Упражнения по лфк для дошкольников. Занятия ЛФК для детей: упражнения. Что такое ЛФК

Как правильно проводить занятия лечебной гимнастикой для профилактики и лечения простудных заболеваний у детей?

Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10-18°С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).

Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром - влажные обтирания тела, вечером - мытье ног прохладной водой.

Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает , продолжительность выдоха надо несколько сократить.

Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.

Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

Обязательным является длительное применение ЛФК - в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей дошкольного возраста

Комплекс 1

Ходьба по комнате или на месте с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Голову и корпус стараться держать прямо.

  1. "Сильные руки". Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
  2. "Часики". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: "Тик-так". Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 10-12 раз (рис. 2).
  3. "Пчелка". ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
  4. "Регулировщик", ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить: "тр-р-р-р". Темп средний. Повторить 5-6 раз (рис. 3).
  5. "Дровокол". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  6. "Согревание рук". ИП - стоя; слегка расставить ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  7. "Семафор". ИП - сидя на полу; ноги сдвинуты вместе. Поднять руки в стороны (вдох), медленно опустить их вниз (длительный выдох), одновременно произносить: "С-с-с-с". Повторить 4-5 раз (рис. 4).
  8. "Кузнечик". ИП - сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; обхватить голени руками (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
  9. "Трубач". ИП - сидя на полу; кисти сложены "трубочкой и приставлены к губам. Медленно выдыхая, громко произносить: "П-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз (рис. 5).
  10. Бег по комнате с ускорением и замедлением.

Медленная ходьба по комнате на носках, при этом надо тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне.

Комплекс 2

Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Продолжительность ходьбы - 1 минута. Голову и корпус стараться держать прямо.

  1. "Петушок". ИП - стоя; ноги па ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз (рис. 6).
  2. "Журавль на болоте". ИП - стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
  3. "Катание на лыжах". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.
  4. "Пришей пуговицу". ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
  5. "Вертушка". ИП - стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно "перебрасывая" их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-7 раз.
  6. "Цапля". ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
  7. "Мельница". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5-6 раз.
  8. "На турнике". ИП - стоя; ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки (вдох), палку опустить назад на лопатки (выдох). Темп медленный. Повторить 5-6 раз (рис. 7).
  9. "Маятник". ИП - стоя; ноги на ширине плеч, палку держать в согнутых руках за плечами. Наклоны туловища в стороны. Темп медленный. При наклоне - выдох. Выполнить 3-4 наклона в каждую сторону (рис. 8).
  10. Прыжки. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени.

Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой, за спиной.

Утренняя гигиеническая гимнастика для детей школьного возраста

Комплекс 1

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и энергичным движением рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

  1. Исходное положение (ИП) - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять прямые руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, и энергично потянуться (вдох). Опустить руки вниз (выдох), вернувшись в ИП. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: потягиваясь, поднимайте голову и выпрямляйте спину.
  2. ИП - стоя; ноги шире плеч, руки опущены вниз. Быстро наклониться вперед, стараясь коснуться пола пальцами, а еще лучше - ладонями (выдох). Медленно, с глубоким вдохом вернуться в ИП. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: ноги все время держите прямыми. Выпрямляя туловище, отводите плечи назад.
  3. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Наклониться влево, скользя ладонями по туловищу: левая опускается к колену, а правая поднимается к подмышечной впадине. Выпрямиться в ИП и, не останавливаясь, наклониться вправо, меняя положение рук. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: дыхание произвольное. Ноги не сгибайте, не отрывайте пяток от пола. Голову и корпус держите прямо, не наклоняясь вперед (рис. 9).
  4. ИП - стоя; слегка расставить ноги и поставить ступни параллельно. Руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Быстро присесть на всей ступне, наклоняясь вперед, опустить руки вниз и энергично отвести их назад, подражая отталкиванию палками при ходьбе на лыжах (выдох). Медленно выпрямиться в ИП (вдох). Темп средний. Повторить 10-15 раз.
    Особые указания: приседая, держите пятки прижатыми к полу, не опускайте голову.
  5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки, разведя локти в стороны, и положить ладони на пол под подбородок. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и отводя голову назад. Локти прижать к бокам, а кисти рук привести к плечам ладонями вперед (вдох), Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибая спину, отводите плечи назад, сближая лопатки.
  6. ИП - лежа на спине; ноги выпрямлены, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к иолу, Согнуть ноги, притягивая бедра к животу (выдох). Выпрямляя ноги, вернуться в ИП (вдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
  7. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Развести руки в стороны ладонями вверх (вдох). Опустить руки, принять ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: прогибайте спину, отводя голову назад и сближая лопатки.
  8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять вытянутую левую ногу вперед, затем опустить ее в ИП. То же проделать другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: не сгибайте ноги; голову и корпус держите прямо.
  9. ИП - стоя; ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки согнуты перед грудью ладонями вниз, локти разведены в стороны. Повернуть туловище влево, разгибая и отводя левую руку в сторону - назад ладонью вверх (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в другую сторону. Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступни, голову и туловище держите прямо.
  10. ИП - стоя ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые мелкие прыжки (подскоки) на носках, подпрыгивая на 5-10 см от пола. Выполнить около 30 раз.
    Особые указания: голову и туловище все время держите прямо.

Ходьба по комнате в среднем темпе, с переходам на медленный, в течение 1 минуты.

Комплекс 2

Ходьба на месте или по комнате в быстром темпе с высоким подниманием колен и сильными движениями рук в течение 1 минуты. Голову и корпус все время держать прямо.

  1. ИП - стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, пальцы сцеплены, ладони обращены вниз, локти разведены в стороны. Вытянуть руки вверх, поворачивая ладони кверху, и, поднимаясь на носки, сильно вытянуться (вдох), вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания; потягиваясь, отводите голову назад и выпрямляйте спину.
  2. ИП - стоя, ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Повернуться влево, быстро наклониться вперед к левой ноге, стараясь, коснуться ладонями пола (выдох). Медленно вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания. Ноги все время держать прямыми; выпрямляясь, отведите плечи назад.
  3. ИП - стоя; ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони на затылке. Наклоняться влево, отставляя другую ногу в сторону, на носок. Вернуться в ИП. Проделать то же в другую сторону, отставляя правую ногу. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 8-12 раз в каждую сторону.
    Особые указания: ноги не сгибайте, голову и корпус держите прямо, локти оттягивайте назад.
  4. ИП - стоя; ноги вместе, руки опущены вниз. Присесть на носках, разводя колени в стороны и поднимая руки вперед. Вернуться в ИП. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить 10-12 раз.
    Особые указания: старайтесь все время сохранять прямое положение корпуса.
  5. ИП - лежа на коврике лицом вниз. Согнуть руки и, сцепив пальцы, положить их на поясницу ладонями вверх. Прогнуть спину, приподнимая грудь от пола и поднимая голову вверх. Вытянуть руки назад, поворачивая ладони внутрь (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания: вытягивая руки, отводите плечи назад, сводя лопатки.
  6. ИП - лежа на спине; руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх, плечи плотно прижаты к полу. Слегка приподняв ноги от пола, попеременно сгибать и разгибать их, подражая движениям ног велосипедиста. Дыхание произвольное. Темп средний. Выполнять упражнениё в течение 20-30 секунд.
    Особые указания: не отрывайте затылок и таз от пола.
  7. ИП - стоя; НОРИ вместе, руки опущены вниз. Согнуть руки, положив ладони на затылок, и, поднимаясь на носки, прогнуть спину (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
    Особые указания. Прогибаясь, отводите голову и локти назад, сводя лопатки.
  8. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Отвести и поднять вытянутую левую ногу назад, выпрямляя спину. Поставить ногу в ИП. Проделать то же другой ногой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    Особые указания: ноги держите прямыми.
  9. ИП - стоя; ноги шире плеч, ступни параллельны, руки опущены вниз. Повернуть корпус влево, сгибая руки к плечам и прижимая локти к бокам, сводя лопатки (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Проделать то же в правую сторону: Темп медленный. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
    Особые указания: при поворотах не сдвигайте ступней, не отрывайте пяток от пола.
  10. ИП - стоя; ноги вместе, руки на поясе. Делать быстрые прыжки (подскоки) на носках, разводя ноги в стороны и сводя их вместе. Дыхание произвольное. Выполнить от 30 до 60 прыжков.
    Особые указания: старайтесь держаться прямо. Ходьба по комнате в среднем темпе с переходом на медленный, в течение 1 минуты.

Лечебная физкультура (ЛФК) — самый важный компонент лечения большинства заболеваний детей дошкольного возраста. К примеру, относится это к таким заболеваниям, как рахит, гипотрофия и другие, когда ЛФК способствует нормализации и улучшению обмена веществ, предупреждает отставание в росте, развитии, деформацию опорно-двигательного аппарата и прочее.

Регулярные занятия помогают предотвратить множество распространенных детских заболеваний: плоскостопие, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты, искривления ног и т.п.

Особое значение ЛФК в детском возрасте объясняется тем обстоятельством, что длительное заболевание способно привести помимо отставания в развитии и росте, также к функциональным нарушениям. И только своевременно начатые занятия ЛФК помогут избежать этого.

Особенностью ЛФК для детей , отличающей от лечебной физкультуры других возрастных категорий — большая численность . Для организации оптимального подбора упражнений ЛФК для детей , необходимо обратиться к специалисту по , который подбирает программу занятий исходя из возраста ребенка, его развития, особенностей моторики и психики.

ЛФК для детей дошкольного возраста. Содержание

Реферативная работа и презентация, представленная Вашему вниманию , на тему " , включает подробное описание следующих разделов:

ЛФК для детей, показания, противопоказания;

ЛФК для детей 1,5-3 месяца, 3-4 месяца, 4-6 месяцев, 6-10 месяцев, 10-12 месяцев, 3-6 лет;

ЛФК дома, разминка;

лечебная физкультура для профилактики сколиоза.

Представленные в работе материалы, сопровождаются приведением многочисленных примеров упражнений и комментариев к ним, а также рисунков, для визуального восприятия действий.

Преимущества и достоинства ЛФК для детей дошкольного возраста

Стимуляция деятельности всего организма происходит независимо от направления упражнения на ту или иную часть тела. Связано это с , благодаря ЛФК, а также уменьшением воспалительных процессов, нормализацией некоторых нарушенных функций организма ребенка, ускорением заживления ран, повышением его адаптационных возможностей.

В ходе систематических занятий ЛФК формируется нормальная осанка, подвижность суставов улучшается, выносливость и сила повышаются, развиваются волевые качества, закаливается и укрепляется организм ребенка в целом. Отмечается многими авторами, педиатрами, что ЛФК для детей, в сопровождении со , позитивно влияет на системы и сердечно-сосудистую, и дыхательную, а еще на координацию ребенка.

Несмотря на все плюсы, ЛФК, как и любые методы лечения, обладает и некоторыми противопоказаниями: высокая температура, высокое или низкое артериальное давление, общее недомогание, рецидивы хронических заболеваний, кровотечения, острая форма всякого заболевания.

ЛФК для детей — методы воздействия

Спецификой лечебной физкультуры для ребенка является сочетание общего оздоровительного влияния с лечением. При этом ЛФК охватывает такие методы, как физические упражнения, лечебный массаж, занятия на тренажерах, подвижные игры, трудотерапия, лечебные положения тела. Кроме этого, особым значением обладают природные факторы окружающей среды (воздух, вода, солнце).

ЛФК для детей – выполнение упражнений

Чтобы ЛФК давала положительные результаты, необходимо заниматься ею регулярно, под присмотром специалиста, с последовательным увеличением физической нагрузки. Уровень же самой нагрузки напрямую зависит и от физической подготовки ребенка, и от его возраста, особенностей заболеваний, самочувствия.

Основной и важнейшей функцией организма является движение. Лечебная физическая культура (ЛФК) – это как раз тот комплекс упражнений, который поможет не только нормализовать деятельность опорно-двигательного аппарата, но и улучшить работу внутренних органов. Вовремя начатые занятия ЛФК могут заменить длительный прием лекарственных препаратов и хирургические вмешательства.

Упражнения делятся не только по анатомическому принципу (так, например, они могут быть направлены на улучшение работы мышц ног, рук, исправление осанки и т. д.), но и по степени интенсивности. Спектр возможностей ЛФК огромен: это и спортивно-прикладные упражнения, и лечебная гимнастика разных видов, и дыхательные упражнения. Самостоятельный подбор комплекса занятий может нанести существенный вред организму, ведь именно разработка специалистом индивидуальной программы и медицинский контроль являются главными отличиями ЛФК от других видов физкультуры.

Показания к назначению лечебной физкультуры

ЛФК входит в комплексный подход лечения и профилактики при имеющихся проблемах со стороны следующих систем организма:

  • Опорно-двигательной (ЛФК показана в том числе при коксартрозе, нарушении осанки, остеохондрозе, сколиозе и т. д.)
  • Нервной
  • Сердечно-сосудистой
  • Дыхательной
  • Пищеварительной

Как один из важнейших методов реабилитации либо поддержания здоровья ЛФК также важен при:

Эффективность ЛФК

Эффективность лечебной физкультуры уже ни для кого не является секретом. С одной стороны, это хороший помощник при комплексной терапии, с другой – лучший способ закрепить полученные результаты уже завершенного лечения. Кроме того, ЛФК назначается для профилактики развития возможных осложнений, замедления развития того или иного заболевания, а также с целью общего укрепления организма. Механика ЛФК достаточно проста – комплекс упражнений улучшает кровообращение в мышцах, подвергающихся нагрузке, положительно влияет на рост мышечной силы, помогает вернуть или увеличить подвижность суставов. Дыхательная гимнастика, со своей стороны, позволяет снять мышечные спазмы. Наиболее эффективно ЛФК работает в связке с массажем и физиотерапией.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Одним из наиболее частых случаев назначения ЛФК являются ситуации, связанные с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, процессы нарушения лимфо- и кровообращения в травмированных тканях неизбежны, более того, они даже могут привести к некрозу. Подобные дегенеративные (отрицательные) изменения могут вызвать как стойкое ограничение подвижности суставов (контрактура), так и полную неподвижность (анкилоз). В этом случае именно ЛФК тонизируют центральную нервную систему, улучшает приток крови к травмированным тканям, способствует их заживлению и восстановлению эластичности и силы мышц.

Курс ЛФК при такой проблеме делится на три периода:

  • Иммобилизация (снижение патологических реакций организма, связанных с появившейся травмой, укрепление иммунитета, профилактика возможных осложнений, таких как тромбоэмболия, остеопороз, превмония, мышечная атрофия и т. д.)
  • Послеиммобилизационный период (фактически полное восстановление утраченных возможностей опорно-двигательного аппарата)
  • Заключительно-восстановительный период (устранение возможных остаточных явлений, связанных с болезнью, и закрепление результата)

ЛФК для детей назначается с целью:

  • Правильного развития и укрепления опорно-двигательного аппарата: мышц, суставов и костей
  • Профилактики сколиоза и плоскостопия и других заболеваний ортопедического профиля
  • Нормализации деятельности нервной системы, борьбы с тиками и последствиями травм или длительной неподвижности, восстановления нормального тонуса мышц
  • Поддержания и восстановления нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, легких
  • В рамках комплексной терапии заболеваний внутренних органов и скелета
  • Профилактики осложнений или рецидивов заболеваний
  • Общего укрепления организма и иммунной системы

Показаниями для лечебной физкультуры являются заболевания самого разного профиля:

  • Патологии опорно-двигательного аппарата: врожденные состояния, травмы и пр.
  • Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Заболевания эндокринной системы, нарушения обмена веществ
  • Нарушения дыхательной системы: частые бронхиты, бронхиальная астма; реабилитация после воспаления легких
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • Нарушения нервной деятельности

ЛФК для самых маленьких

Для младенцев первого года жизни лечебная физкультура является фундаментом будущей здоровой жизни. Комплексы упражнений поначалу состоят в основном из пассивных и рефлекторных движений, но по мере развития малыша специалист начинает добавлять и активные компоненты. Гимнастику для маленьких полезно сочетать с массажем.

Врачи МЕДСИ знают, что ЛФК оказывает самое благоприятное воздействие на психическое и физическое состояние детей. Упражнения стимулируют кровообращение и деятельность нервной системы, приводят в порядок мышечный тонус, нормализуют сон и настроение малыша.

Благодаря общеукрепляющему действию лечебной физкультуры организм ребенка развивается гармонично. Сводится на нет риск отставания в развитии, малыш начинает садиться, ходить и говорить вовремя или даже немного раньше своих сверстников.

Если у ребенка диагностирован рахит или снижен вес, лечебная физкультура предотвратит осложнения заболевания, поможет костной системе развиться нормально, улучшит аппетит, приведет в порядок обмен веществ.

ЛФК для детей делает их более подвижными, позитивными, устойчивыми к заболеваниям и стрессам.

Противопоказания к применению ЛФК

  • Лихорадка и общее тяжелое состояние
  • Кровотечение или геморрагический диатез
  • Повышенное или пониженное давление
  • Острое заболевание внутренних органов или обострение хронического заболевания
  • Гиперестезия (в частности, при рахите)
  • Обширные грыжи
  • Заболевания, при которых наблюдается повышенная ломкость костей

Противопоказаний к назначению ЛФК не так много, в основном все они связаны с начальной (острой) стадией заболевания, травмы либо обострения хроники, наличием показаний к хирургическому вмешательству. По прошествии времени и после прекращения острых болей и воспалительных процессов ЛФК может быть назначена незамедлительно.

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, и др);
  • изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны : детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.


Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

Особенности детей дошкольного возраста представлены двумя основными составляющими:

  1. физиологические особенности детского организма;
  2. уровень его психического развития.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка в условиях конкретной патологии определяются его физические и адаптивные возможности к восприятию физической нагрузки при занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Контроль за состоянием ребенка во время занятий состоит из общепринятых методов контроля за функцией прежде всего сердечно-сосудистой системы и за признаками утомляемости. Как показывает практика, ограничение времени продолжительности процедуры ЛФК и ее информативности связано прежде всего с утомлением центральной нервной системы. Это проявляется в снижении концентрации внимания: в увеличении количества ошибок при выполнении упражнения, отвлекаемости на посторонние стимулы, игнорировании просьб, неспособности вслушиваться в речь инструктора и т.п. Особенно это характерно для детей с синдромом дефицита внимания, количество которых может достигать 15-20% от числа детей, занимающихся в группе ЛФК. В связи с этим продолжительность процедуры ЛФК по нормам для детей дошкольного возраста составляет не более 20 минут.

Между тем процедуры большинства методик ЛФК требуют больших затрат времени для повышения ее эффективности. Это возможно, если при построении занятий инструктор ЛФК четко осознает уровень психического развития ребенка и находит контакт с ребенком, живущим в своем миропонимании.
Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, и поэтому его способ освоения окружающего мира - это действие в мире реальных предметов и вещей, однако ребенок еще не владеет методами осуществления таких действий. Это противоречие может разрешиться только в одном виде деятельности - в игре. Игра для дошкольников является ведущей сферой деятельности и характеризуется воображаемой игровой ситуацией, выделением знаний и смыслов, что лежит в основе формирования образно-схематического мышления, развитием активного запоминания, обобщенным характером игры, наличием ролей. Так как занятия ЛФК требуют стремления к определенным значимым целям (количества повторений, достижения определенного объема движения и т.п.), ролевые игры должны сочетаться с играми по правилам. В игре активно формируются психические процессы: обогащаются восприятие, активная память и внимание. Ролевая игра приводит к переходу от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому освоению смыслов формирования воображения. С другой стороны, в играх по правилам ребенок формирует самооценку, обучается ограничивать свои желания, подчиняться запретам.

Неотъемлемый вид игровой деятельности ребенка - это сказка. Она должна строиться на знакомых ребенку образах. Важно, чтобы понятия были доступны пониманию и воображению ребенка, соответствовали его возрасту и развитию. Ребенку близок мир сказки, похожий на мир самого ребенка. Это мир резких противопоставлений добра и зла, хорошего и плохого, смелого и трусливого, ловкогс и неуклюжего. Здесь есть интерес к герою, идентифицированному с самим собой, а значит, связанному с интересом к самому себе; это дополнительный стимул к увлеченности моментом действия. Посредством сказки легче взаимодействовать с ребенком, управлять им во время проведения комплекса упражнений. Концентрация внимания на действиях позволяет лучше организовать дошкольника. Образы, создаваемые в процессе процедуры, легко запечатлеваются у ребенка, благодаря этому лучше запоминается и усваивается сам комплекс упражнений. Необходимо проявление фантазии инструктора ЛФК, гибкости его мышления, так как сказка должна от занятия к занятию изменяться, развертываться в сценарии, пополняться новыми персонажами.

У детей вследствие возрастных особенностей недостаточно развито перспективное мышление, из-за чего они просто не могут понять, что выполнение определенных упражнений и усвоение навыков могут привести к желаемым и нужным для ребенка результатам.

Социальная ситуацияна занятиях ЛФК заключается в расширении предметного мира и в необходимости действовать в мире реальных вещей. В то же времяребенок дошкольного возраста находится лишьв начале формирования его самосознания. Занятия ЛФК предъявляют требования и к формированию учебной деятельности ребенка, ведьна занятии происходит усвоение новых навыков, умений, понятий. На занятиях ЛФК ребенку этого возраста иногда впервые в жизниприходится сталкиваться с элементами целенаправленной учебной деятельности. Процедура и общение с инструктором обогащают ребенка, расширяют его двигательные способности, корректируют его самооценку. Важным является использование поощрения. Надо помнить, что похвала для ребенка важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально ребенка, а отдельных его качеств или навыков, операций. Однако надо учитывать, что для ребенка дошкольного возраста из-за недостаточного уровня самосознания это еще малозначительные аспекты.
Ниже мы приводим примерный комплекс упражнений для ребенка дошкольного возраста, построенный на основе вышеперечисленных закономерностей. Данный комплекс ЛФК разработан для детей 3-6 лет, посещающих групповые или индивидуальные занятия. Пациенты были направлены на лечение хирургом-ортопедом, диагноз - нарушение осанки.

Исходное положение

Выполнение

Дозировка

Словесное сопровождение

Лежа на спине

Закрыть глаза, руки и ноги расположить симметрично

Ночь, все спят. Снится что-то хо-, рошее: лес, река, мама готовит что-то вкусное. Солнце взошло, все проснулись и пошли в лес

Лежа на спине, в руках гимнастическая палка

Выполнить перемах двумя ногами через гимнастическую палку, затем выполнить обратное движение

Шли по лесу, перепрыгивали через поваленные деревья

Лежа на животе, в руках гимнастическая палка

Положить палку на нижний угол лопаток и выполнить обратное движение

Пробирались под ветками, искали грибы и ягоды

Стоя на одной ноге

Руки вверх, другую ногу согнуть, стопу поставить на голень или бедро опорной ноги (самовытяжение). При выполнении упражнения возможен вариант: при словах «ветер подул» кистями рук выполняется имитация колыхания листьев

10-15сек. на каждой ноге

Дерево растет, тянется веточками к солнцу (ребенок может проявить фантазию и назвать то дерево, которое изображает; возможен вопрос от инструктора: «Какое дерево растет?»)

Сидя на пятках

Руки в стороны на уровне плеч

Птичка летит на дерево собирать тлю (фантазия на тему «какая птичка летит»)

Лежа на спине, руки вдоль туловища

Проползти на спине вниз до конца полотенца и обратно

Гусеница ползет по ветке дерева за зеленым листиком (вишенкой, яблоком, сливой); при словах «птичка летит» вернуться обратно

Лежа на спине

Поднять вверх сомкнутые ноги, нарисовать и разукрасить то, что несла гусеница

Уместны вопросы к группе:«Что рисуете? Какого цвета? Быстро ли ползла гусеница?»

Лежа на спине

Прогнуться, упор на лопатках, ноги прямые

4-5 раз по 5 сек.

Гусеница тянется

Лежа на животе, в руках мяч

Передача мяча перед собой и за спиной по кругу

До утомления

Колобок бежал по тропинке (вме сте с детьми вспомнить сказку о колобке)

Лежа на спине, в руках мяч

Сесть, положить мяч на сомкнутые голени, лечь, поднять ноги и поймать скатывающийся мяч

Колобок спускается с горки

Лежа на спине

Принять упор на лопатках

До утомления

Мост через ручей, под мостом ежик проходил, кактус оставил. Лиса пробежала и спросила у моста: «Мостик, мостик, не видел ли ты ежика?» (Ответ может быть любым.)

Лежа на животе

Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола

5 раз по 5 сек.

Лодочка поплыла через ручеек, в ней была кошка

Упор на коленях

Прогнуться и выгнуться

Кошка сердитая и добрая

Лежа на животе

Сгибание и разгибание рук с касанием плечевого сустава

Кошка когти выпускала

Лежа на животе

Плавательные движения руками

До утомления

Помогли кошке перебраться на другой берег? - положительный ответ, а теперь плывем обратно. Прошел сильный дождь, ручей стал быстрой глубокой речкой. Наступает вечер, солнце заходит за горизонт, мама ждет нас на другом берегу, стоит с фонариком. Если ребенок касается пола руками,то можно задать вопрос: « Кто по дну ползет?»

Лежа на животе, руки и ноги сомкнуты на полу

1. поднять сомкнутые конечности;
2. развести конечности в противопо
ложные стороны;
3. сомкнуть конечности;
4. принять исходное положение

5-7 циклов

Наступила ночь, на небе засияла звезда

В качестве отдыха - сидя, гимнастика для пальцев (мелкая моторика): собака лает, пеликан клюв открывает, ножницы, кто-то ручкой машет. Выполнять обеими руками. Нерабочая рука может помогать руке, выполняющей упражнения

Лежа на животе

Руки в «замок» за головой, поднять туловище, руки развести до предела

3-4 раза, по 5 сек.

Сова полетела на охоту

Лежа на животе

Руки в «замок» за спиной, поднять туловище

3-4 раза, по 5 сек.

Лиса выглядывала из травы

На носочках

1 круг по залу

Мышка крадется, чтобы лисичка не поймала

На пятках

1 круг по залу

Мышка через лужицу переходит

Лежа на животе или на спине.

Схватиться за края скамейки руками и ползти, работая только руками

2 раза на животе, 2 раза на спине

Червячок ползет по норке, спать собирается

Свободное время: прыжки на фитболе, броски мяча в баскетбольное кольцо, попытка научиться прыгать через скакалку, занятия на велотренажере

Словесное сопровождение должно быть доброжелательным и эмоционально красочным.

Данный подход позволяет повысить эффективность и продолжительность выполняемых упражнений. Нам удается увеличивать продолжительность процедуры до 30-40 минут без появления признаков утомления ЦНС у ребенка. Данный подход позволяет строить занятия и для детей с синдромом дефицита внимания - как с гиперактивностью, так и с гипоактивностью (инертный тип). Врач ЛФК, инструктор для использования данной системы должны сочетать в себе профессиональные навыки психолога и педагога. Многое зависит от таланта и увлеченности самого специалиста, его отношения к маленьким пациентам.