование, посвя­щенное выявлению содержательного аспекта политической стратификации российского общества 1990-х гг. В этом исследовании мы выделяли такие типы политической ориентации, как «демократы», «западники», «прагмати­ки», «коммунисты», «национал-патриоты» и «тоталитаристы» 9 .

При обработке данных нужно помнить, что математический аппарат, ис­пользуемый в эмпирической и прикладной социологии, зачастую предлагает для выявления связи между явлениями, атакже ее направления и силы доволь­но большое число специализированных процедур, многие из которых выгля -дят весьма сложно и громоздко. Выбор их для конкретного исследования за­висит как от задач (формулируемых гипотезой), так и от уровня подготовки исследователя. Однако необходимо отметить, что во многих случаях изощрен­ный математический аппарат, превращающийся из средства в некую самоцель, может лишить выводы четкости и «прозрачности». Практика проведения ис­следований показывает, что можно провести достаточно убедительный ана­лиз социологических данных, используя не слишком широкий набор вычисли­тельных средств. Не следует забывать, что главное в статистическом анализе - это прежде всего поиск социологического смысла, заключенного в полученных в результате расчета таблицах, диаграммах и индексах.

Завершив анализ социальных институтов и общностей как систем социальных взаимодействий, переходим к следующему важнейшему разделу общей социологии - исследованию смыслообразующего элемента социальных взаимодействий, тех правил игры, содержания норм, критериев, которыми руководствуются люди во взаимоотношениях друг с другом.

Рассматривая, в частности, «Исходные элементы социальной жизни», мы неоднократно подчеркивали роль, которую отводит социология ценностям, нормам, избранным данным народом, данной общностью для понимания их судеб, способности дать эффективный или менее эффективный ответ на вызовы среды, природы и истории.

Фактически для всех социологических школ, направлений характерно признание особого ключевого значения культуры, придумок самих людей в развитии общества. Э. Дюркгейм и М. Вебер, П. Сорокин и Т. Парсонс, Р. Мертон и А. Щюц, П. Бурдье и Э. Гид- денс - все более или менее крупные социологи признают, что культура обьединяет людей в сообщества и в то же время является во многом решающим элементом, обьясняющим своеобразие исторических судеб того или иного общества. Не естественно-природная основа человеческого бытия предопределяет ту или иную судьбу, а люди, которые на основе своей природы изобрели много- бразные вариации человеческого существования.

Картина общественной жизни, которую воссоздает социология, - рациональная, доказательная, опирающаяся на факты, не принимающая ничего на веру (в том числе и идею об «объективной необходимости», которая «предопределяет естественно-историческим образом» нашу судьбу), придает особое значение культуре, ценностям, оценкам, идеям, нормам, образцам поведения. Когда мы хотим доказательно, фактуально, отвергая мистику и предположения, ответить на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, факты, однозначно толкуемые обстоятельства, волей-неволей заставляют исследователя признать ключевую роль культурных смыслообразующих элементов организации социальной жизни. Поэтому для социолога социальная жизнь, социальная реальность - всегда социокультурная реальность, а для социологии социокультурный подход к анализу социальных явлений - один из главных.

Р. Тернер, американский социолог, пытаясь проанализировать, как и за что награждают в США и Великобритании, разослал запросы 53 ведущим американским корпорациям и 51 британской корпорации с просьбой выслать служебные биографии с указанием наград своих сотрудников.

Всего было проанализировано более 750 таких биографий. Исследование подтвердило предположение автора, что английское общество стремится поощрить успех посредством поручительства и поддержки, а вознаграждения и поощрения исходят от центрального вышестоящего учреждения; для американского общества характерно соревнование в открытой борьбе со своими коллегами, а вознаграждения и поощрения исходят от отдельных учреждений, обществ профессионалов и т.д. Оказалось, что в Англии 53% составляют правительственные награды, в США -только 11%. Зато в США награды, присуждаемые колледжами и университетами, составляют 42%, а в Англии - 13%. В США 14% наград присуждены за спортивную, религиозную, патриотическую деятельность, общественные заслуги, в Англии - ни одной. Все это является убедительным, на наш взгляд, свидетельством двух различных культур продвижения по службе, которые поддерживают и ориентируют индивида на вполне определенный алгоритм поведения для достижения успеха, продвижения по службе...

Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по имени, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разрешения. Японцы, рассказывая о печальном событии, улыбаются, чтобы не огорчить слушателя. Мусульманин будет поражен, увидев алкогольные напитки на христианских поминках за столом. Латиноамериканцы часто сетуют на холодность и отчужденность североамериканцев, поскольку североамериканцы не любят, чтобы до них дотрагивались во время разговора, и считают, что наиболее приемлемое расстояние между собеседниками - 75 см. Житель США считает себя обязанным улыбаться человеку, с которым случайно пересекся взглядом - иначе могут решить, что он плохо воспитан. Но улыбка не может служить поводом для контакта, потому что контакт без должной причины рассматривается как вмешательство в частную жизнь или как угроза сексуального домогательства. Всего лишь подозрение в этом может стать основанием для обращения к правовой защите. В контактах с собеседником требуются терпимость и снисходительность, сдержанность в выражении удовольствия и сожаления: не принято желать здоровья чихающему и желать приятного аппетита. Достаточно подробно и всесторонне проблема определения культуры, особенностей аспектов изучения культуры в различных науках проанализированыИониным Л.Г. (см.: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996, гл. I, II).

Сибирская Государственная

Автомобильно-Дорожная Академия

по социологии

« Социологический анализ современного российского общества »

Выполнила:

Студентка 4 курса

Шифр ЭУНз-06-06

Иванова Мария Михайловна

Введение

1. Социальная структура общества

1.1. Понятие социальной структуры общества

1.2. Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде

2. Социальная структура современного российского общества

3. Социологические исследования структуры российского общества на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Ральф Дарендорф писал: "Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе.

Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы, страты.

1. Социальная структура общества

1.1. Понятие социальной структуры общества

В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую. Каждая подструктура характеризуется своим набором социальных организаций и учреждений, своей системой социальных ролей, социальных ценностей и норм.

Основным элементом социальной структуры являются:

· социальные общности (большие и малые группы);

· профессиональные группы;

· социально-демографические группы;

· социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества - класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В.И. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы - это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это произошло сегодня в нашей стране, - классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

Довольно длительное время отечественные социологи, исходя из марксовой схемы, видели в социальной структуре нашего общества два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Формально каждая из этих групп обладает необходимыми для социального структурирования признаками.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов - то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, - ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Сложнее осуществить вертикальную расшифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, занятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих. К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно может быть: рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих тоже есть люди с высшим и средним специальным образованием. Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т.п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Н. В. ВАСИЛЬЕВА

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Москва

Научная монография
Подготовка материалов и издание этой монографии стали возможными благодаря программе Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых

МК-8958.2006.6.

Рецензент:
Селиверстова Нина Анатольевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета, заместитель заведующего кафедрой социологии Московского гуманитарного университета

Художник: Горюшкин Александр Викторович

© Н.В. Васильева Московский гуманитарный университет, 2007.

ВВЕДЕНИЕ

На личностное становление молодежи в период выбора жизненных ориентаций, конструирования жизненных планов оказывают влияние множество факторов, особенно социокультурные изменения, происходящие в современной России. Жизненные планы являются выражением, с одной стороны, установок молодежи, а с другой – реальных жизненных возможностей, предоставляемых обществом на социетальном уровне; возможностей регионов, которые связаны с историческими особенностями их развития и современным социально-экономическим положением; наконец, возможностей самого индивида, определяемых его потенциалом, природными данными и социальным окружением.

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Россия не исключение. На 1 января 2005 года общая численность инвалидов составила 11484 тыс. человек, однако в 2002 году численность инвалидов составляла 10991 тыс. человек. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации численность лиц, впервые признанных инвалидами в 2001 году, составляла 82,2 человека на 10000 человек населения, а в 2004 году уже – 101,7 человека. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии в 2004 году, составила 593 тысячи человек.

Государственная социальная политика в отношении инвалидов в современном российском обществе предполагает заботу о материальных и духовных условиях их жизни. Перспективная цель этой политики состоит в улучшении положения молодых инвалидов, что делает необходимым изучение их основных потребностей.

Актуальность исследования жизненных планов молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Теоретико-методологические подходы к изучению жизненных планов не ориентированы на исследование данной группы и на современную социально-педагогическую действительность. Возникает необходимость адаптировать существующие и обосновать новые подходы к исследованию жизненных планов молодых инвалидов.

Такая перспектива исследования актуальна в силу того, что она позволяет осуществить прогноз и проектирование социальных потребностей молодых инвалидов, разработать эффективные программы помощи и поддержки в реализации их жизненных планов.

Заметим, что анализ жизненных планов выпускников-инвалидов осложнен тем обстоятельством, что данная социальная группа является закрытой. Попасть исследователю в нее очень сложно, директора школ-интернатов просили предоставить необходимое разрешение на проведение опроса от Департамента образования города. Также при опросе выпускников-инвалидов по слуху исследователь должен был быть знаком с дефектологией и в совершенстве владеть дактилологией и жестовой речью. Только благодаря личному контакту автора исследования с людьми, работающими с выпускниками-инвалидами, состоялось данное исследование. Автор благодарит за помощь в сборе первичной социологической информации Козлову Ольгу Алексеевну (реабилитационный центр «Добродея» г. Шахты, Ростовской области), Кузнецову Надежду Владимировну (студентку филологического факультета заочного отделения группы 5421 Новгородского Государственного Университета имени Ярослава Мудрого), Назметдинову Зухру Шаймардановну (р. Татарстан, г. Набережные Челны), Трунову Валентину Михайловну (Башкортостан, г. Салават-1), Редько Ирину (редактора газеты Молодежного движения Тульской региональной организации ВОИ «Нет проблем?!» г. Тула), Матюшину Юлию (студентку 4 курса вечернего отделения факультета культурологи и туризма Московского гуманитарного университета), Габа Олега Ивановича (консультанта главы города Благовещенска).

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ


    1. Жизненные планы как предмет исследования

Рассмотрение проблемы жизненных планов широко представлено в системе научного знания. Начиная с 20-х годов жизненные планы молодежи становятся практически обязательным компонентом любого исследования, посвященного проблемам молодежи. Представления молодежи о своем будущем изучались через такие понятия как: «жизненные цели» и «жизненные планы», «жизненное самоопределение», «жизненная программа» «жизненные ориентации», «жизненные перспективы», «жизненные притязания», «жизненный путь», «ценности» и «ценностные ориентации», «социальные ожидания» или «экспектации» молодежи.

«Жизненные планы», «жизненные цели», «жизненные ориентации» и «ценностные ориентации» исследователь Е.И. Головаха 1 называет основной составляющей структуры жизненного самоопределения молодежи. Жизненные планы выступают сегодня предметом различных наук. Проведем анализ понятий с точки зрения философского, психологического и социологического подходов.

«Жизненное самоопределение» в философском понимании характеризуется через интересы, ценности, идеалы. В работах А.В. Грибакина, О.Д. Дробницкого, Н.А.Залыгина, Л.Н. Когана, Н.Е.Коршунова И.А. Кулинич, И.О.Мартынюк, Ю.В. Микова, Н.Д. Скосыревой, В.М. Шнякиной прослеживается тесная связь самоопределения со смыслообразующими компонентами сознания, которые направлены на стиль жизни тех слоев, куда намеривается включиться субъект.

Впервые понятие ценности появилось у философа Иммануила Канта в ХVIII веке. Ценности, по Канту, сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они являют суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Позиции, где высшей духовной способностью в человеке признается воля, придерживались в ХIХ и ХХ веках философы Лотце Р.Г., В. Виндельбанд, Г. Риккерт. В конце ХIХ века источником ценностей называли не волю, а чувство В. Вундт, Ф. Иодль, Ф.Паульсен, Ф. Брентано, А. Мейног, М. Шеллер. Познание ценностей основано на чувстве, в конечном счете на любви и ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем менее причастны к делимости и чем глубже удовлетворение, которое они дают.

Философия трактует ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и отграничивающие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, не существенного. Так, например, в работах О.Г. Дробницкого ценностные ориентации рассматриваются в структуре личности, во взаимосвязи с такими характеристиками как потребности, интересы, ценности, идеалы, выражающиеся в существовании у человека общего девиза своего бытия. 2

Доминирующие, основополагающие ценности складываются из системы общественных ценностей, основой имея культурно-исторические ценности. 3 Нравственные ценности как составляющие системы общественных ценностей есть представления, относящиеся к области морального сознания - понятия добра и зла, справедливости, счастья. Содержательная сторона понятия «счастье» определяет «цель жизни», «смысл жизни». 4 Л. Н. Коган различает уровни осознания человеком смысла своей жизни: от общих представлений («приносить пользу обществу») до ясного понимания конкретных задач своей сегодняшней деятельности, от индивидуального осознания своей жизненной цели до детальной разработки жизненных планов и программ. 5

Одни ценности оказывают более интенсивное воздействие на стратегию поведения, чем другие. Также некие ценности могут оказаться нейтральными к осуществлению линии поведения личности. Наиболее значительно действие ценностей, ориентирующих субъекта в «поле» жизни, образе жизни, так как выбор социального положения связан с ценностными представлениями об образе жизни. Субъект не просто руководствуется данными ценностями в повседневной жизни, но и опирается на них в представлениях о будущем и извлекает из них «для – себя смысл» (Ю.В. Миков). 6

На жизненное самоопределение молодежи, по мнению исследователя А. В. Грибакина 7 , влияют факторы объективного порядка. Под объективными факторами понимается воздействие социальной среды на субъект самоопределения. К объективным факторам ученый относит макросреду – социальные институты общества, в частности, образования и воспитания, социальные нормы, уровень социально-экономического развития общества и микросреду - совокупность устойчивых материальных условий и общественных отношений, составляющих непосредственное социальное окружение личности: социальное происхождение, социальное положение, место жительства, образование и профессия родителей, социальные контакты семьи, сфера межличностного общения.

В рамках культурологического подхода А.Я. Голубчиковым 8 выделяются репродуктивный тип, воспроизводящий сложившуюся культурную матрицу, и продуктивный, открытый различным тенденциям. Напротив, В.М. Шнякина 9 считает, что ключевую роль в жизненном самоопределении молодежи выполняют факторы внутренней детерминации, обусловленные внутренним миром субъекта, его сознанием и самосознанием. Факторы внутренней детерминации выполняют регулятивную функцию, определяют порядок предпочтений. В.М. Шнякина выделяет следующие компоненты внутренней системы детерминации: мотивационный, отражающий восприятие и переживание сущности различных жизненных событий, причины, мотивы тех или иных действий; духовно-нравственный, включающий ценности, смыслы, идеалы, знания, убеждения, индивидуальную картину мира; пространственно-временной,

отражающий временную последовательность вхождения в сферу профессиональных и социальных отношений, сферу реального практического действования. Жизненное самоопределение молодежи содержит четыре основных типа: активный (доминируют внутренние, субъективные факторы самоопределения); пассивный (доминируют внешние, объективные факторы); конформистский (характеризуется равновесием объективных и субъективных факторов); асоциальный (безличностное поведение, отсутствие социального статуса).

Существует определенная причинная зависимость между соотношением объективных и субъективных факторов (Т.В. Рогачева) 10 . Когда ослабевает воздействие социальной среды на жизненное самоопределение молодежи на первый план выходит система внутренней детерминации, однако, если структурные элементы самосознания личности не включаются в процесс жизненного самоопределения, то последний представляет собой следование требованиям среды.
Н.Д. Скосырева считает, что «социальное становление и формирование современной молодежи отличается от условий предшествующих поколений: новая ситуация закономерно обусловливает большую автономию и степень самостоятельности молодого поколения, расширяет сферу его сознательного самоопределения, повышает его роль и личную ответственность за собственную судьбу и будущее страны». 11 В российском обществе уже сформировалось социальное пространство, в котором молодое поколение стихийно вырабатывает и выбирает ценности, цели, жизненные планы, средства и способы их осуществления.

Таким образом, в философском смысле чаще всего используется при изучении будущего молодежи понятие «жизненное самоопределение». Жизненное самоопределение как потребность в самореализации отражает стратегические стороны человеческого бытия. Решающую роль в отношении человека к миру играет мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место в нем человека, что обусловливает направление самоопределения. При взаимодействии индивида и среды складываются объективно-субъективные механизмы, формирующие ценностные ориентации субъекта. Связующим звеном между потребностями и ориентациями выступают общественные интересы, преломляющиеся через общественное настроение, мнение, идеалы. Потребность в самоопределении определяется происходящими в обществе процессами. Изменение условий жизни ведет к усилению противоречий между ценностными ориентациями молодежи и общественными интересами, что обусловливает черты жизненного самоопределения молодежи как поколения и типы жизненного самоопределения молодежи внутри поколения.

В психологии вполне традиционно использование понятия «жизненное самоопределение» в изучении будущего молодежи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн, И.Г. Шендрик, Е.А. Шумилин Л.С. и др.), ценностные ориентации (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский), жизненные планы (Байтингер О.Е., Брушлинский А.В., Головаха Е.И., Мудрик А.В.).

По мнению ряда ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.А. Шумилин и др.), жизненное самоопределение личности выступает как основное новообразование юношеского возраста.

Методологические основы исследования проблемы жизненного самоопределения заложил С. Л. Рубинштейн. Он рассматривает жизненное самоопределение в контексте проблемы детерминации – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Самоопределение выступает как самодетерминация, как активная природа «внутренних условий». В этом смысле данное понятие тесно связано с понятием «мотивы», так как, по мнению ученого, мотивы определяют правила поведения личности в различных ситуациях. 12

Предпосылкой возникновения понятия «ценностная ориентация» стало наделение мотива качеством устойчивости и способностью обобщения. Выбор субъектом наиболее значимых для него объектов, целей и мотивов осуществляется посредством ориентации на основе оценивания объективных возможностей (В.М. Бехтерев). Оценивая значимость предметов и явлений объективной действительности, индивид соотносит их со своей оценочной системой, в которой отражены его личностные особенности. Личность рассматривается как субъект жизнедеятельности. Поскольку человек самостоятельно строит свой жизненный путь, особое значение приобретает ответственность за собственную жизнь, понимаемая как способность субъекта предвидеть последствия собственной деятельности.

Л.И. Божович проблему жизненного самоопределения изучал с точки зрения возрастных аспектов. Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже подросткового и младшего юношеского возраста и играет роль важнейшего фактора психического развития, формируя определенную смысловую систему, подразумевающую нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования. 13 Л.С. Выготский говорит о возникновении жизненного плана в юношеском возрасте как известной системы приспособления. Становление самосознания и относительно устойчивого образа «я» позволяет осуществить анализ как практических возможностей своей будущей деятельности, так и своих внутренних ресурсов - способностей, склонностей, знаний, навыков. 14

В противовес Л.С. Выготскому исследователь И.Г. Шендрик считает, что процесс самоопределения не определяется возрастными особенностями и присущ не только юношескому возрасту. Самоопределение он понимает как иерархию ряда оценочных систем, формирующихся в ходе освоения индивидом на различных этапах онтогенеза соответствующих ведущих деятельностей. 15 В ходе онтогенеза ведущие деятельности сменяют друг друга, обусловливая изменения в характере личностных смыслов индивида (Леонтьев А.Н.). 16 Характеристика деятельности включает две стороны: предметно-ориентировочную и направленную на развитие взаимоотношений с окружающими, усвоение социально приемлемых форм поведения (Д.Б. Эльконин). 17

И.В. Дубровина предлагает термин «психологическая готовность к самоопределению», который интерпретирует как «формирование у старших школьников психологических образований и механизмов, свидетельствующих об определенной личностной зрелости, не завершенной в своем формировании структуры, открытой дальнейшему развитию». 18 В рамках деятельностного подхода самоопределение рассматривается через доминирование ведущей деятельности. В общем цикле развития деятельности человека в обществе Б.Г. Ананьев выделил четыре этапа: подготовительный, старт, пик, финиш. Выпускники школы прогнозируют свое развитие и деятельность на момент «старт», определяемый как включение в различные сферы жизнедеятельности. 19

Под жизненными планами понимаются «конкретные события – поступление в вуз, вступление в брак», а под жизненными целями – «абстрактные ориентиры - хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь». 20 Жизненные планы детализированы и рассчитаны на конкретные временные интервалы, поэтому в структуре жизненного плана особую значимость приобретает хронологическая согласованность жизненных целей – временная перспектива, представляющая собой стратегию реализации целей во времени. Особенность отражения личностью временных отношений определяется представлением субъекта о значимости жизненных событий. Жизненные цели старшеклассников соответствуют нормативным образцам, которые определяются современным состоянием и перспективой развития общества: значительная часть молодежи при выборе профессии и места учебы руководствуется стереотипами массового сознания в силу их положительной социальной окрашенности, поддержки социальными институтами.

А. В. Мудрик 21 связывает построение жизненных планов через формирование механизма целеполагания, так как мышление позволяет сознанию человека свободно перемещаться по оси времени: опираться на прошлое, ориентироваться в будущем. 22 В психологическом аспекте собственное время - субъективное время, данное в переживании. В социальном смысле собственное время - это условие самореализации субъекта.

Исследуя жизненные события молодежи ученые выделяют ближнюю, отдаленную и дальнюю перспективы. Под ближайшим будущем, например, О.Е. Байтингер понимает временной промежуток, измеряемый календарными сроками от одного дня до одного года, событием в данном временном промежутке может быть, например, поступление в вуз. 23 Отдаленная перспектива рассматривается как период учебы в вузе, начало самостоятельной жизни, возрастные границы периода от 18 до 40 лет. Далекая перспектива - пик профессиональной карьеры, выход на пенсию, воспитание внуков. Содержательная наполненность образа будущего современных выпускников школы отличается преобладанием ориентации на свою личную жизнь, которая рассматривается ими как главная ценность. Ученый отмечает, что старшеклассники мало задумываются о своем участии в жизни общества и не рассчитывают на поддержку государства. Также отмечается, что описания будущего напоминают набор формальных признаков «удачной жизни», которые не отражают внутренние стремления, способности и склонности молодых людей.

Таким образом, в психологическом аспекте под жизненными планами понимаются конкретные события: поступление в вуз, вступление в брак» и др. Жизненные планы детализированы и рассчитаны на конкретные временные интервалы, поэтому в их структуре особую значимость приобретает хронологическая согласованность жизненных целей. Жизненные цели старшеклассников соответствуют нормативным образцам, которые определяются современным состоянием и перспективой развития общества. Исходя из критерия удаленности во времени ожидаемых субъектом жизненных событий психологи выделяют ближнюю, отдаленную и дальнюю перспективы.

В социологии представления молодежи о своем будущем изучались через такие понятия, как “жизненные цели” и “жизненные планы” (В.Т.Лисовский, И.О.Мартынюк, М.Н.Руткевич, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкин), “жизненное самоопределение” (Н.А.Залыгина, И.О.Мартынюк), “жизненная программа” (О.Н.Титов), жизненные ориентации (М.Х.Титма), жизненные перспективы (Е.Н.Головаха), жизненные притязания (А.З.Литвинцева, В.С.Магун), жизненный путь (Т.И.Адуло, Е.М.Бабосов, М.Х.Титма), ценности и ценностные ориентации (А.Г.Здравомыслов, В.Б.Ольшанский В.Б., В.А.Ядов), социальные ожидания или экспектации молодежи (В.Б.Ольшанский, Н.И.Соболева, О.Н.Ежова, Ю.В.Куприянова).

Рассматривая проблемы социологического изучения жизненного самоопределения учащихся, исследователь Залыгина Н.А. раскрывает понятие «жизненное самоопределение» с точки зрения философского и психологического аспектов. Под жизненным самоопределением понимается общая социальная ориентация, связанная с представлением о жизненной перспективе в ее целостности, которая находит выражение в постановке жизненных целей и путей их достижения - жизненных планов в основных сферах жизнедеятельности личности на основе системы ориентаций личности на жизненно важные ценности. 24

Ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования. Ценности служат ориентирами, без них люди были бы дезориентированы в социальном пространстве и основой мотивации поведения людей.

Одним из первых проблематику ценностей, отождествляющихся с благами, ввел в социологию Макс Вебер. Он предлагал рассматривать ценности как некое долженствование “в себе”, то есть ни к кому не обращенное требование. 25 Однако в ходе последующей ассимиляции проблематики ценностей их чаще стали использовать в рамках словосочетания “ценности и нормы”, где ценности сообщают значимость нормам.

В известной работе американских социологов Уильямса Томаса и Флориана Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” 26 ценности характеризуются как правила поведения, с помощью которых сохраняются, регулируются и распространяются соответствующие типы действия через членов какой-либо социальной группы. Уильямс Томас и Флориан Знанецкий впервые ввели в социологию понятие “ценностные ориентации”. Они отмечали, что индивид интернализует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно, то есть функция контроля переходит к самому индивиду. При этом индивид начинает активно вырабатывать свои ценности и принимать участие в выработке групповых ценностей.

В отечественной научной литературе первыми исследователями ценностных ориентаций стали В.Б.Ольшанский, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов.

В.Б.Ольшанский под ценностными ориентациями понимает диспозицию, регулирующую общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, а также ценности различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, профессиональных и др. 27

А.Г.Здравомыслов и В.А.Ядов понятие ценностные ориентации связывали с психологическим понятием установки личности. Большинство современных исследователей вслед за А.Г.Здравомысловым и В.А.Ядовым представляют ценностные ориентации как установку личности. Установка касается более всего вопроса реализации простейших витальных потребностей. 28

На современном этапе развития науки существуют различные парадигмы исследования ценностей. Одни исследователи считают, что ценностями являются вещи и их свойства, нужные (необходимые, полезные) для удовлетворения потребностей и интересов личности. Н.Смелзер полагает под ценностями значимые, общепринятые и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. 29 Большинство современных исследователей утверждают, что ценность есть отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их мнению, зависит от свойств как субъекта, так и объекта, но не совпадает с ними. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение этой субъективной значимости и есть оценка. 30 Этот подход определился в 60-х годах и стал господствующим.
Под ценностными ориентациями мы понимаем разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов. Формирование системы ценностных ориентаций знаменует становление личности как активного субъекта социальной деятельности. 31 Мы используем эту позицию для изучения ориентаций молодых инвалидов на систему ценностей: образование, труд, здоровье и семью.

С представлениями об ориентациях тесно связано понятие «ожидания». В целях конкретизации социальных ожиданий В.Б.Ольшанским было введено понятие «экспектации». 32 Социальные экспектации молодежи определяются как социальные ориентации молодежи - совокупность социальных установок, элементов знаний, стереотипов поведения, оценок, убеждений относительно того, что произойдет или какие условия сложатся в обществе в будущем. Исследование экспектаций представляет интерес с точки зрения прогнозирования характера, направления и качественной оценки деятельности социальных групп. Отражая на сознательном и бессознательном уровнях существующие социальные, политические, экономические и духовные условия, социальные ожидания одновременно фиксируют тенденции социальных изменений и, таким образом, содержат элемент будущего. Потенциально возможное будущее в ожиданиях присваивается субъектом, становится субъективной реальностью, реализуясь в дальнейшем через деятельность социальных групп. Социальные ожидания являются одним из основных элементов общественного мнения и оказывают решающее воздействие на его формирование. С помощью экспектаций оцениваются актуальные события как способствующие или препятствующие достижению прогнозируемого состояния. 33

Рассмотрим зарубежные подходы к изучению взглядов и установок молодежи. В современном мире в немецкой социологической традиции употребляется понятие «жизненные шансы» и “жизненные планы”, в британской и американской социологии “жизненный стиль” и “жизненный цикл”.

Под жизненными шансами понимаются шансы индивида на обладание частью экономических и культурных благ, предоставляемых обществом. 34 Распределение этих благ обычно несимметрично. Несимметричное распределение жизненных шансов проявляется, например, в материальном вознаграждении или дифференцированном доступе к образованию.

Оригинальной является постановка немецким исследователем Э. Шпрангером вопроса о жизненном плане как новой жизненной форме, появляющейся в юношеском возрасте. По Э. Шпрангеру, жизненный план - это «направление, принимаемое внутренней жизнью». Оно формируется под давлением, с одной стороны, внутренних впечатлений, с другой - среды, образующих «параллелограмм сил». Источник жизненного плана - воля к власти, «стремление быть сверху, а не снизу». 35

В британской социологии жизненный стиль представляет собой различия между социальными группами в образцах социальных отношений, потреблении материальных благ, один из способов социальной презентации экономических классов. В американской социологии понятие стиля жизни используется для проведения различий между сельской и городской формами социальной жизни, а также между образом жизни в центре города и в пригороде. В современных исследованиях выработка определенного жизненного стиля рассматривается в качестве основной стратегии поведения потребителя в обществе.

Термин “жизненный цикл” используется прежде всего для описания полного цикла развития личности, что включает детство, подростковый возраст, зрелость, пожилой возраст и смерть. 36 Социологическое понятие “жизненный цикл” указывает на восприятие индивида сквозь призму социально конструируемых категорий возраста, а также на наличие разных вариантов социального опыта взросления и старения. Иногда термину “жизненный цикл” предпочитается термин “ход жизни”, который не предполагает фиксированности стадий формирования личности. Это понятие может относиться не только к личности, но и к истории отдельных семей. В этом альтернативном смысле жизненный цикл является процессом, включающим различные периоды развития семьи: добрачный период, заключение брака, воспитание детей, уход детей из дома и распад семейной единицы.

Рассмотрим наиболее установившиеся понятия, использующиеся при изучении представлений российской молодежи о своем будущем.

Одним из аспектов жизненного самоопределения молодежи является ее включение во все основные сферы деятельности: в учебу, в культурную жизнь, в межличностное общение, в сферу труда и др. Особенности этого процесса определяются субъективной направленностью молодежи на те или иные виды сферы деятельности. Субъективными регуляторами активности являются ценностные ориентации, включающие представления об определенных сферах деятельности и связанных с ними более общих социальных ценностях. Учитывая существенную роль таких ценностных ориентаций в формировании образа жизни молодежи, их назвали жизненными ориентациями.

В Российской социологической энциклопедии жизненные планы трактуются как определяемая человеком совокупность СОВОКУПНОСТЬ
- множество случаев, относительно которого делаются те или иные выводы. и последовательность своих целей на жизненном пути и способов их достижения, индивидуализированное отражение в сознании людей конкретной социально-исторической ситуации, складывающейся в обществе объективно, независимо от воли и сознания отдельного человека ЧЕЛОВЕК
- фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философско... . В широком смысле жизненные планы включают в себя намерения, связанные с приобретением профессии, трудовой карьерой, созданием семьи, рождением и воспитанием ВОСПИТАНИЕ
- участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей. Термин В. указывает на...
детей, решением РЕШЕНИЕ
- 1. Нахождение ответа на какой-то вопрос (применительно к задаче, проблеме). 2. Волевой акт, вы... жилищно-бытовых вопросов, любительскими занятиями ("хобби") и т. п. В более узком смысле жизненные планы исследуются социологами в связи с вступлением молодежи, заканчивающей общеобразовательную школу и профессиональное учебное заведение, в самостоятельную трудовую жизнь ЖИЗНЬ
- форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее р... . 37

В. Ядов под жизненными планами индивида понимает обобщенное представление индивида ИНДИВИД
или группы относительно своего будущего статуса СТАТУС
- социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе. в основных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, семейной и др.). 38

Жизненные планы, согласно трактовке исследователя О. В. Шапошниковой, – это проективная временная последовательность достижения человеком индивидуально избранных жизненных целей, формирующаяся под воздействием общества и его институтов, а также в результате проявления совокупности личных установок и мотиваций индивида ИНДИВИД
- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психолог... .

Жизненные планы – активно трансформирующиеся намерения. На их формирование и реализацию влияют множество факторов и условий. Ряд социальных факторов подлежит фиксации, выделению и анализу. Главными факторами, оказывающими «влияние на ребенка в масштабах мирового сообщества являются развитие, внедрение идеи прав ребенка и изменение информационного пространства». 39

Мы придерживаемся позиции, в которой интегрирующими при изучении будущего молодых инвалидов выступают «жизненные планы». Они включают в себя совокупность целей человека, которые он ставит перед собой при построении своей жизненной траектории, последовательность, способы достижения этих целей. Употребляемое понятие «жизненная траектория» связано с траекторным подходом английских исследователей (Р. Блэкберн, Дж. Голдторп, К. Прэнди, А. Стюарт), применявших его при изучении карьеры и внутрипрофессионального роста. 40 Мы использовали этот термин относительно всех сфер жизни человека.

Важным для нашего исследования представляется крупный межрегиональный лонгитюдный проект под руководством М.Х.Титмы "Пути поколения", посвященный изучению проблем жизненного самоопределения молодежи.

Реальные жизненные возможности молодежи М.Х.Титма предлагает рассматривать на трех уровнях: возможности, предоставляемые индивиду обществом; возможности региона, где проживает индивид, связанные с историческими особенностями его развития и настоящим социально-экономическим положением; возможности самого индивида, определяемые его потенциалом, природными данными и социальным окружением. 41 Мы также полагаем, что реальные жизненные возможности инвалида зависят от наличия четырех составляющих: 1. Возможностей самого человека в зависимости от вида заболевания; 2. Активной или пассивной жизненной позиции человека. 3. Условий социальной поддержки, защиты, образования и т.д., создаваемых обществом, например, влияния ранней профессиональной ориентации в школе на выбор будущей профессии. 4. Специфики регионального развития, например, нами были отмечены серьезные различия в установках у молодых инвалидов, проживающих в мегаполисе и в малых городах России.

Вслед за М.Х.Титмой мы рассматриваем жизненные планы как:

Ориентацию на работу и профессиональный рост;

Ориентацию на образование;

Ориентацию на семью;

Ориентацию на самостоятельность и независимость;

Ориентацию на материальную обеспеченность.

Мы считаем также важным включить в изучаемый перечень:

Ориентацию на здоровье, борьбу с собственным недугом;

Ориентацию на пассивную жизнь, когда главные решения в жизни ребенка (куда пойти учиться, какую выбрать профессию и др.) принимают родители.

Наша программа исследования жизненных планов молодых инвалидов также содержит следующие блоки:

Оценка выпускниками-инвалидами личных перспектив и значимых жизненных ценностей;

Социальные контакты выпускников-инвалидов.

Мы рассматриваем жизненные планы, изучая респондентов, которые только заканчивают школу (возрастные границы 15 - 18 лет).

Изучая жизненные планы молодых инвалидов, мы концентрируем свое внимание на условиях, предоставляемых индивиду обществом и возможностях самого индивида, которые определяются его потенциалом, природными данными и социальным окружением. Для исследования возможностей, предоставляемых индивиду обществом, мы также изучаем мнение экспертов.

Несмотря на общую гуманизацию общества и появление новых исследований инвалидности, необходимо отметить, что в настоящее время проводится небольшое количество исследований жизненного пути, планов и перспектив инвалидов. На сегодняшний день известны единичные исследования жизненных планов и ориентаций инвалидов: В.С. Собкин в 1996 году изучал подростков с дефектом слуха; М.Н. Реут в 2000 году определила особенности социализации неслышащей молодежи, ученые Саратовской школы Е.Р. Ярская-Смирнова, Д.В. Зайцев и др. активно ведут разработку проектов в отношении детей с умственной отсталостью.

Важным для нашей работы является эмпирическое исследование В.С.Собкина “Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи”. Оно стало первым опытом изучения ценностных ориентаций и жизненных планов подростков с недостатками слуха. Ученый анализирует особенности семейных, профессиональных и образовательных планов подростков-инвалидов по слуху. Характерной особенностью этого исследования является то, что автор постоянно сопоставляет результаты опросов двух групп: старшеклассников-инвалидов и подростков из массовых школ. Особое внимание уделяет специфике ценностных ориентаций старшеклассников в зависимости от степени выраженности их слухового дефекта. При этом логика анализа во всех содержательных блоках строится на соотнесении мнений учащихся с дефектами слуха с мнениями учащихся общеобразовательных школ. 42 При этом мнение здоровых детей рассматривается в виде некоторой нормы.

Таким образом, используя философские, психологические и социологические подходы в изучении будущего молодежи мы будем придерживаться стратегии, в которой главным и основным является изучение жизненных планов инвалидов, как отдельной социальной группы, имеющей свои права и возможности для построения и реализации жизненных планов. Изучаемые нами ценностные ориентации выступают как ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные индивидуальными (особенности личности, жизненного опыта) и общими социальными условиями жизни индивида (обусловлены системой воспитания, образования, корректируются обществом). Они обнаруживаются также в целях, идеалах, интересах и других проявлениях личности.

1.2. Жизненные планы молодых инвалидов в конструировании будущего